Вот еще другая хороводная песня, того же содержания, т. е. жених по сердцу.
Что по гридне князь,
Что по светлой князь.
Наше солнышко, любимый князь похаживает.
Что соколий глаз,
Молодецкий глаз,
Как на пташечек, младых девиц, посматривает:
Что у ласточки,
У касаточки,
Белу грудь, сизы крылья потрагивает.
Парчовый кафтан,
Сапоги сафьян,
Золоту казну и соболи показывает.
Веселым лицом,
Красным словцом
Мысли девичьи и думу их изведывает.
— Не мани нас, князь!
Не гадай нас, князь! Наше красно солнышко! — девицы говорят. —
Не златой казне,
Но твоей красе
Свои сердца давно мы отдали.
Ты взгляни хоть раз!
Ты вздохни хоть раз!
И любую выбирай из нас.
При игрании этого хоровода девушка, представляющая жениха, ходит по гридне и долгое время ни на кого не смотрит: расхаживает величаво и тщеславится своей красотою; потом она посматривает на девушек, и все думают о себе. Наконец, останавливается перед той, которая ей по сердцу, и при последнем слове: и. любую выбирай из нас, она отдает ей свой перстень. Тогда хоровод оканчивает:
Ходил наш pЖенихов много, а невест еще более; но не всякая девушка поручает себя на поруки вечные, не осмотревшись и не обдумав хорошенько. Если жених по сердцу, то она не разбирает уже и не видит даже явных его недостатков — другая крайность!
ВЫСМАТРИВАЮЩИЙ НЕВЕСТУ
Хороводные переплетаются руками и, двигаясь кругами, притопывают ногами:
Около сыра дуба
Растет чернь-черница;
А во той ли во чернице
Черный соболь скачет.
Поскачи, поскачи, соболь,
По чисту полю;
Поплыви, поплыви, утя,
По тиху Дунаю.
Ищи себе друга,
Которого любишь.
Скачите вы, девушки, пляшите.
Вы, холостые, не смотрите.
Смотрючи девушку не взята,
|
Взять не взять по любви,
По батюшкиному благословенью,
По матушкиному умоленью.
По окончании песни хороводные разнимают руки и бьют в ладоши. Эта песня поется в некоторых местах с прибавлением к каждому стиху припева: люли, люли.
Около сыра дуба,
Люли, люли, дуба!
Растет чернь-черница,
Люли, люли, черница!
А во той ли во чернице,
Люли, люли, во чернице!
Черен соболь скачет,
Люли, люли, скачет!
Поскачи, поскачи, соболь,
Люли, люли, соболь!
По чисту полю,
Люли, люли, полю!
Поплыви, поплыви, утя,
Люли, люли, утя!
По тиху Дунаю,
Люли, люли, Дунаю!
Ищи себе друга,
Люли, люли, друга!
Ищи себе любушку,
Люли, люли, любушку!
Около сыра дуба,
Люли, люли, дуба!
Растет чернь-черница,
Люли, люли, черница!
А во тон ли во чернице,
Люли, люли, во чернице!
Красных девиц хоровод,
Люли, люли, хоровод!
Скачите вы, девушки, пляшите,
Люли, люли, пляшите!
Вы, холостые, не смотрите,
Люли, люли, не смотрите!
Смотрючи девушку не взята,
Люли, люли, не вэяти!
Взять ли, не взять по любови,
Люли, люли, по любови!
По батюшкиному благословенью!
Люли, люли, благословенью!
По матушкиному умоленью,
Люли, люли, умоленью! [34]
БОРИСА ЖЕНИТЬ
Мужчины и девушки, взявшись за руки, становятся в кружок; избранный играть Бориса ходит в шапке в середине круга, а хоровод поет:
Ходил Борис, гулял Борис,
По хороводу девичью, по молодичью.
Искал Борис ласковой тещи, приветливой невесты,
Нашел Борис ласкову тещу и приветливу невесту,
Просил Борис всех людей на свадьбу.
Борис снимает шапку, кланяется на все стороны:
Добрые люди! Пожалуйте на свадьбу:
Свадьбу играть, Бориса женить.
|
Борис подходит к хороводу, целует избранную им девушку; поцелованная берет у него шапку в ознаменование того, что она делается женою его.
Эта песня, измененная местностью, поется еще иначе:
Ходил Борис по хороводу,
Да по девичью, да по молодичью.
Искал Борис ласковой тещи, хорошей невесты.
Сыскал Борис ласкову тещу и добрую невесту.
Добрые люди! Пожалуйте на свадьбу:
Хлеба с солью кушать,
Белого лебедя рушить,
Пива с медом пити.
Охти мне, горе! Охти мне, гореванье!
Расхулили да разговорили
Борисову-то тещу,
Борисову невесту:
Будто Борис пропойца.
Добрые люди! Не жалуйте на свадьбу:
Хлеба с солью кушать.
Белого лебедя рушить,
Пива с медом пити.
Хлеб-соль не пасено,
Вино не курено,
Пиво не варено [35]
Неудачная женитьба Бориса напоминает многих Борисов. Но еще хуже, если Борисы, женившись, не могут потом справиться со своей женою. Вот образец по этому предмету из малороссийской хороводной игры. Становятся девушки в кружок, в середине его садится молодая женщина, перед которою воткнута в землю палка; она представляет, что прядет. Хоровод поет:
Та через село,
Через Бондарывку
Поняв старый
Молодую жинку —
Ищеж ны поняв,
Та хвалыцця быты;
Та похваляецця с товарищем,
Нагайку купыты.
Навчу я, навчу.
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку!
Поикала жинка
Та до батька в гости.
Ныдиля минае,
Жинки нимае.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку!
И друга минае,
Жинки нимае.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку!
И третя минае,
Жинки нимае.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Наачу я, навчу,
Молодесыньку!
|
Четверта иде,
Жинка иде.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку!
Жинки побоявся,
В кропнву сховався,
Бороною скрывся.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку!
Бороною скрывся,
Синцем притрусывся.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку!
Ой, первое лыхо —
Кропива жаре;
А друге лыхо —
Борона даве;
А третье лыхо—
Синце коле.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку.
Четвертое лыхо —
Горобец скаче,
Жинци скаже.
Навчу я, навчу,
Молодую жинку!
Навчу я, навчу,
Молодесыньку.
Еще есть малороссийская песенка, которая очень хорошо обрисовывает слабость мужей; ее часто разыгрывают в хороводе. Тут девушки только ходят вокруг:
Была жинка мужика,
Пишла позываты;
Присудили мужику
Щей жинку прокаты.
Ой, простыж, моя мыла,
Що ты мене была.
Куплю тебе цебер меду,
Коновочку пыва.
Ой, вид пыва болыт спына,
А вид меду голова.
Купыж мени горилочки,
Щоб я весела була.
ТОСКА ДЕВУШКИ
Неизвестное для девушки чувство волнуется с давнего времени. Что ж это за чувство? Это чувство — любовь! Если девушка тоскует, то это значит, что она начинает любить. Ей тогда приятно и сладостно думать о нем; ей тогда несказанно очаровательно мыслить, что он ее любит. Однако, она часто спрашивает самую себя: «Любит ли он меня?» И сама себе отвечает дрожащим голосом: «Не любит!» В этих словах живо отражается вся жизнь девушки, предающейся пламенным порывам любви. Она хочет видеть, что ей дорого: лобызает его мысленно в глаза, в уста и наслаждается своим предметом, созданным в ее мечтательном упоении. Она уже обнимает его одной рукою, прижимается к его груди, осыпает беспрестанно огненными поцелуями, ждет взаимных ответов, но ей никто не отвечает. Она в отчаянии! Горячка мечтательной любви проходит, и она перестает увлекаться любимым идеалом, только ненадолго. Тоска девушки опаснее любви. Вот объяснение: дочь живет с отцом; она ожидает его домой завтра поутру, но для нее все равно — он будет, аль не будет; он не уменьшит ее тоски. Хороводные, взявшись рука об руку, ходят вокруг, припевая:
Из-за бору, бору,
Из-за зеленого
Стучала, гремела
Быстрая речка,
Обрастала речка
Калиной, малиной.
На калиновом мосточке
Сидела голубка:
Ноженьки мыла,
Перемывала,
Свое сизо перышко
Перебирала;
Свою русу косу
Расчесывала.
Перебравши сизо перье,
Сама взворковала:
— Завтра поутру Батюшка будет,
Хоть он будет,
Аль не будет,
Тоски не будет.
Вдвое, втрое у голубки
Печали пребудет.
Тут девушки разрывают крут, вытягываются в один ряд и пляшут [36].
ПОДУШЕЧКА
Играют одни девушки и весьма редко с ними мужчины. Избранная играть подушечку ходить с платком в руке и пляшет, а прочие, образовав около нее круг, поют:
Молодушка, молодушка,
Да ты молодая!
Подушечка, подушечка,
Да ты пуховая!
Кого любишь, кого любишь,
Того поцелуешь;
Пухову подушечку тому подаруешь…
Девушка кому отдает платок, того целует.
Тебя люблю, тебя люблю,
Тебя поцелую;
Пуховую подушечку тебе подарую.
Поцелованная делается молодушкою; игра повторяется, пока не наскучит. Кого люблю, тому сердце отдаю — вот смысл этого хоровода.
ТОСКА МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫПО СВОЕЙ РОДИНЕ
Молодая женщина, завезенная на дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Хотя она пишет своим родным, но все для нее горе и кручинушка; одна только старость в состоянии изменить ее горе.
Здесь хоровод составляется, как <и> предыдущий; в середину хоровода входит девушка, которая поет вместе с играющими. Эта песня, по словам некоторых, разыгрывается и на посиделках.
Вдоль по дороженьке
Летит сокол-молодец.
Сокол, мой сокол,
Залетная птица!
Ты проезжай, добрый молодец.
Привез меня, молоду,
В чужу дальнюю сторону,
Ссушил, скрушил меня!
Велел еще забыть
Родиму сторону!
Напишу ль я грамотку
По белому бархату
Чистым, красным золотом!
Отошлю ль я грамотку
В свой родимый край:
К родимому батюшке,
К родимой матушке!
Напишу ль про себя
Все горе и кручинушка!
У меня ли, молодой,
Много слез в очах?
Прикажет ли батюшка,
Родимая матушка,
Танцевать и плясать —
Пока старость не пришла!
Уж как старость придет,
Все печали забьет [37].
КРАСНАЯ ДЕВИЦА
Девушки очаровывают не одних молодых, но и стариков своими пламенными очами. И кто не испытывал их силы? И кто не раз вздыхал по ним, обворожительным прелестям красавицы? — Хоровод, воспевая красоту глаз, становится в кружок; тут он не берется за руки, но, стоя на одном месте, поет:
У нас во селе
Все девицы пригожи.
Пригожи и румяны,
С огненными очами.
Уж и что завидят,
Все очаруют.
У нас во селе
Вдовушка живет;
У ней девица дочь,
Что твоя малина!
Во тереме сидит,
Узоры вышивает.
Узоры вышивает
Для милого дружка.
Очи, очи ясны!
Сокрушили молодцов.
Одного-то не сгубили.
То сокол, ее душа.
ДОРОГОВИЗНА НА ДЕВИЦ
Эта песня составлена, конечно, угодниками девушек. Им льстят повсюду, и в самих песнях поют им лесть. Хороводные не составляют никакого круга, а стоят двумя половинами друг против друга и поют попеременно.
Первая половина:
Тонка, гибка жердиночка
Через реченьку лежала,
Что никто не пройдет!
Только шли, прошли стары бабы,
Стары бабы, безобразны.
Сметь ли старых баб спросити:
Что в городу вздешевело!
Вторая половина:
Вздешевели, вэдешевели молодые бабы,
На овсяный блин по три бабы.
А четвертая провожата,
А пятая на придачу.
Первая половина:
Тонка, гибка жердиночка
Через реченьку лежала,
Что никто не пройдет!
Только шли, прошли стары бабы,
Стары бабы, безобразны.
Сметь ли старых баб спросити:
Что в городу вздешевело?
Вторая половина:
Вздешевели, вздешевели добры молодцы,
Еще восемь молодцов на полденьги.
А девятый — провожатый,
А десятый на придачу.
Первая половина:
Тонка, гибка жердиночка
Через реченьку лежала,
Что никто не пройдет!
Только шли, прошли добры молодцы,
Сметь ли добрых молодцов спросити:
Что в городу вздорожало?
Вторая половина:
Вздорожали, вздорожали красны девушки,
По сто рублей одна девица,
По тысяче се коса,
А по две ея краса.
После этого, составив общий круг, ходят кругом, и все повторяют вместе последние четыре стиха.
ИГРЫ
Девушки приглашают на свои игры молодую женщину, одну из бывших своих подруг. Она хочет идти, но свекровь не пускает ее. Свекровь заставляет работать и смотреть за домом. Прошла девическая жизнь, а с нею утонули все радости! Молодая женщина досадует, сердится и грозит перепортить, перебить все в хозяйстве, и потом выйти к подруженькам и вдоволь наиграться. Это изображение сердца такой молодой женщины, которая желала бы только веселиться, и это желание, свойственное вполне женскому чувству, выражает упорные страсти: для женщины нет никаких препятствий. Жить в вихре удовольствия, искать беспрестанно новых чувствований, восторгов и сладостей — вот стихия прекрасного, но слабого создания. Подумайте, в тонких жилочках розовой красавицы течет огненная кровь, кровь наслаждения, и как не забыться! А существо непостоянное, как женщина, — не будем строги! — не думает о последствиях: давай ей только игры.
В хороводный круг становится смелая и молодая женщина. Игроки ходят вокруг нее и поют с нею:
Как за горницею, за повалушею,
Не в гусли играют,
Не в свирели говорят,
Говорят мои подруженьки
На игрища идти.
А меня, молодешеньку,
Свекор не пускает.
Свекор-батюшка заставляет
Гумно чистить,
Метлой мести,
И поле боронить,
И детей качать.
Уж я в сердце взойду:
И метлу изломлю,
И гумно истопчу,
И борону изрублю,
И детей уложу.
Сама, молодешенька,
На игрища пойду:
Наскачуся, напляшуся,
Наиграюсь, молода.
Как за горницею, за повалушею
Не в гусли играют,
Не в свирели говорят.
Говорят мои подруженьки,
На игрища идти.
А меня, молодешеньку,
Свекровь не пускает,
Свекровь-матушка заставляет:
Красенца ткать,
Конопли брать.
На поле ходить
И сено косить,
Избы истопить,
По воду сходить,
Детей накормить
И спать уложить.
Уж я в сердце взойду:
Красна изорву,
Берды изломаю,
Конопли потопчу,
На поле не пойду,
И домой не зайду,
Сама, молодешенька.
На игрища пойду:
Наскачуся, напляшуся,
Наиграюсь, молода.
Точно так же разыгрывают следующую песню:
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Люди, люли у ворот!
Стоял девок хоровод,
Люли, люли, хоровод!
Молодушек табунок,
Молодушек табунок,
Люли, люли, табунок!
Меня девки кликали,
Меня девки кликали,
Люли, люли кликали!
На улицу поиграть,
На улицу поиграть,
Люли, люли, поиграть!
В хороводе поплясать,
В хороводе поплясать,
Люли, люли, поплясать!
Меня свекор не пустил,
Меня свекор не пустил,
Люли, люли, не пустил!
Хотя пустил, пригрозил,
Хотя пустил, пригрозил,
Люли, люли, пригрозил!
Гуляй, сноха, да недолго,
Гуляй, сноха, да недолго,
Люли, люли, да недолго!
А я, млада, гуляла,
А я, млада, гуляла,
Люли, люли, гуляла!
До саминьких петушков,
До саминьких петушков,
Люли, люли, петушков!
Как зорюшка занялась,
Как зорюшка занялась,
Люли, люли, занялась!
А я, млада, поднялась,
А я, млада, поднялась,
Люли, люли, поднялась!
Навстречу Мне деверек,
Навстречу мне деверек,
Люли, Люли, деверек!
Дёверюшка, батюшка,
Деверюшка, батюшка,
Люли, люли, батюшка!
Проведи меня домой,
Проведи меня домой,
Люли, люли, домой!
До моего двора,
До моего двора,
Люли, люли, двора!
До высока терема,
До высока терема,
Люли, люли, терема!
Подхожу я ко двору,
Подхожу я ко двору,
Люли, люли, ко двору!
Свекор ходит по двору,
Свекор ходит по двору,
Люли, люли, по двору!
Повесивши голову,
Повесивши голову,
Люли, люли, голову!
Станет свекор младу бить,
Станет свекор младу бить,
Люли, люли, бить!
А ты меня отними,
А ты меня отними,
Люли, люли, отними!
Не отнимешь — прочь поди,
Не отнимешь — прочь поди,
Люли, люли, прочь поди!
ДОВОЛЬНЫЙ СВОЕЙ ЖЕНОЙ МУЖ
Один муж, женившийся неудачно на первой жене, горевал и тосковал от нее. Женился на другой, но она была постоянно веселая, так что незачем было ходить к соседям, чтобы поразвеселиться. В самом его доме было довольно веселья. Эта песня выражает насмешку <и> над чрезмерно тоскливою и <над> безгранично веселой женою.
Играющие, образовав хороводный круг, ставят посредине его мужа и жену и, двигаясь с ними, поют про житье-бытье.
На горе калинушка стояла,
Разными цветами расцветала;
На той калинушке соловей
Громко песни распевал,
Холостому весть подавал:
Пора тебе, молодец, жениться,
А тебе, красна девушка,
Пора русу косу расплетать.
Пойду ли я на матушку на Волгу
К наибольшему атаману:
Чем он меня подарует?
Подарил меня женою,
Глупою, не разумною:
Я за гудок — она за прялку;
Я в гудок играть — она горевать.
Незачем в люди на кручину:
Дома кручинушки довольно.
На горе калинушка стояла,
Разными цветами расцветала;
На той калинушке соловей
Громко песни распевал,
Холостому весть подавал:
Пора тебе, молодец, жениться,
А тебе, старообразной,
С девками не водиться.
Пойду ли я на матушку на Волгу,
К наибольшему атаману:
Чем он меня подарует?
Подарил меня женою,
Умною и разумною:
Я за гудок — она за песни;
Я в гудок играть — она плясать.
Незачем в люди на веселье,
Дома весельица довольно.
СХОДБИЩЕ
Сходбище представляет радостное свидание старых знакомых после долгой их разлуки. Игра эта разыгрывается весною, когда сходятся с заработков в свою деревню. Каждый приносит с собою прибыль, полученную им в зимнюю заработку, и всякий спешит повидаться поскорее со своими родными и старыми друзьями. «В гостях хорошо, а дома лучше», — говорит пословица, и своя деревня знает каждого своего. Девушки и мужчины приветствуют друг друга и, как старые знакомые, сходятся в праздничное время, составляют веселый хоровод, который называется сходбище; в середине становятся молодец и девушка; хор поет:
Как из улицы идет молодец,
Из другой красна девица,
И близехонько сходилися,
Низехонько поклонилися.
И говорит добрый молодец:
— Здорова ль живешь, красна девица?
— Здорова живу, мил сердечный друг.
Каково ты жил без меня один?
Давно друг с другом не видалися,—
Говорит девка улыбаючи,—
Что с той поры, как рассталися.
Говорит ей друг сердечный:
— Мы пойдем, душа Марьюшка, гулять;
Мы на рубль возьмем зелена вина,
А на другой меду сладкого;
За две гривенки сладких пряников.
Красна девица ему в ответ:
— Я пойду ль гулять, мой мил, сердечный друг?
Я боюсь, боюсь, родного батюшки,
Я боюсь и родимой матушки.
Тут рассталися и прощалися,
Друг с другом целовалися.
Ты прости, прости, добрый молодец.
И добрый молодец отвечает:
— Прости, моя душа, красна девица!
ПОСЕВ ЛЬНА
Составив хоровод, мужчины и девушки поют посев льна, <двигаясь по> кругу то в ту, то в другую сторону:
Ой, дид, ой, лада!
Засевали девки бел лен,
И травой лен,
С травою небылою, с повилою.
Ой, дид, ой, лада!
Засевали девки бел лен,
Мне пойти молоденькой
К батюшке-свекору.
— Уж ты, батюшка-свекор.
Пособи-ка льну полоти!
Мне несчастие в человеке,
Мне на ласковом сговоре
И на низком поклоне.
— Я, невестушка, с тобою,
Я с тобою молодою.
Ой, дид, ой, лада!
Засевали девки бел лен.
Мне пойти молоденькой
К матушке-свекрухе.
— Уж ты, матушка-свекруха,
Пособи-ка льну полоти.
Ой, дид, ой, лада!
Мне несчастие в человеке,
Мне на ласковом сговоре,
Мне на низком поклоне.
— Я, невестушка, с тобою,
Я с тобою, молодою.
Точно так же поют брату и деверю с приложением их имен, и тем оканчивают.
Посев льна разыгрывают еще иначе.
Выбирают из играющих мать, одну дочь или две и ставят их в середине крута. Все прочие ходят около них и поют:
Под дубравою лен, лен,
Под зеленою лен, лен,
Таки-лен, таки-лен, люли, лен!
Одна дочь начинает петь, а за нею и весь хоровод:
Научи меня, мати,
На лен землю пахати.
Хоровод останавливается, и все нагибаются; мать, тоже нагнувшись к земле, показывает дочерям, как пашут землю, припевая, а за нею весь хоровод:
Да вот эдак, дочи, дочушки,
Вот так, так, да вот эдак!
Дочери перенимают все ее движения. Потом хоровод начинает снова ходить кругом и петь.
Под дубравою лен, лен,
Под зеленою лен, лен,
Таки-лен, таки-лен, люди, лен!
Дочери припевают:
Научи меня, мата,
Зелен лен пологи.
Мать отвечает с хороводом:
Да вот эдак, дочи, дочушки,
Вот так, так, да вот эдак!
Сопровождает движениями, какие обыкновенно бывают при прополке льна. Дочери подражают всем ее движениям. По окончании слов матери хоровод кружится и снова начинает:
Под дубравою лен, лен,
Под зеленою лен, лен,
Таки-лен, таки-лен, люли, лен!
Дочери припевают:
Научи меня, мата,
Зрелый лен брати.
Мать отвечает по-прежнему:
Да вот эдак, дочи, дочушки,
Вот так, так, да вот эдак!
Научи меня, мати,
Как лен вязатн.
Да вот эдак, дочи, дочушки, и т. д.
На всякий вопрос дочерей ответ матери единообразный и всегда сопровождается хороводом. Вот вопросы:
Научи меня, мати,
Спелый лен сбирати.
Неучи меня, мати,
На телегу лен класти.
Научи меня, мати,
Мой лен с поля убирати.
Научи меня, мати,
Зрелый лен сушити.
Научи меня, мати,
Лен мой молотити.
Научи меня, мати,
Как лен мой стлати.
Научи меня, мати,
Как лен мой собрата.
Научи меня, мати,
Как мне лен мой мяти.
Научи меня, мати,
Как мне лен трепати.
Ты не эдак, дочи, дочушки,
А вот так, так, да вот эдак.
Научи меня, мати.
Тонкий лен прясти.
Тут дочери заглядываются на молодцов и делают им глазки, как умеют. Хоровод продолжает:
Научи меня, мати,
Мою пряжу мотати.
Все не эдак, дочи, дочушки,
А вот так, так, да вот эдак.
Дочери уже неохотно исполняют наставление матери, машут руками и ширинками, а парни снимают шапки и им кланяются.
Научи меня, мати,
Как кросна мне ткати.
Да вот эдак, дочи, дочушки.
Вот так, так, да вот эдак.
Хоровод возобновляет песню:
Под дубравою лен, лен,
Под зеленой дрянный лен.
Таки-лен, таки-лен, люли, лен!
Научи меня, мати,
С молодцем гуляти.
А я сама пойду,
И с молодцем плясати буду.
После этого дочки берут за руки парней, а мать кричит на них:
А вот я вас, дочи, дочушки,
Вот так, так, да вот эдак!
Показывает телодвижениями, как она станет бить их. Но дочки не слушают матушки своей, пляшут, припевая:
Да вот эдак, моя мати,
Вот так, так, да вот эдак.
Мать треплет их за непослушание и усаживает на землю. Но дочери вскакивают, начинают плясать и веселиться снова. Всеобщий смех раздается над матерью, которая не умела воспитать своих дочерей. Для этой игры избирают ловких девушек и проказниц. Выражение этого хоровода: гони природу в дверь, а она влетит в окно.
При всем однообразии пения посева льна поют его, однако, с большими отменами:
Мы, молодушки, пашеньку пахали,
Из рукавчика бел лен рассевали,
Из рукавчика, из тонкого, льняного.
Уродился наш леночек
Высок, мелковолокнистый.
Да с кем-то мне, молодушке,
Бел леночек колотить будет?
— Я, невестушка, с тобою,
Я, голубушка, с тобою.
— Да с кем-то мне, молодушке,
Бел ленок намачивать будет?
— Я, невестушка, с тобою,
Я, голубушка, с тобою.
— Да с кем-то мне, молодушке,
Бел леночек обминать будет?
— Я, невестушка, с тобою,
Я, голубушка, с тобою.
— Да с кем-то мне, молодушке,
Бел леночек выпрядать будет?
— Я, невестушка, с тобою,
Я, голубушка, с тобою.
— Да с кем-то мне, молодушке,
Бел леночек ткать будет?
— Я, невестушка, с тобою,
Я, голубушка, с тобою.
— Да с кем-то мне, молодушке,
Бел леночек белить будет?
— Я, невестушка, с тобою,
Я, голубушка, с тобою.
— Да с кем-то мне, молодушке,
Подканое шить будет?
— Я, невестушка, с тобою,
Я, голубушка, с тобою.
Давай-ка, невестушка,
Шитое делить с тобою.
— Да не время мне, золовушка,
Шитое делить с тобою.
Я сделалась нездорова.
Головой стала больна.
— Ты, невестушка, обманщица, проказница;
Обманула, провела меня.
НИКОЛЬЩИНА
Народный весенний праздник. В день Николы собираются попировать' у знакомых и родных, на открытом воздухе, близ храмовой церкви. В старину готовили на этот праздник брагу, вино, пироги и варили в поле щи и молочную кашу. Иногда поселяне, сделав складчину, пировали все вместе. При таком случае избирался из среды их особый хозяин, который назывался старостою: он все устраивал для общего веселья. Бедные и нищие принимались всеми радушно. Иногда пировали по несколько дней сряду, но пир не начинался и не оканчивался без храмового священника. При разгульном весельи составлялись хороводы, в которые вмешивались и женщины, и старики. Если играли одни девушки, то в середине их хороводного круга ставилась ловкая кумушка, избранная из девушек, которая своею язвительной игрою и насмешливыми телодвижениями насчет пирующих заставляла многих коситься.
Нет постоянного правила для хоровода Никольщины. Круги составляют, как вздумают. Иногда ходят кругом, а потом вытягиваются в прямую линию, или, свившись в кружок, вертятся и пляшут; иногда, взявшись за руки, делают первые две пары ворота, через которые проходят остальные и сходятся в круге. Сами песни поют здесь произвольно. В прилагаемой здесь песне попадаются слова, которые совершенно не русские, но юго-западной Руси, наприм.: подлавица, залавица, чеботы, швец и проч., но за всем тем эта песня усвоена русскими.
В юго-западной Руси празднуют Никольщину так же, как русские: пьют вино и брагу, едят пироги, яичницу и веселятся тоже по несколько дней, только не поют этой песни:
— Уж вы, девушки, играйте,
Уж вы, красные, веселитесь!
— Вот со девушки венок,
Вот со молодушки платок,
Уж со старой старушки
Вот шелковый платок.
— Уж вы, девушки, играйте,
Уж вы, красные, веселитесь.
Чей венок толочу, волочу,
— Чей венок толочу, волочу,
По надлавочью, по залавочью?
— Уж вы, девушки, играйте,
Уж вы, красные, веселитесь!
— Я не дам венка топтать,
Я не дам венка толочить,
Я сама ли выскочу.
Я сама ли выпляшу.
— Уж вы, девушки, играйте,
Уж вы, красные, веселитесь!
— Чей платок толочу, волочу,
Чей платок толочу, волочу.
По улице, по скамеечке?
— Уж вы, девушки, играйте,
Уж вы, красные, веселитесь!
— Я не дам платка топтать,
Я не дам платка толочить,