Многие из вышеперечисленных проблем можно проиллюстрировать с помощью следующей истории болезни. Пациентке, которую я буду называть Хелен, было около тридцати лет. Она пришла лечиться, потому что не могла установить стабильные отношения с мужчиной. Она снова и снова вступала в сексуальные связи, но разрывала отношения, как только сталкивалась с тем, что мужчина не может выполнить ее чрезмерные требования. Хелен была в глубоком замешательстве по поводу своей женской роли и страдала от сильной тревоги. У нее были типично и шзоидные черты лица; глаза были несфокусированны, а подбородок — решительно поджат. Ее тело было хорошо развито, но плохо скоординированно при движениях. В ее личности было много паранойяльных черт: она была гиперактивна, разговорчива и неустойчива.
В процессе терапии я попросил Хелен смягчить челюсть и позволить подбородку податься назад. Когда она сделала это, то вдруг заплакала мягко и глубоко. Она сказала: «Боль в сердце невыносима.» Когда плач затих, я предложил, чтобы она протянула губы, будто собирается сосать грудь. «Что толку?» — воскликнула Хелен, — «я умоляла о любви, но получала только унижение».
Чтобы предоставить ей возможность высвободить больше чувства, я попросил ее мобилизовать лицевые мышцы, чтобы выразить испуг. Она опустила челюсть, высоко подняла брови и широко раскрыла глаза. Эта экспрессия сорвала маску. Когда Хелен поняла это, она испугалась. Ее голова застыла. Она не могла двигать ею какое-то время и не могла закричать. Расслабив лицо она сказала: «Чего я боюсь? Того, что вижу? Боюсь ее глаз?
Я не могу взглянуть в глаза матери даже сейчас. В них есть что-то неприятное и убийственное. И ее сумасшествие. Невозможно взглянуть в глаза сумасшедшему и не испугаться. Но все же она меня любит, конечно.»
|
После этих слов Хелен начало трясти. Ее пальцы и запястья похолодели и одеревенели. Она продолжала: «Я вспомнила, как умоляла ее и кричала, и плакала. Я догадываюсь, что хотела ее больше всего на свете. Мы вместе играли, и она сделала множество вещей для меня. Она могла быть волшебницей. Но она была такой печальной. Я не могла выдержать ее печали. Я не могла помочь ей. Она была очень напугана. Ее глаза отсутствовали. Она очень боялась меня.
Я не знаю, почему чувствую себя так странно. Человек умирает от разбитого сердца? Шизофрения — это смерть. Вы убиваете ту часть, которая повреждена, и можете выжить.»
Хелен охватил и закрутил вихрь эмоции. Привязанность к матери была перемешана с печалью ребенка, которую он не мог вынести. Это были взаимоотношения, которые колебались от любви до ненависти, от жалости до угрозы, от надежды до отчаяния. Смущение, амбивалентность и странность, которую девочка ощущала в своей матери, нарушили ее интегрированность. Ребенок не мог интегрировать в уме такие противоположные чувства, как испуг и симпатию.
Несколько раньше Хелен сказала мне, что ее мать сделала несколько абортов перед тем, как она родилась. «Моя мать боялась своего живота, когда была беременна мной. Она рассказала мне, что молилась Богу, чтобы я не была наказанием за ее грехи. Она боялась, что я появлюсь на свет уродливой или деформированной. Она тосковала по мне. Она испытывала большую нежность, которая не могла пройти сквозь ее прикосновение».
|
Такая интенсивная вина указывает на тяжесть, сексуального отклонения, от которого страдала ее мать. Она не могла принять собственную сексуальность и проецирвала ее на дочь, идентифицируясь с ней. Хелен заявила, что когда ей было шесть или семь лет, мать одевала ей шелковые панталончики и завивала локоны, несмотря на протесты дочки. «Она своими руками делала для меня вещи» — сообщила Хелен, — «чтобы дать мне самое лучшее». Но на следующей сессии она сказала: «Сидя за обеденным столом вместе с семьей, я поняла, что они эгоистичны до отвращения. Иногда они дают тебе все, что угодно, а иногда — ничего. Как будто я знала это все, но отрицала. Она давала мне вещи, но я была для нее орудием. Я была прелестно одета, чтобы нравиться мужчинам. Она использовала меня, чтобы произвести впечатление, тогда она могла жить за их счет».
Идентификация матери с сексуальностью дочери ясно выражена в словах Хелен. Родители «переживают» своих детей многими способами, но когда родитель отождествляется с ребенком на сексуальной уровне, возникает шизоидное отклонение. Ребенок вынужден отождествляться с матерью, и на него проецируется вытесненное сексуальное чувство. Это отождествление заставляет ребенка жить, служа сексуальным потребностям матери. Травма отождествленности порождает отвержение индивидуальности ребенка — войти в родительский образ — значит, ниспровергнуть собственную сексуальность; подходить потребностям родителей — значит отдать под их власть свою психику, подчинить ее родителю.
|
Отношения Хелен с матерью содержали латентный гомосексуальный элемент, который выявлялся только в сновидениях и ассоциациях моей пациентки. Она вспомнила сон, в котором этот элемент был виден: «Всю жизнь я была испугана. Я часто видела во сне, что у матери есть пенис. Позже, я снова видела этот сон. В нем у нее был пенис, из которого тек гной. Это вызвало у меня рвоту».
Ассоциация Хелен всвязи с этим сном состояла в том, что мать всегда хотела соблазнить ее, особенно когда кормила грудью. Гноящийся пенис — это трансляция соска, из которого сочиться молоко. Если мать силой вталкивает сосок ребенку в рот, он становится похож на пенис, проталкивающийся в отверстие. Мать, которая по отношению к ребенку играет агрессивную роль, «отыгрывает» с ним свою вытесненную маскулинную идентификацию. Эта позиция помещает ребенка в пассивные гомосексуальные отношения с матерью. Хелен вспомнила, как мать заползала к ней в кровать, а нормальный паттерн состоит в том, что ребенок вползает в кровать матери. Если же такой паттерн реверсирован, он становится актом соблазнения, как я уже объяснял в пятой главе.
Сексуальная вовлеченность Хелен параллельна ее взаимоотношениям с матерью. Каждая ее связь была отмечена амбивалентностью любви и ненависти, подчиненности и вызова, страха и симпатии, которые характеризовали ее чувства к матери. Она молила о любви, но ее мольба никогда не исполнялась. Она отождествлялась с мужчиной так, как была отождествлена с матерью, она не была независимым человеком. Такая позиция интродуцировала в отношения гомосексуальный элемент. Не удивительно, что она смущалась! И ничуть не удивительно, что связь терпела крах! Хелен относилась к мужчинам так, будто они были ее матерью, хотя в фантазиях она искала отца, который оберег бы ее от разрушения.
Анализируя шизоидную личность, я обнаружил, что каждый пациент на ранней стадии жизни отворачивается от матери к отцу в поисках теплоты и поддержки. Ребенок отходит от матери из-за ее бессознательной тревоги и ненависти. В результате, отец заменяет ребенку материнскую фигуру. Но когда это происходит в очень раннем возрасте, то порождает реальные проблемы. Каждый мой пациент был орально фиксирован на пенисе, чему я не мог найти иного объяснения, нежели то, что пенис стал заменителем соска. Биологические причины приравнивания пениса к соску рассматриваются в моей книге «Любовь и оргазм». Если такое отождествление присутствует в уме ребенка, ему легко представить мать с пенисом.
Когда фаллос представляется и пенисом, и соском, у человека возникает неразрешимый конфликт. Функция
фаллоса как генитального органа мешает символическому значению соска. Роль груди препятствует его обычному функционированию. Единство личности раскалывается возбуждением двух антитетичных уровней функционирования — орального и генитального. Взрослая организация эго, которая зависит от генитальной возбудимости, ослабляется. Женщина, страдающая от подобного разлома, видит в мужчине и мать, и мужчину. Он призван обеспечить ей поддержку и понимание так же, как и генитальное возбуждение и завершенность.
К сожалению, отцы часто бывают столь же эмоционально неуравновешены, как и матери. Лидз и Флек отмечают, что «Отцы, так же как и матери, обременены своими собственными неразрешенными проблемами, и поэтому редко могут адекватно выполнять роль родителя». В действительности, многие отцы в неблагополучных семьях демонстрируют заметные фемининные тенденции, которые фасилитируют перенесение на них оральных влечений ребенка. Хелен сказала про отца: «Он не мог быть мужчиной для моей матери. Мой отец был как женщина, он напоминал женщину даже своей отвисшей грудью».
Отношения, сложившиеся между Хелен и ее отцом, были также кровосмесительными. Вот ее описание: «Мой отец разрешал мне делать почти все, что я захочу. Мы долго гуляли по ночам. Я была с ним почти постоянно и, конечно, спала с ним. Я помню, как я привязывала свою ночную рубашку к его пижаме, чтобы он не смог отодвинуться от меня посреди ночи. Это продолжалось до моей первой катастрофы, потом я уже не могла выдержать этого.»
Хелен сказала, что ее мать не одобряла такого положения дел. Однако, в действительности, девочка продолжала спать с отцом, а ее брат — с матерью. Я спросил пациентку, были ли у нее какие-нибудь сексуальные чувства к отцу.
- Я думаю, что не,было, — сказала она.
- Сознавали ли вы какое-то сексуальное чувство с его стороны? — поинтересовался я.
- Нет. Я чувствовала, что он прижимает меня к себе, как будто я — кошка. Между нами было только животное тепло. Мне только нравилось чувствовать, что он меня защищает.
Когда Хелен сказала это, на ее лице возникла хитрая улыбка. Я уже видел эту улыбку множество раз. Она производила впечатление, что у моей пациентки есть секрет. В тот момент я интерпретировал ее экспрессию как глубокое понимание мужчин, того, чего они хотят, и как она может контролировать их. Неделей позже того, как я высказал свою интерпретацию, она сообщила:
«Вы были правы, когда сказали, что я хочу, чтобы мужчины любили меня саму, а не только за мою нижнюю часть. Потому что это все, чего они от меня хотят. Через некоторое время я даю это без просьбы с их стороны, потому что думаю, что после этого они будут любить меня и заботиться обо мне. Это могла бы сделать для меня моя мать. Поскольку этого не происходило, я вступила в сделку с отцом. Где-то глубоко я всегда чувствовала, что мужчины используют меня».
Улыбка также выявила одержимость сексом, которая преобладала в личности моей пациентки. Она ходила по кругу: от оральности к генитальности и обратно, от подчинения к вызову и обратно, от материнской фигуры к отцовской фигуре и обратно. Хелен рассказала повторяющееся сновидение, которое изображало эту дилемму:
«Мне снилось, что мой дантист — Бог. Он говорит: «Ты приходишь в мой кабинет очень миролюбиво, совершенно неосознано, и я поймал тебя. Я тебя поймал, потому что ты не сознаешь. Ты не собираешься умирать, как другие люди. Ты даже не можешь примириться со смертью. Ты собираешься ходить вокруг да около. Ты не знаешь умиротворения».
Я знала, что привязана к вывеске парикмахерской. Мне были видны полоски, идущие вверх и вниз (вывеска парикмахерской представляет собой столб, раскрашенный спиральными красно-белыми полосами), и я крутилась по кругу. Я помню, что плакала, даже умоляла «Пожалуйста, дайте мне умереть.» Я проснулась с криком и с чувством неудачи».
Парикмахерский столб — обычный фаллический символ. Хелен была прикреплена к сексу таким образом, что не могла ни избежать его, ни получить удовлетворения. Этот тип сексуальности описывает ее отношение к матери-отцу, детско-взрослую сексуальность, которая стимулирует возбуждение, но не позволяет достичь оргиастического высвобождения. Эта формула возбуждения без удовлетворения стала паттерном ее сексуальных действий во взрослой жизни. Хелен мучилась, и единственным умиротворением в ее муках казалась смерть. Сновидение тоже указывало на то, что Хелен на самом деле не понимала, что происходило между ней и ее отцом. Она «не сознавала», что какой-то своей частью чувствовала себя бедной и невинной. Она была маленькой девочкой, которая ищет тепла и поддержки, но биологически откликается на взрослую сексуальность. Ее тело шло за сексуальным возбуждением отца, но было не способно сфокусировать это возбуждение в генитальное влечение.
В личности Хелен были задействованы две противоположные тенденции. Она была невинной маленькой девочкой, которая ищет любовь, но в то же время проституткой, которая знает, чего хотят мужчины, и которая использует секс, пытаясь достичь смерти. Это типичный шизоидный разлом, который часто представляет собой комбинацию наивности и искушенности, невинности и упрямства, благообразия и похотливости. Хелен находилась в ловушке другой антитетичной ситуации: она жаждала груди, но возбуждал ее пенис. В результате, она нуждалась и в том, и в другом: ей нужна была грудь, чтобы удовлетворить инфантильное стремление, и пенис, чтобы высвободить сексуальное возбуждение. Она находилась в невозможной ситуации, в которой ей не оставалось ничего другого, как ходить по кругу.
СЕКС И ПАРАНОЙЯ
При расколотой личности сексуальное чувство переживается как нечто отчужденное, компульсивное и «плохое». Шизоид не может идентифицироваться со своим сексуальными чувствами, потому что это вроде бы и не его чувства. Это чувства его родителей, которые он эмпатически инкорпорировал. Инкорпорирование чувств не представляет собой активную процедуру, она больше напоминает инфицирование. Часто требуется всего лишь раскрыться чувствам. Например, человек раскрытый грусти другого человека, тоже будет чувствовать грусть. Это происходит так, будто он сам загрустил. Ему необходимо встряхнуться, чтобы освободить себя от этого чувства. Однако ребенку бывает нелегко стряхнуть с себя эмоциональную атмосферу, которой он постоянно открыт в первые годы жизни. У шизоида есть только один выход: отрицать чувства, отсечь телесные ощущения и диссоциироваться с сексуальностью. Этот маневр ребенка сохраняет чистоту духа и ума, в то время, как его тело «заменено» отцом и матерью.
Мальчик в такой ситуации тоже обращается к отцу за теплом и принятием, пытаясь избежать амбивалентности и проекции матери. Если отец может принять на себя роль матери, не ослабляя своей маскулинности, если он может дать ребенку безопасность и любовь, не отрицая ценности женщины, он может предотвратить развитие у ребенка шизоидной личности. Но отец, как правило, отвергает ребенка или принимает его условно. Он может отвергать сына как соперника и пугаться своей собственной кровосмесительной позиции или может включить сына в свое пассивное принятие ситуации. В большинстве фамильных ситуаций отец будет колебаться, показать ли привязанность к ребенку, которого отвергла мать, без страха противостоять ей. В очень неблагополучных домах родители живут в символических взаимоотношениях, которые исключают ребенка и толкают его в изоляцию.
Мать шизоида не принимает ребенка, пока у нее сохраняется образ, который удовлетворяет потребности ее эго; ее принятие, таким образом, представляет собой принятие себя самой, а не ребенка. Однако, чтобы получить принятие и любовь, которые нужны ему, ребенок будет пытаться соответствовать ее образу. Так, в ребенка вкладывается вторичное либидо, это происходит через образ, который накладывается на отверженный исходный. Отношения, которые развиваются в этом случае, сильно окрашены кровосмесительным и гомосексуальным чувством через идентификацию и взаимное «служение». В такой ситуации мальчик рискует, что отец возненавидит его, как «маменькиного сынка». Это его не удержит, поскольку данный вид отношений с матерью вроде бы удовлетворяет и оральное и генитальное влечение. Он попадает в такое же двойственное положение, как и девочка, которая оказывается сексуально зависимой от отца. Это положение вещей составляет основу для паранойяльных тенденций.
Паранойяльное поведение можно описать, как хождение по кругу. В центре — фаллический символ, сосок или пенис (мать или отец). Параноик не может сделать агрессивного движения к желанному, но запретному объекту. Его маневр, поэтому, состоит в том, что он, как загипнотизированный, кружится вокруг объекта и манипулирует ситуацией, чтобы вынудить его придвинуться к нему. Это значит, что он старается возложить на другого человека ответственность за удовлетворение его (параноика) нужд. Одновременно, он идентифицируется с фаллическим символом и реверсирует его роль, занимая доминантную позицию матери или отца. Этот маневр составляет базис для паранойяльных идей всемогущества и преследования. Теперь он в центре круга, он — объект влечения и зависти, источник жизни, вокруг которого вращается мир. Параноик мечется между чувством и беспомощностью, и импотенцией, между уничижением и мегаломанией, завистью и преследованием. В какие-то моменты он чувствует себя на периферии круга, аутсайдером, в другие — он главарь, центр внимания, на который смотрят все остальные.
Параноик одержим сексуальной потенцией, которая является для него источником чувства незаменимости. Он разыгрывает инфантильную ситуацию, в которой чувствует в себе силу эротически возбудить мать. Женщины, такие как Хелен, которые пережили опыт сексапильности в ситуации с отцом, разыгрывают такие же отношения с другими мужчинами.
В результате такого комплекса сил, взаимодействующих с личностью ребенка, возникает высокое эго-сознание и сензитивность. Это естественный отклик на опасную ситуацию. В данном случае опасность таится в амбивалентных и запутанных чувствах родителей. Ребенок начинает сознавать неприязнь и вину, исходящие от родителей и развивает высокую чувствительность к эмоциональным нюансам, это — его первая линия защиты. Приобретая чувствительность, он начинает очень остро сознавать, на невербальном уровне, фрустрированные сексуальные чувства и перверсивные тенденции своих родителей. Сознавание взрослой сексуальности вытесняется приблизительно к семилетнему возрасту, когда ребенок уходит из сексуального треугольника. Однако он сохраняет чрезвычайную сензитивность к эмоциональным обертонам. Шизоидное отклонение можно сравнить с аллергическим заболеванием, при котором ребенок становится чувствительным к бессознательному других людей. Дети, которые чувствуют себя безопасно во взаимоотношениях с родителями, «самосодержательны», они не сознают взрослую сексуальность и свободны от отождесгвленности, которая узурпирует их индивидуальность.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА
Тело покидают, когда оно, вместо того, чтобы приносить удовольствие и ощущаться, как ценность, становится источником боли и унижения. В таких условиях человек отказывается принимать свое тело или отождествляться с ним. Он отворачивается от него. Он может игнорировать тело или пытаться трансформировать его, придать ему более желательный вид, соблюдая диету, снижая вес и т.д. Но пока тело остается объектом эго, оно, хотя и может служить предметом его гордости, но никогда не обеспечит радости и удовлетворения «живого» тела.
Живое тело характеризует наличие его собственной жизни. Оно подвижно, и его подвижность, проявляясь в спонтанности жестов и живости экспрессии, не находится под контролем эго. Живое тело кипит, вибрирует и светится. Оно заряжено чувствами. Первая трудность, с которой сталкиваются пациенты в поисках отождествленности, состоит в том, что они не сознают отсутствие жизни в собственном теле. Люди настолько привыкли думать о теле как об инструменте или приспособлении ума, что принимают его относительную омертвелость за нормальное состояние. Они измеряют тело в фунтах и дюймах и сравнивают результаты с идеализированными формами, совершенно игнорируя важность его чувствования.
Меня много раз потрясало, насколько люди боятся почувствовать собственное тело. На каком-то уровне они сознают, что тело является хранилищем их вытесненных чувств. Хотя им очень понравилось бы знать о них, но они неохотно встречаются с их воплощением. Отчаянно пытаясь обрести отождествленность, они вынуждены в конце концов встретиться с телом «лицом к лицу». Им необходимо принять релевантность своего физического состояния и ментального функционирования, несмотря на двойственность, с которой они подходят к этому. Чтобы преодолеть ее, они должны пережить свои физические напряжения как ограничения личности и, высвободив их, освободить личность. Открытие, что тело живет собственной жизнью и что оно способно само себя исцелять, дает надежду. Понимание, что тело имеет свою собственную мудрость и логику, вдохновляет новое отношение к инстинктивным силам жизни.
Есть вопрос, который встает перед каждым пациентом: уверен ли он, что его поведением руководят чувства, или ему необходимо подавлять их ради рационального подхода? По своей природе чувства иррациональны, однако это не означает, что они неуместны или не относятся к делу. Иррациональность проистекает из истоков личности, которые расположены еще глубже, чем причинные корни. Иррациональность всегда противоположна разумности, потому что первая является голосом тела, а вторая — общества. Различие между тем и другим хорошо иллюстрирует поведение маленького ребенка. Его потребности всегда иррациональны. Может показаться, что если мать подержит малыша в течение двух часов на руках, то это, вроде бы, должно обеспечить ему разумную дозу телесного контакта, тем более, что ее ждут другие хлопоты. Но ребенок не рассуждает. Если ему хочется, чтобы его подержали на руках подольше, он кричит, когда его кладут в кровать. Его поведение иррационально, поскольку оно неразумно, оно совершенно естественно согласовано с его чувствами. Если малыш подавил бы плач или свое желание, мать смогла бы описать это как действие хорошего и разумного ребенка. Психоаналитик, однако, заключил бы, что это — начало эмоциональной проблемы.
Человек, отвергающий иррациональное, тем самым отрицает маленького ребенка. Его, к сожалению, научили, что в плаче нет никакой пользы, мать все равно не придет. Он не делает на протяжении жизни новых попыток, потому что с самого раннего возраста научен, что его требования останутся без ответа. Он не злится, потому что злость всегда провоцирует ответный удар. Он становится «разумным человеком», но в процессе этого становления утрачивает мотивацию к удовольствию и живость своего тела, и у него развиваются шизоидные тенденции. Иррациональность прорывается наружу в перверсивных формах: он чувствует себя объектом сильной ярости, впадает в депрессию, становится странным и компульсивным. Он чувствует отстраненность и беспристрастность или тревогу и возбужденность.
Иррациональность здорового человека не подавлена ради разумности. Он принимает свои чувства, даже если они идут вразрез с логикой ситуации. Шизоид отрицает чувства, а невротик искажает их. Человек покидает тело, когда отрицается иррациональное и вытесняются чувства. Чтобы возвратить его, человек должен принять то иррациональное, что находится у него внутри.
Иррациональное пугает, оно является той самой силой, которая движет нами, истоком созидательности и фонтаном радости. Все значительные переживания имеют качество иррациональности, что позволяет им раскрыть нас изнутри. Все мы знаем, что любовь и оргазм как раз и есть те иррациональные переживания, которые мы ищем. Стало быть, человек, который боится иррационального, боится любви и оргазма. Он также боится отпустить свое тело, дать брызнуть слезам или прерваться голосу. Он боится дышать и боится двигаться. Когда иррациональное вытеснено, оно становится демонической силой, которая может привести больного человека к деструктивным действиям. При нормальной жизни иррациональность проявляется непроизвольными движениями, спонтанными жестами, внезапной улыбкой, даже подергиванием тела, которое временами сопровождает засыпание.
В наше время удивительных медикаментозных препаратов, люди, как правило, упускают из виду, что тело обладает естественной способностью исцелять само себя. Мы знакомимся с этой особенностью, когда получаем небольшие повреждения или 'когда легко заболеваем. При серьезных заболеваниях и операциях, доктора тоже рассчитывают на эту особенность. В большинстве случаев медицина нацелена на то, чтобы отодвинуть препятствие, которое мешает осуществляться природному телесному функционированию. Эмоциональное заболевание не составляет исключения из этого правила. Терапевтическая задача состоит в устранении препятствий, которые не позволяют телу спонтанно высвободить свои напряжения. Этот принцип лежит в основе психоаналитического процесса. Техника свободных ассоциаций — это прием, который позволяет человеку вывести в сознание вытесненные иррациональные элементы его личности. Психоанализ рассчитан на то, что, если человек сможет сознательно принять личностную иррациональность, он освободится и сможет естественно и спонтанно откликаться на жизненные ситуации. Слабая сторона этой концепции состоит в том, что сознательное принятие чувства не обязательно приводит к способности его выразить. Одно дело, когда человек понял, что грустит, и совсем другое — когда он смог заплакать. Знать, что ты зол, совсем не то, что чувствовать злость. Чтобы высвободить вытесненное сексуальное чувство, замкнутое в теле, мало знать, что ты впутан в кровосмесительные отношения с родителем.
Когда я был маленьким мальчиком, я боялся собак. Чтобы помочь мне преодолеть этот страх, родители дарили мне пушистых игрушечных собачек, пытаясь уговорить меня погладить и приласкать их. Я помню, как мне говорили: «Смотри, она не кусается. Она не сделает тебе больно». Это помогало ослабить мой ужас, но я по-прежнему боялся собак, которые могли вдруг наброситься на меня. Мне не удавалось преодолеть этот страх, пока я не взял в дом собаку. Живя вместе с животным, я научился доверять ему.
Бояться собак — значит бояться иррационального. Для многих людей, как и для моей матери, животное было непонятно, потому что оно — неразумный зверь. Им руководят чувства, им движет влечение, и поэтому оно непредсказуемо. На телесном уровне человеческое существо является животным, поведение которого непредсказуемо с рациональной точки зрения. Это не значит, что тело или животное опасно, деструктивно и неконтролируемо. Тело, как и животное, подчиняется определенным законам, но это не законы логики. Любящее животное находит животное. Для человека, пребывающего в соприкосновении с собственным телом, чувства тела дают полноту ощущений.
Недавно я лечил молодого человека, учащегося высшей школы, который страдал хронической астмой и постоянно носил с собой аэрозольный распылитель лекарств. Он хватался за него при малейшем признаке затруднения дыхания. Это происходило раз двадцать в день, а также и в ночное время. При первой нашей встрече дыхание молодого человека было очень поверхностным и ограничивалось верхней частью груди. Живот был очень жестким, а грудь зажатой. При таких напряжениях, даже переход из одной аудитории в другую должен был вызвать чувство тяжести. Неважно, вызывали ли эти напряжения астму или наоборот, астма порождала их, факт состоял в том, что пока они существовали, он был обречен испытывать затруднения с дыханием в стрессовых ситуациях.
Чтобы высвободить напряжение, пациента необходимо было подтолкнуть к более глубокому дыханию, особенно к дыханию животом. В процессе терапевтической сессии я помещал его в ряд позиций, которые форсировали брюшное дыхание. Кроме того, он занимался упражнением, которое состояло в ритмичных ударах ногами по кушетке. В начале эти действия вызывали небольшую астматическую реакцию, которую пациент пресекал знакомым способом, используя свой распылитель. Однако вскоре он осознал, что пользование распылителем основывалось скорее на тревоге, чем на реальной потребности. Если он не пользовался им, его затруднения исчезали через минуту или две. Позже он понял, что за его проблемами с дыханием лежало чувство паники, ассоциированное с дыханием.
На первый взгляд, картина была следующей: он боялся, что не сможет дышать в стрессовой ситуации. Однако выяснилось, что на самом деле он боялся дышать из-за чувства, которое только могло бы возникнуть. Он страдал еще и сильной сексуальной тревожностью, связанной с виной по поводу мастурбации. Жесткость и контрактированность его живота означала, что он подавляет сексуальное чувствование и избегает вины и тревожности. В результате тревожность переместилась в грудь. Брюшное дыхание позволило ему осознать исходную тревожность и вину, а, освободившись от тревоги, он смог отпустить живот и вдыхать так, чтобы он был задействован. Шаг за шагом его дыхание достигло точки, в которой распылитель ему больше не понадобился.
Первое препятствие в процессе естественного исцеления состоит в том, что пациент не сознает напряжения своего тела. При отсутствии специфических симптомов, головной боли, например, или боли в пояснице и крестце, взрослый человек не знает о напряжениях собственного тела и не чувствует их. Его осанка настолько стала его частью, что он принимает ее как должное. Первый шаг терапии — помочь пациенту войти в контакт со специфически напряженными областями его тела. Он начинает получать опыт их неадекватности, неспособности и слабости, когда они откликаются на стресс. Позы стресса, которые я использую, позволяют судить об интегриро-ванности и координированности тела человека. Например, попросив пациента встать на пол и поставить ноги врозь на ширину тридцать дюймов (около 75 см), пальцы ног повернуты внутрь, колени присогнуты настолько, насколько это возможно, я предлагаю ему выгнуть спину и упереть кулаки чуть ниже поясницы. (Рисунок 17)
Рисунок 17
Хорошо координированное и интегрированное тело легко может занять такую позицию; колени будут расслаблены, стопы будут плотно стоять на полу, линия тела от пяток до затылка будет представлять собой ровную арку, голова и туловище будут хорошо центрированы, дыхание будет брюшным и релаксированным, человек не будет чувствовать себя некомфортно.
При эмоциональных отклонениях проявляется ряд признаков, указывающих на природу и локализованность напряжения. Если тело человека очень ригидно, он не может прогнуться и полностью расслабить колени. Когда он пытается расслабить их, таз поворачивается назад, а верхняя часть тела наклоняется вперед. И напротив, если тонус тела недостаточен, арка оказывается чересчур выгнутой назад. В обоих случаях животное дыхание затруднено, и вдох недостаточен. У многих шизоидов напряженность тела в равной мере заметна с двух сторон, и терапевт может увидеть, что туловище наклонено в одну сторону, а голова — в другую. Люди с проблемами в нижней части спины могут жаловаться на боль в этой области. Пятки в этой позиции часто поворачиваются внутрь, потому что ягодичные мышцы, разворачивающие их в стороны, спастичны. Если ноги не полностью заземлены, человек теряет равновесие, а когда ножная мускулатура напряжена, ноги могут дрожать, иногда довольно сильно. Использование этой позы основано на том, что тело во многих случаях, действует подобно луку. Игрок, подающий мяч, дровосек, замахивающийся топором, ударяющий кулаком боксер и отбивающий мяч игрок в теннис демонстрируют, как тело выгибается назад, как натянутый лук перед тем как вылетит стрела. В сексуальном функционировании этот принцип приобретает наибольшую значимость. Сексуальные движения, как я уже говорил в книге «Любовь и оргазм», тоже основаны на этом принципе. Всякое отклонение, которое удерживает тело от движений в соответствии с этим принципом, будет снижать способность человека достичь полного оргастического удовлетворения. Поскольку многие агрессивные движения зависят от этого принципа, их сила, вследствие отклонения, снижает способность человека к агрессии.
Лук хорошо функционирует, только если у него крепкие концы. Соответствующие точки тела — ноги и голова. Когда тело действует как лук, его нижний конец через ноги «заякорен» на земле, а верхний стабилизируется мышцами тыльной стороны шеи, которые поддерживают голову. В результате, человек «пришвартован» к реальности на обоих концах тела — внизу через контакт с землей, а наверху — через эго. Шизоид ослаблен как в нижней, так и в верхней точке. Когда он лупит кулаками по кушетке, замахиваясь сверху вниз, его стопы часто отрываются от земли в момент удара. В процессе терапии необходимо помочь такому человеку обрести более прочный контакт с землей. Поза, показанная на рисунке 17, служит тому, чтобы чувствительность ног повысилась, и тому, чтобы человек мог ощутить их напряжения. В реверсированной позе, когда тело наклонено вперед, как на рисунке 18, пациент приходит в более тесный контакт с землей, одновременно повышая чувствительность ног.
На рисунке 18 пациентка наклонилась вперед. Весь ее вес приходится на стопы, которые расставлены на пятнадцать дюймов (около 30 см), пальцы ног повернуты внутрь. Пальцы рук касаются пола, обеспечивая равновесие. Колени обязательно расслаблены, хотя степень расслабленности может меняться в соответствии с силой стресса (здесь стресс — сотрясения, вибрации, подрагивания — перев.), который человек хочет направить в ноги. В этой позиции обычно высвобождается диафрагмальный блок и дыхание становится животным. Пациент чувствует ноги и стопы, они оживают, появляется возможность осознать напряженность икроножных мышц и сухожилий. Он ощущает качество контакта с землей. Он может отметить, к примеру, что не чувствует, чтобы пятки стояли на полу. Он может ощутить, что стопы недостаточно плотно прижаты к земле, потому что своды ног слишком выгнуты и напряжены. Надавливая телом вниз и растопыривая пальцы ног, можно достичь контакта с землей.
Рисунок 18
Все, кто встает в такую позицию, рано или поздно начинают чувствовать дрожь в ногах. Когда это происходит, ощущения резко возрастают. Тремор может быть приятным и очень сильным, он может охватывать только ноги или распространяться на тазовую область. Это всегда переживается с удовольствием, как признак жизни. Иногда вибрации сопровождаются пощипыванием или покалыванием ног и стоп. Когда впервые начинается тремор, пациент обязательно спрашивает: «Почему дрожат ноги?» Поскольку вибрация начинается у всех пациентов, у молодых — раньше, у более пожилых — позже; я объясняю, что это тело восстанавливает свою эластичность и что это нормальная реакция на стресс. Вибрацию тела можно сравнить с тем, что происходит с автомобилем, когда мы заводим мотор. Отсутствие вибрации указывает на то, что мотор мертв. Ровное сотрясение указывает на исправно действующую машину. Толчки или рывки сообщают нам о неполадках. То же самое можно сказать и о человеческом теле. Вибрация — признак здоровья. Мы используем термин «вибрирующая личность», чтобы выразить наше понимание этого взаимоотношения.
Необходимо отметить, что, когда чувствование ног и стоп возрастает, дыхание спонтанно углубляется. Дыхание — это агрессивное функционирование, которое у взрослого человека зависит от контакта с нижней половиной тела. Когда ноги обретают заряд и живость, шизоид переживает собственное тело по-другому. Он чувствует заземленность. Если прежде он передвигал собственные ноги, то теперь они перемещают его в пространстве. Вот как описал это различие один из пациентов:
«После сессии я чувствовал себя так хорошо! Я не боялся. Ноги были такими живыми. Самое главное, что голова не говорила ногам, что им надо делать. Я ощущал безопасность оттого, что мои ноги находятся подо мной и знают, что им надо делать. Но кроме этого, они чувствовали, что онемели после стольких лет бесчувствия. Я был убежден, что, когда я получу свои ноги назад, я смогу функционировать».