СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 7 глава




КАТАНЬЕ С ГОР И НА САНЯХ

 

Не менее доставляло удовольствия нашим предкам катание с ледяных гор по льду и на коньках. Великокняжеские дети имели в Кремлевском дворце свои горы, и ныне их не оставляют царские дети, аристократы и живущие по городам и деревням. Все любят кататься зимой с ледяных гор, а летом с деревянных. Горы — чисто русская забава.

Катание на санях в хорошие зимние дни составляет гораздо большее удовольствие как для купечества, так и <для> дворянства. В столице хорошее общество, отправляясь за город на пикник, разнообразит его катанием на санях.

КАРТЫ

 

Карты, по мнению некоторых, изобретены в Италии, а по мнению других — во Франции. Заподлинно известно, что находящиеся изображения на картах принадлежат французскому живописцу Жакемену Грингонеру, который нарисовал их в 1392 году для больного и слабоумного короля Карла VI. Некоторые думают не без основания, что карточные изображения служили первым шагом к изобретению книгопечатания. Масти карт имели прежде особое свое значение, нежели ныне: черви представляли духовных, пики — военных, трефи, или крести, — земледельцев, бубны — женщин по склонности их к удовольствию. Четыре короля представляли: пиковый — царя Давида, под коим разумели Карла VII, преследуемого своим отцом, как Давид был преследуем царем Саулом; бубновый — Александра Македонского, червоный — Юлия Цезаря, а трефовый — Карломана, императора немецкого. Трефовая дама была Мария Анжуйская, жена короля Карла VII; бубновая — прекрасная Рахиль, под коею разумели Агнес Сорель; пиковая — Минерва, орлеанская девица Жанна д'Арк; червоная — Юдифь, королева баварская Изабелла, жена Людовика Доброго. Валеты означали оруженосцев: Ожье, Ланело, Лагира и Гектора, из них два первых были рыцари Карла В<еликого>, а два последних — полководцы Карла VII. Прочие карты, от туза до десятки, означали воинов [20].

Карты занесены к нам иностранцами не ранее XVII в. Во многих отношениях нет игры столь вредной, как карты. Сначала занимались ими для препровождения времени, потом стали выдумывать и изучать многообразные игры, злоупотребления которых послужили к пагубе семейств и общества. Царь Алексей Михайлович строго воспрещал играть и велел играющих злонамеренно в карты подвергать наказанию, как за воровство, Петр Великий запретил военным проигрывать более рубля меди. При императрице Елизавете усилилась картежная игра. Канцлер гр<аф> Бестужев-Рюмин такую имел к ней страсть, что прославился даже за границей. Король прусский Фридрих В<еликий> называл его отчаянным картежником. Тогда играли в ландскнехт, квинтич, штосе, фараон, макао, гальбцвельф, горку, три листика, в красную и черную, в фаро, пикет и мног. др. Игроки ставили на девятку и туза большие суммы. В старину германцы, проиграв все свое имущество, проигрывали даже жен и детей. Почти такая же страсть господствовала между нашими предками, и она проникла было в простое сословие; но народ одумался, стал креститься от игр как от дьявольского наваждения, проклинал ее и игрока: «Чтобы ему не спалось два месяца, чтобы трясла его годовая лихорадка, чтобы глаза его выклевал черный ворон, белый филин и серая сова; чтобы вползла ему в чрево змея подколодная; чтобы печенку его съела бешеная собака; чтобы сердце его высохло, как кора на дереве, если кто будет играть в карты». Простой народ, называемый обыкновенно грубым, необразованным, понял все зло от игры и пренебрег ею с негодованием. Простой народ разумеет под словом игрок отъявленного мота, развратника, пьяницу и плута. В одной хороводной песне невеста, выбирая себе жениха, спрашивает у своих подруг:

Соседушки, собратушки,

Скажите вы мне:

Каков человек?

Ей отвечают:

Он пьяница, пропойца,

Картежный игрок.

Этого мнения уже было довольно для нее.

Еще есть старинная песня:

Бес проклятый дело нам затеял,

Мысль картежную в сердце нам всеял.

Дайте нам карты, здесь олухи есть.

Стенька Разин, Сенной и Гаврюшка,

Ванька Каин и лжехрист Андрюшка!

Хоть дела ваши громки,

Прах против наших картежных дел [21]

В старые годы любили говорить о волшебниках, колдунах, звездочетах, видениях; говорили о том, кто видел беса и как 6н учил картежной игре или отдавал аду проданную душу за деньги; говорили некоторые отчаянные, как бы они желали поучиться игре у демона искусного — даже между ними не все бывают ловкие. Все это показывает, какое имели в старину понятие о картах, особенно между простыми людьми.

Названия карточной игры многочисленны. Употребляемые поныне игры суть: в дурачки, свои козыри, носки, мельник, мушка, пикет, тентире, бостон, гальбцвелф, вист, преферанс, палки и банки (фараон). Последняя игра есть самая разорительная, справедливо преследуемая правительством. В наше время так заразились игрою в карты, что мало найдете домов, где бы не играли, и все на деньги. От бедного чиновника до сибарита, от старой дамы до прелестной девушки — все занято картами; куда ни войдете, почти везде играют; тот лишний в обществе, кто не отличается на зеленом поле; тот умен, кто искусен в игре. Кто знает тонкости картежные, тот имеет право указывать, поправлять, учить и стоять выше других, потому что в картежном искусстве видят какое-то отличное достоинство. Мало обществ, где бы ни играли; тот скучен, кто станет разговаривать об умных вещах или просвещении. Есть целые места и города, кои прославились игрою в карты.

Многие из дам до того пристрастились к игре, что проводят ночи за картами, не думая о семействе; матери забывают своих малюток, а девицы не смеют оставить гостей или вечернее собрание, не дождавшись окончания игры. Часто они просиживают до рассвета. Танцевальные вечера мало занимают молодых людей; все устремляются играть, и всегда случается, что недостает кавалеров для танцев по причине страсти последних к картам. Я сам видел много раз, что дамы предпочитали игру танцам. Находятся некоторые из дам, до того пристрастившиеся, что <даже> в болезни занимаются картами. Есть праздные и легкомысленные молодые люди, которые занимаются картами как промыслом; многие из них впадают в бедность и нищету от проигрышей, и, наконец, делаются пьяницами и развратниками. Есть примеры, что дети с семи лет приучаются к игре сначала для препровождения времени, а потом для препровождения денег. Такою страстью очумлены многие семейства, которые от этого разоряются и гибнут [22].

Нередко злонамеренные игроки составляют свои сообщества, ловят охотников и обирают их до последнего. Неопытные попадаются им в сети и погибают. Если приглашают кого-либо на чашку чая, то это значит — для игры, и того приглашают, кто играет. Просвещенный человек не годится им, добрый и умный не их прихода. Кажется, что более занимаются картами, нежели науками. Отчаянным игрокам нипочем проиграть несколько тысяч и более. Между тем, если бы сотая часть из проигранной тысячи была ими уделена в пользу общественную: на просвещение, науки, о, с какою благородной гордостью можно было бы указать на таких любителей наук. Ими достойно бы хвалились современники, а отдаленное потомство не забыло бы их. Увы! Столько на свете богачей, и столько добра многие из них проигрывают! Не заслужив доброго имени, отчаянные игроки часто умирают в нищете и в презрении. И те, кои причиною их бедствий, не имеют ни малейшего к ним ни сострадания, ни человеколюбия. Проигравшиеся оканчивают жизнь в мучениях совести и голода, и губители их не подают им даже куска черствого хлеба.

Ни в Германии, ни во Франции не играют с таким пристрастием в карты: там повсюду есть свои общества, где проводят время в танцах и других забавах; курят сигары, сидя за пивом, и рассуждают о предметах промышленности, торговле, художестве, просвещении, одним словом, о всем том, что питает сердце и просвещает ум. Я всякий раз приходил в восторг от их собраний и завидовал им.

 


V

ВЕСЕННИЕ ХОРОВОДЫ

ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОДА

 

Невозможно обозначить времени и места происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Ассирияне и вавилоняне еще за 2000 л. до Р. X. при приношении жертв Вавилу совершали хороводные пляски вокруг его жертвенника. У греков возвышались религиозные обряды торжественностью хороводных танцев, называемых каравино, и пением у жертвенника гимнов одними непорочными девушками. Они одевались тогда в белые платья и украшали свои головы цветочными венками.

Прекрасно изображен хоровод Гомером:

Юноши хорами в плясках кружатся; меж них разлаются

Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены

Смотрят на них и дивуются…

В круге их отрок прекрасный по звонкорокочущей лире

Сладко бряцал, припевая прекрасно под льняные струны,

Голосом нежным, они ж вокруг него — пляшучи стройно,

С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся.

Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,

Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.

Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы

Светло одеты, и их чистотой как елеем сияют.

Тех венки из цветов прелестные всех украшают;

Сих золотые кожи на ремнях чрез плечо серебристых.

Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,

Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,

То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

Им восхищается; два среди круга их головоходы,

Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине [23].

Впоследствии хороводы образовывали веселие одних молодых девушек, которые, собираясь на лугу в праздничные дни, пели круговые песни и танцевали, и страсть к этой забаве до того распространилась между европейскими греками, что Аспазия, женщина необыкновенной красоты, покровительница наук и изящного, заставила однажды важного философа Сократа принять участие в хороводном веселии. На олимпийских играх отличные певицы и танцовщицы показывали свое искусство в хороводах. Правители республик, знаменитые и великие люди, присутствовали на этих забавах вместе с народом. Всеобщее одобрение и венок служили наградою отличившимся.

В Древнем Риме хороводы составляли священные обряды: там девушки пели благодарственные гимны перед изображениями богов, но когда повсеместные увеселения перешли за круг освященных обрядов, тогда хороводы превратились в народные забавы.

Ни один народ в Европе, кроме славян, не усвоил их своей жизнью и никто не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями, как русские славяне. Германцы, от природы мрачные, задумчивые и чуждые веселым забавам, не знают хороводов. Их народные танцы и круговые песни не могут сравниться с русской пляскою и восхитительными напевами наших народных песен. Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они. Девица, которая не принимает участия в веселости своих подруг, делается предметом замечаний: «Верно, болит у нее сердце? Верно, нет здесь ее дружка? И для кого ей выказывать себя?» Все девушки непременно стараются показать здесь свою игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцом, кружатся и раскланиваются. Но хороводные игры не везде отправляются единообразно; смотря по местности и песне они изменяются или в действии или в самом пении [24].

Дух хороводных песен есть семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков; в некоторых попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках. Время сочинения хороводных песен и имена сочинителей неизвестны. Судя по слогу, они относятся к разным векам, за исключением немногих, а именно: синичка, мак растить, просо сеять, которые должны быть <отнесены к> XVI в., все прочие <к> XVII и XVIII вв., но и эти искажены местностию до того, что нельзя определить настоящей их эпохи. Сочинители же были из простолюдинов, потому что никто другой не мог выразить с таким простодушием и таким знанием сельского житья, как тот, кто родился, возрос и наслаждался в простоте природы неподдельными забавами; сочувствовал им и передавал в тоническом распеве, не гоняясь за вычурными выражениями.

При наступлении игр и забав всякий спешит на улицу; старики садятся перед окнами своего дома, а молодые рассыпаются по улице или становятся в кружок. Мужчины составляют свои отдельные круги, а женщины свои, но каждый, подходящий к собеседникам, снимает шапку и приветствует: «Мир вашему сиденью». Ему отвечают, сняв шапки: «Поди к нашему смиренью», — он садится с краю завалины. Беседа идет — о чем? Домоводство, пашня, посев, скотоводство, распоряжения опытных в этом деле, распоряжения начальства, ряды старосты, суд головы и (где люди без страстей?) — пересуды соседей или соседок перебираются в их разговорах. В то же время собеседники не забывают любоваться живописной окрестностью: за речкою пасутся на зеленеющем лугу кони, свободные на нынешний день от плуга; за рощею чуть видна колокольня ближайшего села; за пригорком извивается черная полоса дороги, по которой ездят в поле. Здесь, ближе, в речке плавают утки и гуси со своими малютками. Но живее рисуется деревенская улица, протянувшаяся по возвышенному берегу речки. Здесь девушки снуют в разноцветных уборах, бегают одна за другой, смеются и любуются своими нарядами. Хорош на <той> московский сарафан, но эта прекраснее в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка! На некоторых наброшен на голове шелковый платок, на других золотая лента с широкой поднизью. Резвые и легкокрылые, они идут с конца улицы к тому месту, где всегда собираются играть хоровод; они идут и поют:

Выходили красны Девушки

Из ворот гулять на улицу.

Выносили соловеюшку на рученьке,

Посадили соловеюшку на травыньку,

На муравыньку, на цветы лазоревы.

Соловеюшка рассвищется,

Красны девушки распляшутся,

А молодушки расплачутся:

Поиграйте, красны девушки,

Поколь волюшка жить у батюшки,

Поколь негушка у матушки.

Неровен жених присватается,

Неровен, как черт, навяжется:

Либо старый и удушливый,

Либо малый и недужливый,

Либо ровня, горький пьяница.

Уж я старого утешила,

На осинушку повесила;

Уж я малого утешила,

Возмахнула, в воду бросила.

Уж со ровнюшкой гулять пошла.

Но не думайте, чтобы душа русской девицы омрачалась чувством скорбным при этой песне, чтобы она верила жалобам молодых женщин, которые вмешиваются в их хоровод и поют эту песнь. Девицы сами поют ее и тут же смеются; смотрят на парней, которые вьются около веселой их толпы, вертятся и кружатся свободно; потом, взявшись за руки, они составляют круг, движущийся в обе стороны, и поют:

Как у нас во торгу клич кликали,

А что дорого? А что дешево?

Дорожили красных девушек:

Первая во сто рублей,

Другая во тысячу,

А третьей цены нет!

Дешевы во торгу добры молодцы:

По семи молодцов за овсяный блин.

Восьмой на придачу,

Девятый в провожать!

Десятый с конем, и с седлом.

И с золотой уздой.

В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда взоры зрителей развлекаются по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет навстречу и поет:

Возле тыну хожу,

Я капер-траву сажу.

Не быть капру

С тыном ровну;

Не быть свекору

Против батюшки,

А свекрови

Против матушки.

Сошедшись, оба хоровода поют вместе:

Подойду, подойду

Под Царь-городок;

Вышибу, вышибу

Копьем стену…

Затем меняются игры и песни. Порядок их зависит от произвола и выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой, тихой и плавной. Хоровод то строится в ряды, то свивается в кружок — по содержанию песни. Вот идут в один ряд игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая играть хоровод.

СОЗЫВАНИЕ ДЕВУШЕК В ХОРОВОД

 

Собравшиеся на зеленой поляне или на улице девушки берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Травонька, муравонька зацвела,

Я вечор та, молодая, в хороводе не была.

Красна девушка прошаталася,

С милым дружком каталася.

Мой милый дружок не женатый, холостой,

Он приглядчив и хорош,

На меня, молодец, похож.

Собиралися девушки все во кружок,

Расходилися во лесок,

Садилися на лужок,

Где муравонька и цветок.

Сорывали с цветов цветочки,

Надевали на головы веночки.

Пошли в хоровод, пошли в хоровод!

В хороводе веселились,

По эабавушкам пустились.

Песни славно запевали,

Подруженек собирали:

Собирайтесь во единый кружок!

Запоем ту песню нову

Про радость нашу к хороводу.

Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение: желание девушек порезвиться.

ПРИГЛАШЕНИЕ ПАРНЕЙ В ХОРОВОД

 

Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят нетерпением, чтобы <те> поскорее пристали к ним; дают и знать о своем желании глазами и движениями; после запевают призывную песнь, в коей соблюдают прежний порядок хоровода.

Собиралися ясны соколы в дубровушку;

Слеталися белые лебедушки в зеленую.

Со куста на куст перелетывали.

Диди, лади, диди, ладушки!

Собирались все на единый на точек.

Между собой токовалися.

Все по паре разбиралися.

Диди, лади, диди, ладушки!

Они думали, гадали:

Как гнездушки завивать будем?

Как теплые сооружать будем?

Диди, лади, днди, ладушки!

Как нам, девушки, хоровод собирать?

Как нам, красным, новы песни запевать?

Одна девица все придумала, удумала.

Диди. лади, диди, ладушки!

Вы подруженьки любимые!

Вы красавицы, эабавницы,

Сходитесь на лужок,

Да и станем все в кружок.

Вы сцепитесь все за ручки

И приймите молодчиков с собой.

Диди, лади, диди, ладушки!

Выходите, веселые, веселится.

Резвые пары, сохи собирать;

Пары, пары, пашиньку пахать.

Бел леночек время сеять;

Нельзя время упустить.

Приглашение парней в хоровод показывает, что забава девушек без участия в ней мужчин скучна, утомительна и единообразна. Только тогда и весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Тогда и радость, когда веселится беспечность.

САДИТЬ ХРЕН

 

Составив большой круг, берутся девушки за руки. Между тем одна девушка становится в круг, а другая насупротив ее, за кругом: обе они, взявшись за руки, поднимают и опускают их на голову каждой из девушек, обходя вокруг всех до трех раз. Это значит садить хрен. В то время поют хороводные:

Уж ты хрен, ты мой хрен,

Садовый ты мой хрен!

Кто тебя садил?

Кто тебя поливал?

Поливала Селифанова жена.

При дороженьке жила

Со удалым молодцом.

Я ему сулила, я ему дарила

Два коня вороных,

Две плети шелковых.

Где калина, где малина,

Тут и девушки сидят,

Промеж себя говорят,

В хоровод идти хотят.

Обойдя три раза круг при беспрерывном пении, садившие хрен входят в хоровод и начинают все кружиться. Если хотят продлить игру, то выходят другие девушки садить хрен.

Наши сельские девушки потешают себя между работой песенками, которыми смягчают самые тяжелые труды. Им бы хотелось покинуть работушку и заняться лучше хороводом, потому сговариваются между собою: как бы нам, девушки, зачать хоровод! «Забавы и игры — удел молодости», — высказывается в этой игре.

СТРАСТЬ ДЕВУШЕК К ЗАБАВАМ

 

Составив хороводный круг, девушки и мужчины поют все вместе:

Ты зоря ли, моя зоренька,

Зоря вечерняя, игра наша веселая!

Вы играйте, красны девушки,

Покудова вы у батюшки,

V родимый у матушки.

Отдадут нас во чужи люди,

Во незнамые, не знакомые.

Нам не будет такой волюшки!

Белы руки грязью замараются,

Лицо от солнца закраснеется.

Свекор-батюшка у ворот стоит;

Он меня, младу, домой зовет.

Я нейду домой, не слушаю:

Не доиграны наши игры,

Не допеты наши песенки,

Не добаины бесенки.

После этого становится в середину парень. Он, представляя свекра, выполняет угрозы и старается разогнать девушек домой. При последнем стихе: «красных девок высылать», — он берет девушку насильно, выталкивает ее из круга и гонит домой, покрикивая: «Вот я те, разгулялась! Домой!» Девушки начинают снова петь и продолжают петь дотоле, пока парень не прогонит всех из круга и не разгонит.

— Уж вы, девушки, красавицы!

Не пора ли вам игры оставлять?

Не полно ли вам песни распевать?

— Мы оставим все гулянья —

Нас домой всех кричат!

Родной батюшка зовет,

Родна матушка грозит.

Нам не хочется идти,

Нам охотно погулять,

В хороводе поиграть.

Разудалый молодец,

Своим детушкам отец:

Он и белый, кудреват,

Красных девок высылат.

Эта игра выражает явно, что девушки веселились бы вечно, если бы не останавливали их. Девицы думают, что они родились для одних веселостей, забывая, что всему есть время: время забавам и время благоразумию. Мечтательность и ветреность — неразлучные спутники красавиц.

АЛАЯ ЗАРЯ

 

В середине круга сидит горюющая девушка: она тужит, что ее не пускают веселиться.

Расцветала алая заря,

Расцветала алая заря;

Растужилась, расплакалась

Красна девушка-душа,

У батюшки во терему сидючи.

Просилася красна девица

У родимой матушки

К подружечкам с рукодельем посидеть.

Ее маги не пускала, рукоделья не давала.

Она бегает в отчаянии по кругу.

Красавица с горечи бежала

Во темныя во леса: «Не увижу ли дружка?

Вы леса мои, лесочки,

Приклонитеся к земле,

И развейтесь все зеленые листы.

Вы прикройте меня от жару,

Сберегите мне лицо.

Лице бело потускнело,

На жару оно сгорело».

Под березою сидела, сама себе говорила:

Участь моя горькая,

Зла несчастная судьба!

Девушка плачет от горя — а горе девушки, когда не дают ей воли: тогда всякая из них клянет свою судьбу.

Привела меня судьба,

Плакать вечно навсегда.

Много слез девушка проливала.

Все листочки потопляла.

Является в кругу парень, представляя себя стреляющим из ружья, потом он зовет свою суженую. Девушка является на его голос и обнимает молодца.

Добрый молодец дознался

И во лесочек отправлялся.

Во ружейце стрелял,

Громким голосом кричал: —

Ay! Милая моя! Выходи-ка ты сюда.

Все девушки считают себя несчастными, когда не дают им воли; в то время они готовы бросить отеческий свой дом, и всякий их ласкатель — уже их суженый; о будущем не рассуждают.

ВЕНОЧКИ, ИЛИ ЖЕНИХ, ИЩУЩИЙ НЕВЕСТУ

 

Одна из девушек, ходящая в хороводном круге, представляет жениха, ищущего невесту. Когда поют хороводные имя невесты, тестя, тещи, шурина, своячиницы, тогда мнимый жених выводит всякий раз из круга любимую им девушку и ставит ее подле себя.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я вокруг городочку,

<Ишу> ль я, найду ли я

Лескову себе невесту.

Ты будешь мне, красна девушка, невестой.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я

Ласкового себе тестика.

Ты будешь мне ласковый тестик.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я,

Лескову себе тещу.

Ты будешь мне ласкова теща.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я

Ласкового себе шурина.

Ты будешь мне ласковый шурин.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я

Ласкову себе своячину.

Ты будешь мне ласкова своячина.

Набравши упоминаемых в песне особ, хороводные начинают петь о приготовлении к свадьбе, а жених обращается с поклоном к тестю, теще, свояку и своячине. Он кланяется, когда поют их имена. Когда же станут посылать их к черту, тогда жених прогоняет в шею своих родственников и оставляет при себе одну свою жену.

А я вью веночки, зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку:

— Ласковый тестюшка, вари-ка пива.

А я вью веночки, эеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку:

— Ласкова теща, пеки пироги.

А я вью веночки, эеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку:

— Ласковый свояк, оседлай коня.

А я вью веночки, зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку:

— Ласкова своячина, шей-ка ширинку.

А я вью веночки, зеленочки]

Хожу ль я, хожу вокруг городочку.

Выпивши пива, пошел к черту.

Тесть выталкивает свояка из круга и всякий раз выталкивает тех, про кого скажут: «К черту».

Съевши пироги, пошла к черту, теща.

Изъездивши коня, поди к черту, шурин.

Износивши ширинку, поди к черту, своячина.

А мы с тобой, невеста, пойдем плясати.

Жена, увидев, что муж прогнал всю ее родню, сердится на него и бросает его самого. Муж упрашивает ее, кланяется, целует, и все напрасно. Жена оставляет дом мужа и уходит к своим родным.

Веночки изображают мужа, женившегося по расчетам: он ссорится со своей роднёю, гонит ее из своего дома и, наконец, доводит до крайности свою жену молодую еще в медовых месяцах, которая сама оставляет его. Сколько таковых примеров на свете!

ВЫБОР НЕВЕСТ

 

Составляется два ряда играющих: в одном находятся невесты, называемые царевы, а в другом женихи, называемые бояре. Обе половины, взявшись за руки, отходят на известное расстояние, и когда поют женихи: «Вы, царевы» и т. д., тогда начинают сходиться оба ряда друг против друга. Когда поют невесты: «Вы, бояре» и т. д., тогда начинают отступать обе половины. Таким образом продолжают приступать и отступать, пока не скажут: «Вот вам невесты!» Обе половины поют попеременно. При требовании невест: «Покажите халат, сапоги и шляпу», — женихи им показывают. Разыгрывая выбор невест, наряжаются все как можно щеголеватее, особенно женихи: у них и рубашка красная, и сапоги вымазанные, и шляпа поярковая со страусовым пером; у них и глаза говорят: «Молодец я!» Ретивое бьется и кажется, кричит, подпрыгивая: «Жениться хочу!»

— Вы, царевы, пропустите в города,

Пропустите в города!

— Вы, бояре, вам зачем в города?

Вам зачем в города?

— Вы, царевы, нам невест выбирать,

Нам невест выбирать.

— Вы, бояре, у нас невесты не выращены,

И цветно платье не сряжено.

— Вы, царевы, нам цветно платье

Не нужно, да не нужно.

— Вы, бояре, покажите женихов,

Покажите женихов.

— Вы, царевы, вот вам женихи,

Вот вам женихи.

— Вы, бояре, покажите,

Есть ли у них халаты,

Есть ли у них халаты?

— Вы, царевы, вот вам халаты,

Вот вам халаты.

— Вы, бояре, покажите сапоги,

Покажите сапоги.

— Вы, царевы, вот вам сапоги,

Вот вам сапоги.

— Вы, бояре, покажите шляпы,

Покажите шляпы.

— Вы, царевы, вот вам шляпы,

Вот вам шляпы.

— Вы, бояре, вот вам невесты,

Вот вам невесты.

Указав на невест, т. е. на всех девушек, предоставляется парням выбор любой, нередко от шуток доходит до дела. Кому из девушек неприятно скорее замуж? Но то беда, что женихи разборчивы. Несмотря на странную привычку женихов, а всего более на их вкус причудливый: кому нравится чернобровая, а кому голубоокая, кому тонкая, а кому толстенькая, дородная, румяная, пылкая, кипящая вулканом страстей, а кому чтобы и нежная, и мягкая, — причудливый вкус мужчин! А какой вкус девушек — мы не знаем, только знаем одно, что они чересчур взыскательные, разборчивые, часто рады, когда отыщут им жениха, хоть кулика, да лишь бы не просидеть в девушках. Случается на грех, что жениху нередко понравится сатана, лучше ясного сокола. Кто ж после этого неразборчив? Девушки? — Нет! — Мужчины? — Нет! Неразборчив тот, кто перезрел, и в доказательство этого сами девушки говорят: «Вот вам невесты, выбирайте, кто вам понравится». Это значит, что они давно были узаконенные невесты, а теперь перезрелые, потому — выбирайте: вот вам невесты!

ПРИ ДОЛИНЕ СОЛОВЕЙ

 

В кругу стоят парень и девушка, оба они горюют; парень посматривает на свою девушку, она отворачивается от него.

При долинушке калинушка стояла,

На калинушке соловей-пташка сидел,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: