СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 14 глава




Заплетися, плетень, заплетися!

Ты завейся, труба золотая,

Завернися, камка кружчатая.

Из-за гор девица утей выгоняла:

Тиги! Утушка, домой,

Тиги! Серая, домой.

Я сама гуськом,

Я сама сереньким.

Ой, свет, сера утица!

Потопила малых детушек

Во меду, во патоке,

И в ястве сахарном.

Я дам старикам

Киселя с молоком;

Красным молодкам

Шелковую плетку;

А нашим девицам

Белил и румян.

Расплетайся, плетень, расплетайся!

В это время хоровод расплетается. Первая пара делает дугу, через которую все проходят, расплетаясь постепенно, как бы нехотя, и поют все:

Ты развейся, труба золотая,

Ты развернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утек выгоняла:

Тиги! Утушка, домой.

Тиги! Серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой, свет, сера утица!

Вынимала малых детушек

Из меду, из патоки,

Из яств сахарных.

 


По расплетении расходятся в разные стороны и оканчивают припевом:

Тиги! Наша молодость,

Тиги! Девичья краса.

Последний припев есть намек на девическую скоро пролетающую молодость и на ее быстро увядающую прелесть. И что такое краса девушек? Одно мечтательное достоинство [61].

В плетень не везде играют единообразно. В Смоленской губернии мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют сначала кружок и поют:

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Завернися, камка парчовая.

Как сера утица

Потопила детушек:

Да в меду и в патоке,

Да и в яствах сахарных.

Потом, при повторении снова этой песни, начинают заплетать плетень: первая пара левой стороны поднимает руки вверх в виде дуги, сквозь которую ведет хоровод избранная мать; потом вторая особа поворачивается спиною к первой, и заплетают плетень: левая рука первой особы идет через левое плечо и грудь второй и соединяется с правой ее рукою, а левую свою руку поднимает вторая особа вместе с третьею в виде дуги, через которую проходит хоровод, и когда он дойдет до пары, поднявшей руки вверх, тогда третья особа поворачивается спиною ко второй, и левая рука второй особы идет через левое плечо и грудь и соединяется с правою рукою третьей и т. д. Таким образом заплетается весь плетень. Песня поется безумолчно. По заплетении плетня мать пробует, крепок ли он, потому шатает его во все стороны и, запев:

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, труба золотая,

Развернися, камка парчовая.

Кабы сера утица

Потопила девушек

Ни в меду, ни в патоке,

Да ни в яствах сахарных,

идет уже в противоположную сторону и расплетает плетень. В Саратовской губернии играют в плетень иногда зимою. В вечерние часы собираются парни, девушки и молодушки и на улице составляют хоровод, переплетясь рука с рукою. После слов:

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Ты завейся, камка кружчатая,

хоровод выпрямляется. Первая с конца пара поднимает вверх переплетенные свои руки, под коими проходят все играющие, не расплетаясь, и вторая из первой прошедшей пары, сделав оборот за дугою, становится спиной к первой своей подруге и, положив свою руку на ее плечо, передает другую следующей, за коею все следующие переплетаются в этом порядке и поют в то же самое время. Когда все заплетутся, тогда после слов:

Расплетайся, плетень, расплетайся,

первая пара, проходя под руками последней, начинает расплетаться, и это продолжается дотоле, пока все не расплетутся.

ГАЛКА

 

Становятся девушки в один ряд, который чем длиннее, тем красивее. Две девушки, стоящие на одном каком-либо конце, водят хоровод: это значит, когда одной из них пропоют <ее> имя, тогда она со своей подругою переходит со своего конца на другой, поднимает там с нею свои руки вверх дугообразно, и через эту дугу проходят все девушки, одна за другой. Первая, проходящая через дугу, водит танец, т. е. за нею идут все девушки игривой вереницею, вроде танца. Когда все пройдут, тогда державшие руки вверх, не опуская их, делают полуоборот и потом останавливаются уже в последнем ряду. Водившая же танец становится с первой своею соседкою на месте водивших хоровод, и таким образом продолжают играть поочередно, пока всех не переберут.

При пении песни все машут руками единообразно, доколе не наступит очередь водить танец.

Ой, галко, галка,

Золотая клюшница!

Стань же нам на помочи:

3 молодыми молодыцями,

3 красными дивчатами.

Ой, галко чорна,

Чим не моторна,

Чому не ночуешь дома?

Галочка литае,

Парочки шукае.

А ты, Настусю, скочь на кинец,

А ты, Ганусю, веди танец.

Поименованная Настуся (Анастасия) переходит со своей подругою на другой конец и поднимает с нею руки дугообразно, а поименованная Гануся (Аннушка) ведет танец, и когда он идет, тогда все поют, за исключением держащих руки вверх.

Ой, галочка чорна,

Чим не моторна,

Чому не ночуешь дома?

Галочка литае,

Парочки шукае.

Галка одинокая летает невесело, потому что ищет себе дружка, так и каждая девушка, томясь одиночеством, ищет себе друга вековечного.

ЩИТКА

 

Девушки и мужчины, взявшись за руки, ходят вокруг одной девушки, которая в то время, бегая по кругу, бьет в ладоши и припевает с другими:

Щитка маленька,

Повидай, де твоя ненька?

На маковци сидила,

Дрибен мачок дзюбала:

Дзюб, дзюб, дзюбанец,

Ходит дивка у танец,

А за нею молодец.

Не ходы, дивко, у танец,

Лихо буде пид кинец.

Выходит из круга молодец и, подходя к каждой девушке, говорит:

<Молодец>. Горю, горю, пень!

Девушка. Чего ты горишь?

Молодец. Щитки, гребинки, красной пани.

Девушка. Якой? (какой)

Молодец. Тебе молодой.

При этом слове девушка выбегает из круга, а молодец бросается ловить ее. Если он словит ее, то она становится в круг, а если нет, то он сам вместо бегавшей по кругу. Молодость всегда горит любовью.

ГОРОШЕК

 

Девушки и парни, взявшись за руки, ходят медленным кругом и поют, притопывая:

Посияв я горошек на зеленый нивцы,

Купив же я черевички своий чернобривци;

Щей горошек не взийшов,

тилько лободочки.

Витоптала ж черевички, тилько за пяточки.

Ой, дивчина, чия ты?

Чи выйдешь ты на улицу гуляты?

Не пытайся, чия я, коли выйдешь, выйду и я;

Коли ходишь, то ходы; колы любишь, то любы.

Не зводь мене з ума, колы думки нема.

Этим пением оканчивается хоровод, который, однако, возобновляется по желанию.

Когда мужчине по сердцу девушка, тогда он не должен коварствовать перед нею, ибо сама песня говорит: «Если любишь меня, то люби; но не своди меня с ума, когда на мысли нет любви» [62].

БАРСКОЕ УГОЩЕНИЕ

 

В день Успения Пресвятой Богородицы разыгрывают поселяне перед барским домом хоровод, называемый барским угощением. Этот хоровод ныне в редком употреблении. Мне случилось однажды видеть, что поселяне разыгрывали его в праздник после первого сенокоса. Придя толпою к дому своего господина и не спросясь его дозволения, они начали петь и танцевать; помещик угощал их потом вином и ужином. Прилагаемая песня списана со слов поселян Смоленского уезда.

Близ города Смоленска

Протекал быстрый Днепр,

По той по реке быстрой

Плыл осетр рыба,

Осетр рыба свежая.

Ой вы, ребята молодые!

Закиньте невода,

Ловите осетра.

Как бы его словить!

Хозяину на стол,

На скатерти тканые,

На блюда серебряные.

Близ города Смоленска

Протекал быстрый Днепр,

По той по реке быстрой

Разыгрались черны соболи.

Завидели молодцы во чистом поле.

— Ой вы, ребята-молодцы,

Раскиньте путы

На черных соболей.

Ах, как бы их изловить!

Хозяюшке на шубку,

А дочкам на белы плечи.

ВЬЮН И КРУГ

 

Совершение хороводов изменено в некоторых местах, именно в Олонецкой губернии. Там они превращены во вьюн и круг, при коих часто поются плясовые песни; разыгрываются весною и летом, потому помещены здесь между летними хороводами. Вьюн есть пляска; он похож на польскую, с тем различием, что в польском мужчина выбирает даму и проходит с нею все комнаты, а во вьюне выбирает девушка мужчину и ходит с ним по комнате. В круге становятся девушки парами; одна из них запевает песню, другие подхватывают общим хором, ходя вокруг тихой пляскою и продолжая беспрерывное пение, которое часто сопровождается хлопанием в ладоши [63]. Иногда круг останавливается, тогда одна какая-нибудь пара выходит на середину и начинает русскую. Танцовщицы помахивают белыми платками и изъясняются движениями. Вот несколько образцов хороводно-плясовых игр.

Все мужья до жен добры,

Покупили женам бобры;

Мой муж не ласков до меня,

Не купил мне черна бобра.

Он корову купил,

Мне заботу снарядил;

Лучше б масла и муки купил,

Я б стряпейку [64] наняла.

Стряпеюшка б постряпивала,

А я, млада, похаживала,

Каблуками приколачивала.

Вы белильца, румянца мои,

Дорогие, новокупленые,

В зелено вино возложение,

На бело лицо положенные!

Скатись с белого лица долой!

Едет добрый муж домой.

Любимые подарочки везет:

Щелкову плеть не свистанную [65]

На младу жену избалованную.

Девушка в горенке сидела,

Сквозь оконушко глядела,

Сквозь хрустальное стекло.

Не работушку работала,

Гребенем голову чесала,

Русу косу плела,

В гости милого ждала.

Не дождавши своего милого,

Постелюшку постлала

И заплакала пошла.

Почастехонько в окошко поглядывала.

Что нейдет ли, не летит ли

С поля миленький дружок?

Не ясен сокол летит,

С поля миленький идет,

Своими резвыми ногами

Мил постукивает;

Своими белыми руками

Мил помахивает;

Своими желтыми кудрями

Мил потряхивает.

Прямо, прямо, мой милый,

Ко мне в высокий терем!

Ко мне в высокий терем!

На тесовую кровать,

На правую ручку спать.

Начал парень красну девку целовать, миловать;

Целовавши, миловавши приговаривать

Над моей русой косой,

Над девичьей красотой:

— Уж ты, косынька-коса!

Не ты ль меня, косынька, повысушила?

Не ты ль меня с ног сронила?

Уж ты, Ванюша, Иван,

Ваня, братец мой!

Прилюбился разум твой,

Весь обычай дорогой.

Перестань, Ваня, пить,

Будут девушки любить,

Станут молодушки хвалить.

Уж как я, молода,

Одинокая была, в одиночестве жила:

Затопила, млада, печку,

Сама по воду пошла.

На водушке, на воде,

Гуси, лебеди сидят,

Свежу водушку мутят.

Почерпнула я, пошла,

До полугоры дошла,

До царева кабака.

У царева кабака сочинилася беда —

Загорелась слобода.

Как на этот на пожар,

Съезжались господа

Со уездного суда.

Ах, что этот за пожар!

Он не жарко горит,

Он не жарко горит,

Только смахивает.

Ах, что это за муж,

Молоду жену не бьет!

Бей жену к обеду,

К ужину снова, да опять,

Чтобы щи были горячи,

Каша масляная…

Удалая голова!

Удалая голова!

Не ходи мимо сада.

В нем тропинки не топчи

И дорожки не тори.

Ты дорожки не тори,

Худой славы не клади.

Худа славушка пройдет,

Никто замуж не возьмет:

Ни подьячий, ни купец,

Ни удалый молодец.

Отцу, матери бесчестье.

Роду племени укор,

Роду племени укор.

С плеч головушка долой! [66]

Мне нельзя идти домой!

Скажу так, скажу сяк,

Скажу изнова опять:

Я во садику была, во зеленом гуляла;

Сладки яблочки щипала, наливчатые,

Я наливчатые, сами рассыпчатые,

Я на блюдечко клала, на серебряный поднос,

В высок терем пошла

И милому поднесла.

Милый яблок не принял,

Ничего не говорит:

Ни отказывает, ни приказывает.

Только и знает мой миленький,

Что сердит на меня.

Рассержусь же я, молодёшенька,

Я сама ль на него,

Еще ль покрепче ль того.

Не огонь горит, не смола кипит,

А кипит, горит ретиво сердце,

Не по батюшке, не по матушке,

А кипит, горит по красной девушке.

Что от девушки пришла весточка,

Пришла весточка, скора грамотка:

Красна девица есть трудна, больна,

Во постелюшке, во могилушке.

Я пойду с горя на почтовый двор,

Я найму пару вороных коней;

Я поеду ли ко могилушке.

Ко могилушке, ко красной девушке:

— Ты встань-ка, красна девица!

Ты отдай-ка, отдай мой тальянский плат,

Ты бери, возьми свой злачен перстень.

Уж мне тем перстнем обручатися.

Тебе тем платком жениха дарить.

Эта старинная песня, сочиненная в Петербурге в начале XVII стол., переиначена олонецкими жителями, и она певалась так:

Как в городе, во Санктпитере,

Что на матушке, на Неве реке,

На Васильевском славном острове;

Как на пристани корабельной

Молодой матрос корабли снастил,

О двенадцати тонких парусах,

Тонких, белых, полотняных.

Что из высока нова терема,

Из косящетова окошечка,

Из хрустальные из оконечки,

Усмотрела тут красна девица,

Красна девица, дочь отецкая,

Усмотрев, выходила на берег,

На Неву реку воды черпати;

Почерпнувши, ведра поставила,

Что поставивши, слово молвила:

— Ах ты, душечка! Молодой матрос!

Ты зачем рано корабли снастишь?

О двенадцати тонких парусах?

Тонких, белыих, полотняныих!

Как ответ держит добрый молодец.

Добрый молодец, молодой матрос:

— Ах ты, гой еси, красна девица,

Красна девица, дочь отецкая!

Не своей волей корабли снащу:

По указу ли Государеву,

По приказу адмиральскому.

Подняла ведра красна девица,

Поднявши, сама ко двору пошла.

Из камня, из-под белого,

Из-под кустика из-под ракитова,

Не огонь горит, не смола кипит,

Что кипит сердце молодецкое,

Не по батюшке, не по матушке,

Не по братце, не по родной сестре,

Но по душечке красной девице.

Перепала ли ему весточка,

Красна девица неможна лежит…

После весточки скоро грамотка:

Красна девица переставилась!

Я пойду теперь на конюшний двор,

Я возьму коня, что не лучшего,

Что не лучшего, самодоброго.

Я поеду ли к Божьей церкви,

Привяжу коня к колоколинке,

Сам ударюсь о сыру землю!

Расступися ты, мать сыра земля!

И раскройся ты, гробова доска,

Развернися ты, золота парча,

Пробудися ты, красна девица.

Ты простись со мной, с добрым молодцем,

С добрым молодцем, другом милыим,

С твоим верным полюбовником [67].

Ты отеческая дочь!

Не ходи гулять в полночь,

Не ходи гулять в полночь;

Мимо моего двора

Не прокладывай следа.

У моего ли у двора

Приукатана, углажена гора:

Водою улита,

Водою улита,

Каблуками убита,

Лишь я скок на ледок,

Окаянный башмачок!

Окаянный башмачок!

Поскользнулся каблучок,

Я упала на бочок!

Не слыхала, как упала,

Погляжу, млада, лежу,

Я на правом на боку.

Я туда и сюда глядь,

Меня некому поднять.

Шел детина молодой,

Неженатый, холостой.

Я не знала, как назвать,

Поучилася солгать,

Его душенькой назвать.

Душа моя, душенька! —

Уж я рад бы поднять:

Со стороны люди глядят,

Со стороны люди глядят,

Поймать меня хотят:

Руки, ножки связать,

Во солдатушки отдать,

Во солдатушки отдать.

Отцу, матери не ждать.

За морем далече,

Меж гор высоко.

Там моя милая

Под окошечком сидит,

Слезно плачет, говорит:

— Из-за той стороны

Воздух приятный несет,

Где моя любезная

Сашенька живет.

Скажи, скажи, милая!

Любишь ли меня?

Если ты любишь,

Возьму за себя;

Если же не любишь,

Убью сам себя.

Напишу я надпись

Над гробом своим.

Увидишь, узнаешь,

Что верен я был;

На ней прочитаешь:

Одну ее любил.

Старые люди, нерассудливые!

Словно молоды не бывали,

Словно про любовь не слыхали.

Эту песню поют протяжно и заунывным голосом.

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла!

Некому березы заломати,

Некому березы заломати,

Люли, люли, заломати!

Я пойду, березу заломаю,

Я пойду, березу заломаю,

Люли, люли, заломаю!

Вырежу я три пруточка,

Вырежу я три пруточка,

Люли, люли, три пруточка!

Сделаю я три гудочка,

Сделаю я три гудочка,

Люли, люли, три гудочка!

Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку,

Люли, люли, балалайку!

Пойду я на новые на сени,

Пойду я на новые на сени,

Люли, люли, на новые на сени!

Стану в балалаечку играти,

Стану в балалаечку играти,

Люли, люли, играти!

Стану я старого пробуждати,

Стану я старого пробуждати,

Люли, люли, пробуждати!

Встань ты, старый черт, проснися!

Встань ты, старый черт, проснися!

Люли, люли, проснися!

Борода седая, пробудися,

Борода седая, пробудися,

Люли, люли, пробудися!

Вот тебе помои, умойся,

Вот тебе помои, умойся,

Люли, люли, умойся!

Вот тебе рогожа, оботрися,

Вот тебе рогожа, оботрися,

Люли, люли, оботрися!

Вот тебе заслонка, помолися,

Вот тебе заслонка, помолися,

Люли, люли, помолися!

Вот тебе баран, расчешися,

Вот тебе баран, расчешися,

Люли, люли, расчешися!

Вот тебе осметки, обуйся.

Вот тебе осметки, обуйся,

Люли, люли, обуйся!

Вот тебе шубенька, оденься,

Вот тебе шубенька, оденься,

Люли, люли, оденься!

Во поле березонька стояла,

В поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла!

Некому березы заломати.

Некому кудрявой заломати,

Люли, люли, заломати!

Я пойду, березу заломаю,

Я пойду, березу заломаю,

Люли, люли, заломаю!

Вырежу я три пруточка,

Вырежу я три пруточка,

Люли, люли, три пруточка!

Сделаю я три гудочка,

Сделаю я три гудочка,

Люли, люли, три гудочка!

Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку,

Люли, люли, балалайку!

Пойду я на новые на сени,

Пойду я на новые на сени,

Люли, люли, на новые на сени!

Стану в балалаечку играти,

Стану в балалаечку играти,

Люли, люли, играти!

Стану я милого пробуждати,

Стану я милого пробуждати,

Люли, люли, пробуждати!

Встань ты, душа, пробудися!

Встань ты, душа, пробудися!

Люли, люли, пробудися!

Вот тебе водица, умойся,

Вот тебе водица, умойся,

Люли, люли, умойся!

от тебе полотенце, оботрися,

Вот тебе полотенце, оботрися,

Люли, люли, оботрися!

Вот тебе икона, помолися,

Вот тебе икона, помолися,

Люли, люли, помолися!

Вот тебе гребешочек, причешися,

Вот тебе гребешочек, причешися,

Люли, люли, причешися,

Вот тебе башмачки, обуйся,

Вот тебе башмачки, обуйся,

Люли, люли, обуйся!

Вот тебе кафтанчик, нарядися,

Вот тебе кафтанчик, нарядися,

Люли, люли, нарядися!

Эту песню поют еще и так:

Я пойду, рябину заломаю,

Выломаю три пруточка!

Стану я старого будити:

Встань, мой сударь, пробудися!

Вот тебе помои, умойся!

Вот тебе рогожа, оботрися!

Стану я малого будити:

Встань, мой мал, пробудися!

Вот тебе грязна вода, умойся!

Вот тебе тряпица, оботрися!

Стану я ровнюшку будити:

Встань, мой ровнюшка, пробудися!

Вот ключевая вода, умойся,

Вот тебе платочек, оботрися,

Вот тебе икона, помолися!

Старый муж на руку ложится,

Как колода валится;

Ровнюша-муж на руку ложится,

Легче пера лебединого.

Старый муж к устам припадает,

Как смолой поливает;

Ровнюшка муж к устам припадает,

Словно медом поливает.

Как вила серая утка

В шелковой траве гнездо!

Она вила неделю,

Она вила другую;

А на третью неделю поднялась, полетела!

Как навстречу той утке Государевы ловцы.

Эй вы, ловцы, вы, ловцы,

Удалые молодцы!

Не видали ли вы селезёнка?

Уж как твой селезёнок

Во государевом во доме,

На дубовом на столе,

На серебряном блюде

Белым сахаром осыпан

И шафраном посыпан.

За твоим ли селезенкой

Сидел Царь со Царицей,

Молодец со девицей.

Как девица-то скажет:

— Я насмерть ненавижу

Столь богатого скупого;

Я еще ненавижу,

Кто вдову изобидит,

Красну девку осудит,

Молодца обесчестит.

Ты построй, милый, терем,

Противу терема терем,

Из дверей во двери,

Из окошка в окошко.

Не березонька с березкой свивалася,

Не девушка с молодцом совыкалася;

Совыканьице было с дружком тайное,

Расставанье же с дружком было явное.

Отъезжает мой любезный

Во путь во дороженьку;

Хоть не в дальнюю, любезный!

Жаль мне и тошненько.

Он запел, мой дружочек,

Запел с горя песенку:

— Ты прощай-ка, прощай,

Прощай, моя любушка!

Ты прощай-ка, моя

Сизенька голубушка!

Наживай-ка ты себе дружка иного —

Буде лучше наживешь, меня позабудешь;

Буде хуже наживешь, меня вспомянешь.

Приезжай-ка, мой любезный, жить-то мне тошненько.

Надорвется живот, живот и сердце плачут,

Все тебя, мой друг, дожидают!

Со восточные, мой милой, со сторонушки,

Со любезные пути-дороженьки.

 


СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ

Баять (баитъ) — говорить, беседовать, рассказывать.

Бердо — род гребня для ткацкого станка.

Беседа — здесь: собеседник.

Бочи — бока.

Вервица — ременные четки, по которым молились; ими же стегали ослушных.

Глазет — парча с шелковой основой и гладкой серебристой или золотистой лицевой стороной.

Гудка — струнный музыкальный инструмент.

Гуж — петля, кольцо, глухая привязь.

Донце — нижняя часть какого-либо сосуда.

Ендова — широкий сосуд с носиком.

Епитрахиль — одно из облачений священника, надеваемое под ризою.

Задворица — задний, скотный двор, хлева под общим навесом; место за двором.

Зазнобушка — тот или та, в кого влюблен.

Залавица — глухая лавка с подъемной крышкой.

Залавочье — место под лавками в избе.

Запаска — крестьянская одежда из грубого сукна.

Исполать — хвала, слава.

Камка — шелковая китайская ткань с разводами.

Кика, кичка — женский головной убор, род повойника.

Коло — круг.

Косящетый — сделанный из деревянных косяков.

Кросно — крестьянский холст, новина, целый кусок.

Кружчаный — узорчатый.

Крупичатый — мелкозернистый.

Кулиш (кулеш) — каша-размазня.

Лития — молитвенное священнодействие, совершаемое вне храма или в его притворе; краткая молитва об упокоении душ усопших.

Мыкальник — лукошко для початков, веретен.

Насовка — рабочий сарафан, холщовый или крашеный; холщовая куртка для стряпни с рукавами; род фартука.

Намисто (монисто) — монеты на шнурке, бусы, ожерелье.

Онучи — портянки.

Орать — пахать.

Понева — юбка; плат, полотнище, покрывало.

Посконь — конопля.

Прядеюшка — пряха.

Рудо-желтый — оранжевый.

Рыдван — колымага, большая карета.

Скляница — бутылка, полуштоф.

Сопель — дудка, свирель.

Страва — пища, яство; жидкая похлебка.

Талан — счастье, удача.

Тенета — нить, жилка.

Тризна — поминовение усопших.

Убрус, убрусец — плат, платок; фата; почетная ширинка, подносимая новобрачной на поклон.

Фертик — франт, щеголек.

Чело — лоб.

Чёботы — мужская и женская обувь, высокий башмак.

Чуплюк — женский головной убор, кокошник.

Швец — крестьянский портной.

Ширинка — здесь: полотенце, отрезок цельной ткани во всю ее ширину, полотенце, подвязной передник без лифа.

Яхонт — рубин.

 


Примечания

[У венгерских словаков наша сорока известна под именем детской каши. Мамка или нянька, взяв ручку дитяти, бьет указательным пальцем по его ладони или крутит пальцем по ладони, представляя этим, что она мешает кашу, и приговаривает каждый раз:

Наварила мамичка кашички,

Подьте сем, подьте сем, мои деточки!

Тому-то дала на мищтичку,

Тому-то на панвичку,

Тому-то на танерик,

Тому-то на лыжечку,

Тому-то на видличку.

А тому-то наименьшему нич не дала,

Але му прасятко закляла:

Кик! кик! кик!

Kollar. «Narodn. zpiew.», ч, 1, с. 315.]

Черепенники пекутся в черепнях из крутого гречневого теста.

Саламата. Ее делают не только из муки гречневой, но и из гороховой, хотя редко.

Круглый высокий пирог, начиненный куриными потрохами и яйцами.

Малинками называют небольшие шарики из сдобного теста, приплюснутые сверху

В других местах большая ямка называется котлом.

Turbeville «Certaine letters in verse, ets.», пом. в собран. Гакл., Т. 1, с. 436, ed. 1807.

Писцовые книги: да с зерновые игры у чердыньцев у Сеньки Зеленого с товарищи, оброку два рубли.

Игры в зерна и вообще все азартные игры, свойственные необразованным народам, были во всеобщем употреблении между американцами. — Robertson «Hist. of America», кн. 4, с. 128, изд. 1828 г.

Его остатки находятся на левом берегу реки Ахтубы, ныне на этом месте уездный город Царев Саратовской губернии.

«In commessationibus non tantum rubri chartaeca symbola regis lubenter tractant sed et ludo tesserario gaudent. Summa autem solertia praelia latronum ludunt. Ut gemini inter se reges albusquo nigerque pro laudi oppositi certent bicoloribus armis красного царя, но и забавляются игрой в кости. Высшее мастерство <проявляют> в пешечных битвах. Словно близнецы, короли белый и черный, друг против друга поставленные, сражаются в этой игре с помощью двуцветных армий>.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: