1. Прямой экономический расчет базируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства. Прямой экономический расчет явл-ся плановым и директивным (обязательным). Прямой экономический расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.
2. Хозяйственный расчет базируется на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.
Основные принципы экономических методов управления: 1)системность; 2)комплексность.
Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования: – прибыль; – финансы; – кредиты; – рентабельность; – фондоотдачу; – заработную плату и т. п. Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.
Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.
Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.
Специфические черты экономических методов: – управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными; – появл-ся возможность более эффективного контроля; – административный контроль становится не обязательным; – распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования. Примеры проявления экономических методов управления персоналом.
|
1. Субсидирование персонала. Многие орг-ции имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги орг-ции со скидкой.
3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.
4. Частное страхование здоровья. Некоторые орг-ции осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.
39. Понятие и содержание социально-психологических методов управления
Базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов явл-ся группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
40. Административные методы мотивации: сущность и содержание
Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной орг-ции, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:
|
- Орг-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), то есть правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения. При определении их состава и содержания используются научные подходы к менеджменту, правовые акты должны быть объединены в систему;
- Методы оргго воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри орг-ции. Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем орг-ции. Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства.
Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности). Под дисциплинарными методами можно понимать, в частности, применение негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафами). Но необходимо разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. В экономически развитых странах преобладает переход от негативных стимулов к позитивным. Это зависит от традиций, сложившихся в обществе и коллективе, взглядов, нравов, методов и стиля руководства орг-ции.
Административные методы мотивации труда, используются в тех организациях, где руководство определяется теорией «X» Д. МакГрегора, то есть это авторитарное руководство, считающее, что люди ленивы, не любят трудиться и по отношению к ним нужно применять политику «кнута и пряника», с другой стороны, такие методы, как орге воздействие, необходимы. Организационные схемы, нормирование труда и др. способствуют более четкой и эффективной орг-ции труда на любом предприятии, а нормирование труда позволяет разработать научно обоснованную систему оплаты труда и социальной защищенности работников.
|
Государственные законы, подзаконные акты и государственные стандарты явл-ся обязательными для выполнения и определяют принципы государственного влияния на рынке труда. На тех предприятиях, где нарушается Трудовой кодекс РФ и налоговое законодательство, мотивация труда снижается, как это было показано выше. Действительно, если по закону работник имеет право на оплачиваемый отпуск в 28 календарных дней, а в реальности руководство разрешает ему уйти только на две недели (14 календарных дней), то мотивация к труду у него будет снижаться, а между тем такое положение вещей существует в большинстве негосударственных предприятий.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫМОТИВАЦИИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.
Мотивация – это процесс стимулирования или побуждения кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Суть экономических методов управления состоит в воздействии на экономические интересы управляемого объекта.
Экономические методы – это способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. В основе этих методов находятся объективные экономические законы, специфические законы рыночной экономики, а также принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой фирме, предприятии.
Материальная мотивация (коллективная и индивидуальная) используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество.
Методы материальной мотивации включают методы, опирающиеся на экономические интересы коллектива в целом и каждого работника в отдельности.
Экономические методы опираются на объективно существующие экономические законы, а методы материальной мотивации могут и не опираться на экономические законы, но они обязательно воздействуют на материальный интерес коллектива или отдельного работника (например, так называемая 13-я зарплата).
Индивидуальная мотивация реализуется через систему материального стимулирования.
Экономическая мотивация персонала складывается из 4 основных составляющих:
1. прямое материальное вознаграждение, включающее зарплату, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;
2. дополнительные (или социальные) выплаты;
3. штрафы;
4. выплачиваемые налоги.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.
К методам социально-экономической мотивации персонала относятся:
1. возможность использовать оборудование предприятия в личных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.);
2. субсидии на питание
3. скидки при покупке товаров своего предприятия
4. помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей
5. предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия
6. возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.).
7. предоставление различных страховок
8. предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полностью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику)
9. пенсионное обеспечение.