Мэри соблазняли и мать, и отец. Ребенок соблазняется, когда родители злоупотребляют своей потребностью в близости и тепле, получая бессознательное сексуальное возбуждение от взаимоотношений с малышом. Соблазняющие родители не сознают сексуальной значимости своих действий, как это бывает, когда они целуют ребенка в губы или когда демонстрируют ему свое обнаженное тело. Такое поведение рационализируется как ласка или широта взглядов (либерализм), но ребенок при этом ощущает в действиях родителей скрытые сексуальные намеки. Другим элементом ситуации соблазнения является то, что ребенок ставиться в подчиненную позицию. Соблазняющее поведение инициируется взрослым, и ребенок не может сопротивляться этому, поскольку не может отвергнуть заигрывания того, от кого он зависит. Ребенок, которого соблазняют, вступает в интимный контакт с одной стороны сексуально возбужденным, а с другой — ограниченным родителем в этом возбуждении.
Соблазнение погружает ребенка в серьезную дилемму. Он руководствуется чувством близости, но теряет право на самоутверждение и на попытку удовлетворить собственное влечение к удовольствию. Физически, эффект соблазнения равен катастрофе. Ребенок сексуально возбужден, но, из-за своей сексуальной незрелости, не может полностью разрядить это возбуждение. Он не может сфокусировать сильную возбужденность в недостаточно развитом генитальном аппарате, и в результате возбуждение переживается им, как неприятное телесное ощущение. В то же самое время сексуальная вина усиливает тревожность, связанную с этим возбуждением. У ребенка нет выбора, единственное, что он может сделать — отсечь чувствование собственного тела. Он покидает его.
|
Соблазняющие родители одновременно отвергают ребенка. Использовать его тело в качестве источника сексуального возбуждения — значит, разрушать его чувствование приватной, личной жизни и лишать малыша уважения и любви к его развивающимся личностным потребностям. Ребенок оказывается отвергнутым как независимая личность. Редко кто дает себе отчет в том, что отвергающий родитель тоже соблазняет ребенка. Отвержение часто базируется на страхе родителя, который тот испытывает, когда дело касается интимности. Этот страх порожден сексуальной виной. Такие родители боятся прикоснуться к ребенку и приласкать его, а если все-таки делают это, то их действия бывают неловкими, и ребенок ощущает в них проявление сексуальной тревожности. Он воспринимает ее как экспрессию сдерживаемого сексуального чувства и реагирует на это преувеличенным сексуальным интересом к отвергающему его родителю. Бывает, что малыш боится приближения родителя из-за реакции ненависти, которую тот переживает. Позже ребенок будет ассоциировать ее с собственной сексуальностью.
Если родитель не контактирует с собственным телом, то не сознает, насколько он соблазнителен. Ребенок, теснейшим образом связанный с телом, крайне чувствителен ко всем нюансам и легко улавливает скрытый сексуальный интерес. Мать будет соблазнять сына, вовлекая его в кажущуюся невинной близость с ней, а отец взглядом, словом или действием будет выражать сексуальный интерес к дочери. Совершенно очевидно, что такие отношения можно считать инцестуозными.
|
Одна пациентка рассказала мне, что когда ей было шесть лет, ее мать «в интересах полового воспитания» продемонстрировала ей свои гениталии. Девочку оттолкнуло это зрелище, и она убежала из комнаты. Она чувствовала, что ее отталкивает материнское тело, что она испытывает отвращение при мысли о собственном генитальном органе. Ребенка шокирует не столько само по себе действие, сколько нечувствительность родителя, который может сделать подобную вещь. Другой пример нечувствительности матери я получил из рассказа еще одной пациентки. Когда ей исполнилось десять лет, мать заметила, что у дочери начала увеличиваться грудь. «Она подошла, положила руку мне на грудь и сказала скептическим тоном: «О, я вижу ты созреваешь». Я почувствовала себя так, словно меня оттолкнули... будто сбили с ног».
Затем эта пациентка добавила: «Прикосновение матери заставило меня сжаться. Я хотела уйти от него. Я чувствовала, что оно сексуально. Ее грудь и тело отталкивали меня. Однажды, когда мне было лет пятнадцать, она вошла в комнату в разорванных трусах. Я наивно сказала: «У тебя дырка на трусах», а она ответила: «У тебя тоже есть одна дырка». Меня затошнило. Она была такой извращенной, грязной и соблазнительной.»
В случае Мэри поведение родителей, которые соблазняли и отвергали ее, послужило причиной ее собственного отвержения тела и фемининности. Личность Мэри — куклоподобность, отсутствие зрелой женственности и гомосексуальная пассивность — возникла из-за того, что она подчинилась материнской фаллической агрессивности и отцовскому оральному соблазнению. В результате подчиниться мужчине для нее стало невозможным. «Я могу соблазнить их; это позволяет мне осуществлять контроль. Противоположная ситуация меня пугает». Мэри стала соблазнять для того, чтобы защитить себя. В то же самое время ее ужасали спонтанные сексуальные чувства, делавшие ее женщиной и угрожающие ее матери.
|
В личности Мэри сексуальность была оторвана от генитальности. Чем больше она старалась избежать сексуальности тела, тем больше ее поглощала генитальность. Она заметила: «Я поняла, что все время сознаю свои гениталии. Я чувствую себя «бесчеловечной». Хочу ли я видеть их или стараюсь защититься от них?» Эта обсессия, связанная с гениталиями, была одновременно сцеплена и с сексуальным любопытством, и с тревожностью. На обе части вопроса Мэри можно было ответить утвердительно.
Вытесненная сексуальная тревожность редуцировала ее восприятие собственного тела, особенно его нижней части. Однажды во время нашей встречи Мэри сказала: «Я не чувствую ног. Я не чувствую, что у меня есть такая часть тела». Утрата чувствования ног — обычное и базальное отклонение в образе тела, которое свойственно шизоиду. У человеческих фигур, нарисованных этой пациенткой, часто не было ног или они почти не были прорисованы. Г.Пэнкоу, которая изучала динамику образа тела шизоидов, отмечает «отделение области головы и области ног», что отрицает и отвергает «сексуальность тела».27 Между ногами и сексуальным функционированием существует определенная связь. Генитальность предполагает зрелость (стояние на собственных ногах) и, наоборот, зрелость подразумевает генитальность. Отрывая эго (область головы) от генитальности (область ног), шизоид отвергает свою независимость и зрелость, пребывая в беспомощной инфантильной позиции. Другими словами, отщепляя образ нижней части тела, чтобы избежать сексуального чувствования, шизоид диссоциирует себя с функцией ног, которые представляют независимость и зрелость. Мэри демонстрировала эту шизоидную тенденцию.
«Я не позволяю чувствам опуститься ниже талии. Если какое-то чувство возникает в области таза, оно подобно агонии. Я боюсь, что сойду с ума. Мне бы хотелось быть русалкой».
У Мэри была фантазия, в которой она лежала в постели с обнаженным отцом. Она старалась избегнуть контакта между нижними частями их тел, «чтобы это было не сексуально». Таким образом, отвержение сексуальности моей пациентки проистекало из страха сексуального взаимодействия с ее отцом. Это вызвало бы ревность и гнев матери, которой Мэри очень боялась.
Поскольку она не могла принять себя как женщину, то пыталась идентифицироваться с братом. Девочкой она спрашивала себя: «Откуда они знают, что я — девочка, а не мальчик? Я думала о пенисе и чувствовала его, но у меня его не было. Если бы я была мальчиком, он бы у меня был». Окончательная идентификация этой пациентки была ни мужской, ни женской; она стала «мальчиком без пениса», юной гомосексуалисткой.
Мы проследили, как некоторые переживания и отождествления определили отношение Мэри к собственному телу. Ее подход к нему проявлен и в образе тела, и во внешнем облике, и в ее рисунках. В результате анализа, работы с телом и моего принятия Мэри как человеческого существа, образ тела моей клиентки изменился. Однажды она сказала: «Знаете, что я почувствовала сегодня? Я теперь чувствую тело уже не так смутно и расплывчато».
«Снятие» чувствования с периферии тела — это механизм шизоидной защиты. Отсутствие заряда на поверхности тела редуцирует сознавание его внешнего очертания и не позволяет точно изобразить фигуру человека. Это снижает барьер против внешних стимулов и делает шизоида крайне чувствительным к внешним воздействиям.
Между образом тела и реальным телом существует функциональная идентичность. Достижение адекватного образа тела требует тотальной мобилизации телесного чувствования. Переживание живого и здорового тела подразумевает, что оно должно функционировать именно таким образом. Помимо снятия психологических блоков, не позволяющих принять свое тело, терапия должна что-то сделать для того, чтобы пациент переживал свое тело «непосредственно». Ему необходимо «встретиться» со своим движением и дыханием, а если эти функции депрессированы, почувствовать их недостаточность. В своей работе с Мэри я делал заметный акцент на непосредственное действование. Во время сессий, помимо всего прочего, она стучала ногами, лупила кушетку, потягивалась и дышала. Эффект, который дали все эти действия, можно увидеть из следующего высказывания.
«Я купила бикини и, несмотря на свои страхи, надела его на пляже. Я почувствовала себя очень сексуально и женственно. Вы знаете, как я чувствовала свое тело раньше. Теперь же это было удивительное чувство. Я, пожалуй, и не помню, чтобы когда-нибудь так себя чувствовала. Я будто была другим человеком».
Рассказывая о случае Мэри, я остановился на развитии и функции образа тела. В главе 13 мы обсудим другой аспект терапии этой же пациентки, который связан с разоблачением ее роли «зацелованной куклы».
Шизоидный индивидуум — это человек, чувства которого «заперты», как джин в лампе Алладина. Но шизоид словно не помнит того заклинания, которое может выпустить джина на волю. Если сказку про Алладина и его лампу использовать в качестве метафоры, то лампа будет соответствовать телу, заклинание — словам любви, а потирание лампы будет эквивалентом заботы. Когда о теле заботятся, оно зажигается, как лампа, оно начинает излучать своеобразный свет, вокруг него возникает аура сексуального возбуждения. Если тело «светится», глаза человека сияют, и джин секса может совершать свои магические трансформации. На самом деле шизоид вовсе не забыл магическое заклинание: он говорит о любви и занимается сексом, но лампа отсутствует, она треснута или разбита, и ничего не происходит. В отчаянии он обращается к пороку, прибегает к наркотикам или распутству, но ни один из этих отчаянных маневров не может освободить джина любви и секса.