Масляные фильтры применяют в связи с тем, что в процессе работы дизелей находящиеся в их системах масло неизбежно загрязняется от попадания в него воды, топлива, кокса, нагара и других примесей. Для продления срока службы циркуляционное масло необходимо систематически очищать. В судовых условиях масло очищают фильтрацией и сепарацией. Фильтры грубой очистки выполняют сетчатыми, пластинчато- или ленточно-щелевыми. По устройству они аналогичны соответствующим топливным фильтрам. Фильтрующий элемент пластинчато-щелевого фильтра грубой очистки показана на рис.58.Данный элемент состоит из набора круглых стальных пластин 3, между которыми установлены промежуточные пластинки (звездочки) 1. Несколько сот пластин и звездочек собирают на валике 6. между пластинками образуются щели, величина которых равна толщине звездочки (0,15 мм).
Масло, поступающее под давлением из холодильника в нижнюю полость фильтра (под перегородкой 9), омывает снаружи фильтрующий элемент и проходит через щели между рабочими пластинками. При этом посторонние частицы, имеющие размеры больше этих щелей, остаются на поверхности. Очищенное масло по каналам А, образованным вырезами в пластинах и звездочках, поступает в корпус 8, оттуда через окна 7 – в верхнюю полость фильтра (над перегородкой 9) и далее в магистраль.
В щели между рабочими пластинами 3 входят концы треугольных пластин (щеток) 2 толщиной 0,1 мм, надетых на стержень 5 квадратного сечения, неподвижно закрепленный в корпусе 8 щетки образуют подобие гребенки. Валик 6 можно вращать вокруг оси рукояткой 4, выходящей наружу корпуса секции фильтра. Вместе с валиком поворачиваются рабочие пластины 3 и звездочки 1, в то время как щетки 2, оставаясь неподвижными, будут счищать грязь застрявшую на гранях между пластинами фильтра.
|
Рис.58. Пластинчато-щелевой масляный фильтр грубой очистки
Фильтры тонкой очистки масла выполняют емкостными, то есть такими, у которых вся масса фильтрующего материала используется для задержания посторонних примесей. В качестве фильтрующего материала применяют картон, бумагу, минеральную вату, хлопковые концы и пр.
Большое распространение получили картонные фильтры АСФО (рис.59, а), в которых масло фильтруется в щелях между картонными прокладками и в простой структуре картона. Фильтрующий пакет состоит из набора попеременно сложенных пластин 3 с вырезами (а) и прокладок 2 со спицами, в которых выштампованы радиальные канавки (б), начинающиеся от края внутреннего отверстия, но не доходящие до обода. Пакет собирается между двумя накладками 1 и 4, надевается на трубу 10 и сжимается пружиной 8. масло через отверстие 11 поступает в корпус фильтра, откуда через вырезы (а) в пластинах попадает в полости между спицами. Далее масло проходит через щели между пластинами и прокладками, фильтруется в них по радиальным канавкам (б) протекает в полость 7, окружающую центральную трубу. Через отверстия в трубе 5 очищенное масло попадает внутрь трубы и отводится из фильтра через канал 9.
Рис.59. Масляные фильтры тонкой очистки: а – картонный АСФО; б – реактивная масляная центрифуга
Дросселирующее отверстие необходимо для того, чтобы предотвратить увеличение потока масла через фильтр и прекращение смазки двигателя в случае прорыва картонных прокладок. Однако фильтры тонкой очистки не обеспечивают необходимого продления срока службы масла из-за некоторых недостатков (быстрая засоряемость, а, следовательно, и большая потребляемость в фильтрующих материалах, задержка фильтрами улучшающих присадок). Поэтому в настоящее время в системах смазки двигателей вместо фильтров тонкой очистки устанавливают реактивные масляные центрифуги. В центрифугах масло очищается также, как и в сепараторах.