Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинам www.vusnet.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru
Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.vusnet.ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите.
Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).
Ф. М Е Р И Н Г
Карл Маркс
История его жизни
МОСКВА Государственное издательство ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1957
P^W | 'пЯ | ||||
'■*.. | И'--. | 1 "*- | |||
V j | |||||
i i 1. | ia*\ |
Посвящае тся
Кларе Цеткин
наслед нице
марксистского
духа
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Книга «Карл Маркс. История его жизни» — один из крупных научных трудов Франца Меринга — видного деятеля германского и международного рабочего движения. Книга была издана в Германии в 1918 г.; на русском языке она впервые вышла в нашей стране в 1920 г.
|
В книге Ф. Меринга изложена история разработки Марксом, совместно с его соратником и другом Ф. Энгельсом, пролетарского мировоззрения — марксизма.
В биографии показана выдающаяся роль Маркса в создании и деятельности Союза коммунистов, по поручению которого Марксом вместе с Энгельсом была написана программа Союза «Манифест Коммунистической партии».
В книге нашла отражение, хотя и с некоторыми ошибками, история создания и деятельности I Интернационала, вдохновителем и идейным руководителем которого был Маркс.
Книга Ф. Меринга написана в основном с правильных, марксистских позиций, но в оценке Лас-саля, Швейцера, Бакунина и в анализе борьбы Маркса с ними, как с представителями мелкобуржуазного социализма и анархизма, и в некоторых других вопросах — Меринг допускает ряд принципиальных ошибок.
Критика допущенных Мерингом ошибок дана во вступительной статье, Настоящее издание выходит в заново проверенном переводе. В конце книги даются примечания автора с библиографией литературы, использованной им для написания биографии.
Настоящее издание снабжается научным аппаратом — указателями имен и прессы, а также подстрочными примечаниями справочного и пояснительного характера.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Книга «Карл Маркс. История его жизни» написана Францем Мерингом — выдающимся представителем левого крыла немецкой социал-демократии, одним из основателей Коммунистической партии Германии, соратником Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
Франц Меринг (1846—1919) хорошо знаком советскому читателю своими работами по истории Германии и немецкого рабочего движения, по истории марксизма и ряду других вопросов.
|
Огромной заслугой Меринга является его борьба на страницах социал-демократической печати против ревизионизма Бернштейна и других оппортунистов.
В. И. Ленин в 1908 г. охарактеризовал его как «человека, не только желающего, но и умеющего быть марксистом»1.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Меринг встретил восторженно. В открытом письме в «Правду» от имени группы «Спартак» он писал в июне 1918 г.: «Мы встретили весть о победе большевиков с чувством гордости, без всякой зависти, как нашу собственную победу»2. В целом ряде своих статей и брошюр Меринг, ополчаясь против злобной клеветы буржуазии и социал-шовинистов на Советскую Россию, выступил в защиту политики большевиков и Советского правительства, в защиту диктатуры пролетариата. Незадолго до смерти Меринг принял деятельное участие в основании Коммунистической партии Германии. Умер он в январе 1919 г. уже коммунистом.
Последние годы жизни Меринг посвятил созданию одного из своих самых значительных трудов — биографии Маркса, которая вышла под названием «Карл Маркс. История его жизни». Эта книга является венцом всего творчества Меринга,
См. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, стр. 340. «Правда», 13. VI. (3. V.) 1918 г., № 118.
8
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
итогом его многолетней исследовательской работы по истории марксизма.
Большим достоинством книги является тот факт, что жизнь и деятельность Маркса Меринг описывает в тесной связи со всеми важнейшими событиями международного рабочего движения. Он очень много внимания уделяет анализу произведений Маркса, показывая их место и значение в истории формирования и развития марксизма. Таким работам Маркса, как докторская диссертация, «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Манифест Коммунистической партии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал», посвящены целые разделы книги. Не ограничиваясь изложением содержания и анализом произведений Маркса, Меринг подробно освещает ту историческую обстановку, в которой они создавались, а также описывает историю опубликования важнейших произведений Маркса, показывая огромные трудности, которые приходилось ему преодолевать, чтобы напечатать свои работы.
|
Характеризуя величие Маркса, Меринг правильно указывает, что оно в значительной степени обусловливается неразрывным слиянием в Марксе человека мысли и человека дела, т. е. иными словами Меринг отмечает у Маркса наличие полного единства между теорией и практикой. В этой связи Меринг рисует Маркса не только величайшим мыслителем, создателем революционной теории, указавшей трудящимся массам путь к освобождению от капиталистического рабства, но также пламенным борцом и непосредственным руководителем международного рабочего движения. Меринг показывает роль Маркса в организации Союза коммунистов, его кипучую деятельность в период революции 1848— 1849 гг., его руководство I Интернационалом.
Одну из самых больших заслуг Маркса Меринг правильно видит в том, что Маркс явился создателем исторического материализма — науки о законах развития общества.
Большое внимание в своей книге Меринг уделяет деятельности Маркса как организатора и редактора ряда демократических периодических изданий, сыгравших огромную роль в истории революционно-демократического и рабочего движения. Меринг особо подчеркивает то большое значение, которое имела деятельность Маркса в качестве главного редактора «Новой рейнской газеты».
В книге Меринга получила яркое отражение также замечательная дружба между Марксом и Энгельсом, их творческое содружество как мыслителей и как революционных борцов. Меринг справедливо отмечает, что дружба Маркса и Энгельса «сделалась союзом, не имеющим себе подобного во всей истории» (стр. 261).
Меринг подчеркивает, что одной из характерных черт Маркса, как и Энгельса, является их большая самокритичность, уме-
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
9
ние признать допущенные ошибки и извлечь из них уроки. Он пишет: «Никогда, быть может, не было столь беспощадно искренних в самокритике политиков, как Маркс и Энгельс. Они были вполне свободны от того беспочвенного упорства, которое вопреки самому горькому разочарованию все же старается продолжить самообман, воображая, что оказалось бы правым, если бы то или иное случилось иначе, чем оно фактически произошло. Они были свободны также и от всякого дешевого мудрого отрицания, от всякого бесплодного пессимизма; они извлекали уроки из поражений, чтобы с усиленной энергией вновь приняться за подготовку победы» (стр. 218—219).
Меринг показывает беспримерную научную добросовестность Маркса, его огромную трудоспособность, его неиссякаемую творческую энергию, которая никогда не оставляла Маркса, несмотря на очень большие трудности и лишения, испытываемые им и его семьей. Он подчеркивает скромность Маркса, отсутствие у него какого-либо тщеславия, желания выставить себя на передний план.
Не ограничиваясь освещением лишь революционной и научной деятельности Маркса, Меринг показывает его также в кругу своей семьи и друзей. Со страниц книги перед нами встает человек с большим личным обаянием.
Необходимо также отметить, что биография Маркса написана прекрасным, художественным, образным языком.
Книга Ф. Меринга «К. Маркс» написана в основном с правильных, марксистских позиций, но в то же время она не свободна от ряда ошибочных положений, без учета которых у читателя может возникнуть неверное представление по целому ряду принципиальных вопросов истории и теории марксизма. Это объясняется прежде всего тем, что Меринг, принадлежа к левому крылу германской социал-демократии, в значительной степени разделял ошибки немецких левых, проистекавшие из их идеологической и организационной слабости. Как и другие немецкие левые, Меринг недооценивал роли революционной партии и революционной теории, проявляя иногда колебания между большевизмом и меньшевизмом, не понимал значения союза рабочего класса и крестьянства, как необходимого условия для победы пролетарской революции, боялся пойти на полный разрыв с оппортунистами из-за ложно понимаемой необходимости сохранения единства партии. В силу этого он не всегда был в состоянии правильно понять причины непримиримой борьбы Маркса со Стефаном Борном, Прудоном, Лассалем, Швейцером, Бакуниным и другими противниками марксизма.
Необходимо также учесть, что при написании настоящей книги Меринг не располагал многими документами и материалами, крайне важными для изучения истории марксизма и биографий
10
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
его основоположников. Эти документы и материалы, как, например, письма Маркса и Энгельса к Лассалю или переписка Лассаля с Бисмарком, стали известны лишь после смерти Меринга. Тем не менее большой заслугой Меринга является то, что он писал биографию Маркса, основываясь на детальном изучении всех тех произведений Маркса и Энгельса, которые ему были доступны. Во многих случаях Меринг останавливается в своей книге на тех произведениях Маркса, которые при жизни Меринга были мало известны.
Особо надо отметить, что Меринг в своей книге останавливается на таких ранних произведениях Маркса и Энгельса, как «Святое семейство» и «Немецкая идеология». Однако при анализе этих произведений Меринг допустил ряд ошибок, обусловленных тем, что он не был знаком со всеми фактами, сопровождавшими написание «Святого семейства», а «Немецкая идеология» — работа, похороненная оппортунистами и впервые опубликованная только в СССР в 1932 г., — не была полностью известна Мерингу; в частности, он не знал важнейшего ее раздела — «Людвиг Фейербах».
Меринг не совсем верно изображает обстановку, в которой эти работы появились: он преуменьшает опасность буржуазной и мелкобуржуазной идеологии младогегельянцев и так называемых «истинных социалистов» для рабочего движения и возникающей партии и, следовательно, важность борьбы с этой идеологией. Отсюда Меринг явно недооценивает значение как «Святого семейства», сыгравшего большую роль в преодолении взглядов младогегельянцев, так и «Немецкой идеологии», на основе которой Маркс и Энгельс, как известно, выступили затем с резкой и беспощадной критикой «истинных социалистов» (статьи в «Deutsche-Brusseler-Zeitung» и «Коммунистический манифест»).
Меринг не показал места «Немецкой идеологии» и в истории марксизма. Он не понял, что в «Немецкой идеологии» дана первая всесторонняя разработка нового мировоззрения, философское обоснование научного социализма.
Характеризуя в целом правильно события, связанные с революцией 1848—1849 гг., Меринг дает неверную оценку Стефану Борну, одному из ранних представителей реформизма в рабочем движении, игнорируя критику Борна Марксом и Энгельсом. Ленин отмечал, что говоря о недовольстве Маркса и Энгельса агитацией Борна, «Меринг выражается чересчур мягко и уклончиво»1
Наиболее серьезные ошибки Меринг допускает при оценке деятельности и значения Лассаля и при рассмотрении разногласий между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и Лассалем —
См. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 9, стр. 117.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
11
с другой1. Меринг глубоко ошибается при определении значения Лассаля, ставя его в один ряд с основоположниками научного коммунизма Марксом и Энгельсом. Нельзя согласиться с Мерин-гом, когда он утверждает, что Лассаль дорос «до высоты... мыслей» Маркса и Энгельса (стр. 273), что как революционер «он... одного ранга» с Марксом (стр. 335), что своими произведениями Лас-саль указал «путь к новой жизни сотням тысяч немецких рабочих» (стр. 331) и т. д. Далее, Меринг не был в состоянии понять подлинных причин борьбы Маркса и Энгельса с Лассалем. Как утверждает он, разногласия Маркса и Энгельса с Лассалем носили характер какого-то случайного недоразумения, не поддающегося доводам разума, и представляли собой «самую сложную психологическую проблему» (стр. 203). Он считал, что «недоверие» к Лассалю «возникало у Маркса по всякому случайному поводу» (стр. 302). Наконец, Меринг пришел к совершенно ошибочным выводам, что в опоре между Марксом и Лассалем прав был будто бы не Маркс, а Лассаль, и что Маркс, резко критикуя Лассаля, был якобы несправедлив к нему.
В действительности борьба Маркса и Энгельса против Лассаля и лассальянцев носила не случайный, а глубоко принципиальный характер и велась главным образом по вопросам программы, тактики и организации рабочего движения и по вопросу о путях воссоединения Германии. Маркс и Энгельс не могли мириться с тем, что Лассаль в своих агитационных сочинениях выступал с реформистской, оппортунистической программой, отвлекавшей рабочих от революционной борьбы за завоевание власти и толкавшей их на путь поддержки прусской монархии. Лассаль внушал рабочим, будто бы они могут добиться своего освобождения путем мирного преобразования прусского юнкерского государства в «свободное народное государство» посредством завоевания всеобщего избирательного права и организации производственных товариществ с государственной помощью (имелась в виду помощь со стороны прусского юнкерского государства). Эти программные положения Лассаля, в корне противоположные и враждебные марксизму, были включены в устав и положены в основу деятельности Всеобщего германского рабочего союза, президентом которого стал Лассаль.
Меринг неправильно освещает сущность расхождений между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и Лассалем — с другой, в отношении австро-итало-французской войны 1859 г., которую в то время принято было называть итальянской войной. Меринг говорит, что между Марксом (а также Энгельсом) и Лассалем по вопросу об итальянской войне будто бы не было «принципиаль-
1 Такие же ошибки Меринг допускает в ряде других работ, в частности в книге «История германской социал-демократии» и в комментариях к письмам Лассаля, адресованным Марксу и Энгельсу.
12
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ного разногласия в мнениях» (стр. 300) и что спорящие стороны якобы «ни в чем не расходились между собой, ни по национальному вопросу, ни по вопросу о революции» (стр. 300). Далее, Ме-ринг неверно утверждает, что «Лассаль по существу правильнее оценил «фактические предпосылки», чем Энгельс и Маркс» (стр. 300).
В действительности отношение основоположников марксизма — Маркса и Энгельса — и Лас-саля к итальянской войне было принципиально различным и отражало их диаметрально противоположные позиции по вопросу о путях объединения Германии. Маркс и Энгельс выступали за объединение Германии снизу, революционным путем, путем народной революции. Лассаль, не веря в революционные возможности масс, склонялся к поддержке планов объединения Германии сверху, династическим путем под главенством Пруссии.
Маркс и Энгельс были против развязывания династической войны в Европе, но, поскольку эта война началась, они стремились использовать ее в интересах революционного движения и превратить в народную революционную войну за объединение снизу и Германии и Италии, за коренные революционные преобразования в Европе.
Маркс и Энгельс справедливо считали, что одним из самых главных препятствий для объединения Германии и для успеха революционных национально-освободительных движений в Европе являлась в то время бонапартистская Франция, вступившая в тайный союз с царской Россией. Поэтому во время итальянской войны они от имени пролетарских революционеров призывали к тому, чтобы Пруссия и другие государства Германского союза выступили на стороне Австрии против империи Бонапарта. Маркс и Энгельс исходили из того, что выступление Пруссии и других государств Германского союза, которое в свою очередь повлекло бы за собой вмешательство со стороны царской России, вызовет революцию в Германии и ее объединение снизу, а также приведет в результате поражения бонапартистской Франции к революции в самой Франции; все это в свою очередь даст возможность также и итальянскому народу осуществить свое национальное воссоединение революционным путем.
Маркс и Энгельс считали, что даже независимо от того, удастся или не удастся толкнуть Пруссию на выступление, пролетарские революционеры должны были наряду с показом всей слабости прусского правительства — прежде всего разоблачать бонапартистский обман, разоблачать подлинные цели Наполеона III, прикрывавшего свою контрреволюционную политику мнимой защитой национальностей. «Игра эта (т. е. тактика пролетарских революционеров. — Б. К), — писал Маркс Лассалю 22 ноября 1859 г., осуждая его за поддержку бонапартизма, — была не так
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
13
уже трудна, так как к ней примкнули бы все представители революционной партии — от Мадзини до Луи Блана, Ледрю-Роллена и даже Прудона. Благодаря этому полемика против бонапартистского обмана не носила бы характера враждебного отношения к Италии или Франции»1.
Лассаль в противоположность Марксу и Энгельсу, выступая за нейтралитет Пруссии и других государств Германского союза и за поражение Австрии, лил воду на мельницу бонапартизма и тем самым препятствовал развитию революционного движения в Европе. В своем памфлете «Итальянская война и задачи Пруссии» Лассаль писал, что Наполеон III в Италии будто бы осуществляет «великое и справедливое, цивилизаторское и в высшей степени демократическое дело»2. В этом памфлете Лассаль по существу защищал план объединения Германии династическим путем под главенством монархической Пруссии, план, который он рекомендовал осуществить прусскому правительству, воспользовавшись затруднительным положением Австрии в войне. Тактика Ласса-ля ничего общего не имела с тактикой пролетарских революционеров. Маркс называл памфлет Лассаля «громадной ошибкой»3, а Энгельс назвал Лассаля «королевско-прусским придворным демократом»4.
Ленин указывал, что в оценке войны 1859 г. был прав Маркс, а не Лассаль. «Мы думаем, — писал Ленин, — что прав был (вопреки Мерингу) Маркс, а Лассаль был и тогда, как и в своих заигрываниях с Бисмарком, оппортунистом. Лассаль приспособлялся к победе Пруссии и Бисмарка, к отсутствию достаточной силы у демократических национальных движений Италии и Германии. Тем самым Лассаль шатался в сторону национально-либеральной рабочей политики. Маркс же поощрял, развивал самостоятельную, последовательно-демократическую, враждебную национально-либеральной трусости политику (вмешательство Пруссии против Наполеона в 1859 г. подтолкнуло бы народное движение в Германии). Лассаль поглядывал больше не вниз, а вверх, заглядывался на Бисмарка. ««Успех» Бисмарка нисколько не оправдывает оппортунизма Лассаля»5.
У Меринга, хотя и не совсем открыто, проскальзывает та мысль, что последующие события, связанные с объединением Германии, оправдали тактику Лассаля. «Лассаль стоял ближе к немецкой действительности и вернее судил о ней», — утверждает Меринг (стр. 337).
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXV, стр. 276.
Ferdinand Lassalle, Gesammelte Reden und Schriften. Bd. 1, Brl., 1919, S. 43.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXII, стр. 406.
Там же, стр. 508.
См. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 21, стр. 121.
14
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
С этим нельзя согласиться. Ленин указывал, что, хотя «Германия объединилась по-бисмарковски», «история оправдала Бабеля и Либкнехта», которые, как известно, руководствовались указаниями Маркса и Энгельса. «Только последовательно-демократическая и революционная тактика Бебеля и Либкнехта, только их «неуступчивость» национализму, только их непримиримость по отношению к объединению Германии и обновлению ее «сверху» помогли заложить прочный фундамент действительно социал-демократической рабочей партии. А дело шло тогда именно о фундаменте партии»1.
Окончательный разрыв Маркса с Лассалем произошел вскоре после их последнего свидания, состоявшегося в июле 1862 г. Во время этого свидания Маркс заявил Лассалю, что они политически решительно ни в чем не сходятся, кроме некоторых весьма отдаленных конечных целей2. Полностью убедившись во время этой встречи, что программа и тактика Лассаля ничего общего не имеют с программой и тактикой подлинных пролетарских революционеров, Маркс прервал переписку с Лассалем. В письме к Кугельману от 23 февраля 1865 г. Маркс следующим образом объясняет причины своего разрыва с Лассалем, суммируя их: «Во время его (Лассаля. — Б. К.) агитации наши отношения были прерваны: 1) вследствие его хвастливого самовоспевания, которое в то же время сочеталось у него с бесстыднейшим плагиатом моих и пр. сочинений, 2) потому что я считал его политическую тактику никуда не годной, У) потому что здесь в Лондоне, еще до начала его агитации я подробно разъяснил и «доказал» ему, что непосредственно социалистическое вмешательство «государству Пруссии» — это бессмыслица. В своих письмах ко мне (с 1848 по 1863 г.), как и при личных свиданиях со мной, он всегда объявлял себя сторонником представляемой мной партии. Но как только он убедился в Лондоне (в конце 1862 г.), что со мной ему не удастся вести свою игру, он решил выступить в качестве «рабочего диктатора» против меня и старой партии»3.
Раскрывая настоящую сущность программы и тактики Лассаля, Маркс и Энгельс показали, что идею производственных товариществ с государственной помощью Лассаль взял в самом неприкрытом виде у идеолога французского католического социализма Бюше, который выдвинул ее в 1843 г. в противовес подлинному рабочему движению во Франции, а лозунг всеобщего избирательного права заимствовал у чартистов, механически перенеся его из Англии в Германию. При этом Лассаль не учел, что условия в Англии и Германии в то время были раз-
См. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 19, стр. 265—266. См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIII, стр. 97. См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXV, стр. 438.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
15
личны и что в Германии — стране с преобладающим крестьянским населением и недостаточным уровнем классового сознания пролетариата — этот лозунг мог быть использован в реакционных целях, подобно тому как это произошло во Франции, где бонапартисты воспользовались всеобщим избирательным правом для прихода к власти. Маркс осуждал, конечно, не лозунг всеобщего избирательного права сам по себе, а общую политическую линию Лассаля и метод осуществления этого лозунга, который Лассаль, как будет показано ниже, пытался претворить в жизнь путем соглашения с Бисмарком.
Меринг не только ошибочно утверждает, что идею производственных товариществ с государственной помощью Лассаль взял из «Коммунистического манифеста» (стр. 333), но и стремится доказать, что Маркс будто и позднее, в период существования I Интернационала, выступал за создание таких товариществ (стр. 336). В подтверждение своих слов Меринг приводит цитату из написанного Марксом «Учредительного манифеста Международного Товарищества Рабочих», где действительно говорится о поддержке кооперативного труда национальными средствами1. Но Ме-ринг, по-видимому, не понял, что у Маркса речь идет не о буржуазном, а о пролетарском государстве.
Никак нельзя согласиться также и с таким заявлением Меринга, что «Лассаль строил свою агитацию на широком и прочном фундаменте классовой борьбы и ставил своей неизменной целью завоевание политической власти рабочим классом» (стр. 335) и что «Лассаль при всех своих теоретических промахах проводил по существу» политику Маркса (стр. 334). Меринг не был в состоянии понять, что лассальянство носило сектантский характер и ничего общего не имело с подлинной классовой борьбой пролетариата. Уже агитационные программные сочинения Лассаля, сущность которых приводилась выше, а также разработанный под его руководством устав Всеобщего германского рабочего союза дают полную возможность увидеть, что Лассаль, который всю жизнь оставался мелкобуржуазным социалистом и идеалистом-гегельянцем, был очень далек от понимания классовой борьбы. К тому же, в настоящее время имеются прямые доказательства, что Лассаль вступил в непосредственное соглашение с Бисмарком и тем самым совершил объективно измену рабочему движению в интересах прусского юнкерства. Маркс и Энгельс еще при жизни Лассаля догадывались о его связях с Бисмарком, резко осуждая его за это. После смерти Лассаля некоторые заявления графини Гацфельдт, а также сведения, полученные из других источников, совершенно твердо убедили Маркса
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения в двух томах, т. I, 1955, стр. 342.
16
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
и Энгельса в наличии такой связи. В цитируемом выше письме Кугельману Маркс отмечал, что Лассаль «заключил форменный договор с Бисмарком» и что «на деле Лассаль изменил партии»1. О том же писал Энгельс Вейдемейеру 10 марта 1865 г.2
Меринг категорически отрицает наличие союза между Лассалем и Бисмарком. «Трудно понять, — пишет Меринг, — каким образом Маркс, Энгельс и Либкнехт, которые все знали Лассаля.., поверили басням графини Гацфельдт»3 (стр. 357).
Однако после смерти Меринга, в 1928 г., была обнаружена переписка между Бисмарком и Лас-салем, которая целиком и полностью подтверждает, что правы были Маркс и Энгельс, а не Ме-ринг и что действительно Лассаль оказался в союзе с Бисмарком. Из переписки Лассаля с Бисмарком явствует, что в период 1863—1864 гг. между ними состоялось несколько встреч. Во время этих переговоров Лассаль добивался от Бисмарка согласия на введение всеобщего избирательного права и содействия в организации производственных товариществ с государственной помощью. В ответ на неопределенные обещания Бисмарка действовать в этом направлении Лассаль со своей стороны обещал поддерживать Бисмарка во время избирательной кампании в его борьбе против прогрессистской партии, объединявшей либеральную буржуазию. Таким образом, Лассаль вступил на скользкий путь односторонней борьбы с либералами, не только не сопровождавшейся борьбой против главного оплота реакции в Германии — прусского юнкерства, против которого и нужно было направить главный удар, а, наоборот, лишь способствовавшей укреплению прусского юнкерского государства.
Более того, в одном из своих писем Бисмарку Лассаль прямо заверял его в полной лояльности лассальянской партии по отношению к прусской монархии. Лассаль писал Бисмарку, что «рабочее сословие было бы склонно... видеть в короне естественного носителя социальной диктатуры.., если бы корона, со своей стороны, когда-либо могла решиться на, конечно, весьма маловероятный шаг, а именно, если бы она пошла воистину революционным и национальным путем и превратилась из монархии привилегированных сословий в социальную и революционную монархию»4.