ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.
Организация как социально-экономическая система. Признаки орг-ции: наличие цели, иерархия
Современные орг-ции как социально-экономические системы представляют собой открытые системы, которые должны постоянно адаптироваться к окружающей среде в условиях максимальной неопределенности и нестабильности.
Социально-экономическая система - это любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора формы деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.
Социально-экономические системы относятся к классу искусственных, организационных систем, т.е. организаций, созданных и управляемых людьми, где люди составляют главный и определяющий компонент.
Все орг-ции (биологические, социальные, технические) построены на основе, во-первых, иерархического принципа, который означает централизацию, линейную подчиненность низших звеньев системы высшим, особую форму разделения труда - не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций. Второй отличительный признак орг-ции как социально-экономической системы - наличие общей цели, которую принимают все сотрудники орг-ции.
ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
Понятие внутренней и внешней среды
Внешняя среда орг-ции - множество объектов и процессов, находящихся и происходящих за пределами орг-ции. Эти объекты и процессы можно рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения содержания можно выделять внешнюю среду технологическую, экономическую, политическую, социальную, этическую и экологическую; с точки зрения влияния на деятельность орг-ции можно выделять среду прямого и косвенного воздействия.
|
Внутренняя среда орг-ции - это совокупность ситуационных факторов внутри орг-ции: цели, стр-ра, задачи, технология и люди.
Внутренние переменные орг-ции называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (люди) и технический компонент (другие переменные).
Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Стр-ра - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей орг-ции. Стр-раорг-ции всегда предполагает специализированное разделение труда.
Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи орг-ции традиционно делятся на три категории: работу с людьми, предметами, информацией. Содержание задач всегда связано с развитием специализации.
Технология - внутренняя переменная орг-ции, представляющая собой способ или процесс преобразования исходных материалов (сырья) в желаемый на выходе продукт. Задачи и технологии тесно связаны между собой, так как выполнение задачи включает использование конкретной технологии.
Люди. Организация есть не что иное, как люди. Руководство достигает целей орг-ции через других людей, которые явл-ся центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.
|
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Внешняя среда организации – множество объектов и процессов, находящихся и происходящих за пределами организации. Эти объекты и процессы можно рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения содержания можно выделять внешнюю среду технологическую, экономическую, политическую, социальную, этическую и экологическую; с точки зрения влияния на деятельность организации можно выделять среду прямого и косвенного воздействия.
Структуризация внешней среды:
- среда прямого воздействия: потребители, поставщики, профсоюзы, конкуренты, государственные органы, действующее законодательство;
- среда косвенного воздействия.
Экономическая внешняя среда включает в себя: наличие
потенциальных покупателей и их потребностей; сложившийся на рынке уровень цен на продукцию предприятия; возможность получения инвестиций; наличие рабочей силы требуемой квалификации и производительности в том регионе, где находится пред-ие;
государственная финансовая и налоговая политика; поведение поставщиков и конкурентов.
Политическая внешняя среда состоит из двух частей:
1. существующей внешней и внутриполитической ситуации в тех государствах, на территории которых находится организация и на территории которых она осуществляет свою деятельность;
2. существующего в этих странах законодательства, разрешающего или запрещающего определенные виды деятельности.
|
Технологическая внешняя среда представляет собой существующие в обществе знания в отношении изделий, их дизайна и технологии изготовления. При этом под изделиями понимаются не только материальные объекты, но еще информация и услуги.
Социальная внешняя среда включает: развитость социальной
инфраструктуры в названных регионах; господствующие там обычаи и верования; уровень образования и господствующая ментальность населения.
Этическая внешняя среда включает в себя нормы личностного и межличностного поведения людей.
Экологическая среда представляет собой естественную среду обитания человека. Влияние ее на деятельность орг-ции постоянно возрастает по нескольким причинам: она влияет на здоровье и, следовательно, на производительность сотрудников; сама организация, особенно если это промышленное пред-ие, должна тратить немалые средства на создание и эксплуатацию различных очистительных сооружений; экологические проблемы открывают новые возможности для бизнеса, ориентированного на их решение.
Анализ этих факторов позволяет выяснить как влияет внешняя среда на организацию, выявить возможности и риски (угрозы) для орг-ции.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГ-ЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
Внутренняя среда организации – это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.
Внутренняя среда орг-ции - это большое количество взаимосвязанных переменных.
Ресурсы и стр-ра управления орг-цией: размеры орг-ции; эффективные исследования и разработки; эффективные системы управленческой информации; уровень подготовки высшего руководства; система контроля и планирования.
Рынки и сбыт: усилия, прилагаемые для успешной продажи, послепродажное обслуживание; знание потребностей покупателя; качество и репутация продукции; качество обслуживания покупателей.
Финансирование: общий финансовый потенциал; объемы собственных средств.
Производство, операции и технические аспекты: наличие материалов и материальные затраты; затраты на производство и обработку; гибкость производственного процесса; переработка побочных продуктов и отходов; использование производственной интеграции.
Персонал: навыки и опыт руководителей; навыки и опыт рабочей силы; затраты на рабочую силу и их динамика; вид контракта со служащими; уровень овладения несколькими профессиями.
Перечисленные выше факторы представляют ключевые проблемы, которые нужно принимать во внимание при проведении внутреннего анализа.