СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 13 глава




Так болела, так болела, так болела.

У воробушки рученька болела,

Так болела, так болела, так болела.

У воробушки ноженька болела,

Так болела, так болела, так болела.

Уж как стал воробей приседати,

Так приседати, так приседати, так приседати.

Захотел воробей перемены.

В Смоленской губернии разыгрывают иначе воробушка. Молодые люди, взявшись за руки, составляют кружок; в середине его ходит воробушек:

А у воробушки головушка

Болит, болит, болит;

А у воробушки сердечушко

Щемит, щемит, щемит.

Не пора ль тебе, воробушка,

Садиться на лужок?

На лужочек, на пружочек,

На желтенький на песочек?

При этих словах воробушек садится или становится на колени.

Хор поет:

Не пора ль тебе, воробушка,

Встать, полетать?

Встать, встать, полетать?

Кого любишь, целовать.

Воробушек встает, машет руками и бежит по хороводу, наконец, останавливается перед той, которую целовать хочет, и целует. Поцелованная им выходит на середину хоровода, и игра повторяется тем же порядком.

ВОРОБУШКИ

 

Девушки и парни, взявшись за руки, скачут и пляшут, соображаясь с действиями воробушек. Весь хоровод поет громко, весело и со всеми изменениями разнообразных забав.

Воробьи скачут, воробьи пляшут,

Попелещут, попилищут,

Собирают свою братью.

Ах, братцы, всех моих!

Воробьи скачут, воробьи пляшут,

Пепелещут, попилищут,

Собирают свою братью,

Ах, братцы, всех, до малого!

Воробьи скачут, воробьи пляшут,

Попелещут, попилищут,

Собирают свою братью.

Ах, братцы, всех, до старого!

Воробьи скачут, воробьи пляшут,

Попелещут, попилищут,

Собирают свою братью,

Да всех во единый круг.

Воробьи скачут, воробьи пляшут,

Попелещут, попилищут.

Собиралися на зеленый луг,

Ах, на рябинушку.

Воробьи скачут, воробьи пляшут,

Попелещут, попилищут.

Тут хороводный круг разрывается, девушки роняют парней и потом составляют свой круг:

Зароняют свою братью,

Ах, братцы, всех, до малого!

Воробьи скачут, воробьи пляшут,

Попелещут, попилищут,

Разгоняют свою братью,

И всех, до старого!

Парни разогнаны от малого до большого, одни девушки скачут в хороводе.

Красны девушки, все голубушки,

Собиралися, соходилися,

Ах, на зеленый луг!

Разогнанные парни пристают к девушкам и составляют общий с ними крут.

Добрые молодцы, разудалые!

Собиралися, соходилися

К красным девушкам,

Ах, во широкий круг!

Все резвилися, веселилися,

С молодчиками,

С удалыми совыкалися.

Один парень, разыгрывая сизого воробушка, входит в крут и, когда запоют: разгонял, рассыпал и т. д., тогда он разрознивает пару, выгоняет из круга девушку, а за нею ее парня.

Сиз воробушек, сиз молоденький,

Добрый молодец, разудаленький.

Разгонял, рассылал красных девушек,

Он с первой, он до последнего!

Последние четыре строчки поют хороводные дотоле, пока он не разгонит всех и сам улетит после.

Люди все бы пировали и веселились, если бы нужда не разгоняла их, а эта нужда: их мотовство и разорение от пиров. Веселящиеся пелещут, как воробьи, пока есть корм; не станет его — чирикают, разлетаются во все стороны и не узнают тех, у кого веселились; даже забывают их, оправдывая собою общенародную поговорку: все приятели и друзья до черного лишь дня.

ВОЛОЖАНИН

 

Эта игра употребляется преимущественно в уездах Смоленской губернии: Юхновском, Гжатском, Сычевском и частою Вяземском и Духовщинском. Играют следующим образом: сажают молодого парня на траву и покрывают его платком. Возле него остается одна девушка, которая во время пения ходит вокруг него то в правую, то в левую сторону; их окружает поющий хоровод:

Круг куста, круг куста,

Ракитова кустика,

Ракитова кустика,

Ходила, гуляла

Молодая воложаночка,

Молодая воложаночка.

Кликала, гаркала,

Молодого воложанина,

Молодого воложанина:

Подь сюда, подь сюда,

Молодой воложанин, подь сюда.

Молодой воложанин, подь сюда.

Подь сюда, подь сюда;

Солода растить, подь сюда,

Солода растить, подь сюда.

Молодой парень отвечает:

Я не умен, я не горазд;

Солода растить я не умен,

Солода растить я не горазд.

Хоровод, повторяя прежние стихи, зовет воложанина варить пиво:

Подь сюда, подь сюда;

Пиво варить, подь сюда,

Пиво варить, подь сюда.

Парень отвечает:

Я не умен, я не горазд;

Пиво варить я не умен,

Пиво варить я не горазд.

Хоровод поет прежние слова и потом приглашает воложанина целовать девушек. —

Подь сюда, подь сюда;

Девок, целовать, подь сюда,

Девок целовать, подь сюда.

На этот зов парень отвечает:

То я умею, то я горазд;

Целовать девок я умею,

Целовать девок я горазд.

С последним словом он сбрасывает с себя платок, подходит к хороводу и целует которую-нибудь из девушек; ходившая же вокруг него целует другого мужчину. Поцелованные занимают места воложанина и воложанки; потом игра повторяется и продолжается по общему согласию.

ЯЩЕР

 

В этой игре более участвуют девицы, исключая ящера, которым всегда бывает мальчик. На него набрасывают платок, потом составляют около него круг, пляшут и поют:

Сиди, сиди, ящер,

В ореховом кусте;

Грызи, грызи, ящер.

Каленые ядра.

Дам тебе, ящер,

Красную девку,

Алую ленту [54].

Одна из девушек выходит из хоровода и спрашивает:

— Кто сидит?

— Ящер.

— Что грызет?

— Ядра.

— Кого хочет?

— Девку.

— Которую?

Ящер называет имя девушки, участвующей в хороводе; вызванная бросает ему платок и садится возле него. Такое действие продолжается дотоле, пока все девушки не перейдут к ящеру. Потом все девушки встают, снова становятся в хоровод и пляшут:

Насиделся, ящер,

В ореховом кусте;

Насмотрелся, ящер,

На красных девок.

Отдай же, ящер,

Алую ленту,

Алую ленту,

Девки Надёжи.

Ящер раздает по принадлежности платки, хор пляшет и поет, пока он всем не раздаст.

Разыгрывают еще ящера иначе. Избрав парня или девушку, ставят в середину круга вместо ящера. Играющие образуют круг и, взявшись за руки, ходят в одну сторону, припевая:

Сиди, сиди, ящер,

В ореховом кусте;

Гложи, гложи, ящер,

Ореховы ядра;

Лови, лови, ящер,

Девку чернобровку.

По окончании припева весь хоровод начинает скоро вертеться в одну сторону. Ящер старается поймать кого-либо из кружащихся; пойманная целует его и становится разыгрывать ящера. Таким образом продолжается игра.

Воложанин и ящер выражают волокитство.

СЕЛЕЗЕНЬ

 

Забавляются не одни взрослые, но и дети, для которых селезень составляет гимнастическое занятие, потому что здесь бегают и вертятся. По обыкновению делается хороводный круг, в середине его бегают селезень и утка: селезень гонится за уткою, старается словить ее; она уходит от него и ныряет. Селезень кричит, утка выплывает, и это продолжается дотоле, пока парень не словит девушку. Часто хороводные не допускают до этого: они кричат и машут руками.

Селезень, селезень,

Сиз голубчик селезень!

Селезень, догоняй утку;

Молодой, лови утку.

Хохлатый селезень,

Селезень, догоняй утку.

Поди, утушка, домой,

Поди, серенькая, домой.

Где утушка твоя?

Где семеро твоих детей?

Селезень, селезень,

Сиз голубчик селезень!

Утушка ныряет,

По полям летает.

Кинг-киг — догоняй!

Кры-кра, утушка, домой!

У селезня семеро детей,

А сам осьмой без ног.

Рассерженный селезень нападает на утку: ее защищают. Эта оборона ведет к ссоре, потому что долгое беганье приводит его в усталость и лишает охоты ловить более. Отсюда произошла поговорка: «Подзадоривай задор». Вынырнувшая утка насмехается над селезнем; он принимается за задор: укоряет и ссорится.

Есть еще другая хороводная игра селезень, обращенная в насмешку над теми неопытными мужьями, которые доверяют своих жен молодым своим знакомым. Селезня играет молодой парень; он, идучи по кругу, поет с прочими:

Уж как по реке широкой,

Как по реке раздольной.

Ой, люли, селезень!

По той реке, да по широкой,

Бежит добрый молодец,

Ой, люли, селезень!

Ты постой, постой,

Хохлатый селезень!

Ой, люди, селезень!

Плывет, не ворохнется.

Плывет-то удалой,

Ой, люли, селезень!

Он к молодушке плывет,

Сам весельцем гребет.

Ой, люли, селезень!

Под сердцем зазнобушка:

В дому сударушка одна,

Ой, лгали, селезень!

Ты постой, постой!

Я сударушка не твоя.

Ой, люли, селезень!

Хороводные обращаются к предстоящим и произносят с язвительной насмешкою:

Во тебя ли, во дому,

Сочинилася беда?

Изменила молода!

Ой, люли, селезень!

Язвительный оборот производит иногда неудовольствие, особенно, если обратят глаза на виновниц-молодушек. Мужья, нахмурив брови, как случается везде, уходят с ними домой для расчета [55].

Следующая песня выражает любовь девушки к своему милому. Первые три стиха поет играющая селезня, а прочие оканчивают стоящие в хороводе.

И я селезня любила,

Я касатого хвалила,

Я кафтан ему купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровый селезень,

Черноглазый селезень,

В кафтане селезень.

И я селезня любила,

Я касатого хвалила,

Я камзол ему купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровый селезень,

Черноглазый селезень,

В кафтане селезень,

В камзоле селезень.

И я селезня любила,

Я касатого хвалила,

Черны бархатны штаны купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровый селезень,

Черноглазый селезень,

В кафтане селезень,

В камзоле селезень,

В черных бархатных штанах.

И я селезня любила,

Я касатого хвалила,

Я чулки ему купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровый селезень,

Черноглазый селезень,

В кафтане селезень,

В камзоле селезень,

В черных бархатных штанах,

В белых шелковых чулках.

И я селезня любила,

Я касатого хвалила,

Башмачки ему купила.

Люди, люли, селезень,

Люди, люли, молодой!

Чернобровый селезень,

Черноглазый селезень,

В черных бархатных штанах,

В белых шелковых чулках,

В сафьянных башмачках.

И я селезня любила,

Я касатого хвалила,

Пряжечки ему купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровый селезень,

Черноглазый селезень.

В кафтане селезень,

В камзоле селезень,

В черных бархатных штанах,

В белых шелковых чулках,

Б сафьянных башмаках.

И я селезня любила,

Я касатого хвалила,

Ему сердце отдала.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровый селезень,

Черноглазый селезень,

Ему сердце отдала.

Отдавшая свое сердце подает руку любимому ею парню, который выводит ее из круга. Если желают еще играть селезня, то вновь начинают в прежнем порядке. Часто принимают участие в этой забаве молодые парни. Тогда невольно обнаруживается скрытная любовь парня к своей девице; тогда распространяется повсюду слух: парень полюбил, парень женится, ведь недаром он играл с нею!

ПИВО ВАРИТЬ

 

Неподдельно русское веселье, когда варят пиво. Тогда бывает радость не только в семейном кругу, но и в целом околотке. Везде говорят: «Там варят пиво, там и веселье». Русское радушье: угощать и веселиться, причиною сочинения этой хороводной игры.

Кому не радостно позабавиться! И кто, как не русский, веселится от полноты души! Разгул сельской жизни открывается любимой забавою — пиво варить, и это бывает не одной осенней порою, но во всякое время, когда вздумается хороводу. В старое время велось обыкновение варить пиво осенью, перед бабьим летом. Молодые, наполнив кувшины брагою, выходили к воротам и потчевали старых, а потом молодых людей, и когда немножко все подгуляют или, как говорят, хмель разум зашибет, тогда принимались за хороводы, и плясал всяк, кто был крепок на ногах. Теперь осталась в воспоминании одна игра с песнею. Девушки и молодцы избирают из своей средины хороводицу, которая и зачинает:

Аи, на горе мы пиво варили,

Ладо, мое ладо, пиво варили!

Мы с этого пива все вокруг соберемся.

Ладо, мое ладо, все соберемся!

Хоровод, повторив пропетое, продолжает:

Мы с этого пива, все разойдемся…

Расходятся в разные стороны.

Ладо, мое ладо, все разойдемся!

Мы с этого пива все присядем,

Приседают:

Ладо, мое ладо, все присядем!

Мы с этого пива спать ляжем (ложатся),

Ладо, мое ладо, спать ляжем!

Мы с этого пива опять встанем (встают).

Ладо, мое ладо, опять встанем!

Мы с этого пива в ладоши ударим (бьют в ладоши),

Мы с этого пива все перепьемся.

Ладо, мое ладо, все перепьемся!

Мы с этого пива все передеремся,

Ладо, мое ладо, все передеремся!

Мы с этого пива домой уберемся

И до завтра не проснемся,

Ладо, мое ладо, не проснемся!

В других местах выносят к хороводу пиво и брагу. Случается, что от нее перепиваются и что назавтра встают с головной болью сами девушки, которые сначала отказывались от пива и браги. Обыкновенно их просят немножко откушать пива: они пьют сначала немножко, будто бы из вежливости, потом прихлебывают. Когда же порасчувствуются, тогда расстраивают свой хоровод и начинают плясать. На другой день собирается уже хоровод из насмешливых молодых людей, которые поют: «У воробушки головушка болела» и проч. Пусть говорят после этого, что у поселян нет своих язвительных выходок.

МАК РАСТИТЬ

 

Забава детская и взрослых обоего пола. В этой игре не видно ни одной черты семейного быта: одно веселие и удовольствие управляет хороводом. Мак растить играют по всей России и в некоторых славянских землях. О происхождении этого хоровода не известно. Должно думать, что он вошел в игру у греков, с познанием усыпляющего свойства мака, коему еще в древние времена воспевали гимны и изображали его божеством сна под именем Морфея. Ему строили храмы, потому что усыпительное действие считали сверхъестественным, а что почиталось сверхъестественным, то производило всеобщее поклонение.

Язычество усиливало суеверное поклонение маку, а знаменитые афинские мудрецы терпели гонения от черни, когда они силились истолковать мнения ложные. У славян хотя было божество, нечто похожее на Морфея — Кикимора, но она не выражает бога сна, и мы не знаем даже, какие совершали ей жертвоприношения. Из веселых воспеваний в честь мака составилась забава.

Взявшись рука за руку, становятся в кружок, который нередко составляется из двухсот пар обоего пола. Сначала движутся едва заметно, и в то время одна из девушек, называемая зачинщицей, начинает запевать мак. Но прежде всего сажают в середине кого-либо расшить мак, и когда все запоют, тогда начинают ходить кругом и поют громко:

Ой, на горе мак, мак,

Под горою так, так.

Маковки, маковички!

Станем в ряд,

Спросим про мак [56].

Хоровод останавливается, спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий в средине отвечает: «Только вспахана земля». Тогда хоровод снова ходит вокруг сидящего и поет первый куплет; потом останавливается и опять спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий отвечает: «Посеян». Хоровод продолжает ходить и петь прежний куплет, пока не удовлетворит их вопроса, что мак уже поспел. Вопросы делаются иногда произвольные, но обыкновенно после вопроса: «Посеян ли мак?» — повсюду спрашивают: «Всходит ли мак?» Растить мак отвечает: «Всходит». — «Зацвел ли мак?» — «Зацвел». — «Поспевает ли мак?» — «Поспевает». — «Отцвел ли мак?» — «Отцвел». — «Поспел ли мак?» — «Поспел». Тогда кричат: «Собирайтесь срывать!» или: «Собирайтесь отряхать мак!» При последнем слове рас/пить мак спешит убежать из круга; хоровод его удерживает, хватает за голову и начинает трясти и бывает, что трясут так крепко, что у бедного глаза навыкате: отчего не всяк соглашается растить мак. Тогда уговаривают, просят, обещают подарочек или задаривают вперед пряничками, орехами и пр., и потому вошло в обычай называть согласившихся растить мак маковым дурачком, или делают ему насмешливые причитания: «Сиди, сиди, мак расти, на сладенький пирожок, маковый дурачок» и т. п.

Некоторые писатели замечают [57], что часто для этой игры выбирают дурачка или послушного и безответного до последней возможности, чтобы он терпеливо переносил побои: напротив, для этой игры выбирают смелых и ловких, которые бы могли увернуться от трясения мака.

Вот еще небольшие изменения этой игры. Избрав мужчину растить мак, сажают его на землю. Хоровод, взявшись за руки, становится вокруг растить мак и движется, вроде пляски, то в ту, то в другую сторону с припевом:

А на горе мак, мак,

Под горою так, так.

Мак, мак, маковочка,

Золотая головочка,

Серебряный мак!

А на горе мак, мак,

Под горою так, так.

Хоровод спрашивает: «Поспел ли мак?» Ему отвечают, что только вскопаны гряды. Хоровод снова пляшет, поет и, пропев прежнее, спрашивает: «Поспел ли мак?» — «Еще только посеян». Потом растить мак отвечает им: всходит, потом — цветет, а там — созревает. После каждого ответа пляшут и поют; но когда услышат, что мак созрел, тогда поют:

Станемте трясть мак,

Золотой наш мак!

При последнем слове, что мак созрел, хоровод бросается срывать его: поднимает с земли сеявшего мак и трясет его голову.

При местном изменении игры иные ходя поют около сеющего мак:

В полугорье мак,

В косогорье мак,

Маки, маковочки,

Золотые головочки!

Станем мы в ряд,

Спросим про мак:

Созрел ли наш мак?

Потом продолжают спрашивать прежним порядком и оканчивают единообразно. Пение моха изменяется иногда до совершенного переиначивания [58]. Представляем здесь образчик:

При горе мак, мак,

Презеленый мак.

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки!

Там был мак,

Всяк был мак.

Красны девушки,

Станьте в ряд,

Спросим все про мак.

У воды стали девушки в хоровод,

А мы, молодые, основушку сновали.

Перемотушки клали.

Тай, тай, да, думаю!

Как вечер-то в торгу кликали, кликали.

Тай, тай, ла, думаю!

Да что у нас в торгу дорого?

У нас дороги во торгу красные девушки.

Тай, тай, ла, думаю!

Как одна-то девушка — сто рублей,

Как другая-то девушка — тысячу,

А третьей девушке цены нет.

Тай, тай, ла, думаю!

Да что у нас во торгу дешево?

У нас во торгу дешевы добрые молодцы,

Тай, тай, ла, думаю!

По шести молодцев на овсяный блин,

А седьмой-то молодец

На придачу пошел,

Тай, тай, ла, думаю!

А седьмой молодец

На придачу пошел,

Он с конем и седлом,

И с булатным копьем.

Тай, тай, ла, думаю!

ПРОСО СЕЯТЬ

 

Славяне узнали употребление проса гораздо прежде ржи, и оно у дунайских славян долгое время заменяло хлебное зерно. Когда же именно просо вошло во всеобщее употребление? Трудно сказать. Вероятно, со времени оседлости славян (в VI в.), когда земледельчество привязало их к земле. Но певали ли просо сеять в глубокой древности? Мы не можем отвечать на это утвердительно, по крайней мере думаем, что песня вошла во всеобщее употребление не прежде распространения проса. Мы не знаем доселе песни, древнее «О полку Игоревом», но судя по слогу песни «Просо сеять», то она должна быть не старее XVII века. Окончания «ой, дид, ладо» составляют произвольный припев, но припев приятный, музыкальный, подобно словам ой, люли или калина, малина моя [59].

Нет места в Росстт, где бы не певали просо сеять, и по большей части поют в теплые весенние дни. Замечательно, что этой игрой встречается самая весна. Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на просторе. Сначала идут отдельно, потом сходятся на лугу. Кто посмелее, тот собирает хоровод. Но хоровод еще не начался. Пожилая женщина берет на себя хлопоты, чтобы составить дружеский хоровод. В иных местах называют эту женщину кумушкой, в других бабушкой, в иных хороводницею. Как бы ни было, только она зачинает; к ней приступают, и она поет с ними:

Как на улице досчик накрапывает,

Хоровод красных девок прибывает.

Ох, вы, девушки, поиграйте!

Уж как вы, холостые, не глядите,

Вам гляденьицем девушек не взять.

Уж как взять ли, не взять ли по любви,

Что по батюшкиному повеленью.

Что по матушкиному благословенью.

После этого разделяются на две половины и становятся друг против друга. Хороводница остается при одной какой-либо половине и поет:

А мы просо сеяли, сеяли,

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!

Стоящие напротив отвечают:

А мы просо вытопчем, вытопчем,

Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем!

И продолжают перепеваться до слова прибыло.

А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать!

А мы коней выпустим, выпустим,

Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим!

А мы коней переймем, переймем,

Ой, дид-ладо, переймем, переймем!

А чем же вам перенять, перенять?

Ой, дид-ладо, перенять, перенять!

Шелковым поводом, поводом,

Ой, дид-ладо, поводом, поводом!

А мы коней выкупим, выкупим,

Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим!

А чем же вам выкупить, выкупить?

Ой, дид-ладо, выкупить, выкупить!

А мы дадим сто рублей, сто рублей,

Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей!

Не надо нам тысячи, тысячи,

Ой, дид-ладо, тысячи, тысячи!

А нам надо девицу, девицу,

Ой, дид-ладо, девицу, девицу!

Одна из девиц переходит на другую сторону.

А нашего полку убыло, убыло,

Ой, дид-ладо, убыло, убыло!

А нашего полку прибыло, прибыло,

Ой, дид-ладо, прибыло, прибыло!

Продолжают петь, пока не перейдут на одну сторону все девушки. В Малороссии это одна из любимейших забав девушек, которые не всегда допускают в свой круг мужчин.

Просо сеять играется в Смоленской губернии с небольшими изменениями. Там мужчины и девушки, взявшись за руки, становятся в два ряда, образующие две половины. Одна из них, взмахнув руками, будто бросает зерна, начинает петь:

1. А мы просо сеяли, сеяли,

Ой, дид-лада, сеяли, сеяли!

2. А мы просо вытопчем, вытопчем,

Ой, дид-лада, вытопчем, вытопчем!

1. Да чем-то вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дид и лада, вытоптать, вытоптать!

2. А мы коней выпустим, выпустим,

Ой, дид и лада, выпустим, выпустим!

1. А мы коней переймем, переймем,

Ой, дид и лада, переймем, переймем!

2. Да чем-то вам перенять, перенять?

Ой, дид и лада, перенять, перенять!

Первая половина, растянувшись цепью, продолжает:

1. А шелковым неводом, неводом,

Ой, дид и лада, неводом, неводом!

2. А мы коней выкупим, выкупим,

Ой, дид и лада, выкупим, выкупим!

1. Да чем-то вам выкупить, выкупить?

Ой, дид и лада, выкупить, выкупить!

2. А мы дадим сто рублей, сто рублей,

Ой, дид и лада, сто рублей, сто рублей!

1. Не надо нам тысячи, тысячи,

Ой, дид и лада, тысячи, тысячи!

2. А мы дадим молодца, молодца,

Ой, дид и лада, молодца, молодца!

1. Не надо нам молодца, молодца,

Ой, дид и лада, молодца, молодца!

2. А мы дадим девицу, девицу,

Ой, дид и лада, девицу, девицу!

1. Вот то-то нам надобно, надобно,

2. Ой, дид и лада, надобно, надобно!

После этого двое мужчин первой половины поднимают руки вверх и образуют из них подобие ворот, а третий, т. е. тот, который отдал девицу, бежит в ворота со всем хороводом; но тут опускают руки, чтобы разлучить его со своим хороводом, и если успеют, тогда поет первая половина:

1. Нашего полку прибыло, прибыло,

Ой, дид и лада, прибыло, прибыло!

2. А нашего убыло, убыло,

Ой, дид и лада, убыло, убыло!

Это продолжает убывать до тех пор, пока останется во второй половине один только человек, и этим оканчивается игра.

Поют еще иначе:

Красны девушки чащу чистили,

Молодушки пашню пахали.

А мы просо сеяли,

А мы коней пущали.

Диди, ла, ой, пущали.

А мы коней ловили,

А мы коней выручали.

Диди, ла, ой, выручали.

За выручку сто рублей!

За сто рублей славы нет,

Диди, ла, ой, славы нет!

А мы возьмем тысячу.

За тысячу слова нет,

Диди, ла, ой, слова нет!

У нас у полку прибыло.

У нас у полку убыло,

Диди, ла, ой, убыло!

Красных девок прибыло,

Молодушек убыло.

Просо сеять поют в Галиции почти одинаково, как у нас на Руси.

А мы просо сеяли, ой, дид и ладо!

А мы просо вытопчем, ой, дид и ладо!

Да чем же вам вытоптать?

Ой, дид и ладо!

А мы коней выпустим, ой, дид и ладо!

А мы коней переймем, ой, дид и ладо!

Да чем же перенять?

Ой, дид и ладо!

А шелковым неводом, ой, дид и ладо!

А мы коней выкупим, ой, дид и ладо!

Да чем же вам выкупить?

Ой, дид и ладо!

А мы дадим девицу, ой, дид ладо! [60]

БРАНЬЕ ЛЬНА

 

Этот хоровод разыгрывают по большей части после собиранья льна, в конце лета. В некоторых местах играют его в бабье лето, а в других когда зазеленеет лес. Образовав круг, ставят в середине девушку, которая, представляя берущую лен, поет вместе с хороводом:

Я посею белый лен

И тонок и волокнистый.

Уродился белый лен

И тонок и волокнистый.

Стал лен зеленети,

Стал лен созревати.

А я, молодешенька,

Начала горевати:

С кем-то лен мне браги?

А свекор тут отозвался.

Одна из девушек отвечает вместо него:

Берущая лен:

Я с моей снохой,

Я с моей с молодой!

Черт возьми его!

Это не бранье,

Одно гореванье!

Продолжают петь:

Я посею белый лен

И тонок и волокнистый.

Уродился белый лен

И тонок и волокнистый.

А я, молодешенька,

Зачала горевать:

С кем-то мне лен брать?

А свекровь тут сказала:

Другая девушка откликается вместо свекрови:

Я с моей снохой,

Я с моей с молодою!

Берущая лен отвечает:

Черт возьми ее!

Это не бранье,

Одно гореванье!

Продолжают петь:

Я посею белый лен

И тонок и волокнистый.

Уродился белый лен

И тонок и волокнистый.

А я, молодешенька,

Зачала горевать:

С кем-то лен мне брать?

А милый тут.

Выходит третья девушка:

Я с тобою,

С моею дорогою!

Берущая лен отвечает:

Вот-то уж бранье!

Все лишь целованье!

За нею повторяет то же самое весь хоровод. Бранье льна выражает простосердечие девушки, думающей, что вся жизнь ее одно только целование.

ПЛЕТЕНЬ

 

Веселая, живая и увеселительная девическая забава — это плетень. Какой же она заключает в себе смысл? Посмотрим на само образование. Становятся девушки в один ряд и все переплетаются руками в виде плетня. Не знамение ли это чистой дружбы? Но сама песня выражает совсем другое. Пропев первые три стиха, первая пара поднимает дугообразно вверх руки, через их дугу проходят попарно все прочие в хороводе и потом расплетаются. Не означает ли это расстройство дружбы? Откуда же плетень перешел к нам? — Греки любили эту забаву. Греческие девушки, певшие хором при богослужении, стояли у жертвенника, переплетясь руками, представляя этим дружбу добрых и чувствительных сердец: злые не могут даже стоять вместе. Нет доказательств, чтобы плетень перешел к нам из Греции. В Европе его нет, и там никогда не знали его. Некоторые русские обряды сходны с греческими, из этого можно бы заключить, что мы, русские, позаимствовали от них и плетень — нет, русские сами изобрели плетень: веселый их дух и расположение к удовольствию изобрели эту забаву. В какое время появился у нас плетень? По слогу песни она не ранее середины XVI века, ибо само слово сахарный, встречаемое здесь, показывает, что она не могла быть ранее, потому что сахар вошел у нас во всеобщее употребление около этого времени, хотя он был известен нам в XI веке. Вот сама песня:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: