СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 12 глава




У наших-то у ворот, да у ворот,

У точеных у дверей, да у дверей,

Стоял девок хоровод, да хоровод.

А все девки веселы, да веселы,

Одна девка лучше всех, да лучше всех,

Авдотьюшка вдовина, да вдовина.

По бережку гуляла, да гуляла,

Рукавчиком махала, да махала,

Сердечушком вздыхала, да вздыхала,

Словечушко сказала, да сказала:

— Ах ты, свет, моя сторона, да сторона!

Покровская слобода, да слобода:

Уж мне в тебе не бывать, да не бывать,

Пивца, винца не пивать, да не пивать;

Сладких яблок не едать, да не едать,

С молодцами не гулять, да не гулять [48].

ГУЛЯЙ. ГУЛЯЙ

 

Эта забава сопровождается не одним пением, но и пляскою. Когда наши добрые мужички поразвеселятся и язычок у них поразвяжется, тогда начинают они гуляй, гуляй! Женушки себе тоже, только с молодцами. Мужичок и пляшет, и поет, и скачет, и гуляет; мужичок в то время и учит свою жену: он берет плётку и напоминает ей про разгулье. Это характерная игра, которая живо рисует разгульную жизнь наших мужичков.

Хоровод составляется из девушек, молодушек и молодцов. Взявшись за руки, ходят кругом, пляшут и поют:

Как у нас, во пиру,

Как у нас во беседе;

Ай, люли, люли, во беседе!

Всем молодушкам весело,

Всем Ивановнам весело;

Ай, люли, люли, весело!

Одной молодушке грустно,

Одной молодушке скучно;

Ай, люли, люли, скучно!

Уж у ней ли старый муж,

Уж у ней ли старый гриб,

Ай, люли, люли, старый гриб!

Молодушке погулять,

Молодушке побывать,

Ай, люли, люли, побывать!

С ребятами поиграть,

С неженатыми потолковать,

Ай, люли, люли, потолковать!

Запрещает, не велит,

Грозит бедную побить,

Ай, люли, люли, побить!

Слезы катятся, играть хочется,

А стару мужу не покорюсь,

Ай, люли, люли, не покорюсь!

— Отпусти, сударь, батюшка,

На улицу погулять,

Ай, люли, люли, погулять!

Я пошла, млада, разгулялась,

Во зеленом саду разыгралась,

Ай, люли, люли, разыгралась!

Все с ребятами с неженатыми.

Что заря пришла, я домой пошла!

Ай, люли, люли, пошла!

Родной батюшка у ворот стоит:

— Ты поди, поди, моя бедная;

Ай люли, люли, бедная!

Твой высок терем растворен стоит,

Твой ревнивый муж за столом сидит.

Ай, люли, люли, сидит!

Шелкова плётка на столе лежит,

Толстая дубинка перед ним,

Ай, люли, люли, перед ним!

Я взошла во высок терем,

Мой высок терем затворяется,

Ай, люли, люли, затворяется!

Мой ревнивый муж подымается,

Шелкову плеть со стола берет,

Ай, люли, люли, берет!

Плётка свистнула, руда брызнула:

Уж ты где была, жена срамница?

Ай, люли, люли, срамница!

Я была молода во зеленом саду,

Все с ребятами с неженатыми,

Ай, люли, люли, с неженатыми!

При окончании пения подходит подгулявший мужичок и ищет свою женушку. В кругу прячут ее, он успевает открыть и уводит ее с собою, приговаривая: «Вот я-те! Все с ребятами с неженатыми». Она просится погулять, муж сердится и грозит ей. Затем снова возобновляют игру до желанию.

РАЗГУЛЬНАЯ ЖЕНА

 

Кто не знает, какое горе для мужа, когда разгуляется жена его? Увлекаясь страстью к веселой жизни, она нарушает иногда супружескую верность, которая в кругу наших поселян доселе священна. Да пребудет навсегда ненарушимо и свято супружество! Несчастие мужей изобрело игру разгульной жены или, как иные называют, гульливой.

Мужчины, девушки и женщины становятся в кружок и поют часто укоризненные слова о жене, прямо не в бровь, а в глаз. Порок открывается, несмотря на скрытность женщины: изворотливость ее не смягчает справедливо разгневанного мужа. Одна из женщин разыгрывает разгульную жену, которую помещают в кружке. Женщины сначала издеваются над разгульною, потом начинают петь все хором:

Вдоль по улице широкой,

По большой, по широкой!

Ой, люли, по широкой!

Шли красны девушки,

Шли все молодушки,

Ой, люли, молодушки!

Тут разгульная поет с девушками:

Девушки, подождите,

Меня с собой возьмите,

Ой, люли, возьмите!

Пойду, погуляю,

Я мужа не спрошаю.

Ой, люли, не спрошаю!

Мой муженек, старичишка,

Не пускает на игрища,

Ой, люли, на игрища!

Я иду сама гулять,

С молодцами поиграть,

Ой, люли, поиграть!

Старик мой, старичишка,

Отпусти погулять,

Ой, люли, погулять!

Хор мужчин отвечает:

Я тебя отпущу,

Но домой не пущу,

Ой, люли, не пущу!

Весь хор:

С ребятами гулять,

Ой, честь потерять,

Ой, люли, потерять!

Рассерженный муж уводит свою жену. Толпа старушек корит ее; молодые, едва женившиеся, слушают с трепетом, чтобы нарекание не пало и на их жен. Часто мужья-старики досадуют на эту забаву, но слова из песни не выкинешь, говорят им насмешницы, и игру начинают вновь. Некоторые замечают, что эта игра составляет любимый хоровод заокских обитателей, но я видел ее и в южных местах России, только с большими изменениями, <где> часто приплетают свои припевы, нарочно выдуманные на этот предмет.

МОЛОДЕЦКИЙ СЫН

 

Под этим именем иные разумеют скупого, который, заехав в чужую сторонушку, не сорит деньгами. Парень долго ходил по свету, искал себе жену и, наконец, нашел веселую, как он сам; беспечную и игривую, как его удальство. Девушки и молодые парни, составив хоровод, ставят в середине молодецкого сына и, идучи вокруг него, распевают про житье-бытье молодецкого сына:

 


На горе калинушка стояла,

Разными цветами расцветала.

На той ли на калине сидит соловейка,

Весел песни распевает,

Холостому молодцу весть подает:

— Пора тебе, молодец, жениться.

Тебе, красной девушке, постричься.

Пойду ли я на матушку на Волгу,

К наибольшему там атаману:

— Чем меня государь-батюшка подарует?

Подарил меня государь-батюшка женою,

Глупою женою, неразумною:

Я за гудок, а она за прялку;

Я в гудок играти, а она мотати.

Незачем в люди на кручину,

Дома кручинушки довольно.

Подарил меня государь-батюшка женою,

Умною женою и разумною:

Я за гудок, а она за песни,

Я в гудок, а она плясати.

Незачем в люди по веселье,

Дома весельица довольно [49].

Говорят, что прежде выставляли молодецкого сына на <показ>: тут девушки бранили его, и если он не исправлялся, то наказывали. Приятно, очень приятно слышать, что существовало подобное обыкновение на Руси. В нем заключается хороший урок и для нынешних щеголей, называющихся львами и а-ля мужик.

ДОН ИВАНОВИЧ

 

Из песни Дон Иванович сделали хороводную забаву. Что значит Дон Иванович? Должно ли его принимать за имя реки или за похождение обитателя реки Дон? Языческие славяне боготворили реки: Дунай, Буг, Волхов и др., но про Дон ничего нам неизвестно. В народных напевах река Волга поныне именуется матушкой рекой. По своему большому протяжению, историческим событиям и ватагам разбойников Волга запечатлелась в памяти народа. Сверх этого, будучи лучшею судоходною и рыболовною рекой, она приобрела от тамошних обитателей справедливое имя кормилицы. Но почему же поют Дон Иванович'? Потому, что это похождение <торговых> удальцов с берегов Дона, и можно сказать наверное, что они, посещая великороссийские земли, прославились между русскими удальством, изворотливостью, наездничеством и любовью к музыке. Как заезжие гости они принимались с почестями, особенно среди семейных домов. Там ими дорожили и там готовили для них своих невест. Сама песня говорит нам про это, как бы ни пели ее превратно. Есть песни, в коих Дон превращен в Дунай, но эта перемена произошла от принятия Дон за Дунай.

Донцы в известности, а теперь еще более, когда они сделались образованнее и богаче. Дон Иванович не есть песня, но целая дума. А почему обратили ее в хоровод? Неизвестно, но известно то, что ее издавна поют и играют. Девушки собираются вечером поиграть на лугу: там они поют сначала разные хороводные песни, потом, когда присоединятся к ним молодцы, запевают Дон Иванович. Взявшись за руки, становятся в кружок; в середине стоит Дон Иванович с шапкою на голове и балалайкою в руке. От его искусства игра принимает разные веселые изменения: он старается олицетворить саму песню, а потому поступает по напеву.

Как пошел наш молодец

Вдоль улицы на конец.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Ах, как звали молодца,

Позывали удальца,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как во пир пировать,

Во беседушку сидеть,

На игрище поиграть.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Уж как мне ли, молодцу,

Мало можется,

Мало можется,

Играть хочется.

Иль я выйду, молодец.

На свой новый на крылец,

Закричу ли я, молодец,

Громким голосом своим:

— Ах! Как есть ли у меня

Слуги верные мои?

Вы берите ключи,

Отмыкайте сундуки.

Вынимайте кафтан,

Рудожелт камчат;

Вынимайте шапку,

Черную мурманку;

Вы подайте гусли,

Звончаты мои.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как пошел наш молодец

Ко вдовушке на конец,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как садился молодец,

Как садился удалец,

Против вдовушки на скамье!

Дон Иванович садится с балалайкою на земле и играет, к нему подходит вдовушка; он ей кланяется, и в это время падает с него шапка; вдовушка не поднимает. Хоровод продолжает:

Заиграл он в гусли,

Заиграл в звончатые свои.

Ах, Дон, ты наш Дон

Сын Иванович Дон!

Молодец вдове челом,

Уронил шляпу долой,

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Дон Иванович поет с хороводом:

Уж ты, вдовушка моя,

Молодая вдова,

Подними шапку мурманку.

Один хоровод:

Ах Дон, ты наш

Дон Сын Иванович Дон!

Вдовушка поет с хороводом перед Доном Ивановичем:

Не твоя, сударь, слуга,

Я не слушаю тебя.

Один хоровод:

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Вдовушка не поднимает его шляпы, уходит от него; он сам поднимает и надевает.

Хоровод:

Как пошел наш молодец

Вдоль улицы на конец,

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Ах как звали молодца,

Позывали удальца,

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как в пир пировать,

Во беседушку сидеть,

На игрище поиграть.

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как пошел наш молодец

К девушке наконец,

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как садился молодец,

Как садился удалец,

Против девушки на скамейке.

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Из хоровода выходит девушка, он ей кланяется, с него падает шапка; хоровод пое:

Заиграл он в гусли,

Заиграл во звончатые свои.

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Молодец девице челом,

Уронил шапку долой.

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Дон Иванович с хороводом:

Уж ты, девушка моя,

Ты, красная моя,

Подними шапку мурманку.

Один хоровод:

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Девица с хороводом:

Я твоя, сударь, слуга,

Я послушаюсь тебя.

Дон Иванович принимает с ее рук шапку и целует девушку. Хор поет:

Ах Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон! [50]

Не олицетворение ли это жениха без роду, без племени, ищущего себе невесту?

В этом хороводе часто стоят вместе невеста и жених. И как тогда приятно сердцу невесты, когда она слышит похвалы своему суженому. Часто заводят с намерением эту игру, чтобы порезвиться на просторе.

Вот вам целая любовная дума Дона Ивановича, которого часто пели под именем Вздунай. И каких имен не давали ему! Воздунай, Раздунай, гор-Дунай, Дуни, най, най.

Еще поют и разыгрывают иначе: в середине круга ходит в одну сторону парень и машет на девушек платком, которые в то время ходят в противоположную ему сторону.

Девки звали молодца,

Позывали удальца,

Во пир пировати,

Во беседушку сидеть,

Посадили молодца.

Посадили удальца,

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Против вдовушки на скамье,

На хорошей на скамье,

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

С молодца шляпа долой,

С удальца черная долой.

Уж ты, вдовушка, подай,

Раскрасавица, подай!

Не раба, сударь, твоя,

Не работаю на тебя.

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Не честь молодцу,

Не хвала удальцу,

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Девки звали молодца,

Позывали удальца,

Во пир пировати,

Во беседушку сидеть.

Посадили молодца,

Посадили удальца.

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Против девицы на скамье,

Против хорошей на скамье.

С молодца шляпа долой,

С удальца черная долой,

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Уж ты, девица, подай,

Расхорошая, подай.

Я раба, сударь, твоя

И работаю на тебя.

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Спасибо тебе, душа,

Девушка хорошая.

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Вот еще изменение Дона Ивановича:

Ой, Дон ли, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Как из улицы в конец

Идет добрый молодец;

Он платком махает,

Важно разговаривает:

Меня звали, молодца,

Позывали, удальца,

Во пир пировать,

В беседушку сидеть.

Посадили молодца

Против вдовоньки на скамье.

Молодец вдове челом,

С молодца шляпа долой.

Шляпу, вдовонька, подай!

Разгорюшенька, подай!

Не слуга, сударь, тебе,

Не послушаю тебя;

Не послушаю тебя,

Черну шляпу не подам.

Не радешен молодец,

Он головушку повесил,

Сам заплакал и пошел.

Как из улицы в конец

Идет добрый молодец.

Слезно плачет и рыдает.

Платком слезы утирает.

Меня звали, молодца,

Позывали, удальца,

о пир пировать,

Во беседушку сидеть.

Посадили молодца

Против девушки на скамье.

Молодец девке челом,

С молодца шляпа долой.

Уж ты, девица, подай!

Раскрасавица, подай!

Я слуга, сударь, твоя,

Я послушаюсь тебя,

Черну шляпоньку подам.

Добрый молодец радешен и весел;

Сам защелкал да пошел,

Веселую песенку запел:

Про Дунящу, про Ульяшу,

Про сударушку свою.

БУРЛАКИ

 

Это насмешка над бездомными людьми. Их представляют в виде бурлаков. Бурлак есть, собственно, малороссийское слово и означает переходного человека, который порядочно зарабатывает и богатеет. В Великороссии проименовали бурлаками судовщиков, кои отправляются в конце зимы в понизовые города. Жизнь их, по причине большой бедности, очень грубая. Котомка, деревянная ложка, палка, лапти и верхняя изорванная одежда — вот все, что они имели и имеют при себе. В прежние годы во время их переходов через города и селения они производили большие беспокойствия жителям: располагались станом на площадях, особенно около рынка, и заводили ссоры с торговками. По этому случаю составлены на их счет многие песни.

Один из ловких молодцев представляет бурлака, который сманивает неопытную девушку, называемую девка-незнавка.

Перед нашими вороты,

Перед нашими вороты.

Люди, люли, бурлаки!

Перед нашими вороты

Разыгралися ребята.

Люли, люли, бурлаки!

Все ребята молодые,

Молодые, холостые.

Люли, люли, бурлаки!

Они шуточку шутили,

Во новы сени вскочили.

Люли, люли, бурлаки!

Во новы сени вскочили,

Новы сени подломили,

Люли, люли, бурлаки!

Новы сени подломили,

Красну девку подманили,

Люли, люли, бурлаки!

Красну девку подманили,

В новы сани садили.

Люли, люли, бурлаки!

Ты садися, девка, в сани.

Ты поедешь, девка, с нами.

Люли, люли, бурлаки!

С нами, с нами, молодцами,

С понизовыми бурлаками.

Люли, люли, бурлаки!

У нас жить будет добренько,

У нас горы золотые.

Люли, люли, бурлаки!

У нас горы золотые,

В горах камни дорогие.

Люли, люли, бурлаки!

На обман девка сдалася,

На бурлацкие пожитки.

Люли, люли, бурлаки!

А бурлацкие пожитки,

Что добры, да не велики.

Люли, люли, бурлаки!

Что добры, да не велики.

Одна лямка да котомка.

Еще третья-то оборти.

Люли, люли, бурлаки! [51]

ЗАИНЬКА

 

Многие хороводные наши песни изображают семейный быт в разных его отношениях, но заинька менее всех говорит о нем. Некоторые из русских писателей замечают, что он выражает сельское сватовство, что игроки избирают среди себя резвых и отважных парней, которые носят названия: заиньки, тестя, тещи, шурина и свояченицы; что эта игра замечена в одном московском уезде, по троицкой дороге. Я видел эту забаву во многих местах России, особенно в Малороссии, где она в большом употреблении между детьми и девушками, которые просто забавляются в заиньке, как им вздумается, и поют:

Заинька, заинька,

Серенький заинька,

Серенький заинька.

Представляющий заиньку бегает по кругу и хочет выбежать из него; ему кричат:

Заинька, заинька,

Серенький, попляши!

На лапочки присядь,

Бочком, кружком приляг.

Заинька вертится, ищет места, хочет выскочить; хоровод не выпускает:

Серенький, заинька,

Не скачи, не вертись;

Приляг, повернись,

Бочком, кружком покатись.

Заинька выскакивает, и хоровод расстраивается. Судя по другой хороводной песне, она выражает сватовство.

Заинька, беленький!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я,

По всему народу,

Ищу богатого тестя.

Нашел я, нашел я,

Богатого тестя.

Будь ты мне тестик,

А я тебе зятик.

Заинька, беленький!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я ласкову тещу.

Нашел я, нашел я

Ласкову тешу.

Будь ты мне теща,

А я тебе эятик.

Заинька, беленький!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я богатого шурина.

Будь ты мне шурин,

А я тебе зятик.

Заинька, беленький!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я ласкову своячину.

Нашел я, нашел я

Ласкову своячину.

Будь ты мне своячина,

А я тебе зятик.

Заинька, беленький!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я себе ладу милую.

Нашел я, нашел я

Себе ладу милую.

Будь ты мне, лада, невестой,

А я тебе женихом.

Я, выпивши пива,

Ударю тестя в рыло;

Я, приевши пироги,

Пушу тещу-матушку в толчки.

Оседлай, шурин, коня,

Поезжай, шурин, со двора.

Ласковой своячине

Подарю подарочек,

Шелкову плетку.

Весел я, весел,

Что один остался.

С своей ладой милой,

С своей ладой милой,

Три раза поцелуюсь [52].

Действительно ли заинька мог служить когда-либо предметом для изображения семейного быта? Заяц по своей трусливой природе может служить только для забавы резвой, беспечной и неопытной юности, которая не размышляет о том, что ожидает ее впереди. Играют в заиньку еще иначе. Мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют довольно обширный круг; в середине его помещается заяц, избираемый из мальчиков. Хоровод двигается то в правую, то в левую сторону, оставаясь в равном расстоянии от зайца, и поет:

Заинька, ускочи, серенький, ускочи,

Кружком, бочком повернись.

Кружком, бочком повернись.

Заяц поднимается на лапочки и хочет выскочить из круга, но его не выпускают. Тогда он, упираясь руками о землю, кружится во все стороны.

Заинька, ускочи, серенький, ускочи,

И под бочки подопрись,

И под бочки подопрись.

Заяц подпирается в бочи фертиком и забрасывает ногу, сначала одну, потом другую.

Заинька, в ладоши, серенький, в ладоши,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись.

Заяц, став на корточки, бьет в ладоши; потом мечется во все стороны.

Здесь города все немецкие,

Здесь города все немецкие,

Закрепочки все железные,

Закрепочки все железные.

Есть зайцу куда выскочить,

Есть зайцу куда выскочить.

Серому куда выскочить,

Серому куда выскочить.

Заяц начинает агукать, как дитя, взвизгивать, подражая зайцу, пойманному в тенетах; брыкать ногами и старается вырваться из круга. Мужчины отталкивают его и кричат: «Ату-уу! У-лю». Девушки машут на него платками. Наконец, заяц, заметив слабое место, вырывается из круга, и этим оканчивается игра.

ГУСИ

 

Чертят небольшой круг, и в середине его садится волк — кому завязывают глаза; потом молодые люди, составляющие хоровод, берутся за руки и становятся вокруг волка на довольно значительное расстояние от начерченного круга; между хороводом и кругом помещаются дети: они играют гусенят.

Хоровод: А, гуси, вы гуси!

Гу енята: Га-га-га, га-га-га.

Хоровод: Вы, серые гуси!

Гусенята: Га-га-га, га-га-га,

Хор<овод>: А где, гуси, были?

Гус< еня та>: Га-га-га, га-га-га.

Хор<овод>: Кого, гуси, видели?

Гус<енята >: Га-га-га, га-га-га.

В то время, когда гуси кричат, волк бросается на них, чтобы схватить кого-нибудь и, если поймает, то отводит на середину и сажает на определенное им место. Посаженный не смеет встать до окончания песни. Если же волк не поймает, то возвращается на свое место и ждет нового крика гусей.

Гусенята: Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Что самого лучшего.

Что самого большого.

Хоров<од>: А, гуси, вы, гуси!

Гус<енята>: Га-га-га, га-га-га.

Хор<овод>: Щиплите-ка волка.

Пойманные и непойманные гуси бросаются на волка, а он, сорвав с глаз своих повязку, кружится и старается ускользнуть из хоровода, что не так легко сделать, потому что хоровод не выпускает волка. Если ускользнет волк, то его не трогают более, и игра оканчивается.

СИНИЧКА

 

Вот вам олицетворенное сватовство. Снегирь-жених после долгих неудач решается жениться, а между тем знакомые спрашивают его: почему он не женится? Он отвечает: что ему некого взять за себя. Такой обыкновенно ответ у женихов с неудачами. Наконец, синичка — сестра снегиря созывает к себе гостей и тут улаживает выбор. Так делается в семейной жизни, в коей женщины довершают свадьбу.

Во время хоровода снегирь-жених ходит в кругу, обращаясь лицом к поющим, и высматривает невесту. Хор поет:

За морем синичка не пышно жила,

Не пышно жила, пиво варила,

Солоду купила, хмелю взаймы взяла.

Черный дрозд пивоваром был,

Сизый орел винокуром слыл.

Дай же нам, Боже, пиво то сварить,

Пиво то сварить и вина накурить.

Созовем к себе гостей, мелких пташек.

Совушка, вдовушка, незваная пришла,

Снегирюшка по сеничкам похаживает,

Совушка головку поглаживает.

Стали все птички меж собой говорить:

— Что же ты, снегирюшка, не женишься?

— Рад бы я жениться, да некого взять:

Взял бы я чечетку — то матка моя,

Взял бы я синичку — сестричка моя,

Взял бы я сороку — щекотливая.

Есть за морем перепелочка,

То мне ни матушка, ни тетушка,

Ту я люблю, за себя возьму.

— Здравствуй, хозяин с хозяйкою,

С малыми детками на многи лета! [53].

ВОРОБУШЕК

 

Это насмешка над разными недостатками девиц и молодых парней. Она вошла в хоровод в виде поучения, и часто случается, что намеки производят явное неудовольствие или между играющими, или между теми, кои смотрят на эту забаву. В старину не знали театральных представлений, но зато многие песни служили нашим предкам изъяснением слабостей обоего пола. Бывают случаи, что пороки не всегда могут быть осмеяны явно. Древние народы рассказывали о них в виде басен, потом вывели их на сцену под многоразличными изменениями и, наконец, олицетворили их в театрах. Наши зрелища, появившиеся в половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, под непосредственным распоряжением достойного его любимца, ближнего боярина Артамона Сергеевича Матвеева, не могли занять простой народ, который и доселе забавляется хороводными играми от души и сердца. Пора бы нам заняться своим народным, вводить свое, потому что многое чужестранное не по нас и не по нашему духу. Справедливо сказал в свое время об иноземцах ближний боярин Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин: «Их платья не по нас, а наши не по них». Как бы ни было, игра воробушек есть любимая между сельскими жителями, и она действительно веселит всех их. Делается крут из девушек и молодцев, в середине их стоит воробушек — один из играющих; он при пении песни изображает разными своими телодвижениями и коверканиями походку гордых, уродливых, насмешливых и ненавистных людей. Искусство воробушка состоит в том, чтобы уметь все выставить ловко и естественно.

Скажи, скажи, воробушек,

Как дети ходят?

Он представляет их походку, а хоровод поет:

Они этак, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь,

Где орешки лежат.

Скажи, скажи, воробушек,

Как девицы ходят?

Воробушек представляет их походку, а хоровод поет:

Они этак, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь,

Где молодцы сидят.

Скажи, скажи, воробушек,

Как молодцы ходят?

Воробушек представляет их.

Они так, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь,

Где голубушки сидят.

Скажи, скажи, воробушек,

Как старушки ходят?

Он показывает им:

Они этак, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь,

Где молодые сидят.

Скажи, скажи, воробушек,

Как купцы ходят?

Отвечает походкою:

Они этак, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь.

Где товары лежат.

Скажи, скажи, воробушек,

Как скупые ходят?

Они этак, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь,

Где сундуки стоят.

Скажи, скажи, воробушек,

Как наши вороги ходят?

Они этак, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь,

Как честные говорят.

Скажи, скажи, воробушек,

Показывает им.

Они этак, и вот этак;

Туды глядь, сюды глядь,

Где добрые сидят.

Вопросы продолжаются иногда долго, смотря по занимательности и ловкости вопрошающих. Оканчивают обыкновенно:

Скажи, скажи, воробушек,

Как скачет чив, чив, воробей?

Вот этак, и вот этак:

Туды глядь, сюды глядь,

И порх через забор.

Воробушек старается вылететь из круга, и тот, кто мог удержать его и не удержит, заступает его место; в противном случае воробушек снова вступает в прежнюю свою игру.

Есть другая игра воробушек. Она разыгрывается с тою целью, чтобы посмеяться над предающимися пьянству. Некоторые думают, что ее только разыгрывают на Успение и когда гости бывают навеселе. Может быть, это так было прежде, но с того времени, как эта игра сделалась хороводною, она превратилась в одну забаву; разыгрывают ее, когда вздумают, и поют, что им по сердцу. Сама песня выскажет нам это лучше.

У воробушки головушка болела,

Ох, как болела? Так болела, вот так болела, этак болела.

У воробушки сердечушко щемило —

Ох, как щемило? Так щемило, вот так щемило, этак щемило.

У воробушки спинушка болела,

Ох, как болела? Так болела, вот так болела, этак болела.

У воробушки рученьки болели,

Ох, как болели? Так болели, вот так болели, этак болели.

У воробушки ноженьки болели,

Ох, как болели? Так болели, вот так болели, этак болели.

Уж стал воробей приседати,

Ох, как воробей приседати?

Так приседати, вот так приседати, этак приседати.

Захотел воробей перемены,

Ох, как перемены? Так перемены, вот так перемены, этак перемены.

Еще поют:

У воробушки головушка болела,

Так болела, так болела.

У воробушки сердечушко щемило,

Так щемило, так щемило, так щемило.

У воробушки спинушка болела,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: