СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ 3 глава




Игра в козу выражает девическое, беззаботное веселье. Если в ней ' принимают участие молодые люди, то она изменяет свое значение: проявляются в ней сердечные дела и высказывают душевную тревогу. Украдкою жмут руки и переговариваются. Таковые проделки не уходят от зорких глаз девиц-соперниц. Все играющие спешат насладиться взаимным излиянием нежностей. Тогда игра нечувствительно переходит в сладостное самозабвение: всяк желает быть козою. О, сколько восторгов, если девушка встретится с любимым предметом!

ОГАРУШЕК

 

Сев в кружок, девушки избирают среди себя рассказчицу, которая, ходя вокруг, говорит каждой по одному слову: черемя, беремя, нивесть чего, за старого, богатого, трунь, пень, князь. На кого падет слово князь, та оставляет кружок, и рассказчица продолжает свою поговорку, пока останется одна, с которой она ведет очередной разговор, — и кто успеет сказать прежде князь, та выбегает из кружка. Оставшуюся осмеивают поговоркою: «Огарушек, черный камешек; огарушек, объедушек». Огарушек бегает за ними и ловит. Пойманная помогает огарушку ловить остальных.

Огарушек изображает засидевшихся девиц, которые, посмеиваясь над тихими и счастливыми в любви, клевещут <на> них из злости. Женское злословие проистекает наиболее из уст старых дев.

СКАЧКА НА ДОСКЕ

 

Это самая простая и обыкновенная забава поселянок и городских девушек; она похожа более на шалость, нежели на игру. Кладут доску через колоду; две девушки становятся по концам и расшатывают, иногда так крепко, что делают высокие скачки, и кто выше подскакивает, тому честь и хвала. В этой скачке есть особое искусство, чтобы во время прыжков попасть опять на доску; малейшее же отклонение от размера производит падение, часто с большим ушибом.

Дети и девочки особенно любят забавляться этой скачкою.

ЗАПУСКИ

 

Собираются несколько девушек в кружок и спорят между собою: «Маша, ты не догонишь меня». — «Нет, догоню». — «Нет, не догонишь». Оленька подхватывает: «Я догоню тебя, Катенька». — «Меня? Не догонишь!» — «Меня не догонишь!» — кричат вдруг все девушки и бросаются бежать в разные стороны со всеми возможными изворотами и увертками, свойственными женской природе. Оленька гонится за ними. Если кто выбивается из сил, та должна скорее прибежать к какому-нибудь месту и, ухватясь за него, например за дерево, стену, дверь и проч., сказать: «Чур меня». Тогда Оленька должна бежать за другими и не допустить до чура. Ловящая часто бегает до упаду, но пойманная до чура, заступает на место. От сильного беганья незаметно рвут на себе платье или падают больно. Боль мгновенно проходит. Тут большое наслаждение девушки, если она успеет словить свою подругу на самом бегу.

В Малороссии запуски называются выпередки, т. е. выпереживать друг друга; в выпередки так же играют, как в запуски, и часто девушки и мальчики забавляются вместе.

Скачка на доске и запуски в большом употреблении и весьма полезны для телесного укрепления. Эти игры развивают гибкость членов и доставляют твердость и силу. Запуски были любимой игрой у греков на олимпийских увеселениях и у римлян.

ЧЕТ И НЕЧЕТ

 

Кто отгадает чет, тот все получает. Чет составляет парное число чего-нибудь, а нечет — когда недостает к паре одного, например: 6, 8, 10 и проч. суть четные, а 5, 9, 11 — нечетные. Берут горсть орехов и спрашивают: «Чет или нечет?» Иногда играют не на одни орехи, но и на мелкие деньги. В иных местах эта игра называется чет и лишка. Употребляется повсюду.

ОБРУЧ

 

Дети катают обруч по земле и на всем его бегу подбивают длинной палочкою. Игра в обруч, называемая еще сюрсо, перенята от иностранцев и вошла в употребление не ранее конца XVIII века. Она не есть забава детей, но взрослых барышень и дам. Становятся на известное расстояние друг против друга и бросают вверх круг, стараясь на лету схватить его на свой кий. Тут надобно иметь особую ловкость, но очень многие из дам так искусны, что редко дают промах. В этой забаве принимают участие мужчины.

Обруч и сюрсо, одно и то же, есть гимнастическое занятие.

БИРЮЛЬКИ

 

Употребление этой игры повсеместное. В некоторых местах она называется четками, а в других — бирюльками, от слова брать. На этот предмет иные употребляют гладкие прутики или тоненькие палочки, а другие употребляют особо приготовляемые соломинки. Одна из девушек раздает каждой играющей по одной палочке, тоненькой и ровной. Оставив при себе самую длинную, которая называется шутом, она отбирает у них розданные прежде, складывает вместе со своим шутом и, сжав в пучок, рассыпает по столу. Каждая из девиц пробует выдернуть или поднять одну какую-либо палочку <с> помощью шута, но так, чтобы ни одну не дотронуть и чтобы ни одна не колыхнулась. В противном случае она лишается права на игру. Тут надобно великое искусство, которое называется удачею. Не многим удается снять все палочки.

Искусные игроки употребляют еще ровно обрезанные коротенькие соломинки, называемые бирюльками, они также выдергиваются, как четки. Но тут предстоит гораздо более ловкости, чтобы ничто не колыхнулось, потому что соломинки движутся от одного дуновения, и рука дрожит сильнее. Завистливые к удаче обнаруживают большое неудовольствие: они преждевременно стараются помешать в снятии бирюлек, потому заговаривают, пугают, кричат и т. д.

Бирюльки не есть игра одних девушек; ею любят заниматься в осенние и зимние вечера молодые, взрослые и старики. Она была в большом употреблении в учебных заведениях.

 


III

ИГРЫМУЖЕСКИЕ

МЯЧ

 

В северной России игра в мяч называется еще лаптою. Название лапты про. изошло от деревянной, наподобие лопаты сделанной <из> палки, вместо коей часто употребляют просто одну длинную палку. Для этой игры избирают двух маток. Палку или лапту бросают вверх и плюют на одну сторону, говоря: «Мокрого или сухого тебе надобно?» Если палка упала на мокрую сторону, тому быть маткою в городе; а на сухую сторону — в поле. Прочие подходят попарно к маткам, спрашивая их: «Мокрого или сухого?» На ответ: «Мокрого» тот идет на его сторону; на ответ: «Сухого» — на сторону сухого. Игроки разделяются на две половины: одна идет к своей матке и играет с нею, а другая идет в поле, чтобы ловить на лету падающий мяч. В других местах игру начинают конанием: двое из прославленных игроков, взяв палку, меряются между собою: кому из них быть маткою и кому начинать игру. Чья рука остановится на верхушке палки, тому быть маткою и начинать игру. Одна половина из остальных игроков идет в поле и разделяет между собою места, где кому стоять и что делать: одни становятся посредине, другие по бокам, и все обязаны ловить мяч. Один из полевых подает бить мяч. Кто не попадет палкою третий раз, тот лишается права бить мяч; кто бьет каждый раз, тот продолжает бить до трех промахов. Здесь большое искусство состоит в том, чтобы бить мяч высоко, ударив, бежать к проведенной в поле черте, плюнуть там и воротиться назад непобитым к своему месту; но если мяч попадется в руки кому-либо из ловящих и застанет бегущего на черте в поле, тут употребляются всевозможные обманы, как бы побить мячом, а со стороны убегающего — как избежать удара. С побитием кого-либо прекращается игра и передается другой половине. Она прекращается и тогда еще, когда кто схватит на лету мяч, который, чтобы поймать, надобно приобрести особую сноровку и иметь крепость в руке, потому что от сильного падения и косвенного удара производит большое сотрясение в руках ловящего и наносит иногда такой удар, что сворачивает пальцы.

Мячи употребляют кожаные, набитые шерстью. Охотники приобретают не весьма дешево.

В Малороссии играют в городки мячом. Чертят палкою квадрат, называемый городок, который бывает в окружности несколько десятков саженей. Величина городка зависит от условия. Играющих бывает только пять человек: они меряются на палках, и чья рука выше, тому бить в городке, а прочие четыре становятся на черте квадрата, отдельно по четырем сторонам. Стоящий на черте должен побить мячом стоящего в городке, который увивается от его удара всеми способами, но как стоящий в городке бывает часто обманываем стоящим на черте, который показывает лукавый вид, будто бы он хочет перебросить мяч кому-либо из своих товарищей, находящихся на черте квадрата, в то время стоящий в городке должен наблюдать все его движения, иначе малейшая неосмотрительность может сделать то, что вместо бросания мяча к одному из товарищей он быстро меняет свое направление, бросает в стоящего в городке и может побить его; когда побьет, тогда все четверо разбегаются в разные стороны, а побитый хватает мяч и старается им побить бегущих, но не выбегая из городка. Побитый занимает место стоящего в. городке, а этот занимает его место. Если побитый в городке ни в кого не попадет из разбежавшихся, то он занимает прежнее свое место. Игра продолжается до общей усталости, следовательно, она есть не что иное, как телесное упражнение.

МЯЧ ОБ ЗЕМЛЮ И ОБ СТЕНУ

 

Двое из играющих меряются палкою, как в предыдущей игре, и точно же так начинают игру. Один из них бьет об землю мяч так, чтобы от всякого удара он делал бы высокие скачки, и во время скачков ловит его через ногу и руку и продолжает дотоле, пока даст промах.

Игра об стену состоит в том, чтобы бить мячом об стену, и отскакивающий мяч подхватывать через ногу или руку и не дать упасть ему на землю.

Эти мячи набивают конскими волосами, обтягивают кожею, иногда разноцветной, и продают охотникам за несколько пар бабок, за хороший биток или за свайку.

ЛЕТУЧИЙ МЯЧ ИЛИ ВОЛАН

 

Летучий мяч, или, иначе, волан, бывает величиною с детскую голову и делается обыкновенно из шерсти. Им забавляются не только летом, но и зимою. Богатые — в своих покоях, а простые — на дворе. Это любимая игра наших торговцев, которые перебрасываются перед лавками в зимнее время. Один бьет вверх носком ноги, а другой подхватывает его на лету: отбивает своей ногою или бьет об землю, отчего волан делает высокие прыжки, и во время его прыгания ударяют по нему рукою, не давая катиться по земле. Когда делают отбой ногою, тогда становятся несколько охотников в разных направлениях и постоянно производят искусные отбои. Волан употребляется в домах девушками и мальчиками, которые занимаются им с охотою, потому что он служит вместо гимнастики.

ВОРОБЬИ

 

Эта игра производится посредством мяча. Выкапывают небольшую в земле ямочку, кладут мяч на деревянной дощечке и бьют по нему палкою. Кому прежде бить, бросают жребий, т. е. меряются на палке, и чья рука остановится на верхушке, тому начинать, прочие идут в поле. Словивший мяч сменяет играющего.

ПЫТКА

 

Разнообразие игры в мяч изменяется наконец в пытку. Выкапывают в один ряд несколько ямочек, называемых лунками; потом копаются: кому стоять у лунок и отбивать мяч и кому катать его. Обыкновенно катает тот, чья рука при конании всех ниже. Игроки становятся при ямочках с палками и отбивают мяч, и если катающий попадет в лунку, то он занимает его место, и начинают пытать не отбившего. Один из игроков, засунув его голову между своими ногами, бьет по его голове мячом; другой из игроков катает мяч, а остальные спрашивают: в чью лунку попал мяч? Если он отгадает, то этим прекращается пытка. В противном случае продолжают пытать, пока он не отгадает. Случается, что замучивают пыткою. Отгадавший, в чьей лунке мяч, освобождается от пытки, и он начинает уже пытать того, у кого отгадал.

Пытка напоминает нам наказание этого имени. Не уподобление ли этой игры бывшему мучению над обличаемыми в преступлении? Многие игры обязаны своим происхождением действительному событию, поэтому допустить можно, что игра в пытку могла произойти от существовавшего наказания. Во всяком случае эта игра есть мучительная гимнастика.

СВАЙКА

 

Она делается из железа в виде гвоздя с большой головкою и заостренным концом. Весит иногда до 4 и 5 фунтов — тяжелее этого мне не случалось видеть, хотя некоторые утверждают, что бывают до полпуда; что она одолжена своим происхождением тульской оружейной слободе и что редко можно слыхать в других губерниях об этой игре, тогда как она в большом употреблении в Малороссии, в. литовском крае и во многих южных местах России. Для свайки приготовляют особое железное кольцо и играют несколько вместе. Берут за острие свайки и бросают в средину кольца так, чтобы оно воткнулось в его середину, но еще лучше, если, попав в середину кольца, отобьет его. Тогда меряют расстояние от свайки до кольца пядью, и таковая мера называется пирогами. Глубоко же вонзившаяся свайка в землю называется редькою. Если свайка не воткнется, тот лишается игры. Кто за десятым разом не воткнет, тот обязан подавать свайку каждому игроку, и говорят ему в насмешку: «Хомут надел на отца». Выигравший садится верхом на проигравшемся, что называется ездить верхом и седлать и, сидя на нем, бьет в землю свайкою до первого промаха. Сидящий верхом издевается над подающим ему свайку. Когда подающий потеет, ему говорят: «Масло потекло». Когда не может вынуть свайки из земли, тогда говорят: «Мильцо к бильцу подползло». Когда изнемогает в силах и сердится: «Потей, Фадей, до звезды говей». Когда выкапывает свайку из земли: «Вынимай скорей из норы своей»; когда оканчивает игру: «Унес горе в свое море». В иных местах говорят: «Сбил беду, как свою жену».

Играют в свайку еще другим образом. Игрок берет свайку за острый конец и бросает ее так, чтобы она, перевернувшись в воздухе, попала в кольцо. Если попадет, то считается за три. Это значит, что ему дозволяется бить за удачный попад еще по три раза; но кто за первыми тремя разами промахнется, тот лишается бить в кольцо. Еще принимают в счет пироги, т. е. если свайка не попадет вовнутрь кольца, а отобьет его, то пространство от свайки до кольца называют пирогами: их вымеряют свайкою; сколько раз уляжется свайка на этом пространстве, столько пирогов. Кто промахнется после двенадцати раз, того морят: он должен каждому из играющих подавать свайку; получающий ее бросает в землю три раза вне кольца, а в четвертый раз — в кольцо. Если он попадет в кольцо или сделает несколько «пирогов», то моренье повторяется и продолжается до тех пор, пока все за ним не сделают промахов. При морении принимаются еще в счет ляпа и репка. Когда свайка не воткнется в землю — это называется ляпою, и если кто сделает три «ляпы», тот лишается права морить. Репа же, когда морящий попадет в одно место свайкою, которая входит в землю своею головкою, — тогда это называется засадить репку, и вытаскивать ее довольно тяжело. Моренье оканчивается, когда все наделают промахов.

НОЖИК

 

Взявший ножик по жребию бросает его в землю двумя пальцами, потом тремя и т. д., чтобы он воткнулся. После кладет его на кулак поперек, затем на ладонь и на кисть и с них бросает; потом, взяв за кончик и приложив к губам, бросает его в землю; после кладет ко лбу и оканчивает головою, с коей он сбрасывает, но всякий раз, чтобы воткнулся нож. Не выполнивший всех этих действий должен вытаскивать зубами тоненький колышек, забитый в землю и чуть видный.

МУШКА

 

Вбивают в землю палку длиною в аршин и более; вверху палки привешивают деревянный крючок, называемый мушкою, которую водит (караулит) один из играющих и вешает ее всякой раз, когда собьют, а прочие, отойдя на несколько шагов, держат в мазлах (ямках) свои палки. Между тем один кто-либо, не отходя от мазла, старается попасть своей палкою в мушку или по крайней мере во вбитую палку; отлетевшую же его палку он оставляет лежать на том месте, где она упала, пока все не кончат бить. Но если бьющий надеется, что он сбегает скорее за палкою, чем поспеет водящий повесить мушку, то он бежит за нею. Если не надеется, то дожидается выкупа. Когда бьет последний — это значит выкупает, тогда все бегут за своими палками. Водящий же мушку должен, повесив ее как можно скоро, захватить чье бы то ни было мазло во время их побега. Кто не успеет защитить свое мазло, тот водит мушку, а прочие играют по-прежнему.

Изворотливость побеждает умение.

ЧУШКИ

 

Чертят сначала на земле два круга расстоянием друг от друга на 20 шагов и более; потом проводят по середине каждого круга по одной черте, называемой коном, и одну черту между кругами, которая называется полуконом. На конах каждого круга ставят по пяти чушек (обрубки длиною и толщиною в 1/4 арш.) в таком порядке: одну чушку кладут вдоль кона, две поперек продольной чушки, четвертую вдоль двух поперечных, а пятую ставят стоймя, между четвертой и двумя продольными. Играющие разделяются на две стороны, каждый игрок имеет по две палки, и начинают сбивать по конании. Игроки первой стороны бьют из своего первого круга в круг второй стороны сначала одной палкой, а потом другой. Если случится, что кто собьет с первого раза все чушки, то вторая сторона начинает сбивать чушки первого круга палками первой стороны. Должно заметить, что при сбивании чушек употребляют игроки одни и те же палки. Если случится, что игроки первой стороны не все собьют или вовсе не собьют чушки второго круга, то начинает сбивать вторая сторона чушки первого круга, и таким образом продолжают играть обе стороны, пока не собьют чушки со своих конов. Когда кто собьет с кона хоть одну чушку, тогда прочие должны сбивать остальные уже с полукона. Если которая сторона не собьет свои чушки, то сбившая ездит на ней от круга к кругу. Если обе стороны собьют свои чушки, то начинают снова играть, пока кто не собьет.

Игра эта, по-видимому, намекает на то, что кто в свете проворен — тот и успевает.

ЧИЖ ИЛИ ЧИЖИК

 

В начерченном на земле круге кладут чижика или чижа, — заостренную с обоих концов палочку длиною в 1/4 арш. Начинающие играть конаются сначала и потом бьют по порядку конания: от первого до последнего. Перед игрою уговариваются: если кто не сделает десять ударов палкою по чижику, то сколько должен бегать на кули и скачку? Кули — значит бегать от круга до упавшего чижика и кричать, не переставая: «На кули, кули». Скачка — такое же беганье, только на одной ноге, сгорбившись и не переменяя ноги.

Первый игрок по конании начинает бить чижика с одного какого-либо заостренного конца и старается сделать еще несколько ударов на воздухе, и потом отбивает чижика; за ним бьет второй и таким образом бьют все по порядку. За отбитым чижиком бежит второй игрок, который кладет его в круг и начинает бить, как первый, и за отбитым бежит уже третий, и так все чередуются до конца игры. Кто всех скорее сделает десять ударов, тот оканчивает бить чижика, и потом первый начинает бить уже на кули и скачку, но не прежде, пока все не сделают по десяти ударов, наблюдая прежний порядок бить по очереди. Не сделавший десяти ударов бегает за чижиком, подает каждому бить и, обращаясь к кругу, кричит, не прерывая голоса: «На кули, кули!» и в это время скачет. Он кричит и скачет столько раз от чижика к кругу, сколько было условлено. После снова начинают играть, если вздумают.

Неудача скачет, неудача пляшет — а крайность до чего не доводит.

КАНДАЛЫ

 

Становятся мальчики к стене или забору. Один из играющих, став против них, говорит: «Кандалы».

Ему отвечают: «Скованы».

Один из играющих говорит: «Раскуй».

Спрашивают: «Кого?»

Один из играющих отвечает: «Насыкай кулак (приготовь)».

Спрашивают: «На чьи боки?»

Один из играющих: «На такого-то». Тогда все бросаются на поименованного им и бьют. Говоривший занимает потом место поименованного, а этот начинает спрашивать прежним порядком и продолжает забавляться, пока не прискучить им.

На кого повалится несчастие, на того и люди.

ШАР ИЛИ КАСЛО

 

Выбирают, палки, которые бы имели на конце головку, как в кие, чтобы удобнее было гонять шар; потом выкапывают довольно большую яму, называемую касло [6]. Кругом его выкапывают небольшие ямки по числу игроков, называемые лунками. Доставшемуся по жребию водить игру должно загнать шар в лунку, и когда другие будут отбивать, тогда стараться захватить чье бы то ни было место, Защищающие должны находиться при своих лунках, и когда водящий вгонит шар в касло, тогда они должны переменяться своими ямками, но чтобы не прозевать их. Прозвавший же водит шар. Если водящий долго не вгонит в касло шар, то может бросить его вверх, но так, чтобы попасть в касло; прочие обязаны отбивать шар на лету. Отходящий от своей лунки должен зачурить ее, сказав: «Чур! Мое масло до вечера не погасло». Другие говорят: «Чур, сала — масла, запечатано касло».

Забава эта довольно утомительная: в ней требуются проворство и искусство, особенно водящему шар. Игра в шар выражает набег врага на мирные жилища.

ВЕТЧИНКА

 

Вбивают в землю колышек и привязывают к нему небольшую веревку. Около колышка кладут старые сапоги, башмаки или лапти. Один из игроков берет в левую руку веревочку, а в правую прут. Прочие подходят к нему и спрашивают: «Поспела ли ветчинка?» — «Нет». Потом, погодя несколько времени: «Поспела ли ветчинка?» — «Нет». Третий раз: «Поспела ли ветчинка?» Тот отвечает: «Кипит, шевелит, продавать велит». При последнем слове похищают ветчинку, а тот должен отгонять их прутом, и ударенный им заступает его место. Если ветчинка расхищена без удара, то он сам подвергается наказанию: берут по пруту и бьют его.

Не выражает ли эта игра беспечного о своей собственности хозяина?

БАБКИ

 

Они готовятся из подкопытной кости и составляют некоторым образом промысел мальчиков. Сначала обваривают в горячей воде и потом выбирают самую большую и тяжелую кость для битки, которую охотники наливают свинцом. Каждый игрок ставит несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд; стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Кому начинать бить, бросают из-за кона битки; чей упадет дальше, тому начинать. Сбивший несколько гнезд получает все себе; не попавший теряет свой выигрыш.

Игра в бабки имеет свои особые названия: кон за кон, плоцка, кудачек у кону, станка и городок. Кто в игре кол за кон сшибет крайние бабки, тот их выигрывает. В плоцке должно целить в одну из сторон: в правую или в левую. В кудачке надобно иметь особую ловкость, чтобы не зашибить своим битком чужого. В стенке бросают об стенку бабками, и чья ляжет ближе к другой, тот выигрывает, В коне ставят по шести бабок, и кто собьет все, тому достается вся шестерня. На все эти игры находятся многообразные правила и условия, так что если бы кто захотел утверждать, что они имеют общие и положительные, тому представились бы одни возражения, потому что не везде играют одинаково и нет положительных правил: более зависит от местности и нововведений самих игроков.

Игра в бабки собственно есть греческая и называлась астрагалос. От греков она распространилась по Европе, а русские так ее усвоили, что она поныне составляет первое удовольствие мальчиков, и нет уголка во всей России, где бы не играли в нее. Должно заметить, что в бабки любили играть татары Золотой Орды. При разрытии местности Сарая находили во множестве коньки и альчики (бабки из-под колен овец), которые были очень хорошо обделаны. Иногда случалось видеть по нескольку десятков, сложенных вместе.

Разнообразие игры в бабки, называемой в Калужской губернии ладышками, можно видеть из трех ее изменений: плоцка, жог и кон за кон.

Выбирают ровное место, проводят на нем черту для кона и черту, из-за которой должно бить и гонять битой. Эти биты бывают простые бабки, свинчатки (налитые свинцом), чугунки и медянки (чугунные и медные бабки). Каждый за свою биту должен ставить на кон пару бабок, называемых гнездом. Уставивши кон, сбирают все биты и бросают их на землю. Которого бита ляжет далее всех, и при том плойкою (на левый бок), тот имеет право прежде всех гонять и бить, за ним по порядку прочие; после них жоги и нички. Жоги — коих биты легли прямо на нижнюю сторону, а нички — на верхний бок или правую сторону, но нички уже бьют с левой руки. Сшибаемые бабки кладут в свою козну, т. е. в карман, шапку, мешочек и за пазуху. Если с кона не все сшиблены бабки, то продолжают сбивать их по согласию или еще прибавляют к гнезду бабки.

В жог так же играют, как в плоцку. Разница та, что здесь гоняет и бьет прежде тот, у кого бита легла жогом, за ним плоцка, а последний уже ничка.

Уставивши кон, отходят на довольно большое пространство; отсюда начинают забивать битами, это значит, чтобы бита непременно перебутела (перелетела) через кон. В про-тивном случае берут пару ладышек, поставленных за биту. Этот промах поправляется постановлением другой пары биток, что называется уже посолить или наварить. После забоя бьют за коном. Сбитые бабки берут себе, которые продают потом или меняют на какие-нибудь вещи.

Играют еще бабками в пристенок. Ударяют бабкою о стену, ворота или камень, а вслед за ними чокаются бабками. Это значит, чтобы бабка дотронулась до чьей-нибудь или находилась на расстоянии от нее на пядь. Тогда это называется спядил игрок, который получает чокнувшиеся, или спядившиеся, бабки.

ЧЕКАНЧИКИ ИЛИ ЖОЖКИ

 

В этой игре участвуют двое. Один берет биту у товарища и бросает ее вместе со своею на землю: чья бита легла жогом, тот бьет ее своею, но так, чтобы она, чокнув об нее, отскочила более нежели на пядь, в противном случае он берет его бабку, и тогда начинается игра сызнова. Если кто все три раза будет чокать бабку другого, то он выигрывает его бабку; но когда третий раз спядит одну биту, то он лишается игры, и такой удар называется на поджожку. В чеканчики играют те, которые проиграли все свои бабки в надежде возвратить свою потерю. Проигравшийся рассуждает: уж выигрывать, так выигрывать; проигрывать, так проигрывать. Водя глазами по выигранным его товарищами бабкам, он чокается своею битою и вызывает охотника: «Кто в чеканчики? Кто в чеканчики?» При этом положении он бывает подобен проигравшемуся в карты, загибающему угол и вызывающему метать в банк.

Проигрывающие бабки прибегают часто к непозволенному обману: они вдруг падают на кон с криком: «Шарап!» и грабят.

Бывают при выигрыше вознаграждения: кто ссудит свою битку напрокат, тот получает за нее несколько бабок.

АЛЬЧИК

 

Эта игра татарская и есть та же самая, что бабки. Ставят в кружок попарно бабки, которые приготовят из-под колен овец. Сначала конаются (меряются на палке): чья рука наверху, тому бить прежде всех, а прочим по своему порядку. Играющие имеют нарочно сделанные из свинца битки, называемые альчиками, которые бывают поболее обыкновенной бабки. Бьют на одномерное расстояние. Альчик держат в правой руке между двумя пальцами: мизинцем и большим. Альчиком не бросают, но щелкают в коньки: кто собьет, тот получает их. За первым игроком следуют другие по порядку, с той уже разницею, чей альчик упал далее, тому бить прежде. Играют в альчики еще иначе. Каждый из играющих ставит пару коньков подле проведенной черты, и этот ряд коньков называется казною. Потом бросают битою из-за козны: чья бита ляжет, тот лишается права бить; но если биты станут олвцаром (неровным боком) или тангешом (ровным боком), то бить прежде тому, у кого олвцар. Бьют же козну на ступень от нее, щелкая тремя первыми пальцами. Сбивший ряд козны получает ее.

ПЫЖ

 

Избирают на лугу или на улице пространное место и очерчивают кон — круглое или четырехугольное место. В средине его ставят пыж: толстый деревянный отрубок в четыре вершка, а иногда более. Игроки выбирают палки длиною в аршин и становятся сбивать пыж на условленном расстоянии. Начинает тот, кому прежде достанется бить по жребию. Для этого каждый, взяв в правую руку палку, а в левую пыж, бьет по нему, и кто отобьет дальше, тот делается игроком, а кто ближе, тот — вожатым. Этот способ выбора называется чакованием. Игрок бьет палкою об пыж; он должен сбить его из круга, потом бежать за своею палкою, чтобы, не допустив вожатого, схватить ее и, наконец, возвратиться на свое место. Прочие не должны брать в руки палку, иначе они лишаются игры, и один из них, более виновный, делается вожатым. Если бы кто захотел спорить в игре, то с него выжимают масло: двое из игроков стискивают его палками, пока он не начнет умолять и плакать. При чаковании говорят: «Чаковчики, маковы головочки, малечина, калечина! Сколько часов до вечера до зимнего? Раз, два, три». Этот счет делается, когда пыж бьют палками, чтобы знать, кто более чаковался.

Во многих местах играют в пыж без особых притязаний: ставят его в круг на известном расстоянии и бьют поочередно по нему; кто сбивает удачно, тот продолжает играть до первого промаха; промахнувшийся же обязан ставить пыж.

СКРАГЛИ

 

Скрагли — малороссийская игра. Она имеет некоторое сходство с пыжом. Очерчивают круг, называемый городом, и кладут в нем отрубки толстых, но коротких палок; потом бросают жребий, кому бить прежде. Кто выбьет из города за черту, тот ездит на своем противнике и едет в завоеванный им город с торжеством.

В других местах играют еще иначе. Ставят на очерченном круге деревянные скрагли; играющие отмеривают от круга шагами условленное расстояние, а другие бросают от круга палки, и чья упадет дальше, тому начинать бить. Сбивший скрагли с черты славится своей ловкостью, и потом он ставит для играющего с ним скрагли на том месте, где они упали, а отнюдь не на самой черте. Товарищ его должен сбивать; сделавши промах, он лишается права сбивать в другой раз, предоставляя искусству своего соперника. Они продолжают сбивать попеременно, пока не собьют всех, и тем оканчивается забава, которая, кроме ловкости и телесного упражнения, не имеет другого назначения. Мальчики и взрослые весьма любят заниматься скраглями; играют по большей части вдвоем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: