СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 8 глава




Тонку ягоду клевал,

Спелу, зрелу, переспелу.

Я устала, красна девушка,

Соловьев-пташек шугать,

Надокучило мне по саду гулять.

Прилетали к соловью два сокола сизы,

Взяли, брали соловья из сада.

Посадили соловья в высоком терему,

Заставляли соловья песенку запеть.

— Уж ты пой, соловей, голосистый, распевай!

Приутешь сокола при кручине при такой;

Взвесели при печали красну девушку-душу.

Что ты, молодец, не женат?

— Мне жениться давно хочется.

Хуже себя взять не хочется.

Через двор живет молода вдова,

У ней есть дочка молода,

Молода, хороша, Машенька-душа.

Как и по мосту, мосточку,

Ой, калина, ой, малина!

По калиновому частому

Селезень переходит,

Серу утку переводит.

Ой, калина, ой, малина!

Калин мостик обломился,

Сера утка потонула.

Девушка скрывается из круга, парень плачет по ней.

Ой, калина, ой, малина!

Тужит, плачет селезень:

Как бы мне ее не жаль,

И не стал бы я тужить.

Ой, калина, ой, малина!

Калин мостик возмостился.

Девушка появляется в кругу, парень тут радуется, и они оба обнимаются и целуются. Девушки, называемые в предпоследнем стихе утками, удивляются перемене своей подруги, которая первоначально не любила его и не хотела идти за него замуж. Бесчисленное множество примеров, что девушки сначала не любят, а потом полюбят; сначала клянутся, что готовы лучше лишить себя жизни, нежели идти замуж за немилого, не по сердцу, а потом сами влюбляются в немилого. Поэтому выходит, что мужчина, будь немного получше беса, полюбится красавице, следовательно, должны ли верить женским клятвам и их отчаянию? По большей части все притворно.

Сера утка восплыла.

Ой, калина, ой, малина!

Селезень возрадовался:

Они стали целоваться,

Прочие утки дивоваться.

Ой, калина, он, малина!

Смысл этого хоровода выражен уже выше, т. е. что многие девушки, обнаруживая притворную ненависть, облекают ее в любовь.

ПТАШКА НА КУСТУ

 

Девушка ходит в кругу; она прикрывается платком, стыдясь смотреть на своих подруг.

Сидит пташка во саду [25],

На яблонке во кусту:

Хорошо пташка поет —

Она весело живет.

Ох, ты пой, распевай,

Тоску, скуку забывай.

Если песенок не петь,

Хлеба, соли не иметь,

Во снаряды не ходить,

Про любовь не говорить.

Ты, полянка, поляночка моя,

Да и где ты, поляночка, погуливала?

Да и где ты, поляночка, разгуливала?

Не слыхать про тебя.

Ровно не было тебя!

Как на белой заре

Проявилася красна девка на дворе;

Как на белой заре проявилася.

Вот все девушки говорят,

На красну девицу глядят.

Не дивитесь, не глядитесь, подруженьки мои!

Не дождавши дружка,

Я сама с милым пришла.

Она выводит из круга парня, который, обняв ее, ходит с нею.

Лучше сперва запоемте казачка,

Про того ли казачка, про забавничка.

Ты казак, казач<ок>…

Девушки скачут и пляшут.

Казак, миленький дружок!

Тебе скачем, тебе пляшем,

Тебе песенки поем,

Тебе честь от [26] воздаем.

Поздно на дворе, нам пора со двора,

Ты прости, казачок.

Казак, которого разыгрывал парень, уходит из круга; девушка прощается с ним и клянется любить его вовек.

Прости, сердце мое!

Я любить тебя буду

И вовек не забуду.

Ежедневные и ежечасные примеры свидетельствуют, что девушки клянутся любить вечно, по гроб. И если бы кто осмелился разлучить нежных любовников на этом свете, то они соединятся на том свете, уже на века. «Там, — говорят они, — сердца нежные будут дышать невинностью и, чуждые пылкой страсти, коварной измене, будут жить без слез, обнимаясь и целуясь, вечно, вечно. И только там будут ворковать свободно: «Я твоя! я твой!» — и всякий раз признание будет запечатлеваться поцелуем чистейшей любви, а та, какая была на этом свете, про то знают одни любовники страстные».

КАЗАЧОК УДАЛОЙ

 

Казачок расхаживает в кругу и поигрывает в гудочек. Девушки, кружась вокруг него всем хороводом, припевают под гудок, иногда и пляшут:

Из-за лесу, перелесу, шелковая трава!

Ходил, гулял донской казак,

Ой, люшеньки, ой, люли!

Он гулял, во гудочек играл,

Он невесту выбирал.

Ой, люшеньки, ой, люли!

Тут останавливается хоровод, выходит из круга девушка и останавливается пред казаком, который играет под голос песни:

Выходила девушка тонка и долга,

Ой, люшеньки, ой, люди!

Белоличка, круглоличка, хороша!

Хорошая, пригожая.

Поди замуж за меня.

Ой, люшеньки, ой, люли!

А не пойдешь за меня,

Спекаешься навсегда.

Ой, люшеньки, ой, люли!

Воспомянешь ты меня,

Удалого молодца.

Ой, люшеньки, ой, люли!

Здесь перестает играть казак, только поют одни девушки:

Пойтить было к соседу,

Спросить про него.

Ой, люшеньки, ой, люли!

Сударушки, соседушки! Каков человек?

Он пьяница, пропивается,

Ой, люшеньки, ой, люли!

Пропьет весь домик

За единый стаканчик.

Девушка оставляет его с презрением, а казак удалой свистит себе.

Таковы удалые женихи! Удастся — хорошо; не удастся — свистит себе. Бранит невесту, поносит ее достоинства и весь род ее и вдобавок говорит: «Я сам отказался. И если бы я хотел, как бы не отдали за меня, удалого молодца!»

ПРИ ДУБРОВЕ ВО КРАЯХ

 

Тут девушки кружатся в продолжение почти всей игры. Стоящая в кругу девушка ходит весело и любуется собой. Для этого выбирается белолицая, круглолицая, небольшая ростом и всех наряднее.

При дуброве во краях,

При зеленых лугах

Тут цветочки расцветали.

Промеж самыих цветов

Красны девушки гуляли;

Красные цветочки, алые,

Красные девушки, румяные,

Хорошие, пригожие

Заразили молодцов

В хороводе, при народе.

А мы песню запоем,

Про чужую сторону.

Как чужая сторона

Разлучила молодца;

Разлучила молодца

От матери, от отца.

Мне не нужен отец, мать,

Жаль сударку покидать.

Возьму Любушку с собою,

Не оставлю без себя.

Я знаю, разумею.

Как в разлуке трудно жить:

Мне в разлуке с нею не жить,

Лучше жизнь свою лишить.

При долине, при равнине

Раззеленый куст стоит.

Как на кустике зеленом

Соловеюшка сидит,

Звонко, громко он поет,

В терем голос подает.

Как во этом терему

Все забавы и прохлады,

Развеселая сама жизнь.

Там цветочки расцветали,

Красны девушки гуляли:

Что лучше всех, то сударушка моя!

Она сама собой невеличка,

Белым лицом круглоличка.

Она ходит всех наряднее,

Нельзя Любушку не признать.

Молодец выходит из круга, подходит к ходящей в кругу девушке, снимает шапку и кланяется ей; потом берет ее за руку и целует при народе.

Признавал, узнавал

Один молодец удал.

Он за рученьку брал,

Прочь от девушек отзывал,

Он полою одевал, при народе целовал [27].

Везде гордятся девушки своей красотой, и везде они умеют побеждать.

СО ПУТИ, СО ГОРОДА

 

В кругу хоровода ходит парень, отеческий сын. Девушки поют:

Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкий сын?

— Вы, люди добрые!

Я со пути, со города,

Со пути, со дороженьки,

Со дальней сторонушки.

— Покажи-ка, молодец,

Свою шляпу черную…

Он снимает с себя шляпу, поднимает ее высоко и говорит: «Вот! У меня шляпа пуховая». Девушки продолжают петь:

Вот вам, люди добрые,

Шляпа черная, шелковая.

— Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкии сын?

— Вы, люди добрые!

Я со пути, со города,

Со пути, со дороженьки,

Со дальней сторонушки,

— Покажи-ка, молодец, Свои кудри русые.

Он снимает шляпу. «Вот кудри мои русые». Надевает шляпу и ходит по кругу. Девушки поют:

— Вот вам, люди добрые,

Мои кудри русые.

— Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкии сын?

— Вы, люди добрые!

Я со пути, со города.

Со пути, со дороженьки,

Со дальней сторонушки.

— Покажи-ка, молодец,

Свои руки белые.

Он поднимает руки вверх и говорит: «Вот вам мои руки белые». Девушки продолжают:

— Вот вам, люди добрые,

Мои руки белые!

— Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкии сын?

— Вы, люди добрые!

Я со пути, со города,

Со пути, со дороженьки,

Со дальней сторонушки.

— Покажи-ка, молодец,

Свою молоду хозяюшку.

Он подходит к девушкам, ищет ее между ними и <ту>, которая ему нравится, выводит на середину круга и говорит: «Вот вам моя молода хозяюшка!» Тут обнимает ее и целует. Девушки поют:

Нате вам, люди добрые,

Молоду мою жену.

Моя-то жена чернобровая,

Черноглаза, расхорошая душа!

ШЛЯПА-МУРМАНКА

 

В кругу расхаживает пьяный пан, вдали <от> него стоит панья. Уронив шляпу, он требует, чтобы жена подняла и подала ему.

Ехал пан от князя пьян,

Уронил шляпу-мурманку [28].

Гаркал пан на свою панью молодую:

— Подь сюды, панья моя молодая!

Подыми, подыми мою шляпу-мурманку.

Панья отвечает с хороводными:

Я тебе, пан, не служанка;

Я служанка родимому батюшке,

Родимой матушке.

Тут поют одни хороводные:

Ехал пан от князя пьян,

Уронил шляпу-мурманку.

Гаркал пан на свою панью молодую:

— Подь сюды! Подь сюды! Панья молодая!

Подыми, подыми

Мою черну шляпу-мурманку.

Панья поднимает и надевает ему на голову,

Я тебе, пан, служанка,

Подыму тебе черну шляпу-мурманку,

Надену шляпу на буйну головку [29].

Мужья поступали прежде со своими женами как со служанками. Потому этот хоровод выражает деспотическую власть мужей.

ЯРТЫНЬ-ТРАВА

 

Девушки и парни поют вместе, взявшись за руки. Одна девушки ходит печальная:

Кто у нас, кто у нас,

Яртынь-траву притоптал?

— Притоптали яртынь-травку,

Заволжинские бояре.

Парень, представляющий бояр, ходит за девушкой — это значит, что он ловит ее:

Ловили они душу, красну девушку:

Красна девушка не давалась…

Она убегает от него, прикрываясь платком:

Во лесочек удалялась,

Тонким листом укрывалась.

Однако, боярин словил ее, и это значит, что он отыскал ее и повел к жениху.

Отыскали девушку в лопухе,

Во горькой во траве,

Близ ключевой воды.

Повезли девицу

Во Царев городок [30]:

— Чем та нас, Царь, пожаловашь?

Жаловал нам Царь

День за ночь во сто рублей;

За неделю год во тысячу,

Это намек на те прежние обычаи, когда сваты ездили сватать из деревни в деревню, из города в город. Ласками и хитростями они успевали, а девушка: хочь не хочь, должна была принять венец в церкве Божией.

ЛУГ-ЛУЖОЧЕК

 

Собравшиеся на зеленой поляне или на ровном месте девушки кружатся и поют. При этом они топочут ногами, представляя, что они топчут траву:

Луг ты мой, луг зеленой!

Зелен луг, лужочек.

Кто тебя топтал?

Да кто толочил?

Топтала девица,

Другая — вдовица,

Третья — молодица.

У той молодицы

Мужа дома нет,

Уехал муж во Москву

Белил закупать.

Как приехал муженек

Во единый во денек;

Привез он белил,

Стал жену дарить.

Тут девушка в шляпе, представляющая мужа, идет к ходящей в кругу девушке, берет ее за руку, ставит ее посреди круга и дает ей платок вместо белил; она сердито отворачивается, бросает на землю и не глядит на своего мужа. Девушки поют вместе с мнимым мужем:

Ты прими-ка, жена, не ломайся!

Ты прими-ка, душа, не гордися.

Поглядите, люди добрые!

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит.

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене

Гостинчик дорогой.

Такой гостинчик — башмаки.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися.

Она бросает башмаки на землю. Девушки поют:

Поглядите-ка, люди добрые!

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит,

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене гостинчик.

Такой гостинчик дорогой,

Шелковую плетку.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися.

Она тотчас обращается к нему, обнимает его и целует. Девушки поют:

Поглядите-ка, люди добрые!

Как жена мужа любит,

Из глаз своих не спускает:

Где не сойдется, все поклонится,

И друг с дружкой поцелуются.

При этом они целуются, а круг расходится врозь.

Сделавшись женой, надобно быть покорной, а не своенравной. Прадеды наши управлялись с дражайшими своими половинами очень скоро — плеткой. Конечно, этого средства нельзя допустить в наш век, но и в наше время не одному мужу приходит мысль, разумеется, мысль варварская, несообразная при нежности нашего прекрасного пола, чтобы прибегнуть иногда к смирительной пружине: оттого, что горькой опытностию дознано: пагубна воля жены.

ОКОЛО ГОРОДУ ХОДИЛА Я

 

Около хороводного круга, представляющего город, ходит молодая жена и побрякивает перстнями. Когда пропоют: «Поклонись ты пониже», — молодец выходит из круга, кланяется ей и потом прижимает ее.

Около городу ходила я!

Во том ли городу

Золоты перстни меняю.

— Отворяй-ка ворота, господин!

Подойди-ка, господин, поближе,

Поклонись-ка ты пониже,

Прижми к сердцу поплотнее.

Молодая жена, отлучающаяся из дома по произволу, приносит с собой подарочки, а слабый муж принимает ее. Он хотя догадывается, откуда приносит жена, однако он думает: «Обуха плетью не перешибешь». Философия добросердечных рогоносцев.

ЯСНОЕ ЗОЛОТО

 

Молодка пляшет в кругу, и ей нет надобности ни до своего дома, ни до родных.

Ясное золото разгоралося,

Я, млада, разыгралася.

За мной, молодой,

Посол за послом:

Поди-ка, молода,

Поскорее со двора.

На тебя свекор раскручинился.

Со той со кручины голова болит.

Худо можется.

Много на свете женщин, для которых хоть все пропадай в доме, только бы им повеселиться.

ОЛЕНЬЮШКА

 

Взявшись за руки, девушки ходят при пении то в ту, то в другую сторону; между тем одна из девушек ходит в кругу с детьми и представляет все действия оленьи.

Из-за лесу, лесу темного,

Выходила оленюшка

С малыми оленятками.

Вирила [31], ох ли, с оленятками!

Выходила она во зеленые луга.

Вирила, ох ли, во лужечки!

Щипала, срывала травоньку зеленую,

Вирила, ох ли, зеленую!

Кормила, питала деток своих малыих,

Вирила, ох ли, малыих!

Сопущалась оленюшка со крутого бережка,

Вирила, ох ли, бережка!

Девушка останавливается с оленятками у ключа, <чтобы> напоить их.

Подходила со малыми оленятками ко ключику,

Вирила, ох ли, к студеному!

Поила оленюшка своих детушек

Ключевой водой.

Вирила, ох ли, ключевой водой!

Выходила оленюшка из-под бережка крутого,

Вирила, ох ли, крутого!

Где же взялся свирепый лев

Вирила, ох ли свирепый зверь!

Выбегает парень в виде льва и терзает олениху; дети разбегаются с визгом.

Поймал, схватил оленюшку.

Вирила, ох ли, оленюшку!

Растерзал оленюшку безвинную,

Вирила, ох ли, безвинную!

Разбежались оленятушки, малые детушки,

Вирила, ох ли, детушки!

По дикой степи уральской [32]

Вирила, ох ли, по уральской!

Во глухую полночь, во темную,

Вирила, ох ли, во темную!

По прошествии некоторого времени сбегаются дети к своему пепелищу и там рыдают о своем несчастии.

Пришли оленятушки ко теплу гнездушку,

Вирила, ох ли, гнездушку!

Возопили оленятушки громким голосом,

Вирила, ох ли, голосом!

Беззащитное семейство, по смыслу этой песни, гибнет, именно потому что беззащитное. Остающиеся сироты рыдают на своем пепелище, и только одно им утешение, что не запрещают им плакать о своем горе.

ДУБОВАЯ ЛАВА

 

В середине крута сидит печальная девушка, представляющая женщину. Между тем девушки и парни, взявшись за руки, поют:

Как на реченьке, на речице,

Лежит лавонька дубовая,

Дубовая доска, досченая.

На той лавоньке, на дубовой,

Сидит шведонька молодая,

На ней шубенька голубая,

Перепоясочка шелковая.

Несколько парней выбегают из круга, подхватывают шведку:

Где же взялись драгуны,

Молоды души, кавалеры.

Взяли шведоньку, подхватили,

Во колясочку посадили:

Продолжают петь:

Вдоль Москвы шведку провозили.

Шведка плачет. Тогда одни из парней утешают ее, другие играют, а остальные пляшут.

Стала шведонька слезно плакать,

А драгуны утешать:

Приударили в барабаны,

В сиповочки заиграли.

Видя веселящихся, шведка забывает свое горе и начинает плясать с ними. Хороводные поют:

Стала шведонька веселее,

Начала шведка плясать.

Поплясавши, поклонилась:

Исполать вам, драгуны!

Вы умеете шведку брать,

И горазды шведку утешать.

Плен в иноземной земле часто забывается, когда развлекают забавами. Эта песнь сочинена на плененных шведок во время войны Петра I с Карлом XII.

ПРЯХА

 

Одна из девушек ставит в середине круга свой гребень и садится тут прясть. Во время прядения она дремлет, переваливается с бока на бок, бьется головой об пряслицу, хватается за нее руками, зевает, потягивается и начинает снова прясть; потом опять дремлет и качается во все стороны. Девушки поют:

Дрема дремит за гужелью (за гребенем),

Гужель портит,

Шелк теребит.

Полно, дрема, дремати,

Пора, дрема, перестати!

Вон, дрема, свекор-батюшка идет,

Грозу тебе несет.

Вот я встану, погляжу!

Пряха вскакивает, смотрит вокруг себя и потом бегает по кругу. После снова садится за свою работу и дремлет по-прежнему. Девушки поют:

Ой ли, люди злолукавы!

Не видя люди — видят;

Не слыша люди — слышат.

Дрема дремит за гужелью.

Гужель портит,

Шелк теребит.

Полно, дрема, дремати,

Пора, дрема, перестати.

Вон свекровь твоя идет,

Грозу несет.

Вот я встану, погляжу!

Она бросает гребень, бегает по кругу, смотрит на все стороны и снова садится. Девушки поют:

Ноне люди злолукавы!

Не видя люди — видят;

Не слыша люди — слышат.

Дрема дремит за гужелью.

Гужель портят,

Шелк теребит.

Полно, дрема, дремати,

Вон, дрема, лида идет (муж)

Грозу несет, плеть шелкову.

Вот я встану, погляжу!

Между тем другая девушка выходит из круга и несет жгут, заменяющий плеть. Пряха просыпается и, видя мужа с плетью, принимается усердно за свою работу. Муж кричит: «Ты, что ли, сонуля, ленивица — заработалась? Ночь не спала, все бегала». Замахивается жгутом и начинает хлестать. Жена бегает по кругу, муж кричит: «Проучу! Тебе все веселитися с парнями, играть с ребятами молодыми, не женатыми». Жена выбегает из круга и голосит: «Забил меня муж! Забил меня муж! Умучил, окаянный».

Не так ли бывает иногда в быту простолюдинов? Нет, гораздо еще в высшем. Жены недосыпают ночей, дремлют, ходя днем, — и все будто бы трудились, работали всю ночь; будто бы их мужья — тираны, не дают им ни покою, ни отдыха, заставляя работать тяжелую работушку не одну ночь, а все темные зимние ноченьки; с рассветом, не слетают еще петухи с насестов, жена уже работай! Между тем жена или многие жены проводили ночь в играх и забавах, все с молодыми да с неженатыми. Поневоле жены дремлют, а в дремоте каких не привидится грез, разных забав, и эти забавы превращаются потом в пламенное желание наяву.

УТЕНЯ

 

Взявшись за руки, девушки ходят кругом то в одну, то в другую сторону; но изменение их движений совершается по содержанию песни;

Плыла утеня [33]

Через сине море. — Как, как утеня.

Ноженьки обмочила?

Шаркая догами, девушки показывают:

— Этак утеня,

Этак серая,

Ноженьки обмочила!

Плыла утеня,

Через сине море.

Как, как утеня,

Крылушки обмочила?

Девушки машут руками:

— Этак утеня.

Этак серая,

Крылушки обмочила!

Плыла утеня

Через сине море.

Как, как утеня,

Крылушки встрепенула?

Девушки хлопают в ладоши:

— Этак утеня,

Этак серая,

Крылушки встрепенула!

Плыла утеня,

Через сине море.

Как, как утеня,

На бережок садилась?

Девушки приседают:

Этак утенят.

Этак серая,

На бережок садилась!

Этим оканчивается хоровод и начинается другой. Выражение этой игры есть одна веселость и резвость, ищущая новых забав.

ЦАРЕВ, СЫН КОРОЛЕВ

 

Мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют круг, который называется городом. Вокруг города ходит в шляпе царев, сын королев. Кружок, стоя на одном месте, поет:

Царев, сын королев.

Круг города ходит,

Круг города ходит.

Царев, сын королев,

Город высматривает,

Город высматривает.

Царев, сын королев,

Невест выбирает,

Невест выбирает.

Царев, сын королев,

Войди, сударь, в город,

Войди, сударь, в город.

Круг расступается, и царей, сын королев, входит в его середину; потом круг сходится и продолжает петь:

Царев, сын королев,

Стань, государь, прибодрися,

Стань, государь, прибодрися.

Он подпирается руками в бока.

Царев, сын королев,

Низесенько поклонися,

Низесенько поклонися.

Он снимает шляпу и раскланивается всем.

Царев, сын королев,

Низесенько поцелуйся,

Низесенько поцелуйся.

Он подходит к одной из девушек, становится перед нею на колени, целует ее руку и отдает ей шляпу. В простом сословии играют точно так же, за исключением <случаев>, когда мужчина станет на колени перед девушкою, тогда и она становится пред ним. Девушка, пред коею стоял на коленях мужчина, выходит из круга и делается царевой, дочерью королевой.

СВЕТЛЫЙ КНЯЗЬ

 

Один из молодцев ходит гордо в круге и указывает повелительно рукою на свои владения, представляя собой князя.

Ходит наш светлый князь

Около своего города,

Ходит около своего высокого.

Ищет наш светлый князь,

Ищет наш добрый князь,

Свою ли светлую княжну,

Свою ли добрую княжну.

Ходит, ходит князь,

Ходит кругом города;

Он сечет, он рубит

Своим мечом ворота.

Скоро ли светлый князь?

Сыщет красну девицу?

Князь останавливается и один оканчивает:

Уж я ли где найду,

Красну девицу княжну?

Ту ли девицу княжну

Златым перстнем одарю?

ХРАБРЫЙ КНЯЗЬ

 

Хороводные разделяются на две половины, и каждая из них стоит во время пения друг против друга. Храбрый князь расхаживает спесиво между обеими половинами и поет с ними.

Княжий сын хоробер,

Что ходишь, что гуляешь?

Княжий сын хоробер,

Что ты примечаешь?

Подруженьки мои!

Я хожу, не гуляю,

Ищу свою молодую.

Ведь моя-то молодая,

Ведь моя-то княжна

Во тереме сидит,

На ней венчик горит;

Сарафан камчатный,

Убрусец весь жемчужный,

Алы бархатны башмачки.

Яры яхонты в ушах,

Два алмаза в глазах.

После этих слов сходятся хороводные, делают общий круг и на ходу поют:

Ой, князь хоробер!

Не ищи, молодой,

Во тереме высоком.

Войди в хоровод,

Возьми молодую,

Возьми свою княжну.

Князь хоробер выводит одну девушку из круга, а хороводные оканчивают:

Княжий сын хоробер

Сыскал красну девицу,

Душу княжну,

Свою молодую.

Царев, сын королев, светлый князь и храбрый князь — означают выбор невест.

СИРОТИНУШКА

 

Девушка, представляющая сиротину, лежит на сырой земле одна-одиношенька и горюет: никто не утешает ее! Вокруг нее ходят хороводные и поют:

Подле речки ракитов куст,

За кустом сиротинушка.

На кусту соловейка пел,

А сиротинушка высвистывал:

— Во пиру, во беседе

Было много гостей,

Только не было соловеюшки,

Моей голубушки.

Подле речки ракитов куст,

За кустом сиротинушка,

На кусту соловейка пел,

А сиротинушка высвистывал:

— Вот идет она,

Будто пава плывет!

В это время выходит из круга девушка и останавливается перед сиротинушкой; хоровод продолжает петь, а с ним сиротинушка и девушка.

Мне жаль тебя, сиротинушка,

Жаль твоего батюшки,

А боле жаль матушки.

У батюшки с матушкой

Я одна во всем дому;

У мила дружка во терему

Я послушница свекровушки.

У тебя, сиротинушка,

Лягу я у сердечушка.

Сироты не без добрых людей и не без помощи. Есть люди, которые сами спешат на помощь горемык и оживляют их не одним теплым участием, но делом, не ожидая за то никаких суетных похвал, Доброе дело — сама по себе похвала и награда.

СВАТОВСТВО

 

Хоровод образуется из двух половин: на одной находятся отдельно мужчины, на другой — девушки и молоденькие женщины; все они переплетаются руками. На мужской половине стоят женихи, а на женской — невесты. Каждая половина поет попеременно таким образом, что пение одной половины составляет предмет вопросов, а другой — ответы, и во время вопросов и ответов обе половины то сходятся, то отступают. Эти движения представляют игривую картину хоровода, который разыгрывают с особой веселостью.

Бояре! Да вы по что пришли?

Молодые! Да вы по что пришли?

Княгини! Да мы невест смотреть,

Молодые! Да мы невест смотреть.

Бояре показывают жениха и по требованию княгинь представляют им богатую одежду, по которой судили в старину и теперь судят о достоинстве жениха. Княгини приглашают бояр со всем их поездом в терем, и тут оканчивают сватовство.

Княгини! Во се наш женишок,

Молодые! Во се наш женишок.

Бояре! Покажите кафтан.

Молодые! Покажите кафтан.

Княгини! Во се наш кушак,

Молодые! Во се наш кушак.

Бояре! Покажите сапоги,

Молодые! Покажите сапоги.

Княгини! Во се наш сапожок,

Молодые! Во се наш сапожок.

Бояре! Идите во терем,

Молодые! Поздороватися —

Иногда оканчивают:

Бояре! Поздороватися,

Молодые! Со всем поездом.

Играющие сватовство часто делают произвольные вопросы, того требует сама игра, потому что от разнообразных вопросов зависит продолжение забавы. Вопросы предлагают не об одном платье, но о наружности жениха, его сердце, нраве и проч.

Игра в сватовство объясняет достаточно значение хоровода.

ЖЕНИХ ПО СЕРДЦУ

 

В середине хороводного круга ходит девушка; она ищет жениха; хороводные поют:

Во саду ли было под яблонью,

Во зеленом под кудрявою,

Соловей выщекочет,

Молодой выщекочет.

Во терему девицы,

Во высоком терему

Красные играют,

Подруженьки говорят:

— Уж ты, слышишь ли?

Красная девица,

Свет, моя душа!

Тебя батюшка кличет,

Тебя, свет родной, кличет.

Невеста отвечает своим подругам:

Ох вы, свет, мои подруженьки!

Зачем раньше не сказали?

Я, право, не слыхала.

Хороводные начинают снова:

Во саду ли было под яблонью,

Во зеленом под кудрявою,

Соловей выщекочет,

Молодой выщекочет.

В хороводе красны девицы

У ворот стоят.

В хороводе красны девицы

Всей околицей играют.

Уж ты, слышишь ли?

Красна девица,

Свет, моя душа!

Тебя подруженьки манят.

Молодой по дороженьке идет.

Одна из девушек, представляя парня, подходит к невесте, которая отвечает в то время хороводу:

Ох вы, свет, мои подруженьки!

Я давно сама завидела,

Я сама к нему иду!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: