Потенциал действия Рецептор 15 глава




По большому счету политическая деятельность сводится к трем основным моментам. Первый момент. Политическая деятельность направлена на постановку принципиальных задач, определение глобальных, а так же близлежащих целей, которые должны быть достигнуты обществом и государством в определенно-заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют соотношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития. Второй момент. Политическая деятельность предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. При этом насколько нравственно и человечно окажется соотношение средств и целей, настолько развитие рассматриваемого общества соответствует нормам морали и требованиям общечеловеческих ценностей. Чем изощренней и безнравственней средства и цели политической деятельности, тем деструктивней внутренняя организация общества. Третий момент. Политическая деятельность непосредственно связана с необходимостью подбора и расстановки кадров, способных понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, как и применение инструментария политического руководства (системный анализ и т. п.), сами по себе еще не обеспечивают успеха политической деятельности. Успех политической деятельности, как и любой сферы деятельности, зависит от профессионализма кадров, от человеческого фактора. И здесь мы вновь, в который раз сталкивается с тем, что качество внутренней организации психики оказывает определяющее влияние на онтогенетическое становление личности. Чем выше уровень внутренней организации психики, тем полноценнее ее взаимодействие с внешней информационной средой. Тем соответственно выше способность проявления человеком своих потенциальных возможностей. Тем выше вероятность достижения им высоких профессиональных характеристик в любой сфере деятельности.

Таким образом, политическая сфера деятельности человеческого общества – это еще одна сфера деятельности, развитие которой осуществляется под непосредственным влиянием со стороны индивидуальных качеств личностей (политический деятелей), зависит от степени совершенства их внутреннего мира. Чем выше уровень развития психики, сознательной деятельности того или иного политического деятеля, тем выше качество, уровень совершенства политической деятельности данного государства. При этом нельзя сбрасывать со счетов фактор развития близкого политического окружения и социального общества в целом. Если все эти показатели, в среднем, превышают минимально допустимый уровень, то политическая деятельность данного политического объединения будет воплощаться в жизнь последовательно и целенаправленно, что в обязательном порядке скажется на конечном результате. А именно, на политической значимости данного социального объединения, на степени его политического влияния в мировом сообществе. В этом плане, я не вижу лучшего примера, чем Великобритания. Несмотря на свои незначительные территориальные размеры, степень и политического, и экономического влияния данного государства в мировом сообществе в течение многих веков остается на высоком уровне. «Сильное Отечество – это слава народа, униженное и поруганное – его горечь и срам, защита его – святой долг каждого гражданина» – вещие слова владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского [94].

ПЯТЫЙ. Важнейшие изменения на стадии Человека Эмоционального произошли в области религиозного мировоззрения. Изменился сам подход человека к религии. Если на стадии Человека Примитивного религия носила больше культовый характер, то уже на стадии Человека Эмоционального, по мере развития внутреннего абстрактного образа, она приобрела мировоззренческий характер. По своему существу религия является одним из видов идеалистического восприятия материального мира, отвергающего всесильность научного воззрения. В ее основе лежит вера в сверхъестественное, в существование Творца, который выступил первопричиной в организации материального мира.

На стадии Человека Примитивного объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, который древние люди наделяли сверхчувственными свойствами. Этот предмет получил название фетиш. Фетишизм, как первичная форма религиозного восприятия, непосредственно связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. На первой ступени стадии Человека Эмоционального, когда практически завершилось формирование бессознательного начала человека, религиозное восприятие древних людей перешло на новый уровень совершенства. Приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа – «духов». Так возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный мир [84].

На второй ступени стадии Человека Эмоционального с возникновением раннего классового общества религиозное восприятие начинает тесно переплетаться с этническими и политическими связями, установившимися между людьми. Таковыми являются существующие и поныне конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм. Чуть позже появляются мировые или наднациональные религии. Такие как буддизм (6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшей особенностью таких мировых религий как ислам и христианство является монотеизм – вера в единого Бога [84].

