СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 4 глава




СКЛЯП

 

Малороссийская игра, употребляемая, однако, во многих местах России. Скляп есть деревянный отрубок, с одного конца заостренный, а с другого плоский. Заостренным вбивают слегка в землю; потом игроки бросают свои палки от скляпа, и где улягутся, оттуда начинают бить. Обыкновенно бьет первым тот, чья палка ляжет далее. Сбивший скляп ставит его на том месте, где он упадет. Случается, что товарищу достается бить с такого дальнего места, что он едва может добросить до него свою палку. Все искусство здесь состоит в том, чтобы сбить издали.

КЕГЛИ

 

Ставят на одной черте в один ряд несколько кеглей, только на ровном месте и даже на лугу; средний, самый высший, носит название короля, прочие — хлапов (слуг). С двух противоположных сторон становятся игроки на условленном расстоянии, называемом чертою игроков. Начинающий сбивать берет в руку шар, метит им в кегли и старается бросить так, чтобы не катаньем по земле, но ударом попасть и сбить. Если король выбьется за черту, противоположную игроку, то считают сто, а прочие — по десяти очков.

СКОПЕРДИН

 

Малороссийская игра. Два игрока садятся на землю и держат в руках по гибкой палке. Один из них сгибает палку и пускает ее по земле: она делает 'колесообразные прыжки, и чем далее, тем похвальнее для игрока: в этом обнаруживается особая ловкость и сноровка. Другой игрок так же пускает свою палку, и оба продолжают испытывать ловкость друг друга.

ЦУРКА

 

Малороссийская игра. Цуркою называется небольшая заостренная с обеих сторон палочка. Один из игроков, положив ее на землю, бьет с какого-нибудь края особой палкою. От искусного удара цурка летит вверх: тогда игроки не допускают ее падения на землю — подхватывают на лету палкой и бьют вверх. Если случится, что она от удара залетит далеко и противоположный игрок не успеет подхватить <ее> своим ударом, то с того места, откуда первый ударил, и до того места, где она упала, отсчитывается шагами местное расстояние, например: 200, 300 шагов и т. д., и потом начинает бить снова первый игрок, продолжая до первого промаха. Если он в продолжение своей игры выиграл, напр., 100 шагов, то его товарищ должен отыграть их. Во всякой игре весьма неприятно проигрывающему: его берет досада, и он старается всеми силами отыграться. И тут-то он проигрывает.

В цурку еще играют иначе. Очерчивают круг, который называется городком- посредине его вбивают колышек, называемый столбиком. Потом конаются двое; каждый из них Имеет свою половину игроков: одна половина становится подле городка, а другая отправляется в поле. Игроку подают цурку или, как говорят, гилит один из числа полевых: если первый промахнулся, то заступает его место другой, из той же половины; если все промахнутся, то лишаются игры, и все идут в поле, а бывшие в поле начинают бить цурку.

Бьющий цурку старается ударить высоко и далеко: стоящие в поле должны отбивать ее на лету в городок. Стоящий в городке должен отбить ее в свою очередь; и так продолжают отбивать ее друг к другу. Если находящиеся в поле не отобьют цурку на лету, то по крайней мере надобно попасть ею в столб. Стоящий в городке должен отбивать своей палкой, т. е. не допустить, чтобы цурка попала в столб. Попавший кто-либо из полевых идет со своей половиною в городок, а те, которые были в городке, идут в поле. Но когда стоящий в городке отобьет цурку, тогда меряют шагами от столба до упавшей цурки, и такое пространство шагов называется коном. Сколько оказалось конов, столько раз ездят городские на полевых от столба до цурки. Водитель горожан садится верхом на водителя полевых; за ним едут рядом горожане на других полевых.

Эта игра употребляется и между русскими.

РАЙ

 

Малороссийская игра. На земле чертят крест, который называется раем; вокруг рая или против рая выкапывают несколько десятков ямочек; между раем и ямочками делают большую яму, которая называется пеклом (адом). Играющий берет в руки нож и, взявшись за его острие, бросает в землю, чтобы он воткнулся, и всякий раз, как воткнется, он ставит в ямочку прутик или палочку и продолжает, пока не даст промаха. Если он попал 20 или 30 раз, то другой игрок должен отыграть это число и потом дойти до рая. Редко случается, чтобы игроки доходили до рая, Первому игроку случается, но второму предстоит много трудностей, потому что ему надобно отыграть первые ямочки. Когда второй игрок промахнется, тогда продолжает играть первый, засчитывая первые ямочки, и только он доходит до рая.

ТЫЧКА

 

Игра в рай напоминает нам игру ножом в тычку, от которой выдумана смерть царевича Дмитрия, но который умер, без сомнения, от рук злодеев; Осипа Волохова, Даниила Битяговского и Никиты Качалова. Взявшись за конец острия ножа, игрок бросает его на землю, чтобы он воткнулся в нее. Кто больше втычет острием, тот считает на другом игроке свои выигрыши; другой же игрок должен отыгрываться. Игра передается всякий раз после промахов; продолжают играть до усталости или откладывают отыгрыш до следующего раза.

Перечисленные здесь игры, как-то: скрагли, скляп, скопердин, цурка, кегли, рай и тычка, будучи весьма полезными занятиями для тела, заменяют гимнастические упражнения.

ЧЕКАРДА

 

Само название чекарда есть татарское, и игра эта перешла к нам от татар во время порабощения нашего. Игроки разделяются на две половины; избранные от двух половин копаются между собою. Половина, которой досталось по капанью повереного (так выражаются), становится к стене, и один из игроков упирается об стену своей головою; позади него становится другой, в таком же положении, как первый, исключая того, что он держит голову под мышкою первого, для предохранения ее от ушибов во время игры; за ним становится третий точно так же, а потом и все остальные. Составляющие другую половину прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась. Впрыгнувший последним ударяет три раза в ладони и кричит: «Чекарда, ярда!» Если из впрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают впрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второю. Кто промахнется из них, тогда теряется игра, и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доводит иногда до крайности: от вскакивании и соскакиваний надсаживают спину и бока, отчего долго не могут разогнуть их.

ГОРОДКИ

 

Ставят попарно бабки или пыжи в виде шестиугольника — это значит городить; в середине его три гнезда, которые называются сердцевиной или средовиной. Бабочный городок бьют свинцовым или чугунным битком. Если кто собьет городок, тот похваляется перед всеми, а если дотронется до средовины, то платить шестерней (по шесть бабок). Если по разбитии городка остается невредимою сердцевина, то остается в пользу домоседов — т. е. таких, которые при бросании жребия битком сделали ничку — биток, но только тот, который упал на левый бок. Плоцка и жиг дают право на игру. Плоцка значит — когда биток падает правой стороною, а жиг — когда спинкой.

В некоторых местах южной России и даже в северной ее полосе городком называют иногда сам пыж. Есть еще особая игра в городки, употребляемая в Смоленской губернии.

Втыкают в землю небольшую сучковатую палочку. Каждому сучку, от низа до верху, дают название городков, селений и деревень. Первому сучку всегда дают имя той деревни, где играют. Употребительнейшие названия, это: Королево, Тушино, Постоялый двор, Кабак. Москвою называют самый верхний сучок, а подле каждого Постоялого двора назначают Кабак. После готовят для себя по деревянному крючку, а одну палочку разрезают пополам, которую метают потом по жребию. Если две половинки палочки упадут на землю двумя плоскими боками, то играющий вешает крючок на первом сучке; если они снова лягут теми же боками, то крючок перевешивается сучком выше. Если лягут одна плоскою, а другая круглою или обе круглыми сторонами, то крючок остается на прежнем месте. И палочки бросает уже следующий. Таким образом, играющие, перевешивая свои крючки с сучка на сучок, доходят до Москвы и потом возвращаются домой, т. е. переходят к первому сучку снизу. Когда возвращающийся из Москвы встретится с едущим туда, то он дает ему дорогу, отодвигаясь от него сучком ниже: когда едущий в Москву догонит другого, туда же едущего, тогда он, посторонившись от него немного, перевешивает свой крючок ближе к Москве. Кто прежде других съездит в Москву и возвратится домой, тот делается царем-победителем, который наказывает отставших щелчками в ладонь или в лоб. Счет щелчков начинается от того сучка, на коем остановился каждый при возвращении победителя домой. После наказания возобновляется игра; начинает ее победитель-царь, за ним тот, кто отстал менее, и т. д.

Эти городки выражают то смутное состояние России, когда при удельной системе искатели московского престола спешили в Москву, объявляли себя властителями и торжествовали над своими соперниками, а эти соперники ниспровергали в свою очередь первых самовластителей. Игра в эти городки вошла в употребление, нет сомнений, по успокоении отечества нашего от волнений, должно думать не ранее половины XVII века.

КРЕГЛИ

 

Тонкие и круглые столбики вышиною не более в четыре вершка называются креглями. Для игры чертят два четырехугольника на расстоянии друг от друга в пятнадцать или двадцать шагов; между ними выкапывают небольшую ямку, называемую масло. По линиям четырехугольников ставят из креглей города, а именно: одну креглю кладут вдоль черты, наверху той крегли три: две рядом, а третью сверху; с одного конца ставят пятую, и это называется построение города. Играющие делятся на две половины: игрок первой половины бьет палкою в город противников, и если он выбьет из черты несколько креглей или хоть одну, то он переходит со своей половиною на масло и уже бьет оттуда остальные крегли. Бывает, что вся половина перебьет, а на масло никто не переходит, потому что никто не выбил из города крегли. Но когда тронут город из своего места, то играющие идут осматривать его: нет ли в нем лежащих на черте креглей. Если они повалились внутри черты, то называются лежнями. Та половина, которая выбьет город после, ищет противников от одного города к другому только один раз, а потому первая половина снова начинает игру. Во время игры появляются особые охотники, называемые козлами. Это те из них, которые не пристают ни к той, ни к другой стороне и бьют попеременно за них, приходя к ним на помощь. Это то же, что наемники, у коих честь там, где дают больше денег.

Выражение креглей есть нападение неприятелей на город, который отнимают попеременно друг у друга, и в это время появляются охотники и переметчики со всех сторон, получающие за свои услуги золото.

БУЙ

 

Буй по своей особенности весьма примечательная игра. Она ведется в Ярославле с незапамятных времен. Подобной забавы нигде не встречается в России, кроме ближайших к Ярославлю городов: Романа, Борисоглебска и Рыбинска, и в эти места, вероятно, перешла <она> из Ярославля.

Эта игра имеет поныне многих охотников из мещан и купечества. Летом в воскресный или праздничный день после обеда (в среднем сословии обедают в Ярославле в первом часу пополудни) играющие буем являются на место игры около трех часов пополудни в разных местах за городом, но большею частию на обширном лугу, за романо-борисоглебской заставою. Охотников собираются от 50 — 100 человек. Они разделяются на две половины поровну, на городских и зарецких; потом кидают жребий, которой половине чкать (бить) и которой водить. Но чтобы вернее дать понятие об этой игре, надобно сказать о принадлежащих к ней вещах: сучке, коровке и палке. Сучкa — деревянная четырехугольная плаха толщиною вершков шесть, длиною от пяти до шести четвертей: она сделана из бакаута или другого тяжеловесного и твердого дерева. В четверти аршина от одного конца находится небольшой покатый пригорок вышиною в дюйм. Коровкой называется вещь, сделанная из слонового зуба, величиною с голубиное яйцо или несколько более, весом от 8 — 10 золотников. Палки кленовые толщиною в полтора вершка, длиной от 4–5 четвертей. Эти вещи употребляются следующим Образом: кладут сучок на землю и к находящемуся на оном пригорке ставят коровку; один из игроков берет палку и, отступив несколько шагов, бросает с разбегу палку на сучок: она бьет по коровке и прижимает ее к пригорку, отчего коровка с визгом летит кверху и, описывая полукруг, падает за 50, а иногда за 100 сажен от сучка. Расстояние зависит от силы и верности удара и умения игрока. Правила игры и употребляемые при оной термины следующие: когда вынут жребий, которой половине чкать и которой водить, тогда первая остается у сучка и попеременно чкает коровку, а другая половина идет в поле водить — ловить и подавать улетающую туда коровку. Для этого становятся в разных местах, чтобы удобнее поймать и скорее перебросить коровку к сучку, ибо от проворства ловящих и от чкающих зависит их освобождение. Некоторые из водящих, особливо стоящие на местах, куда более улетает коровка, имеют на левой руке рукавицу, чтобы во время лова коровки не было больно руке. Если кто-то из чкающих сделает промах или чкнет ближе меты, называемой вышлой, или за вышлу, но не успеет поднять и принести палку к сучку (при хорошем ударе палка ложится далеко от сучка, а при слабом не улетает далеко), а между тем находящиеся в поле успеют перебросить чкнутую ими коровку к сучку, то промахнувшиеся не имеют права более чкать, а должны за все эти промахи вместо наказания сходить в поле до беглы, так называемой меры в 50 сажен от сучка, и оттуда во время хорошего удара, пока не перекинут из поля коровку, прибежать к сучку. Если кто-то не успеет прибежать и коровка будет переброшена прежде, в таком случае все чкающие лишаются права чкать и идут в поле водить, а водящие приходят чкать на их место. Случается, что все чкающие засядут, т. е. наделают промахов: тогда они отправляются в поле для беганья, и остается для их выкупа один, всегда лучший, игрок. Если он сделает промах или вычкает за вышлую, или, хотя чкает и далеко, но не успеют до подачи коровки обратно прибежать засевшие от беглой к сучку, или же сделает зачкдую, т. е. чкнет в сторону, куда также запрещено (с обеих сторон сделаны меты), то за все эти упущения чкающие должны идти водить, а водящий чкать до подобного же случая. Любопытно смотреть, когда засевших или бегальщиков накопится человек 50 или более, как они побегут при хорошем ударе что есть духу из поля от беглой и обратно к сучку. Игроки для легкости снимают с себя сюртуки или другое верхнее платье и сапоги. Если кто-то из них не может скоро бегать, то в таком случае просит кого-нибудь из игроков сбегать за себя. Это допускается тогда, когда он не имеет за собой подобной обязанности. Между тем водящие с необыкновенной скоростью и искусством ловят коровку на лету, перебрасывают ее друг к другу и всеми силами стараются как можно скорее докинуть ее до сучка и тем освободиться от неприятной и тяжелой должности водящих, т. е. подавальщиков. Во избежание споров, кто прежде достигнет черты, водящие оставляют у сучка из своей половины свидетеля, называемого забуйщиком., для надзора за справедливостью чкающих и полетами коровки.

Эта игра принадлежит к гимнастическим занятиям: в нее играют возмужалые, женатые и пожилые. Играют и дети, но только особо и в малом размере.

ПРИСТЕНОК

 

Эта игра, собственно, денежная, принадлежит к запрещенным и называется в иных местах орел и орлик. По праздничным дням рабочий и ремесленный народ, собравшись на улице, бросает вверх грош или пятак. Если он падает орлом, то его выигрыш; если противною стороной — проигрыш. Эта игра доводит многих до разорения, очень часто проигрывают свою одежду. Проигрывающие выходят из себя: заводят ссоры, драки и буйства.

Есть еще. игра другого рода в пристенок… Она состоит в том, что становятся несколько человек в один ряд около стены; разделяются на две половины, из коих одна старается выжать другую; доходит до того, что так сильно сжимают средних, что те кричат не своим голосом. Их давят, и одно спасение, когда успеют выскочить из середины. В этой забаве принимают участие и резвые девушки, только в своем круге; если же вмешаются в их круг мужчины, то со стороны молодежи происходят большие шалости.

ОРЛЯНКА

 

В некоторых местах доселе пристрастны к орлянке. Мечут медную монету вверх и угадывают, которой она упадет стороной: орлом ли, оборотной ли стороною, или плашмя? Угадавший выигрывает прозакладанные деньги или другие какие-либо вещи, которые состоят, по большей части, из оладьев, пирогов и голубей. Последними более всего играют в Калуге. Там во время торга собираются толпы людей и прозакладывают голубей лучших пород, как-то: турманов, мохноногих и бухарских. Есть там сословия, которые занимаются только разведением голубей.

КОСТИ ИЛИ ЗЕРНА

 

Игра в кости или зерна была в большом употреблении у греков и римлян. Неизвестно, в которое время она перешла к нам и составила азартную игру, от коей разорялись целые семейства. Кости делались продолговатыми, их бросали вверх, и если <они> падали белой стороною, это означало проигрыш [7]. Эта игра преследовалась взысканием денежной пени. Царь Михаил Федорович определил взыскивать с играющих в зерна по 2 рубля [8]. В царствование Алексея Михайловича и всех наших государей строго запрещалось играть в кости. В наше время она почти вышла из употребления, по крайней мере к ней уже не пристрастны. Если играют, то по деревням и небольшим городам, и большей частию не на деньги [9].

Пристенок, называющийся иначе орел или орлик, кости или зерна и орлянка выражают желание прибыли: на удачу, на счастие, а не умом и благородными трудами.

Зерна есть собственно азиатская игра: она была известна аравитянам, оттуда перешла в Персию, а оттуда в кипчакскую орду, которая, передав нам некоторые свои обычаи и одежды, ознакомила нас с этой игрою. При исследовании Сарая [10] были находимы мною зерна или кости с отметкою на них очков черной краскою.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ВЕРЕВКОЙ

 

Берут длинную веревку и подают охотникам, к коим немедленно пристают другие. Одна половина перетягивает другую, и кто кого перетянет, того взяла. Случается, что натянутая веревка рвется, и тогда вся половина, которая не устояла на ногах, падает друг на друга; с противной стороны происходит смех и радость, к досаде упавшей.

При перетягивании упираются ногами об землю как можно крепче, но никак не позволяют хвататься ни за стену, ни за столб, и т. п.

ГУСЕК

 

Им забавляются во всякое время не одни молодые, но и пожилые. Для этой игры покупают нарочно сделанную доску с проведенною на ней двойною извилистой чертою. По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница и числа. Перед игрой бросают кости, и кому достается их больше, тому ходить первым. Кто успеет поставить вперед шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед и назад. Прочие игроки, с меньшим числом очков, могут только ходить вперед и заходить на постоялый двор. Тут платят за постой, смотря по условию игры; кто зайдет в темницу, тот лишается игры. Выигрыш остается всегда на той стороне, кто дойдет до последнего знака.

Игра в гусек имеет некоторое сходство с шахматною.

ШАХМАТЫ

 

Эта игра известна с самых древних времен, и должно думать, что она перешла к нам от татар, кои без сомнения переняли ее от восточных жителей, ибо она есть собственно восточная игра. При исследовании мною Сарая я находил шахматные шашки из пальмового дерева.

Другие полагают, что игра в шахматы есть персидская, потому только, что она в Персии в большом употреблении. Иностранцы говорят, что наш народ проводил досужее время в этой игре, и она была столь любимою, что от простолюдина до царя занимались ею без исключения, обнаруживая в ней всю изворотливость своего ума [11]. Сидельцы и купцы играли не только дома, но <и> в своих лавках, на рынках и площадях. По праздникам и будним дням все почти были заняты шахматной игрою.

При воспитании великокняжеских детей учили, между прочим, шахматной игре, без сомнения, по той причине, что она изощряла умственные способности. Царь Иоанн IV, будучи уже перед смертию, спросил шахматную доску и готовился играть с любимцем своим князем Вельским, сидя на постели. Он сам расставлял шашки и вдруг закрыл глаза навеки.

ШАШКИ

 

В шашки играют на такой точно доске, как в шахматы, с тою разницею, что шашки не требуют большей хитрости, но навыка; шахматы же требуют очень хорошего соображения, тонкости, ловкости и изворотливости ума.

Из шахматной игры образовалась игра в шашки; последнею занимаются ныне гораздо более, нежели первою. Нет места по городам, где бы не увидели шашек. Особенно она сделалась любимою купцов, которые, сидя в гостином дворе, проводят целый день в этой забаве. Замечательно, что обе упомянутые игры составляют одно препровождение времени, отнюдь не играют на деньги. В шашки играют: идя в дамки, в поддавки и в волки. В первом случае стараются или перебить все шашки, или запереть их, во втором — поддавать все свои шашки, чтобы противник перебил их; в третьем — две шашки, называющиеся волками, ходят во все стороны, вперед и назад, и бьют овец — противоположные им шашки. Но все искусство состоит здесь в том, чтобы овцы загнали волков; не дали им ходу, и вместе с тем не допустили бы волков резать овец.

Многие иностранцы пишут, что шашки были любимым занятием наших предков в самое еще древнее время [12].

ЛОМКА ПРЯНИКОВ

 

 


Несколько парней, сговорившись между собою, отправляются к прянишнику — это бывает в большие праздники — и там ломают или бьют пряники пальцами, смотря по тому, какой между ними уговор: ломать на пять частей или более? Это выражается у них: хочешь ли на пять? Даешь на. пять? Тогда охотник, взяв за угол пряника двумя пальцами, бьет его о скамью или обо что-нибудь другое; но чтобы он разлетелся именно на столько частей, на сколько было условлено. Разлетевшиеся части собирают и складывают из них весь пряник, чтобы осмотреть: не было ли в нем скважины? Если найдется скважина, то ломавший проигрывает; если же кусочки разбиты согласно условиям, то ломавший берет себе пряник, а один кусочек дает покушать проигравшему. Игра возобновляется и продолжается по согласию. В этой игре обнаруживается сила и искусство. <Она> и есть чистая русская.

БОРЬБА

 

Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, — тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку. Искусившиеся в борьбе часто ломают друг друга до изнеможения по нескольку часов и потом расходятся. Ожесточенные же схватываются, жмут так крепко, что, кажется, слышишь, как хрустят кости, или душат, пока не упадут оба. Проворный вскакивает, бросается на лежачего и указывает на него с торжествующим видом, но падение противника не считается за победу. Она тогда только признается, когда кто из двух поборет без лукавства и хитрости, потому что некоторые из них подставляют ногу и сбивают. Надобно, говорят искусные в борьбе, побороть ловкостью.

Эта игра была любимою у древних греков. В ней особенно отличались на олимпийских играх; победителей украшали лавровыми венками.

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

 

Это древняя забава наших русских удальцов. Идти на кулачный бой — это значило потешиться или провести праздник в полном разгуле, и это составляло особый род военного упражнения, которое приучало молодых людей к смертоносной битве.

Восточные народы вели сами битвы рукопашным боем: крепкий кулак защищал его так же хорошо, как оружие, которое состояло, по обыкновению древних, из коротких железных мечей, копьев и вооруженных слонов. По улучшении ручного оружия и изобретении огнестрельного все изменилось. Битвы сделались наукою, а воины исполнителями предначертаний полководца.

Кулачная потеха на Руси известна со времен ее самобытности. Летописцы наши говорят о ней еще в нач. XIII в. с какою-то восторженностию. В, к. киевский Мстислав III и князь псковский Владимир, ободряя перед битвою своих союзников новгородцев и смоленцев к храброму отражению в. к. Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках. В последствии времени кулачный бой сделался забавою нашего народа.

Кулачные бои производились один на один, стена на стену или свалкою. Употребительнее из них один на один. Бои начинались с зимнего Николы и продолжались до сборного воскресения. В праздничные дни сходились мальчишки и взрослые за городом на обширном месте, или на городской площади, или на покрытую льдом реку: там подавали знак свистом, чтобы собирались сюда охотники — бойцы. Городские бойцы всегда брали верх над деревенскими. Прославленным бойцам вменялось в честь пить водку, считалось за бесчестье брать подарки, которыми их сманивали на свою сторону, и этим терялась их слава. Когда стена билась на стену, тогда боец прятал в рукавицах чугунные бабки или камни. Дети зачинали бой. Записные бойцы стояли в отдаленности, наблюдая за бьющимися; каждая из противных сторон уговаривала отличных бойцов перейти на их сторону, обещая им большие подарки и вина до упою. Когда стена гнала стену, тогда молодец-боец или надёжа-боец, засучив рукава и сжав со скрежетом зубов оба кулака, летел бешеным зверем с распущенными волосами и наносил страшные удары. При общей свалке уже действовали не одни руки, но ноги и колена; били безжалостно своих противников в живот, в грудь и лицо, но лежачего не били, от того вошло в поговорку: «лежачего не бьют». Кто более других удерживался на месте и более переносил удары, тот приобретал уважение и превозносился даже его недругами. По пробитии стены оставались на месте одни бойцы-молодцы. Их битва была ужасная. Одни из них схватывались, ломали друг друга, били в лицо — кровь лилась — и в разъяренном неистовстве вцеплялись за волосы, били под легкие и оба падали полумертвыми. Другие бежали на выручку товарищам, нападали на надёжу-бойца, который стоял уже бледный, как смерть. Он не сдавался, переносил жестокие побои и вдруг, уловив счастливую минуту, ударял одного под глаз, другого в висок, и оба протягивались со стоном у ног его. Надёжа-боец сопровождался всеобщим радостным криком: «Наша взяла!» Но если он был не в состоянии перенести ударов, то одно его спасение, чтобы сохранить свою жизнь, надобно было упасть на землю: лежачего не бьют, но такой оставался в поругании. Очень часто случалось, что многих находили на месте убитыми или совершенно изувеченными. По окончании боя поклонники вели своего богатыря по улице при пении громких песен и вводили его в питейный дом.

Указами 1684 года ноября 2, 1686 года марта, 19 и другими строго воспрещались кулачные бои. Было время, что наши бояре, тщеславясь своими бойцами, поили и кормили их со своего стола; бились об заклад и сводили их для своей потехи. Было время, что старики, воспламеняя умы молодых людей несбыточными рассказами об удальстве бойцов, пробуждали в них страсть к кулачному бою.

В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами. Достопочтенные лорды сами приезжали сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который, будучи незнаком с искусством, так метил удачно в бока и лицо, что часто с одного разу повергал тщеславного бойца на землю. С тех пор боксеры перестали меряться с бойцами. Из наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша Родимый, Терёша Кункин, Зубовы, Никита Долгов и братья Походкины. Тульские бойцы и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов.

 


IV

ИГРЫОБОЕГО ПОЛА

УЖИЩЕ

 

Берут двое за концы веревку, которая называется ужищем, и вертят по воздуху. Игрок становится посредине, и в то время, как вертят, он прыгает с большою ловкостью, чтобы его не задела веревка, которая от сильного верчения поражает неловкого по голове и ушам. В этой игре одна оборотливость и проворство русского. Скачки бывают столь ловкие, что невольно приводят в изумление. Эта игра совершенно сходствует со скачкою через шнур.

КОЛЮЧКИ

 

В скучные зимние вечера любовь играет повсюду. Девушки и мужчины забавляются ею под именем колючек с большим удовольствием. Собравшись в одно место, они перешептываются сначала между собою, а потом мужчины и девушки идут прятаться; так требует игра. Девушка или мужчина, кому нет пары, садится где-нибудь в углу или около стены; лицо и глаза завязывают платком. В это время все остальные прячутся, а сидящий говорит: «Колю, колю, баба! не выколи глаза. Пора ли?» Если отвечают: «Нет», — то он снова повторяет прежние слова, и когда все попрячутся и на его вопрос отвечают: «Пора», — тогда он начинает отыскивать попрятавшихся и первый пойманный сменяет его, а все попрятавшиеся сзываются. Иногда первый пойманный помогает ему отыскивать; отысканный после всех должен колюкать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: