Как следует из раздела об Атрибутах Божественных Деяний, Всевышний Аллах может вывести на истинный путь того, кого пожелает, а также ввести в заблуждение всякого, кого пожелает. Нет никого, кроме Всевышнего Аллаха, кто бы даровал людям путь истины или мог бы ввергнуть их в заблуждение. Оба этих действия - есть Действия Аллаха. Связывание с кем-либо из созданных этих Действий (выведение человека на истинный путь или введение его на путь заблуждения), не что иное как, иносказательные выражения (Суры «Аш-Шура» 52; «Аль-Исра» 9; «Ибрахим» 36).
Согласно мнению суннитских ученых-богословов, 8 аят из Суры «Фатыр », в котором говорится:
«Воистину, Аллах ведет путем заблуждений, кого хочет, а кого хочет, ведет путем истины», следует понимать так:
Аллах создает тому, кто пожелает - путь истины, и создает тому, кто пожелает - путь заблуждения.
То, что Всевышний Аллах создает заблуждения у Своего раба, означает то, что этот раб Божий использует свою волю на совершение зла. Ибо если человек не предпочтет ошибочный путь, Божественная Воля и Могущество насильно не направит его на путь заблуждений. В Суре «Ан-Ниса», 79 её аяте Священного Корана, так и говорится:
«Приходящее к тебе зло, исходит от тебя самого».
Пророк каждому, и любимому, и не любимому им человеку, указывал на путь истины, пытаясь помочь им обрести истинную веру. Но даже Пророк (С.Г.В.) не мог даровать никому истинный путь, ибо это подвластно лишь Всевышнему Аллаху.
Ризык
Слово «ризык» означает даваемая вещь, приносящая пользу. В терминологии означает все, что дал Всевышний Аллах Своим одушевленным созданиям: еду, питье и все, что приносит им пользу. По этому определению, и разрешенное (халяль) и запрещенное (харам) являются ризыком.
|
Перечислим следующие мнения ученых Ахли Сунна.
1. Единственный Кто дает ризык - это Аллах. Сказано в Коране:
وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللّهِ رِزْقُهَا
«Нет на земле ни одного живого существа, которому Аллах не дал бы ризык».
(Сура «Худ», 6 аят)
Обеспечение ризыком - это Атрибут Божественного Деяния, которое совершается Атрибутом Создание (Таквин).
2. Запрещенная вещь, приобретенная человеком, является для него ризыком.
3. Запрещенная вещь является ризыком, но Аллах не доволен тем, что человек приобретает недозволенное (либо недозволенным путем). В Священном Коране сказано:
فَكُلُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ اللّهُ حَلالاً طَيِّبًا
«Пользуйтесь же всем дозволенным, прекрасным из того, что Аллах дал вам В ризык».
(Сура «Ан-Нахль», 114 аят)
4. Каждый потребляет только свой ризык.
Ученые Ахли Сунна сказали, что создание «скверного» само не является «скверным», а его приобретение является «скверным». Человек заслуживает наказания за то, что он приобрел свой ризык недозволенным путем, то есть использовал свою Частную волю неправильным путем и приобрел (кясб) этим то, что не одобряемо Шариатом.
Аджаль (смерть)
Слово «аджаль» означает определенное и назначенное чему-то время. В терминологии «аджалем» называют определенное время, конец срока жизни человека и других одушевленных созданий. Множественное число от слова «аджаль» - «аджааиль».
|
У каждого человека, у каждой нации есть свой аджаль. Он один и предопределен Всевышним Аллахом. Так как Оживляющим, Дающим пропитание и Умертвляющим является Сам Аллах, то и Предопределяющий аджаль тоже Он. Сказано в Священном Коране:
نَحْنُ قَدَّرْنَا بَيْنَكُمُ الْمَوْتَ
«Мы предопределили вам смерть».
(Сура «Аль-Вакыга», 60 аят)
Аджаль не приходит ни раньше, ни позже положенного времени. Сказано в Священном Коране:
وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ فَإِذَا جَاء أَجَلُهُمْ لاَ يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلاَ يَسْتَقْدِمُونَ
«И у каждой общины - свой срок. Когда наступает их срок, они не могут ни задержать [его, хотя бы] на час, ни опередить».
(Суры «Аль-Араф», 34аят; «Юнус», 49 аят)
وَلَن يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاء أَجَلُهَا
«Но никогда Аллах не даст отсрочки человеку, чей смертный час настал».
(Сура «Аль-Мунафикун», 11 аят)
|
Аджаль не меняется ни по какой причине. Хадис, сообщающий, что благие деяния и пожертвования продлевают срок жизни человека, толкуется учеными Ахли Сунна следующим образом: Пророк сказал это для того, чтобы призвать людей к совершению благих дел; «продление срока жизни» означает «иметь жизнь, далекую от бед, в счастье, в спокойствии, полным сил». Или же это понимается так: Аллах дал этим людям долгую жизнь, вечно зная, что они будут совершать благие дела.
Все Исламские течения пришли к единогласию, что умерший ненасильственной смертью человек умер согласно своему аджалю. Но есть разногласия об убитом человеке: умер он согласно своему аджалю или нет.
По мнению ученых Ахли Сунна, убитый умер согласно своему аджалю. Потому что аджаль - это смерть человека. Если человек не был бы убит, то он в это время мог как умереть, так и не умереть. Причиной того, что убийца заслуживает наказание, несмотря на то, что он никак не повлиял на аджаль, является приказ Всевышнего Аллаха:
وَلاَ تَقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ
«Не убивайте человека».
(Сура «Ан-Ниса», 29 аят; «Аль-Ангам», 151 аят)
Убив человека, он нарушил закон Аллаха и совершил своей свободной волей действие, не одобряемое Аллахом.
Поэтому мы должны беречь наше здоровье, избегать того, что опасно для нашей жизни, не расходовать понапрасну время, трудиться для этой жизни так, как будто не умрем никогда, и трудиться для Ахира так, как будто умрем завтра.
Человек должен выполнять свои обязательства вовремя и не оставлять их на потом, потому что он не знает, когда закончится его жизнь и придет смертный час.
Нововведения (ﻟﺑﺩﻋﺔ)
С точки зрения ученых, изучающих арабский язык и литературу, новшества - это то, чего не было ранее. По Шариату, нововведения - это то, о чем не было упомянуто в Куране и Хадисах.
Новшества делятся на два вида:
1) Хорошее новшество (хорошая Сунна – это то новое, которое не противоречит Курану и Сунне)
2) Плохое новшество (это то новое, которое противоречит Курану и Сунне)
Айша (да будет даволен ею Аллах) сказала, что она слышала от Пророка Мухаммада следующее высказывание:
«Если кто-то вводит в нашу религию что-либо новое, искажающее ее, то оно будет отвергнуто (не принято)»
Этот Хадис передали имамы Аль-Бухари и Муслим.
Деления новшеств на два вида основывается на Хадисе, переданном Джариром ибн Абдуллой, да благословит его Аллах. Сказал Пророк :
«Тому, кто вводит в Ислам хорошее дело, воздается вознаграждение за него и за тех, кто следовал этому, не уменьшая их вознаграждения. А кто вводит в Ислам плохое дело, то он набирает грех за это и за тех, кто последовал этому, не убавляя их грехов»
Известный исламский теолог ибн Арабий сказал:
«Новшество или нововведение не порицается из-за его названия, из новшеств осуждается лишь то, что противоречит Сунне (то есть нашей религии) и ведет к заблуждению»
Признанный теолог, имам, шейх Абу Мухаммад ибн Абдул-Азиз ибн Абдус-Салям в своей книге «Аль-Каваид» написал: «В шариате новшества делятся на обязательные, запрещенные, желательные, неодобряемые и дозволенные»
«Новшество может быть обязательным, примером чего является противодействие распространению различных идеологических течении, искажающих Ислам, а также изучение грамматики арабского языка с целью понимания текстов Куана и Хадисов. Новшество может быть желательным, например, организация школ или любое другое доброе дело, которого не совершали ранее (при Пророке Мир Ему). Также новшества бывают нежелательными, например, излишнее украшение мечети, а также дозволенными, например, стремление к разнообразию в пище, питье и одежде»
Имам Аль-Байхакий в книге «Манакибу Аш-Шафиий» с указанием иснада сказал: «Все новшества делятся на два вида.
Первые - новшества, противоречащие Курану, Сунне, Асару (религиозные заключения сподвижников Пророка или переданные через них изречения и поступки Пророка Мухаммада или Иджмаа (единогласное мнение теологов Ислама). Эти нововведения - заблуждения. Вторые- новшества, не противоречащие перечисленному выше. Такие нововведения не порицаются».
Сахабы тоже ввели в Ислам некоторые новшества, например, Имам Аль-Бухарий передал следующий рассказ. В начале правления халифы Умара люди совершали молитву Таравих отдельными группами или в одиночестве. Умар же счел целесообразным, чтобы молящиеся следовали в намазе за одним имамом, Убайей ибн Кагбой. Когда на следующий вечер халиф пришел в мечеть, то увидел, что люди уже молились, следуя за одним имамом. Тогда он воскликнул:
«Какое это прекрасное новшество!»
Также Усман ибн Аффан ввел второй азан в пятничной молитве. Это тоже передал Аль-Бухарий в своем достоверном сборнике.