Религиозная сфера деятельности человеческого общества, как и все вышерассмотренные нами сферы деятельности непосредственно зависит от уровня совершенства психики. Анализируя исторический процесс, мы обнаруживаем, что с каждым великим переворотом в организации онтогенеза, который следовал за адекватными изменениями на уровне психики, происходил переворот и в религиозном представлении людей. Так, средневековой католицизм олицетворял собой феодальную разновидность христианства, в противовес которой с развитием капитализма возник протестантизм как буржуазная разновидность христианства. В свою очередь, и католицизм со 2-й половины девятнадцатого века становится на путь приспособления к условиям буржуазного общества [84].

Но с начала третьей ступени стадии Человека Эмоционального, с момента актуализации сознательного начала в человеке, все большее развитие получает процесс секуляризации – снижение влияния религии на человеческое общество. Начиная с эпохи Возрождения, происходит высвобождение из-под контроля религии различных сторон общественной и личной жизни. Особенно широкий размах этот процесс набирает в настоящее время, после проявления научно-технической революции, после организации устойчивой работы энергетического цикла сознания.

В настоящее время в отношении религиозных воззрений просматривается тенденция к крайностям. Или она сильно доминирует, или ею полностью пренебрегают. Меня часто упрекают в безбожии, особенно после выхода первой книги. Несколько отвлекаясь от темы, мне бы хотелось в двух словах высказать свое мнение о будущем этой сферы деятельности человека. Я категорически против полного пренебрежения религиозным влиянием. История России должна стать наглядным примером того, к чему приводит крайний атеизм взглядов. По моему мнению, религиозное воспитание формирует в глубинах внутреннего абстрактного образа устойчивые границы нашей совести. В настоящее время человечество вступает в такой период, когда на каждого человека будет возложена участь, принимать довольно весомые как для системы живого вещества, так и для системы разумного вещества, решения. И очень часто принятие ответственных решений связано с двоякостью ситуаций. Особенно, когда это касается материального вознаграждения. Из-за денег очень часто люди жертвуют священным, чего раньше, при доминировании религиозного воспитания они не делали. Так вот, когда мировоззрение человека основано на устойчивых религиозных идеалах, пусть на условной, но вере в некую силу, которая может тебя или наказать, или поощрить, то в глубинах мозга создается четко просматривающийся стереотип взглядов. Взглядов основанных на нравственных и духовных ценностях. И это выступает в роли внутреннего контроля над созидательной работой психики.

Таким образом, я выступаю против показательного «богопреклонения», когда церковь осыпают золотом подношений, благотворительностью. В свое время я столкнулся с тем фактом, что на благотворительные пожалования церковные деятели выстроили собственные дома, обзавелись мобильными телефонами (тогда еще по баснословным ценам) и купили три машины на церковь (это в провинциальном городке!). А директор местного интерната как-то в разговоре со мной обмолвился, что, перед Новым годом обратившись в церковь за помощью, на подарки детям, столкнулся с жестким отказом. И только после определенного давления через местные органы власти церковь выделила жалкие копейки, которых хватило лишь на покупку самых дешевых конфет. Где же в этом случае проповедуемое милосердие и навязчиво повторяемый церковью призыв делиться?

Этот пример окончательно утвердил меня в мысли, что религия – это нечто индивидуальное, сокровенное, внутреннее. Это критерий нашей совести. Мне, почему-то кажется, что христианство не устояло перед влиянием материальных ценностей. Оно продалось, тем самым безвозвратно опорочив себя и те нравственные ценности, которые оно лицемерно проповедует. Проповедуя одни принципы, принципы в которые хотелось бы верить, в повседневной жизни оно придерживается других принципов, порождая некую дуальность вероисповедания: веру для массы и веру для избранных. К избранным естественно относятся богатые люди, те, кто жертвует значительные суммы денег, позволяющих церкви проводить свою политику в жизнь. Но, заходя в церковь, мне до глубины души жаль и обидно за старых женщин, которые несут на алтарь последние деньги, отрывая их от себя, экономя на еде и на хлебе. Их обмануло государство, лишив гарантированной конституцией обеспеченной старости. У них осталось одно – вера в справедливость Бога. Но и здесь их обманывают, забирая копейки, а взамен отдавая лицемерное сочувствие.

По этому, я склоняюсь к мысли, что в будущем многие современные религии изживут себя, изживут как культово-обрядовые формы. Вера в Творца останется, но это будет скорее внутренней совестью, чем показной атрибутикой. Это станет внутренним Рубиконом, перешагнув который человек отрекается от своего прошлого, вступает на путь внутреннего саморазрушения. И понимание ответственности этого шага сделает поведение людей более устойчивым и прогнозируемым. Человек станет, дисциплинирован и ответственен, прямолинеен и искренен. А это в свою очередь адекватно положительно отразится на организации деятельности.

ШЕСТОЙ. На стадии Человека Эмоционального произошло формирование и развитие науки, как одной из сфер деятельности человеческого общества. Наука – это «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» [84 – С. 403]. Понятие наука включает в себя не только саму деятельность, направленную на формирование и развитие антропоинформационной базы*, но и результаты этой деятельности. Таким образом, научная деятельность представляет собой процесс, направленный на организацию антропоинформационной базы. Именно опираясь на эту условную информационную базу разумное вещество, развивающийся социум, организует полноценное взаимодействие с внешней материальной средой. Под ее непосредственным влиянием происходит формирование и развитие внутренней информационной базы психики субъектов, формирование и развитие индивидуальностей. Причем между антропоинформационной базой и формирующейся в ходе онтогенеза внутренней информационной базой существует прямая зависимость. Чем выше уровень знаний общества о состоянии внешней и внутренней материальной среды, тем полноценнее формирование внутренней информационной базы психики субъектов общества. Тем выше качество аналитической и синтетической работы энергетического цикла сознания, абстрактного мышления. И тем соответственно полноценней и продуктивней суммарная деятельность общества.

Непосредственные цели научной деятельности заключаются в описании, объяснении и предсказании процессов и явлений, происходящих в материальном мире. То есть в теоретическом отражении действительности. Научная деятельность напрямую связана с практикой. Для человеческого общества ценность представляют, прежде всего, те результаты научной деятельности, которые применимы на практике и влияют на качество и полноценность организации повседневной деятельности общества. В отличие от остальных видов деятельности, результат которых, как правило, известен заранее, научная деятельность направлена на расширение границ познаваемого. Она направлена на увеличение объема единой антропоинформационной базы, что ставит ее на одно из первых мест в суммарной деятельности человеческого общества. По своему содержанию – это практически единственная сфера деятельности, которая направлена на расширение масштабов взаимодействия разумного вещества с материальным миром. Она стоит во главе освоения человеком мира природы. По большому счету, все остальные сферы деятельности являются следствием научной деятельности и направлены на практическое воплощение тех результатов, которые были достигнуты в ходе творческой научно-исследовательской работы субъектов.

Сфера деятельности науки жестко ограничена стремлением к логически завершенным сциентическим композициям. Стремлением к максимально обобщенному объективному знанию. Именно этой определенностью научная деятельность, как способ освоения действительности, отличается от эстетического (художественного) способа, представителем которого является искусство.

Развитию науки свойственен аккумулятивный, накопительный характер. Конечным результатом научной деятельности является определенный продукт: научное исследование или открытие, которое в той или иной степени через практическую деятельность воплощается в повседневную жизнь. На каждом историческом этапе научная деятельность суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый полученный результат входит неотъемлемой частью в ее общий фонд – единую антропоинформационную базу. Таким образом, условная информационная база общества состоит из множества обобщенных уровней, которые не перечеркиваются последующими успехами познания, а лишь переосмысливаются и уточняются. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами [84].

В целом научная деятельность дифференцируется на три глобальных направления, по которым осуществляется информационное взаимодействие между системой разумного вещества, социумом, и внешним материальным миром. Это естественное, общественное и техническое направления научной деятельности, через которые общество взаимодействует с внешней информационной средой. Они отличаются между собой предметом изучения и методами изучения. Хотя следует отметить, что кардинального разграничения между ними не существует – целый ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. В целом, наука занимается комплексным изучением материального мира.

По своей направленности и степени влияния в научной деятельности выделяются знания фундаментальные и прикладные. К фундаментальным знаниям я отношу те результаты научной деятельности, которые раскрывают содержательную сторону основных явлений природы, материального мира. Если учесть тот факт, что материальный мир состоит из трех нам известных состояний материи, то фундаментальными следует считать следующие знания:

1. Знания, раскрывающие процесс формирования, развития и взаимодействия основных уровней системы косного вещества, которые являются причиной возникновения разнообразия неорганического мира. Это, по моему мнению, квантовый уровень косного вещества. Именно на этом уровне происходит деление материи на две формы: вещество и поля. Квантовый уровень лежит в основе организации и развития Вселенной. Все последующие уровни являются следствием эволюции квантового уровня.

2. Знания, раскрывающие процесс формирования, развития и взаимодействия основных уровней системы живого вещества. Так как живое вещество является качественно новым состоянием материи, взявшим начало из состояния косного вещества, то в плоскости существования живого вещества актуальность фундаментальных законов неорганического мира сохраняется. Доминирующее влияние на плоскость существования живого вещества, помимо основных законов косной материи, оказывают законы существования и развития основных уровней системы живого вещества – молекулярно-генетического уровня и онтогенетического. Именно эти уровни являются основными для системы живого вещества. Их развитие как следствие ведет к организации многообразия мира природы.

3. Знания, раскрывающие процесс формирования, развития и взаимодействия основных уровней системы разумного вещества. Фундаментальными законами для разумного вещества являются законы существования основных уровней косного и живого вещества (косного в меньшей степени), а также микро молекулярного уровня и уровня сознания. Именно эти уровни являются фундаментальными для человека и оказывают на организацию его деятельности самое активное влияние.

В научной деятельности выделяют эмпирические и теоретические уровни исследования и организации знания. Результатом эмпирических исследований становятся знания, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов. Весь тот фактический материал, который констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений, не раскрывая при этом их полного содержания, является результатом эмпирических исследований. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, которые часто имеют вероятностный характер. Теоретические исследования предполагают открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т. е. познания сущности явлений. Они часто систематизируют эмпирический материал и конструируют подобие логотипа – искусственной модели существования того или иного явления. Они создают полное представление об исследуемом предмете и явлении, предоставляя возможность прогнозировать дальнейшие этапы развития или протекания хода исследования или эксперимента. Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирического уровня [84].

СЕДЬМОЙ. Особым образом развитие психики отразилось на совершенстве духовного мира общества. Дело в том, что эволюция психики неразрывно связана с развитием экзистенциональной стороны человеческой деятельности. Континуальные свойства уровня сознания, утверждающие преобладание рационализма и практицизма, дополняются иррациональными характеристиками, которые не столько сглаживают прямолинейность воззрений. Их предназначение заключено в более существенном и важном моменте. Они формируют чувственное отношение субъекта к той или иной сфере деятельности, к тому или иному предмету или явлению. И это чувственное отношение является следствием развития духовного мира субъекта, проявлением работы внутреннего абстрактного образа.

Анализируя сущность человеческого бытия, приходишь к следующему выводу. Полноценное существование Человека Эмоционального не возможно без гармонично развитого духовного мира, без его весомой и необходимой поддержки. Можно сделать даже более категоричный вывод. Стадия Человека Эмоционального – это стадия преобладания духовного над умственным, иррационального над рациональным. Это связано, прежде всего, с еще довольно не совершенной работой уровня сознания, которая отражается на устойчивой активности сознательного начала.

Духовное начало в современном промежутке времени преобладает. По мере эволюции мозга, развития нервной системы, это преобладание идет на убыль. И, по всей видимости, на стадии Человека Разумного положение изменится. Духовное останется в подчинении разума. Не в том понимании, которое сразу напрашивается на вывод. Это будет гармоничное сосуществование под эгидой высокоразвитого разума.

А пока мы должны признать факт преобладания духовного мира, факт его весомой роли в образе жизни человеческого общества. И это преобладание духовного над разумным полностью оправдано. Дело в том, что духовное в данном случае, выполняет несколько основных функций. Первая функция состоит в ограничении потенциальных возможностей разума, процесса мышления. Духовный мир - это наша совесть, которая ограничивает деятельность, сдерживая ее в установленных рамках морали. И чем выше по уровню развития духовный мир человека, тем активнее и влиятельнее совесть, его внутренний ограничитель и «путеводитель» по жизни. Вторая функция духовного заключается в чувственном восприятии материального мира. Совершенство духовного мира выступает в роли второго способа постижения окружающей действительности. Причем эта тенденция влияния этого второго способа в повседневном образе жизни так же проходит в обратном порядке. А именно, чем ниже по уровню совершенства находится психика человека, тем влияние духовного (в данном случае интуитивного) весомее. А чем выше уровень развития психики, тем ниже активность проявления духовного начала. Потому что в этом случае компенсация происходит за счет совершенства разума, механизмов уровня сознания. На рисунке 16 схематично изображена зависимость духовного (иррационального) и научного способа познания материального мира от уровня развития психики.

Исходя из рисунка 16, мы видим, что чем выше уровень развития психики, тем меньше человек опирается на экзистенциональную сторону освоения действительности. Тем нагляднее преобладание в нем продуктивной работы сознания, процесса мышления над интуитивной стороной исследовательской деятельности. То есть в процессе эволюции сознание вбирает в себя ограничительные функции духовной стороны деятельности, представляя собой интеграцию интеллекта и духовности. Они как бы сливаются воедино, гармонично сосуществуя друг с другом.

 

 

психика
психика
психика
а) б) в)

 

 

 

 

 


1 2 1 2 1 2

 

матер. мир
матер. мир
матер. мир

 


Рис. 16. Зависимость духовного и научного способа познания материального мира от уровня совершенства психики. 1- духовный способ познания. 2 – научный способ познания. А – стадия Человека Примитивного, первая ступень стадии Человека Эмоционального. Б – вторая и частично третья ступень стадии Человека Эмоционального. В – конец третьей ступени стадии Человека Эмоционального, стадия Человека Разумного.

 

Поэтому, переходя к рассмотрению стадии Человека Разумного, хочется сразу рассеять предубеждение у читателя. Человек Разумный действительно воплощает в себе мощь интеллекта, доминирование сознания над всей деятельностью, онтогенетической активностью организма. Но это доминирование не переходит в механизм и инструментализм, не приобретает формы литературной «заученности». В работе сознания на стадии Человека Разумного воплощена интеграция интеллекта и духовности, жесткая дисциплина и возможность полноценного отдыха. Речь идет о полноценном самовыражении личности в онтогенезе.

 

Глава 5. Стадия выхода разумного вещества за границы материального объекта, его интенсивное проникновение во Вселенную. Стадия Человека Разумного.

Приступая к рассмотрению третьей стадии организации разумного вещества, мы вынуждены говорить о перспективе. Мы приступаем к анализу нашего будущего. Так сложилось в мировоззрении человеческого общества, что предвосхищение будущего считается делом неблагодарным и рискованным для репутации автора. В какой-то степени я согласен с этой точкой зрения. Любой прогноз – это ответственное действие, возлагающее на автора ответственность не только за влияние своих слов в настоящем, на существующее мировоззрение, но и за их влияние на будущие поколения. Так, в большинстве своем, прогнозы К. Маркса относительно развития промышленности и общества оказались ошибочными. И для нашего поколения они представляют всего лишь определенный этап в развитии политической экономики, экономике, как сфер наук. Но А. Камю в «Бунтующем человеке» [39] обвинил Маркса во всех последующих бедах, которые обрушились на человечество уже после смерти Маркса. По мнению Камю, революционные волнения, прокатившиеся по Европе в начале двадцатого столетия и стоившие обществу многие миллионы жизней, есть следствие прогрессирующего влияния идей Маркса на мировоззрение людей. Маркс выступил идолом последующих революций. И как невольный вдохновитель революций, он должен нести ответственность за содеянное учениками и последователями. Он виноват в том, что его «коммунистическое общество» восприняли как фетиш. Идеализировали и подняли как знамя. А что представляет собой «коммунистическое общество», каковы его основные принципы и характеристики Маркс четко не оговорил. И это упущение подхлестнуло фантазии всех его последователей.

Я согласен с Камю в том, что любой прогноз должен иметь жесткие границы допустимых предположений. Фантазии последователей или просто проходимцев в науке, должны жестко ограничиваться первоначальной авторской мыслью. Мысль прогнозирующего должна четко выделяться и не заключать в себе двусмысленности, тем самым, отмежевываясь от возможных «допущений и предположений». Этого у Маркса не было. И этого попытаюсь избежать я сам.

Свой прогноз относительно перспектив развития разумного вещества я буду строить на рассмотрении тенденции развития фундаментального уровня разумного вещества – уровня сознания. Я считаю, что именно здесь, в нейронных объединениях головного мозга скрыта основная причина всех онтогенетических изменений. По моему твердому убеждению весь ход развертывания цивилизации, как одной из стадий развития системы разумного вещества, берет начало и опирается на изменения произошедшие в нейронных структурах мозга и в частности, на уровне сознания. Если утрировать эту мысль, то можно сказать, что человек – это раб своего мозга. И чем ниже уровень организации психики, тем это рабство нагляднее и зависимее. Но чем уровень организации психики выше, тем меньше просматривается зависимость человека от «желаний» и потребностей своего мозга. Анализируя историю формирования и развития психики человека, обнаруживаешь четко просматривающуюся тенденцию. Психика, как доминирующая система, по мере развития нейронных объединений уровня сознания, все больше попадает под внутренний контроль, САМОКОНТРОЛЬ, осуществляющийся со стороны субъекта. Получается так, что в ходе эволюции человек все в большей степени овладевает богатейшими возможностями адекватно развивающейся психики и, используя их в повседневной деятельности, качественно совершенствует свой быт, свой образ жизни. Совершенство самого человека и совершенство социума происходит по мере развития психики. А развитие психики как раз и подразумевает в себе освоение человеком богатых возможностей мозга. Увеличение качества и продуктивности человеческой деятельности за счет освоения внутренних потенциальных возможностей разумного вещества.

С этой точки зрения следует рассматривать и историю человеческого общества. По большому счету история человеческого общества это не только перечень событий той или иной степени важности, или культурное наследие той или иной нации или народа. История человеческого общества – это степень освоения человеком потенциальных возможностей развивающегося разумного вещества. История человеческого общества – это перманентно увеличивающееся влияние субъекта на ход протекания психических процессов. Из бесконтрольного протекания они выходят на уровень жесткого контроля со стороны субъекта, личности. Бессознательное начало, взаимодействие психики с внешней информационной средой на уровне условных рефлексов, уступает место началу сознательному, когда большая часть деятельности осуществляется под контролем сознания. То есть происходит с разрешения, при непосредственном участии субъекта.

Именно по этой причине антропогенез на первых этапах своего развития представлял собой доминирующее влияние бессознательного начала. Большая часть деятельности человека до недалекого прошлого осуществлялась под непосредственным влиянием со стороны условных потребностей. Психика, ее бессознательное начало, диктовали человеку свои условия, и тот воплощал их в онтогенезе. Элементарные условные потребности в еде, быте, сексе и некоторые другие, в совокупности стимулировали весь ход развертывания истории нашего общества, истории цивилизации. И только в последнее время, когда работа уровня сознания приняла более менее устойчивые формы, когда сознательное начало стало периодически доминировать над бессознательным, история человеческого общества начала обращаться к другим ориентирам, я бы их назвал более цивилизованным.

И ведь действительно, пусть каждый из вас, уважаемый читатель, возьмет и совершит мысленный экскурс в нашу историю. Попытайтесь назвать хоть одно историческое событие, в основании которого не лежали три условные потребности: потребности в еде, сексе, быте, а так же потребности в материально наживе, и потребность просто в мирской славе? Я уверен, что вы с трудом припомните одно или два события, в основе которых лежали иные потребности. Например, потребность в познании, потребность в самовыражении и т. п. И этой дисгармонии, с современной точки зрения, можно найти несколько оправданий. Главное оправдание я вижу в том, что организация социума еще не достигла того этапа, который бы гарантировал полноценное проявление потребностей уровня сознания, потребностей сознательного начала. Лишь единицы могут позволить себе заняться полноценным самовыражением в онтогенезе, не заботясь о повседневных заботах и сложностях быта. Как правило, те, кто не имеет материальных проблем, не утруждают себя саморазвитием и изнуряющей творческой активностью. А те, кто готов посвятить себя этому, в настоящее время не благодарному занятию, испытывают материальные трудности и вынуждены тратить время на решение бытовых задач, вместо того, чтобы воплощать намеченные творческие планы в жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: