Отличительной особенностью хозяйственного общества является ограниченная ответственность всех его участников (акционеров) по обязательствам общества.
Различают следующие виды хозяйственных обществ: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные.
Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд. Согласно ст.86 ГКРеспублики Беларусь обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечают по его обязательствам и отвечают за вред, причиненный деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Членами общества могут быть физические и юридические лица. Учредительными документами ООО является учредительный договор, подписанный его участниками (учредителями), и утвержденный ими устав.
Учредительные документы должны содержать условия о размере уставного капитала общества, размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов; об ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и др.
Общество с ограниченной ответственностью становится юридическим лицом с момента его регистрации. Оно вправе преобразовываться в акционерное общество или производственный кооператив.
Особенностью общества с дополнительной ответственностью (Ст.86 Гражданского кодекса Республики Беларусь) является то, что его участники дополнительно несут солидарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в установленных законодательством пределах, пропорционально их долям в уставном фонде общества. При экономической несостоятельности одного из участников его ответственность по обязательствам общества возлагается на другого участника. Общество с дополнительной ответственностью – это общество, которое может быть образовано двумя или более лицами и уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Но участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. Если один из участников оказался несостоятельным (банкротом), то его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества. При этом обществу с дополнительной ответственностью предоставлено право после уведомления кредиторов уменьшать или увеличивать размер дополнительной ответственности.
|
Вопросы образования и деятельности общества с дополнительной ответственностью регулируются ст.94, 95 ГК Республики Беларусь и действующим законодательством.
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА.
Акционерное общество – коммерческая организация, уставный фонд которого разделён на определённое число акций (Ст.96 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Акционерные общества относятся к хозяйственным обществам Акция – это ценная бумага, выпущенная акционерным обществом, удостоверяющая долю её владельца в уставном капитале предприятия и дающая право на получение дивидендов. Различают простые и привилегированные акции. Размер дивидендов по простым акциям зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Привилегированные предусматривают выплату дивидендов, размер которых устанавливается в процентах от номинальной стоимости акции. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
|
Акционерные общества бывают открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО).
Открытым является акционерное общество, акции которого распространяются путем открытой продажи или подписки. Оно признается открытым также потому, что его участники вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Закрытым признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц и не могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, т.е. среди неограниченного круга лиц.
Образование акционерного общества происходит путем заключения между его учредителями договора, в котором определяются порядок осуществления совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, выпуск акций и порядок их реализации и др.
Согласно п.6 ст.98 ГК Республики Беларусь акционерное общество не может быть создано одним лицом или состоять из одного лица. В случае приобретения одним акционером всех акций общества оно ликвидируется либо преобразуется в унитарное предприятие в соответствии с законодательством. Данные об этом должны содержаться в уставе общества и быть доведены до сведения акционеров путем опубликования.
|
Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Устав регламентирует условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом, порядке принятия решений и др.
Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенции учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
Реорганизация или ликвидация акционерного общество производится по решению общего собрания акционеров.
Правовое положение акционерного общества в целом, права и обязанности акционеров определяются ст.96–104 ГК Республики Беларусь, Законом об акционерных обществах и другими законами и нормативными актами.
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГ-ЦИИ.
Некоммерческие орг-ции не имеют своей целью извлечение прибыли и могут заниматься предпринимательством лишь для осуществления своих уставных целей (общественные, религиозные орг-ции, благотворительные и иные фонды).
Непосредственно юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации:
· коммерческие организации, профессионально осуществляют предпринимательскую деятельность;
· некоммерческие организации в предпринимательской деятельности эпизодически. Некоммерческие организации не имеют своей целью извлечение прибыли и могут заниматься предпринимательством лишь для осуществления своих уставных целей. Это общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды.
В соответствии с Гражданским кодексом в Республике Беларусь могут создаваться следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.
Потребительские кооперативы. Они создаются на основе добровольного членства граждан и юридических лиц с целью удовлетворения потребностей своих членов и других граждан в торговом, бытовом обслуживании, а также членов кооперативов в жилище, садовых участках, дачах и иных потребностей участников.
Потребительский кооператив должен иметь свое наименование, отражающее основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (например, рыболовецкий кооператив). В основе образованных союзов, обществ лежит добровольность объединения. Эти союзы (общества) образуют систему потребительской кооперации. Например, в качестве таких союзов выступают районные, областные системы потребительских кооперативов, вышестоящей организацией которых является Белкоопсоюз.
К числу потребительских относятся также жилищные, жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные кооперативы, садово-огороднические товарищества и т.д.
Трудовое участие граждан в потребительском обществе необязательно, но вносить вступительные и паевые взносы они обязаны.
Условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке их внесения, об ответственности челнов кооператива за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооперативом, о принятии ими решения и некоторые другие вопросы содержатся в уставе потребительского кооператива.
В соответствии с п.4 ст.116 ГК Республики Беларусь члены потребительских кооперативов обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Невыполнение данного требования может повлечь ликвидацию кооператива в судебном порядке по требованию кредиторов.
На членов потребительского хозяйства возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определены ст.116 ГК Республики Беларусь и регламентируются законами о потребительских кооперативах.
Общественные организации (объединения) образуются на основе общности интересов граждан для удовлетворения их духовных или иных нематериальных потребностей. Их создание направлено не на извлечение прибыли, а на развитие политической активности и самостоятельности граждан, защиту их политических, социально-экономических, личных прав и свобод, охрану здоровья населения, вовлечение в занятие массовым спортом и физической культурой, укрепление дружбы между народами, а также на осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством.
Общественные организации являются некоммерческими и заниматься предпринимательской деятельностью могут лишь для достижения целей, ради которых созданы.
Образование общественных объединений происходит по инициативе граждан, достигших совершеннолетнего возраста и на основе общности имущества граждан. При создании молодежных организаций допускается снижение возраста до 16 лет. Образованное общественное объединение должно быть зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Беларусь или в соответствующем исполнительном комитете местных Советов депутатов, на территории которого общественное объединение осуществляет свою деятельность.
Документом, регламентирующим деятельность общественного объединения, является его устав, который принимается на учредительном съезде (конференции) или на общем собрании.
Общественные объединения имеют право на добровольных началах образовывать союзы объединений. В качестве юридического лица общественное объединение признается с момента его регистрации.
К общественным объединениям с правами юридического лица относятся:
· политические партии, имеющие фиксированное членство и программные документы, а также массовые общественные движения, которые преследуют политические и иные цели и не имеют фиксированного членства;
· профессиональные союзы, объединяющие на добровольной основе граждан по роду их деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов. Это Федерация профсоюзов Беларуси и ее органы, областные объединения профсоюзов, профсоюзы предприятий;
· союзы лиц творческих профессий, основу которых составляют писатели, художники, архитекторы, композиторы, журналисты и др. Союзы могут создавать фонды, посредством которых удовлетворяют некоторые материальные потребности своих членов. Эти фонды также являются юридическими лицами;
· общества, объединяющие лиц, страдающих некоторыми физическими недостатками. Например, общество инвалидов, общество глухих и т.д. Они вправе создавать учебно-производственные предприятия, иметь базы снабжения, центры реабилитации и т.д.;
· иные добровольные общества и их союзы, которые объединяют граждан, проявляющих повышенный интерес к определенной сфере деятельности (научные и научно-технические общества, культурно-просветительные общества, спортивные и оборонные, общества социальной помощи и т.п.). Юридическим лицом является каждое из этих обществ.
Что касается религиозных организаций, то их основу составляют религиозные общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами. Порядок их образования и действия определяется уставом. Юридическими лицами они признаются с момента регистрации.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГ-ЦИИ.
Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Виртуальная организация –это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений в организации и в то же время использовать возникающие возможности.
В виртуальной организации понятие общей цели, основы любой организации, будет проявляться как пересечение целей, т.е. объединение людей, групп, организаций со схожими интересами для достижения каждым своей индивидуальной цели, поскольку компоненты виртуальной организации автономны и являются составляющими, но других организаций.
Новизна виртуальной организации проявляется на 4 уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.
Стратегический уровень – виртуальная организация более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла «нашел», «реализовал», «забыл». Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия е-бизнеса – это не решение проблем, что означало бы вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей и развитие сильных сторон.
Структурный уровень – связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта.
Организационный уровень – построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От ра6отника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.
Технологический уровень – бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта или услуги, будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени.
16. ОРГАНИЗАЦИЯ «ВНУТРЕННЕГО РЫНКА».
Внутренний рынок компании можно определить как систему поставок, осуществляемых отдельными филиалами и дочерними компаниями единой макроструктуры по специфическим трансфертным ценам. Он может сформироваться в любой макроструктуре, объединяющей множество филиалов и юридических лиц.
Концепция внутренних рынков компаний заключается в перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность компаний. Такие преобразования охватывают все подразделения - линейные, функциональные, маркетинговые и даже руководителей высшего звена. Эти подразделения становятся автономными звеньями, покупающими товары и услуги внутри фирмы и вовне; их объединяют единые информационные сети, финансовые системы и предпринимательская структура.
Целый ряд операций, формально являющихся рыночными (и осуществляемых в соответствии с договором купли-продажи, поставки и др.), на деле представляет собой перемещение благ и услуг в пределах единой макроструктуры.
В любой организации можно выделить две основные функции внутреннего рынка:
1) внутренний рынок способствует максимизации доходов организации и достижению большей эффективности ее функционирования, при этом особенно важной становится система трансфертных цен;
2) внутренний рынок представляет собой один из механизмов интеграции отдельных предприятий в рамках макроструктуры.
В рамках уже существующих компаний важнейшую роль играет контроль за распределением ресурсов, осуществляемый головной компанией объединения.
Специфической особенностью внутрифирменной торговли является использование так называемых трансфертных (условно-расчетных) цен. Последние отражают переход продукта в границах собственности одной организации (или объединения организаций), в значительной степени отличаются от мировых цен на данный вид продукции, поскольку устанавливаются в рамках единой ценовой политики, носящей, как правило, глобальный характер.