Потенциал действия Рецептор 19 глава




ВТОРОЙ ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХИКИ С МАТЕРИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ. Эволюционируя, разумное вещество достигло совершенства не только в организации нейронных структур мозга, но и во взаимодействии с внешней материальной средой. Направленность законов организации, развития и взаимодействия системы разумного вещества стимулировала любые позитивные изменения (мутации) на микро молекулярном уровне, обеспечивающие локализацию системы, уменьшение степени зависимости разумного вещества от других состояний материи. Именно этой направленностью и обусловлено развитие внутренних аккумулирующих свойств неонейронных организаций мозга. Работа развивающейся психики не могла оставаться в постоянной зависимости от влияния мира природы. Предопределяющая направленность законов системы разумного вещества не исключала вероятности того, что любая изоляция психики от внешней информационной среды приведет к асимметричности в организации и функциональной деятельности уровня сознания, к значительному снижению продуктивности его работы. Именно в связи с этой негативной предопределенностью, наряду с дальнейшим совершенством работы психики с афферентными сигналами, интенсивными темпами шло развитие нового направления в работе уровня сознания. Направления, которое освободило работу сознания от зависимости от стимулирующей энергии внешней биогенной среды. В ходе эволюции психика человека получила свой собственный, внутренний генерирующий источник - стимулирующую энергию слов и словосочетаний. Или иначе – генерирующие свойства внутренней речи. Перманентное влияние законов разумного вещества привело к расширению функциональных возможностей речевых центров. В ходе эволюции была организована прямая связь между речевыми центрами и ретикулярной формацией, которая привела к увеличению энергоемкости синтезирующих и дифференцирующих возможностей речевых центров. Если до этого исторического момента производительность работы речевых центров, а соответственно кодирующие и декодирующие возможности слов и словосочетаний в большинстве своем зависели от энергии афферента, то с момента актуализации связи:

 

речевые центры ретикулярная формация речевые центры 2

 

в которой первичная энергия слов и словосочетаний за счет стимулирующей энергии ретикулярной формации достигала более высокого энергетического значения, на слова и словосочетания была возложена новая глобальная функция. Они стали выступать в роли внутренних стимулов-раздражителей. Психике уже не требовалась первичная энергия афферента (стимулирующее влияние внешней информационной среды) для активации работы энергетического цикла сознания. Ее взяли на себя речевые центры. Роль внешней материальной среды в работе психики на стадии Человека Эмоционального значительно снизилась и стала ограничиваться исключительно рамками информационного подспорья. Зато слова и словосочетания за счет генерирующей работы внутренней речи стали выполнять двойственную функцию: кодирующую и декодирующую, а так же функцию внутренних стимулов-раздражителей.

Этот кардинальный эволюционный шаг в реорганизации работы психики привел к допустимости второго вида взаимодействия внутренней психической среды с внешней информационной базой, что, прежде всего, отразилось на состоянии отношений в системе «человек-природа». Если первый вид взаимодействия психики с материальной средой основывался на активном влиянии афферентной стимуляции и ставил человека в определенную зависимость перед влиянием внешней информационной среды и мира природы в частности, то второй вид от этой зависимости освобождал. Второй вид взаимодействия психики с информационной средой впервые основывался исключительно на возможностях психического начала, на континуальных свойствах неонейронных структур, независимых от диктующего влияния законов мира природы. Это было сугубо индивидуальное образование системы разумного вещества, которое открыло новую страницу в истории взаимодействия формирующегося человеческого общества и системы живого вещества. С этого исторического момента развитие общества стало осуществляться исключительно под непосредственным воздействием законов организации и развития системы разумного вещества, игнорируя ранее весомое влияние законов мира природы. Между формирующимся социумом и природой наглядней стало просматриваться противоречие, а по большому счету - антагонизм. В системе «человек-природа» все чаще стали проявлять себя кризисные явления: человек стал пренебрегать границами и внутренней взаимозависимостью биогеоценозов, начал использовать для своих целей энергетику природы, для более быстрого и качественного строительства социума превратил мир природы в подневольную сырьевую базу.

Организация второго вида взаимодействия стало следствием кардинального изменения работы психики с внешней информационной средой. Причем это выражалось не только в развитии уровня сознания и доминирования континуального взаимодействия психики с информацией. Изменилось качество самой информации, используемой в работе уровня сознания, и соответственно при втором виде взаимодействия психики с внешней информационной средой. Речь впервые пошла не об условной информации, а о приоритете ассоциативной информации. Работа уровня сознания основывается на активности преимущественно ассоциативной информации. Следовательно, второй вид взаимодействия психики с информационной средой заключает в себе доминирование ассоциативной информации над условной, и тем более безусловной информацией.

Условно-рефлекторная деятельность микро молекулярного уровня не обеспечивала той полноты взаимодействия психики и материального мира, которая стала возможной при актуализации работы уровня сознания с ассоциативной информацией. Даже по самому качеству, объему информационных байтов, условная информация существенно уступает ассоциативной информации. Поэтому приоритет ассоциативной информации в нейронном комплексе головного мозга, с одной стороны, уменьшил спрос на условно-рефлекторную деятельность микро молекулярного уровня, с другой стороны, актуализировал работу нейронных объединений, специализирующихся на работе с ассоциативной информацией. Именно качественное превосходство ассоциативной информации над условной информацией стимулировало развитие нейронных объединений уровня сознания и явилось следствием формирования и развития самого уровня сознания.

Второй вид взаимодействия психики с внешней информационной средой впервые раскрывает громаднейший потенциал человеческого мозга и системы разумного вещества в целом. Он ни чем не сравним с пассивным «созерцанием» мира на уровне бессознательного начала, который доминирует в культуре Востока. Это новый качественный уровень в работе психики. Он требует гораздо большей концентрации энергии и возможностей мозга для умственной работы, чем та же работа подсознания. Второй вид взаимодействия психики с информационной средой – это максимальная концентрация энергетических возможностей и мозга, и организма, для достижения совершенства в творческой самореализации, в увеличении продуктивности умственного труда.

Второй вид взаимодействия психики включает в себя и высокий потенциал молекулярно-генетического уровня, и потенциал микро молекулярного уровня, и к тому же континуальные свойства уровня сознания. Тогда как работа подсознания интегрирует энергетические потенциалы только молекулярно-генетического уровня и микро молекулярного уровня. Поэтому продуктивность сознательной деятельности намного превосходит продуктивность деятельности бессознательной. К тому же вероятность привлечения дополнительных энергетических потенциалов из системы живого вещества у сознательной деятельности гораздо выше, чем в результате деятельности бессознательной.

Организация второго вида взаимодействия была невозможна до момента формирования общественных отношений, возникновения полноценной социальной среды существования - социума. Вот где сыграла свою роль социализация человеческого бытия. Человек Эмоциональный - это существо исключительно социальное. Развитие его социальной сущности было предопределено направленностью законов развития системы разумного вещества. Стремлением человеческого общества к автономному существованию, к уменьшению влияния со стороны жестких и бескомпромиссных законов природы. Вне социального устройства общества была невозможна организация полноценной внутренней информационной базы, формирование внутреннего абстрактного образа. Ведь если в основание информационной базы микро молекулярного уровня закладывалась наследственная информация, группа безусловных и условных рефлексов, то есть рациональная информация, обеспечивающая полноценное первичное взаимодействие психики и материальной среды, то в основание уровня сознания закладывалась ассоциативная информация. В основание формирующегося внутреннего абстрактного образа ложились уже сугубо экзистенциональные, присущие исключительно человеческому бытию, развитию социальной структуры общества данные, далекие от рационализма естественной среды.

Внутренний абстрактный образ - это интеграция основных иррациональных ценностей общества: материально-экономических, социальных, политических и духовных. Тенденция дифференциации деятельности Человека Эмоционального на четыре основных сферы нашла свое отражение и в формировании каркаса внутреннего абстрактного образа, зеркально отразив в нем свои особенности. Как и внутренняя информационная база психики в целом, внутренний абстрактный образ - это не пассивное и не стационарное хранилище информации. Это динамичный, перманентно развивающийся механизм, по мере эволюции разумного вещества все менее зависимый от влияния мира природы. Наряду с внутренней информационной базой, внутренний абстрактный образ призван обеспечить самостоятельную работу психики максимально независимую от влияния внешнего материального мира.

Второй вид взаимодействия психики с информационной средой основывается на "трех китах": на континуальных свойствах уровня сознания, на приоритетной работе с ассоциативной информацией и на организации единой внутренней информационной базы психики. Благодаря этим трем кардинальным нововведениям работа головного мозга приняла качественно новый оборот. Прежде всего, резко снизилась зависимость психики от энергетического воздействия внешней информационной среды. Роль афферента взяли на себя слова и словосочетания (внутренняя речь). Дальше, выступив в роли внутренних стимулов-раздражителей, слова и словосочетания кардинально изменили и структуру организации многих нейронных объединений головного мозга, пере подчинив их влиянию и контролю психики, тем самым, ограничив влияние внешней материальной среды. Таким образом, психика как основная структура разумного вещества достигла еще большей степени влияния на организм. Доминирование психического начала над биологическим стало безоговорочным. И как следствие возросла продуктивность сознательной деятельности. Увеличилось количество и качество продуктов умственного труда.

Второй вид взаимодействия психики с материальной средой повлек за собой возможность развития творческого потенциала человека. Человек Эмоциональный начал не просто реагировать на внешние стимулы-раздражители, он стал осуществлять творческую деятельность, модулируя информацию, комбинируя ее. В результате этой модуляции зарождалось и развивалось духовное начало Человека Эмоционального, его чувственная, нравственная сущность. Для Человека Примитивного духовность, а тем более нравственность - это нечто исключительное и недоступное пониманию, потому что это не отражательные свойства психики, а созерцательные. Через сформировавшийся внутренний духовный мир человек созерцает природу, определяет свое отношение к ней. Для стадии Человека Примитивного не жесткость материальной среды препятствовала развитию духовного мира, а внутреннее несовершенство психики. Не человек не был готов к высококультурному развитию, а нейроструктуры его головного мозга были на недостаточно высоком уровне совершенства. Именно по этой причине культурное наследие Человека Примитивного так примитивно и утилитарно. Внутренний потенциал мозга не позволял Человеку Примитивному вести широкомасштабную творческую деятельность.

Таким образом, мы закончили рассмотрение двух видов взаимодействия психики с внешней информационной средой. Схематично резюмируем сказанное. Первое, в истории развития разумного вещества наглядно проявили себя два основных вида взаимодействия психики и внешней информационной среды. Это взаимодействие на уровне подсознания, или на основе бессознательного начала. И взаимодействие на уровне сознания, на основе сознательного начала человека. Второе, первый вид взаимодействия психики с внешней информационной средой характеризуется следующими особенностями:

1. Работой микро молекулярного энергетического уровня;

2. Дискретно-континуальными свойствами микро молекулярного уровня;

3. Приоритетом условно-рефлекторной деятельности нервной системы;

4. Комплексной работой подсознания;

5. Приоритетом условной информации над безусловной информацией;

6. Активностью бессознательного начала человеческой психики;

7. Доминирующим влиянием внешней афферентной стимуляции.

Третье, второй вид взаимодействия психики и информационной среды характеризуется следующими показателями:

1. Работой энергетического цикла сознания;

2. Континуальными свойствами уровня сознания;

3. Приоритетом сознательной деятельности над деятельностью бессознательной;

4. Приоритетом ассоциативной информации над условной и безусловной информацией;

5. Доминирующим влиянием внутренних стимулов-раздражителей над внешними афферентами. В роли внутренних стимулов-раздражителей выступили слова и словосочетания. В основе работы внутренних стимулов-раздражителей лежат генерирующие свойства внутренней речи;

6. Активностью сознательного начала человека.

Четвертое, стадия Человека Разумного, организация техно уровня, приведет к формированию и развитию третьего вида взаимодействия психики и информационной среды. Но это будет чересчур далекое будущее, краткий прогноз которого мы дали в предыдущей главе.

 

 

Глава 7. Логотип третьей когнитивной плоскости.

 

 

ЧЕЛОВЕК ПРИМИТИВНЫЙ.

 

(Первая стадия развития человеческого общества).

 

 

Временной период: начало стадии - около 2 млн.

лет назад

конец стадии - около 5 тыс.

лет назад

 

 

Дифференцируется на три ступени:

 

 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

(эпоха палеолита)

 

 

  №                                 Микро молекулярный уровень   Эволюция молекулярно-генетического уровня с акцентом на совершенстве нейронных объединений работающих с условной информацией.     Начало формирования нейронных объединений памяти (особенно блока долговременной памяти), речевых центров: Брока, Вернике, зрительно-речевого центра. Первые этапы реорганизации работы ретикулярной формации, таламуса и др. нейронных механизмов, связанных с энергетичес-ким воздействием афферентных и эфферентных сигналов.   Развитие внутренней структуры нейронов головного мозга, особенно в зоне лобных долей.   Развитие центростремительных и центробежных нервов с уклоном к увеличению качества передачи импульсов, идущих от внешних стимулов-раздражителей к мозгу и от мозга к исполнительным системам организма.   Начало поступления в организм химических веществ ранее не характерных для него, вызванное использованием жаренных и вареных продуктов питания, мяса. Вовлечение этих химических элементов в химическую среду организма.   Интенсивное развитие рецепторов. Дифференциация сенсорных центров, особенно зрительного и слухового, на нейронные объединения памяти и речевых центров.     Изменения в функциональной деятельности организма, усиление координирующих и регулирующих функций головного мозга     Четко просматривающаяся в антропогенезе тенденция реализации в биологическом организме направлен-ности эволюционного процесса к завершенности, к локализации системы от деструктивного влияния внешней материальной среды. Проявление принципа направленности эволюционного процесса. При формировании психики этот принцип нашел воплощение в двух основных направлениях развития нейронного комплекса головного мозга. 1. В развитии активного начала нового состояния материи – само активности организма, независимого от ограниченных возможностей наследственных программ. 2. В еще более тесном и качественном взаимодействии внутренней среды и внешнего материального мира. Именно эти два направления легли в основу диалектического развития микро молекулярного уровня, формирующейся системы разумного вещества.     Онтогенез   Расширение содержательности звуковых, интонационных знаков. Начало использования мимики и жестов в повседневном образе жизни. Развитие голосовых связок.   Начало использования огня. Осваивание пещерных убежищ, служивших убежищем от непогоды. Появление в позднем палеолите первых жилищ, сделанных из костей мамонта.   Изменение количественного и качественного состава пищи.     Анатомические изменения в организме, связанные с новыми требованиями, возлагаемыми на исполнительные органы мозгом. Это, прежде всего, касается рук, ног, позвоночника.     Начинающие просматриваться изменения в образе жизни питекантропов; постепенный отход от звериных инстинктов. Укрепление кровнородственных связей.     "Открывшаяся" потребность в использовании дополнительных исполнительных систем – орудий труда, которые Человек Примитивный находил в естественной среде (в мире природы) в готовом виде.     Изменения в сенсорном восприятии человеком материального мира. Явное преобладание в развитии зрительного сенсорного центра и частично слухового над развитием остальных сенсорных центров.   Вынужденные миграции, обога-щающие мозг качественно новой информацией о состоянии внешнего материального мира и об особенностях взаимодействия с ним. Актуализация охоты как безраздельно господствующего производства; развитие орудий труда связанных с нею.   Качественное развитие рефлек-сии. Увеличение спроса на условную информацию. Увеличение значения условной информации в образе жизни Человека Примитивного и ее усиливающееся влияние на развитие формирующихся неоструктур головного мозга.   Первые ручные рубила, изготовленные контрударной техникой (с помощью колотушек и отбойника). Первые составные орудия, изобретение рукоятки.

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

(эпоха мезолита)

 

 

  №                                   Микро молекулярный уровень Развитие речевых центров. При этом надо иметь в виду, что речевые центры на тот промежуток времени не представляли собой единого интеграционного блока. Речь идет о развитии дифференцированных: слухоречевого центра Вернике, речедвигательного центра Брока и зрительно-речевого центра, которые не выполняли привычных для нашего периода времени функций. По большому счету, их нельзя еще называть речевыми центрами, так как буквенно-звуковое выражение мыслей (в привычном для нас понимании) появилась только на второй ступени стадии Человека Эмоционального.   Вовлечение поступающих в организм новых химических элементов в химические реакции. Становление химических соединений обеспечиваю-щих новые, нехарактерные для нейрона функции. Четко отслеживающаяся по онтогенетическим проявлениям направленность нейронов и нейронных объединений на работу преимущественно с условной информацией. Вытекающее из спроса на работу с условной информацией интенсивное развитие неонейронных объедине- ний: памяти (долговременной и кратковременной), речевых центров и некоторых других. Тенденция к интеграции формирую-щихся новых нейронных объединений и реорганизованных старых. Первичное формирование микро молекулярного энергетического уровня, основными нейронными объединениями которого выступили: нейронные объединения памяти (пока еще разделенные по сенсорным центрам); ретикулярная формация; речевые центры (дифференцирован-ные на три составные части); таламус. Развитие интеграционных связей между дифференцированными частями сенсорных центров. Эволюционное стремление к созданию внутренней информационной базы и единого нейронного комплекса – микро молекулярного уровня. В основание этого комплекса закладывались дискретно-континуальные свойства микро молекулярного энергетического цикла.   Совершенствование рефлексии. На основе достигшей определенного уровня совершенства безусловно-рефлекторной деятельности произошло формирование и развитие условно-рефлекторной работы головного мозга. Совершенствуется структура рецепторов, центробежных и центростремительных нервов, сенсорных центров. В Человеке Примитивном организация безусловно-рефлекторной деятельнос- ти достигла своего наивысшего совершенства. К такому же совершенству было направлено и развитие условно-рефлекторной деятельности.   Появление ассоциативной информа-ции, полученной в результате пока еще периодически проявляющейся модулирующей работы микро молекулярного энергетического уровня.   Вследствие тенденции к ассимиляции социальных групп мезолитических семей, расширившиеся мутационные процессы на уровне генотипа.     Формирование в коре головного мозга нейронных объединений, в основе которых был заложен кардинально новый принцип работы с информационной средой. Переход от дискретно-вещественного взаимодейс-твия мозга с внешним материальным миром к дискретно-континуальному взаимодействию.   Онтогенез Настойчивые попытки выхода Человека Примитивного из-под диктующего влияния законов природы. Направленность образа жизни гоминид к решению актуальных потребностей, особенно в еде. Удовлетворение этих потребностей за счет открывшихся потенциальных возможностей при работе с условной информацией.     Социальную структуру общества составляли парные семьи или объединения двух-трех парных семей в малые роды.   Усложнение охоты в мезолите. Кризис этой формы производства из-за нехватки дичи. Вытекающее совершенствование приемов охоты.   Более высокая по уровню развития организация быта. В мезолите изготовлялись "предшественники" глиняной посуды - глиняные вместилища, изготовленные на прутяной, сетчатой основе.   Совершенствование орудий труда. Первые попытки самостоятельного изготовления орудий труда. Широкое распространение процесса "доделывания" найденных в природе орудий до нужного "совершенства". Изготовление лука со стрелами. Распространение техники изготовления составных орудий из дерева или кости с кремнием.     Просматривающаяся тенденция к оседлости людей. Недостаточное количество мяса, а так же стремление к оседлости привели к первому "одомашниванию" животных: собаки и дикой свиньи. Это первый шаг к развитию животноводства.     Первые очаги возникновения и последующее развитие рыболовства и растениеводства. В мезолите значительно развивается и собирательство, принимающее усложненную форму заготовок природных даров впрок.   Предположительно в этот период ранее разрозненные анимистичес-кие представления оформились в систему верований, в примитивное религиозное мировоззрение.     Происходит резкая трансформация в области изобразительного искусства. Исчезают гравюра и скульптура. Сохранившиеся раскрашенные гальки свидетельст-вуют о крайней стилизации искусства, о проявлениях отвлеченных форм мышления.   Тенденция к объединению разрозненных парных семейств, и соответствующая ассимиляция людей с различным уровнем внутреннего совершенства, что привело: 1. к увеличению модули-рующих возможностей наследственности; 2. к развитию внутреннего и внешнего совершенства, как самого человека, так и его организаций.   Искусственное добывание огня.

 

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ.

(эпоха неолита).

 

 

  №                                 Микро молекулярный уровень   Локальное развитие трех речевых центров; тенденция к их интеграции; эпизодическое членение речи. Тенденция к формированию второй сигнальной системы, основанной на интеграционной работе трех речевых центров. Возникновение предшеству-ющего буквенно-звуковой речи – пиктографического письма с одноименной знаковой формой общения   Расширение интеграционных связей между дифференцированными частями бывших сенсорных центров, что создало условия для более интенсивного формирования внутренней информационной базы, комплексной работы неонейронных объединений с афферентной стимуляцией.   Перманентное развитие информационной базы мозга, связанное, главным образом, с формированием и дальнейшим развитием нейронных объединений памяти. В этот период времени началась дифференциация нейронного комплекса памяти на блок долговременной памяти и блок кратковременной памяти.   Дальнейшее комплексное развитие, как внутренних структур нейронов, так и нервной системы в целом. Осуществляется интенсивное развитие нейронных объединений головного мозга.   Формирование микро молекулярного энергетического уровня, в состав которого вошли новые нейронные организации: памяти и речевых центров, а так же реорганизованные ранние структуры мозга: ретикулярная формация и таламус. На ретикулярную формацию были возложены генерирующие функции, на таламус – распределительные, на речевые центры – распределитель-ные, кодирующие и декодирующие, на память – аккумулятивные функции. Весь этот механизм был направлен на работу с условной информацией, поступающей из внешнего материального мира.   Доминирование биологического начала над психическим началом, но при этом доля работы развивающейся психики значительно возросла.   Преобладание условно-рефлекторной деятельности над безусловно-рефлекторной. Вытекающее отсюда преобладание бессознательного поведения над инстинктивным. Произошло снижение значения наследственных программ, повышение спроса на программы условные, приобретенные в течение онтогенеза.   Формирование первого вида взаимодействия психики с внешней материальной средой.   Становление на уровне головного мозга энергетической системы с качественно новым дискретно-континуальным принципом работы. В этот период времени проявляется интенсивное развитие дискретно-континуального взаимодействия формирующейся психики (внутренней среды) и внешнего материального мира. Если на молекулярно-генетическом энергетическом уровне осуществлялась дискретно-корпускулярное взаимодействие простейшей психики с внешней информационной средой, то на микро молекулярном уровне это взаимодействие начало приобретать более совершенные черты – черты континуальности, энергетического взаимодействия внутренней и внешней информации на уровне биополя.   Эволюция разумного вещества вплотную подошла к качественно новой ступени в развитии человека - к возникновению речи и полноценной организации второй сигнальной системы на базе неонейронных объединений головного мозга. Именно эта особенность красной чертой разделяет Человека Примитивного и Человека Эмоционального.   Онтогенез   Переход от присвоения даров природы к сознательному их производству. Это выразилось в развитии, наряду с традиционными формами хозяйства – охотой, рыболовством и собирательством, скотоводства и земледелия.   Появление новых типов орудий труда (топоры, большие каменные ножи) и предметов вооружения (кремневые наконечники дротиков и копий с двусторонней обработкой и т. п.). Значительно усовершенс-твовалась техника их изготовления.   Возникновение новых способов обработки каменного сырья – шлифовка, сверление и распиловка.     Изобретение и распространение керамической посуды, с появлением которой впервые создались условия для приготовления достаточного количества вареной пищи и более надежного сохранения пищевых запасов.   Меньшая зависимость от влияния внешней материальной среды вела к росту численности населения. Структуру формирующегося социума составлял род и кровнородственная семья. В этот промежуток времени начинает просматриваться определенная специализация труда, основанная на интересах и условных потребностях первобытных людей, которая тут же отразилась на дифференциации формирующегося первобытнообщинного общества.     Просматривающаяся тенденция к усложнению религиозного представления первобытных людей, включение в поведение элементов анимизма, фетишизма, первобытной магии.   Полноценное развитие разумного вещества, выразившееся в наглядном уменьшении зависимости человека и социальной структуры им организуемой от влияния внешнего материального мира и в первую очередь, от мира природы.   Появление и повсеместное использование весла и лодки.     Если до этой ступени осуществлялся спрос на условную информацию, то с момента организации полноценной работы микро молекулярного уровня этот спрос перешел в потребность, а в последствии и в необходимость. От того насколько полно и качественно осуществлялось заполнение нейронных объединений мозга условной информацией, настолько совершенной была работа формирующейся высокоразвитой психики и, соответственно, организуемая Человеком Примитивным деятельность.     Возникновение и развитие положительных знаний о внешней материальной среде, изобразительного и прикладного искусства. Возникновение пиктографичес-кой письменности, представляю-щей собой схематический рисунок, непосредственно изображающий вещи, события и явления, о которых идет речь.   Начало мотыжного земледелия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: