Впервые сформулировать принципы управления попытался основатель школы научного менеджмента Ф.Тейлор. В своей книге «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) он перечислил четыре принципа управления трудом рабочих, правильное использование которых дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности:
· создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;
· сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;
· равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Принципы производительности Г.Эмерсона. Американский ученый Г.Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) сформулировал двенадцать принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда:
1. Отчетливо поставленные идеалы или цели. Назначение своей организации руководители должны доводить до каждого ее сотрудника, оно должно быть везде и у всех на виду.
2. Здравый смысл. Когда деловая организация не имеет ни идеалов, ни четкой структуры, то она не имеет шансов функционировать достаточно эффективно, что может найти свое выражение, например, в ее сверхкапитализации: приобретается и устанавливается ненужное оборудование, создаются избыточные мощности.
3. Компетентная консультация. По мере усложнения управленческой деятельности руководителю все чаще приходится обращаться за советом к экспертам, т. к. ни один руководитель не может стать специалистом сразу во всех областях, необходимых для успешного ведения дела.
|
4. Дисциплина. Работа ради достижения общих идеалов в дисциплинированной организации проявляется преимущественно в форме сотрудничества.
5. Справедливое отношение к персоналу. Руководитель должен иметь 3 важных человеческих качества: понимание общности интересов всех сотрудников организации, творческое воображение и чувство справедливости.
6. Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет. Учетные документы содержат для руководителей больше информации, чем можно получить путем непосредственного восприятия.
7. Диспетчиризация. Аспект планирования (календарное планирование времени и затрат по аналогии с графиком движения железнодорожных поездов).
8. Нормы и расписания. Заданный набор правил или предписаний, общепризнанных в определенной сфере деятельности. Эти стандарты и нормы могут быть представлены в виде строгих математических формул или в ином виде, если они не поддаются количественной оценке.
9. Нормализация условий. Часто возникает искушение перескочить через настоящее и начать детальное планирование будущего, опираясь на технические приемы и эмпирические правила, действовавшие в прошлом.
10. Нормализация операций. Обеспечивает вероятность получения высоких результатов, в этом случае для достижения высокой эффективности достаточно соответствующих умственных способностей, силы воли и организационных навыков, позволяющих сообразовывать свои действия со стандартными предписаниями.
|
11. Писаные стандартные инструкции. Постоянно действующие предписания и наставления к практическим действиям в организации, которые служат пособиями для обучения персонала и последовательного совершенствования выполнения заданий.
12. Вознаграждение за производительность. Это признание продуктивности на рабочем месте в пределах ответственности работника.
Принципы управления А.Файоля. А.Файоль сформулировал 14 управленческих принципов, которые широко использовались как руководство для современного руководителя («Общее и промышленное управление» (1916 г.)).
Принципы А.Файоля
1. Разделение труда. Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего).
2. Полномочия и ответственность. Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того чтобы нести ответственность за выполнение работы.
3. Дисциплина. Работники должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, руководители должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
4. Единоначалие. Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность личных интересов общими. Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.
7. Вознаграждение персонала. Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
|
8. Централизация. Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь. Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.
10. Порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость. Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала. Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единстве – сила»).
Позднее первые четыре принципа управления Файоля стали считать основными принципами менеджмента.