СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 10 глава




Я сама ли выскочу,

Я сама ли выпляшу.

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, красные, веселитесь!

— Чей шелковый толочу, волочу,

Чей шелковый толочу, волочу,

По улице, до задворицы?

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, красные, веселитесь!

— Я не дам шелкового топтать,

Я не дам шелкового толочить,

Я сама ли выскочу,

Я сама ли выпляшу!

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, красные, веселитесь!

— Ты, старушка, стара,

Не под силу молода;

— Ты станом коротка,

Ты плечами широка.

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, красные, веселитесь!

— Я станом коротка,

Я плечами широка;

А на эти-то плеча

Три рябиновых дубца,

Три дубца распаренные.

Три дубца разжаренные!

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, красные, веселитесь!

— Я повернула, пошла,

Будто ягода красна,

Будто земляника хороша!

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, девушки, веселитесь!

— А у те, что за чеботы?

Ты обей-ка чеботы,

Ты пробей-ка чеботы.

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, девушки, веселитесь!

— Мне не муж их купил,

Мне никто заводил,

Заводил Константин

На свои шесть алтын.

Хоть истопчутся,

Хоть изломятся:

Мой батюшка-то швец,

Мой жених-то купец,

Моя матушка прядеюшка,

Мне вервицу напрядет.

— Уж вы, девушки, играйте,

Уж вы, красные, веселитесь! [38]

БРАНЬЕ ЯГОД

 

Это насмешка над теми девушками, которые ходят в лес по ягоды и потом возвращаются без ягод. Послушаем, как запоют нам хороводные насмешницы, пока не наберут ягод. Делают хороводный круг, в середине его ходит одна девушка, которая собирает ягоды, дотрагиваясь рукою до земли. Из многих сообщенных мне песен правильнее, по моему мнению, следующая:

Пошли девушки в темны боры,

Пошли красные в лес по ягоды;

Он, люли, люли, по ягоды!

Все девушки ягод понабрали,

Все красные понабрали

Ой, люли, люли, понабрали!

Одна девка не набрала,

Одна девка лишь гуляла.

Ой, люли, люли, гуляла!

И горько растужилась:

Стала плакать, горевать,

Ой, люли, люли, горевать!

Горю нечем помочь!

К подругам взмолилась.

Ой, люли, люли, взмолилась!

Подруженьки, голубушки,

Голубушки мои, сложитеся.

Ой, люли, люли, сложитеся!

Вы сложитеся по ягодке,

Вы бросьте мне по горсточке.

Ой, люли, люли, по горсточке!

У меня ли, молодой,

У меня ли, горемычной.

Ой, люли, люли, горемычной!

Отец неродной

И мать неродная,

Ой, люли, люли, неродная!

У меня ли, молодой,

Отец-свекор, мать-свекровь!

Ой, люли, люли, свекровь!

И бьют, и журят,

Понапрасну бранят.

Ой, люли, люли, бранят!

Подруженьки не сложилися,

Голубушки не сложилися,

Ой, люли, люли, не сложилися!

Подруженьки ответ держат,

Голубушки говорят.

Ой, люли, люли, говорят!

Никто велел за кустом ходить,

Никто велел по полям бродить.

Ой, люли, люли, бродить.

Еще поют:

Пошли девки в сыры боры,

Пошли красны в лес по ягодки.

Ой, люли, люли, в лес по ягодки!

Все девушки понабралися,

Все красные понаелися!

Ой, люли, люли, понаелися!

Одна девка не набралася!

Одна девка не наелася,

Ой, люли, люли, не наелася!

Сама ходючи, растужилася,

Растужившися взмолилася.

Ой, люли, люли, взмолилася!

Стала плакати,

Подруг кликати.

Ои, люли, люли, кликати!

Подруженьки, вы, голубушки,

Вы, голубушки, сложитеся,

Ой, люли, люли, сложитеся!

Мне сложитеся по ягодке,

Ах, бросьте мне по горсточке!

Ой, люли, люли, по горсточке.

У меня ведь, младшенькой,

Неродной отец, неродная мать.

Ой, люли, люли, неродная мать!

Подруженьки не сложилися,

Голубушки не сложилися,

Ой, люли, люли, не сложилися!

В ответ держат подруженьки,

В ответ держат голубушки.

Ой, люли, люли, голубушки!

Никто велел за кустом ходить,

Никто велел по полям бродить,

Ой, люли, люли, по полям бродить!

БАЙДАН

 

«Байдан — вечерняя игра сельской молодежи. Слово это, вероятно, татарское, остаток обычаев тех времен, когда Россия находилась под игом татар. Эта игра известна только в юго-восточной России. Первый байдан бывает в фомино воскресенье, оканчивается в последнее воскресенье пред Петровым постом; она сходна или тождественна с хороводом. При заходе солнца, когда стада возвращаются с полей, молодые парни, девушки, молодки и женатые, поужинав засветло, собираются на зеленый луг играть в байдан. Сюда сходятся господские люди с балалайками, пастухи с рожками, обвитыми березкой, с дудками кленовыми, тростниковыми и искусные песельники. Тут начинают петь, плясать и играть; вся деревня веселится. Под звук музыки раздаются плавным хором многообразные песни».

«Весенние игры превращены в Саратовской губер. в байдан».

Такое истолкование забав, представленное г, Леопольдовым [39], вовлекло меня сначала в большую ошибку. Я разделял с ним мнение, что все весенние игры носят название байдана если не по всей юго-восточной России, то по крайней мере по всему Саратовскому краю. Г. Леопольдов, сказав в общем очерке, что байдан разыгрывается в юго-восточной России, не обозначил, в каких именно местах? Из этого выходит, что он сам не знал и сказал без всякой проверки. Употребление байдана в юго-восточных местах казалось мне тем правдоподобнее, что Саратовский край был некогда гнездилищем татар, а особенно город Царев, в коем находилась столица Золотой Орды. Он сказал еще, что байдан есть игра, тождественная хороводу. Имея случай находиться в Саратовской губер. и преимущественно в тех уездах, кои заселены татарами, я любопытствовал знать, есть ли байдан? Тут я расспрашивал сначала у русских, живущих между татарами, как играется байдан? Они смотрели на меня с удивлением и не понимали, что я спрашивал у них. Я повторял это несколько раз, они едва понимали меня и отвечали, что никогда не слыхали про эту игру. Тогда я обратился к самим татарам. Они отвечали, что вовсе не знают байдана и даже нет у них этого слова. Да где же употребляется байдан? Стало быть, где-нибудь около Саратова! Я досадовал, что не мог добиться толку. Будучи в Саратове не один еще раз, я стал расспрашивать по-прежнему у русских и у татар, но и тут они отозвались совершенным неведением. Я подумал, что они не хотят сказать мне правды, потому спросил в одной деревне, играют ли здесь <в> байдан? Мне отвечали решительно: нет! Только одна девушка на вопрос мой отвечала мне смеючись: «Байда». «А что это — байда?» — спросил я. «Так себе байда — отвечала она. — Когда наскучит нам, тогда мы поем песни, бегаем и кружимся. Вот и вся наша байда». — «Не хоровод ли это?» — «Нет!» — «Как начинаете играть в байду?» — «Когда нам вздумается, мы кричим своим подругам: «Полно баить-то, давайте в байда». — «Да что ж значит она?» — «Так себе, баем-да!» — «А это что — баем-да?» — «Сидим, разговариваем, иногда баем да поем». — «И только?» — «И только, иногда баем да веселимся до самой полуночи». — «Так вот в чем дело, — подумал я. — Слово баем да — превращено в байдан!»

Не приведи случай быть на месте, я спорил бы, что существует байдан, и думаю, что поступили бы одинаково со мною все те, которые читали про байдан. На татарском языке вовсе нет байдана, а есть однозвучное ему бадьян, значащее: блюдо, чашу, из которой пьют татары воду или пиво; есть еще семя бадьян. Находится еще однозвучное байдану майдан, только на арабском языке. Она означает место конского бега и место битвы; в этом значении употребляют его татары, напр., в песне про богатыря Шюкерли: «Майдан гюрзиси урульды, анекердим Шюкерли», т. е. на месте битвы взмахнул кистенем, и я увидел Шюкерли. Из всего этого выходит, что если байдан неизвестен всему Саратовскому краю, то тем более в юго-восточной части России.

Не довольствуясь, однако, разыскиванием байдана по Саратовской губ., я обратился с вопросами к любознательным людям юго-восточной России, живущим в Екатеринославской и Херсонской губ., и после двухгодичной утомительной переписки все отвечали положительно, что никогда не слыхали о байдане. Один только известил, что водовороты по р. Волге называются майданами, а другой, что между татарами употребляется игра сабаган или сапаган, правильное произношение которого зависит от местного употребления. Сабаган состоит в том, что собираются татары на поле и там совершают скачку на лошадях, борются и предаются другим гимнастическим забавам. Казанские Татары забавляются в сабаган при стечении народа, как мне рассказывали, и по большей части после рамазана (поста), который приходится в сентябре месяце. Во многих местах Малороссии и Земле донских казаков употребляется поныне слово майдан в значении площади, а иногда в смысле сборного места.

 


VI

ЛЕТНИЕ ХОРОВОДЫ

РУСАЯ КОСА

 

Начнем с любимой игры девушек-невест — с русой косы. Кто не воспевал косу? Кто не писал ей похвал? В какой стране света не составляет она украшение девушек? На Руси в почести русая коса, в Малороссии — черная коса. Коса в славе, и сама красавица гордится ею. В сельской жизни она убирается розовой лентою, чешется роговым гребнем, умывается снежной водою или настоем из полевых душистых трав. Не век любуется девица прелестью косы! Наступает время, в которое она оставляет ее с плачем — это перед венчанием. Безутешная невеста сидит на скамье, подруги горюют с нею и поют на прощание русой косе. Приходит сваха и безжалостно расплетает косу; потом режет и прячет волосы под кику. Слезы льются ручьем! Невеста лишилась косы, а с нею девической своей свободы; с потерею косы только видится ей одно горе впереди.

При расплетании косы девушки становятся хороводом вокруг мнимой невесты и поют:

Под окном девка сидела.

Под окном, окном косящетым:

Русу косу плела, к себе дружка ждала,

Погляжу я в окошечко,

Не идет ли Милый мой?

Ах! Милый идет, ясным соколом летит,

Белыми рученьками помахивает,

Светлыми кудрями потряхивает.

Я встретила середь широка двора,

С радостью милого за руки взяла.

Повела милого во свой терем,

Посадила милого под своим окном.

Дивись, мой милый, русой косе!

— Ах, косынька коса, девичья краса!

Уж ты иссушила меня, молодца,

Вынула румянец из белого лица.

Из белого лица, удалого молодца!

Не крушись, мой мил сердечный:

Русая коса на утеху рождена,

На утеху рождена, тебе обречена.

Русая коса, коса, косынька,

Расплетайся скорей!

Красна девица!

Выдь за меня замуж скорей. [40]

Еще поется иначе:

Как у нас во околице,

Как у нас во светлице,

Под окном девка сидела,

Под красным косящетым:

Буйну голову чесала,

Свою русу косу плела,

К себе дружка милого ждала.

Погляжу млада в окошко

Уж не идет ли милый друг?

Уж как мой мил идет,

Что ясен сокол летит,

Шапочку охорашивает,

Белыми руками помахивает,

Черными кудрями потряхивает.

Я выходила, молода,

Из высока терема

На широкий двор;

Встречала друга милого:

За белы руки хватала,

В высок терем вводила,

Под косящего окно сажала.

Уж ты, милый друг,

Порадуйся со мной:

Подивись моей русой косе!

Ах ты, косынька, коса,

Коса, девичья краса!

Уж как ты ли, русая коса,

Иссушила меня, молодца.

Потускнели черны очи,

Позавял румянец на лице,

Нету удали у доброго,

Нету радости у молодчика.

Не плачь, не горюй,

Друг сердечный мой!

Моя русая коса

Не на горе рождена;

Моя русая коса

На роду тебе обречена.

И по батюшкину повеленью,

И по матушкину согласию

Расплетает мою косу

Разладница сваха.

— Уж ты, русая коса,

Расплетайся поскорей;

Уж ты, красная девица,

Выдь скорей за меня.

НЕВЕСТА

 

Девушки собираются в поле и сговариваются, кому быть невестой, а кому свахою? Тут завязывается между ними спор: каждая хочет поскорее услышать имя жениха, но каждая стыдится его. Сваха становится в середине крута, и каждая из девушек старается встать на таком месте, чтобы последнее слово песни (повел) пало на нее. Они поют:

Стояло тут Косово дерево,

Вью, вью, вью, лелю!

В той деревне тыночек стоит.

Как в том тыночке беседа сидит,

В той беседе пляшут девицы.

Мимо тут ехал удалой молодец.

Снявши шапочку, да девке челом,

Слезши с коня, он руку подает.

Девица ему и поклонилась,

Красна ему и руку подала.

Взявши с тыночка, за руку повел.

Вью, вью, вью, лелю! [41]

На кого пало последнее слово (повел), тот выходит из круга. Ту же песню начинают снова петь и продолжают ее, пока не наберется условленное число невест. Потом сваха ставит каждую невесту отдельно и, обходя вокруг них, поет, и тут уже на кого падет последнее слово (повел), та признается всеми невестою, и ей выйти скоро замуж. Прочие девушки завидуют ей. Везде зависть, но зависть девушки происходит от нетерпения. В некоторых местах повторяют <слова> люли и лели после всякого стиха. Следующая песня, выражающая то же, поется с прибавлением <слова> люли.

Как у наших у ворот

Стоит озеро воды.

Ой, люли, ой, люли.

Стоит озеро воды!

Молодец коня поил,

К воротичкам приводил!

Ой, люли, ой, люли,

К воротичкам приводил!

К веревочке привязал,

Красной девке приказал.

Ой, люли, ой, люли,

Красной девке приказал!

Красна девица-душа.

Сбереги добра коня.

Ой, люли, ой, люли,

Сбереги добра коня!

Сбереги добра коня,

Коня семитысячного.

Ой, люли, ой, люли,

Коня семитысячного!

Не сорвал бы повода,

Не сломил бы удила.

Ой, люди, ой, люли,

Не сломил бы удила!

Красна девица идет,

Словно павушка плывет.

Ой, люди, ой, люли,

Словно павушка плывет!

На ней платье голубое,

Лента алая в косе.

Ой, люли, ой, люли,

Лента алая в косе!

На головушке перо,

Хоть пятьсот рублей дано.

Ой, люли, ой, люли,

Хоть пятьсот рублей дано,

Хоть пятьсот рублей дано,

Стоит тысячи оно.

Ой, люли, ой, люли,

Стоит тысячи оно!

СРАВНЕНИЕ НОВЫХ РОДСТВЕННИКОВ

 

В этом хороводе становятся девушки в кружок и, взявшись за руки, то сходятся, то расходятся и поют. Разыгрывают осенью и во время свадьбы.

Репей стелется, расстилается,

Ой, дид мой, репей,

Ой, лада молода!

Да не быть репью

С тыном ровну;

Да не быть свекру

Супротив батюшки моего.

Ой, дид мой, репей,

Ой, лада молода!

Репей стелется, расстилается,

Ой, дид мой, репей,

Ой, лада молода!

Да не быть репью

С тыном ровну;

Да не быть свекрови

Супротив матушки моей.

Ой, дид мой, репей,

Ой, лада молода!

Репей стелется, расстилается,

Ой, дид мой, репей,

Ой, лада молода!

Да не быть репью

С тыном ровну;

Да не бьпъ ладу

Супротив братцев моих [42].

ЗАМУЖ

 

Кто не хочет замуж? Девушки молчат, а это молчание есть убедительное доказательство пламенного их желания. Спросите у сердца девушки, и верно оно скажет: «Я замуж хочу!» Посмотрите на миленькое розовое создание, оно так и говорит: «Я замуж хочу!» Девушки разборчивы в выборе женихов, а это и есть причина, что перебор столько делает помех в семейных домах.

Хоровод составляется из взрослых обоего пола. Молодец ходит вокруг хоровода, высматривает себе невесту, а хоровод поет:

Чрез круг летит сокол,

Калина, малина моя!

Глядит и посматривает.

Калина, малина моя!

Пора девушке замуж,

Калина, малина моя!

Пора красныя замуж,

Калина, малина моя!

Ох ты, девушка-душа,

Поди замуж за меня;

Не пойдешь — спекаешься,

Вспомянешь меня.

Через круг летит сокол,

Калина, малина моя!

Глядит и посматривает,

Калина, малина моя!

Пора девушке замуж,

Калина, малина моя!

Пора красныя замуж,

Калина, малина моя! —

Соседушки, собранушки:

Каков заезжий гость?

Спохвалили молодца,

Иду замуж за тебя!

Калина, малина моя!

Иду замуж за тебя!

Еще поют:

Молодец кудреватый.

Надёжа моя!

Расчесал, милый, кудри,

Утеха моя!

Заиграл, милый, в гусли,

Надежа моя!

Как струна струне молвит:

Утеха моя!

Пора молодцу жениться,

Надёжа моя!

На душе ли на вдовице?

Утеха моя!

Не женись, холостой,

Утеха моя!

Не женись, молодец,

Надёжа моя!

На вдове своенравной,

Надёжа моя!

Расчесал милый кудри,

Утеха моя!

По алому кафтану,

Надёжа моя!

По парчовому камзолу,

Утеха моя!

Заиграл милый в гусли,

Надёжа моя!

Как струна струне молвит:

Утеха моя!

Пора молодцу жениться,

Надёжа моя!

На душе ль красной девице?

Утеха моя!

Женись, молодец,

Надёжа моя!

Женись, холостой,

Утеха моя!

На девице красной.

Надёжа моя!

Молодец выбрал себе невесту и берет ее. Игра переходит потом на другого, В иных местах молодец ищет невесту, играя на балалайке.

Некоторые из наших писателей приводят на этот случай как бы общепринятую при хороводных песнях:

Через круг летит утка,

Калина, малина моя!

Через наш хороводец,

Калина, малина моя!

Пора девушек замуж,

Калина моя!

Пора красных замуж,

Калина, малина моя!

За крестьянского ль сына,

Калина, малина моя!

У крестьянского сына

И толочь и молоть,

Решетом подсевать,

Калина, малина моя!

Через круг летит утка,

Калина, малина моя!

Через наш хороводец.

Калина, малина моя!

Пора девушек замуж,

Калина, малина моя!

Пора красных замуж,

Калина, малина моя!

За боярского сына,

Калина, малина моя!

У боярского сына

Окошки косые,

Собаки борзые,

Калина, малина моя!

Через круг летит утка,

Калина, малина моя!

Через наш Хороводец,

Калина, малина моя!

Пора девушек замуж,

Калина, малина моя!

Пора красных замуж,

Калина, малина моя!

За Старостина сына,

Калина, малина моя!

У Старостина сына

Прянички сладенькие,

Мед сыченый,—

Калина, малина моя!

ЛЮБИТЬ НЕ ЛЮБЛЮ, ОТКАЗАТЬ НЕ ХОЧУ

 

У кого что на уме, у того и на деле. Девушки, взявшись за руки, составляют хоровод. Тут кумушка управляет хороводом девиц, и она намекает на их женихов, часто по имени, а нетерпеливые девушки иногда проговариваются сами.

Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять!

Вею, вею, вью, вью,

В лес по ягоды гулять!

По черную черничку.

По красну земляничку.

Вею, вею, вью, вью,

По красну земляничку!

Они ягод не набрали,

Подруженьку потеряли!

Вею, вею, вью, вью,

Подруженьку потеряли!

Любимую подружку,

Свет Катеринушку.

Вею, вею, вью, вью,

Свет Катеринушку!

Не в лесу ли заблудилась?

Не в траве ли заплелась?

Вею, вею, вью, вью,

Не в траве ли заплелась?

Как бы в лесу заблудилась,

То бы лесы преклонились.

Вею, вею, вью, вью,

То бы лесы преклонились!

Как бы во траве заплелась,

Трава бы шелком повилась.

Вею, вею, вью, вью,

Трава бы шелком повилась!

Пойду я по тропинке,

Найду я три елинки.

Вею, вею, вью, вью,

Найду я три елинки!

Под елинкою кровать,

На кровати-то перина.

Вею, вею, вью, вью.

На кровати-то перина!

На кровати-то перина,

На перине-то свет Катерина.

Вею, вею, вью, вью.

На перине-то свет Катерина!

Перед ней стоит детина,

Он и просит Катерину.

Вею, вею, вью, вью,

Он и просит Катерину!

Коли любишь, так скажи,

А не любишь — откажи.

Вею, вею, вью, вью,

А не любишь — откажи!

Я любить — не люблю.

Отказать не хочу.

Вею, вею, вью, вью,

Отказать не хочу!

Я любить не люблю, отказать не хочу вполне раскрывает женское сердце, которое на все готово, если решится. Еще есть и другая песня:

Околь Дону, околь Дону,

Около тихого Дону,

Добрый молодец гуляет,

Добрый молодец гуляет,

Табун коней загоняет.

Кони, кони вороные!

На них узды золотые,

Чепраки парчовые,

Подковы серебряные.

— Уж ты, девица душа!

Догадайся, догадайся!

— Уж я рада бы догадаться,

Родного батюшки боюсь;

Я боюсь, я боюсь отца,

Да потешу молодца,

За то его потешу,

Что один сын у отца.

ПОДАРОК

 

В других местах хороводная игра подарок носит название приданое невесты. <Ее> разыгрывают летом; поют также перед девичником, когда готовят приданое. Подарок есть игра свадебная, употребляется наиболее в северной России. Если свадьбе случится быть летом, то выносят невестину перину и кладут ее на траву; девушки делают круг около перины и песнею напоминают, что уже нет между ними одной.

Как у нас во садику

Много было цветов посеяно,

А не много их уродилося.

Как у нас ли во тереме

Много было красных девушек,

А теперь немного осталося.

Сваха выходит из круга, садится на перину и говорит: «Ну, девушки, не горюйте, запойте-ка песню веселую». Одна из них отвечает ей: «Ох, сваха, сваха! Ты свела нашу подругу из нашего двора». Другие между тем начинают петь:

Как у нас во дворе,

Как у нас во широком,

Люли, люли, во широком!

Стоят девушки в кругу,

Стоят девушки в кругу,

Люли, люли в кругу!

Одной лишь нет, как нет,

Одной-то нет, свет Марьюшки,

Люли, люли, Марьюшки!

Она ждет-пождет к себе

Друга милого, суженого!

Люли, люли, суженого!

После слов, выражающих ожидание невесты, как здесь: «Она ждет-пождет к себе друга милого, суженого», — сваха переворачивает перину, сбивает и потом стелет; девушки поют:

Стелю, стелю перинушку,

Стелю, стелю пуховую,

Люли, люли, пуховую!

Кого люблю, кого люблю,

Кого люблю, тому подарю,

Люли, люли, подарю!

Не дарик большой, а любовный —

Пуховую перинушку.

Люли, люли, перинушку!

Ты выйди, свет Марьюшка,

Ты бери за белы руки суженого,

Лгали, люли, суженого!

Дари суженого подарком,

Дари ряженого перинушкой!

Люли, люли, перинушкой!

По окончании пения выходит из круга действительная невеста и дарит своих подруг розовыми ленточками. Сваха спрашивает ее: «Полно, ты ли невеста?» — «Сваха, сватушка, — отвечает она со вздохом, — не сама ли ты засватала?» В это время выходит мать невесты и дарит сваху белым или красным платком и говорит ей: «Родимая! Полноте вопрошать». Подруги берут невесту под руки, сажают ее на перину и вносят в комнату с окончательным припевом:

Дари суженого подарком,

Дари ряженого перинушкой.

Люли, люли, перинушкой!

ПОКОРИЩЕ ДЕВИЦЫ

 

Здесь принимают участие не одни девицы, но и молодые парни. Составив хоровод, ходят крутом и поют первый стих весьма протяжно, а второй скоро:

Ах по морю! Ах по морю!

Ах по морю, морю синему!

Плыла лебедь, плыла лебедь,

Лебедь белая моя.

Ни тряхнется, ни тряхнется,

Ни тряхнется, ни ворохнется,

Где ни взялся, где ни взялся,

Где ни взялся млад ясен сокол.

Убил, ушиб, убил, ушиб,

Убил, ушиб лебедь белую мою.

Он кровь пустил, он кровь пустил,

Он кровь пустил по синю морю.

Он перушки, он перушки,

Он перушки пустил по чисту полю;

Он пух пустил, он пух пустил.

Он пух пустил по поднебесью.

Где ни взялась, где ни взялась

Красна девица-душа!

Брала перья, брала перья,

Брала перья лебединые мои.

Клала в шапку, клала в шапку,

Клала в шапку соболиную.

Милу дружку, милу дружку,

Милу дружку на подушечку.

Где ни взялся, где ни взялся,

Где ни взялся добрый молодец.

Бог на помочь! Бог на помочь!

Бог на помочь, красна девица-душа!

Она ж ему, она ж ему,

Она ж ему ни поклонится.

Добро девка, добро девка,

Добро девка, девка красная моя!

Будет время, будет время,

Будет время, и поклонишься мне.

Будешь стоять, будешь стоять,

Будешь стоять у кроватушки моей.

Будешь держать, будешь держать,

Будешь держать шелковую плеть в руках.

С окончанием песни одна из девушек, признанная за покорище, кланяется своему молодцу, а иногда и все делают поклоны, каждая своему парню.

Покорище девка значит покорная девица. Она должна смириться перед своим женихом и должна помнить, что когда сделается его женой, тогда она будет стоять у его кровати и разувать с него сапог, из которого он возьмет плеть и будет ее бить в знак его власти над нею. Игра покорище девицы есть любимейшая у поселян. Почему? Потому что здесь участвуют те, которые им милы по сердцу и желанию, оттого и все прочие для них игры не игры. Здесь им позволено и смеяться, и глядеть друг на друга, и жать руку. Всегда девушки любят такие игры, в коих допускается свободное потешение.

Поют эту самую песню с сокращением, но смысл ее один и тот же:

Как по морю синему,

По синему, Хвалынскому,

Плывет стая гусей серых,

Другая стая лебединая.

Ходил, гулял добрый молодец:

Он застрелил лебедь белую.

Кровь пущал в сыру землю,

Пух пущал по чисту полю.

Собирались красные девушки

Пуху брати лебединого.

Мимо ехал добрый молодец:

— Бог помочь вам, красные девушки!

Пуху брати лебединого.

Все девушки поклонилися,

Одна девка не поклонилась.

Грозил парень красной девушке:

— Добро, девка, добро, красная,

Станешь, девка, у кровати стоять,

Станешь, красная, горючие слезы ронять.

ЖЕНИХ

 

Это насмешка над заезжими женихами, которые, сватаясь и перебирая долго невест на своей стороне, женятся, наконец, на чужой. Люди смеются над такими женихами, девушки осыпают их укоризнами.

Мужчины и девушки делают круг; мужчины, выбрав среди себя одного побойчее, называют его женихом и ставят посредине, потом поют:

Как под лесом, лесом шелкова трава,

Ой ли, ой ли, ой, люшеньки, шелкова трава!

Ходил, гулял донской казак, сам в скрипку играл,

Ой ли, ой ли, ой, люшеньки, шелкова трава!

Играл, играл, выигрывал, девок выбирал.

Из круга выходит девушка и ходит с женихом:

Хорошая, пригожая, поди замуж за меня!

Не пойдешь — спекаешься, вспомянешь меня.

Невеста отвечает:

Пойти было к соседушкам, спросить про тебя:

Соседушки, голубушки, каков человек?

Хороводные отвечают:

Он пьяница, пропойца, пропьет и тебя!

Невеста смотрит на жениха с презрением и говорит:

Соседушки, голубушки не хвалят тебя:

Ты пьяница, пропойца, пропьешь и меня.

Невеста входит в свой крут; начинают снова петь:

Как под лесом, лесом шелкова трава,

Ой ли, ой ли, ой, люшеньки, шелкова трава!

Ходил, гулял донской казак, сам в скрипку играл,

Играл, играл, выигрывал, девок выбирал.

Из крута выходит другая девушка и останавливается перед женихом.

Хорошая, пригожая, поди замуж за меня!

Не пойдешь — вспокаешься, вспомянешь меня.

Невеста обращается к соседушкам, ходит с хороводом и отвечает:

Пойти было к соседушкам, спросить про тебя:

Соседушки, голубушки, каков человек?

И, помолчав несколько, она говорит ему весело:

Соседушки, голубушки хвалили тебя.

Вино кури, пиво вари, иду замуж за тебя!

Ой ли, ой ли, ой, люшеньки!

Иду замуж за тебя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: