Персонал как объект управления имеет собственные свойства (орг-структурные, психологические, типологические и т. д.), отличающие его от отдельного человека и требующие последовательно умелого учета в практической работе.
Персонал явл-ся важнейшим ресурсом, обеспечивающим реализацию стратегий орг-ции. При разработке стратегии наряду с финансовыми, производственными ресурсами орг-ции, а также факторами ее рыночного окружения, необходимо учитывать состояние и перспективы трудовых ресурсов. Персонал становится ключевым условием, фактором повышения качества и производительности труда. По результатам исследования Института орг-ции производства в Атланте (США), повышение качества продукции и производительности труда в экономике США в долгосрочной перспективе будет обусловлено в 46 % случаев вложениями в человеческий фактор, в 35 % - созданием различных интегральных производственных систем ив 19 % - использованием
передовых технологий.
Постоянные и часто глобальные изменения во внешней среде обязывают успешную организацию быть динамичной и изменяющейся. Успех же любых организационных инноваций определяется степенью заинтересованности персонала в осуществляемых реформах.
МОТИВЫПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ: ВИДЫИ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Мотивы трудовой деятельности - причины, определяющие поведение человека в процессе труда (содержание и характер труда, экономические и социальные стимулы труда, социальные отношения в коллективе и т. д.). Выделяют следующие функции мотивов:
- ориентирующая, нацеливает работника на определенный вариант поведения;
- смыслообразующая, отражает смысл и значимость поведения работника;
|
- опосредствующая, обусловленная результатом воздействия на поведение работника как внутренних, так и внешних побуждений, что отражается в мотиве;
-мобилизующая, состоит в том, что мотив заставляет работника собраться, сконцентрироваться для выполнения важных для него видов деятельности;
- оправдательная, отражает в мотиве поведения отношение работника к общепринятому и установленному образцу поведения, той или иной социальной норме.
Мотивы, в отличие от установок, которые могут быть неосознанными, есть осознанное субъективное отношение к своим поступкам, внутренняя реакция на трудовую ситуацию, сформировавшаяся на основе установок и ценностных ориентаций под влиянием внешних воздействий, стимулов. Мотивы предшествуют трудовому поступку, действию человека. Мотивом может выступать чувство долга, удовлетворение от хорошо выполненной работы, заработок, престиж, боязнь критики и наказания, продвижение по службе.
Сложившаяся устойчивая стр-ра мотивов образует мотивационное ядро. Мотивы условно разделяют на три вида:
материальные, когда человек выполняет работу, исходя из побуждений, не связанных ни с характером и содержанием труда, ни с социальной средой, потому что работа для него - простая экономическая необходимость, средство зарабатывать деньги и обеспечить самостоятельность существования;
духовные, когда человек выполняет свою работу потому, что ему нравится его профессия, содержание трудовой деятельности, ощущает радость творчества, эмоциональный подъем, испытывает эстетическое наслаждение самим процессом труда;
|
социальные, когда человек выполняет свою работу, руководствуясь не столько ее содержанием, сколько тем, что она обеспечивает ему определенное место в социальной структуре коллектива, в обществе.
Мотивация выступает также в качестве механизма, при помощи которого корректируются старые и формируются новые идеалы, нормы, ценностные ориентации. Это происходит в том случае, если старые ценности и нормы не могут обеспечить такое обоснование поведения, которое способствует реализации возникших потребностей.
ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА: СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ.
Маркетинг персонала (personal marketing) – вид управленческой деятельности, направленный на определение и удовлетворение потребности организации в персонале. Персонал образует стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач. Персонал становится особым ресурсом организации – носителем интеллектуального капитала.
Организация заинтересована в привлечении высококвалифицированного персонала. С этой целью наряду с функциями планирования потребности в кадрах, их обеспечения и использования осуществляется маркетинг персонала, являющийся условием роста кадрового потенциала за счет поиска и привлечения из внешних источников необходимой рабочей силы.
Цель маркетинга персонала – владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации.
Задачи маркетинга персонала:
1. исследование рынка труда для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала;
|
2. изучение развития производства для своевременной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам;
3. поиск и приобретение персонала, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией.
Маркетинг персонала организации предполагает определение потребности этой организации в персонале, как в количественном (количество штатных единиц той или иной должностной позиции), так и в качественном (образовательный и квалификационный уровень, компетенции, знания, умения и навыки сотрудников) аспектах. При этом обязательно проведение анализа внешних и внутренних факторов, без которого построение эффективной системы маркетинга персонала не возможно, а именно:
· внешние факторы, оказывающие влияние на маркетинг персонала: ситуация на рынке труда, развитие технологии, особенности социальных потребностей, развитие законодательства, кадровая политика организаций-конкурентов;
· внутренние факторы, воздействующие на стратегию маркетинга персонала: цели организации, ее финансовые ресурсы, кадровый потенциал, источники покрытия кадровой потребности.
В основе концепции маркетинга персонала лежат принципы ясности цели, решительности действий и терпимости к результату. Поиск необходимых работников осуществляется с помощью инструментов маркетинга персонала:
1. Объявления (прямые, косвенные или зашифрованные) в СМИ (пассивный способ).
2. Кадровые агентства (специалисты средней и высшей квалификации, среднего и высшего звена управления).
3. Неформальные коммуникации (непосредственное или через деловых партнеров и знакомых обращение к потенциальному кандидату на должность);
4. Вербовка персонала.
5. Договора о сотрудничестве с учебными заведениями.
6. Государственные службы занятости.
7. Я
рмарки вакансий.
8. Конкурсы на замещение вакансий.
9. Системы тестирований, собеседований, предварительных опросов.
Основными предпосылками маркетинга персонала следует считать организационную структуру управления, состояние кадрового потенциала организации, наличие вакансий в штатном расписании, фирменный стиль управления, требования к кандидатам на должности и характеристики рабочей силы на рынке труда.
Организация выступает в роли «охотника», который ищет не только клиентов для сбыта продукции, но и рабочую силу для ее производства и управления им.
В составе кадровой службы крупных организаций уместно подразделение маркетинга персонала: для кадрового маркетинга внутри организации; планирования деловой карьеры; регионального и отраслевого маркетинга рабочей силы; создания единой информационной сети кадрового менеджмента. Разнообразие задач МП порождает структуризацию функции маркетинга персонала на отдельные взаимосвязанные подфункции.
Потребность маркетинга в области управления персоналом чаще всего рассматривается в следующих кадровых процессах:
I.Подбор персонала в компанию: открытие вакансии; подбор персонала; оценочное собеседование; заключение трудового договора; прохождение испытательного срока.
II.Выбор системы мотивации (оплаты труда, компенсационного пакета) для персонала в компании: о птимизация системы оплаты труда; проведение аттестации; аттестационное собеседование; возможность изменения условий трудового договора.
Маркетинговую деятельность в области персонала можно рассматривать как последовательность взаимосвязанных этапов (см. рис.18.2.), основными из которых являются:
Реализация маркетинговых мероприятий |
Разработка маркетинговых мероприятий |
Анализ внешних и внутренних факторов |
Поиск и выбор источников информации |
Рис. 18.2. Процесс маркетинга персонала |
· поиск и выбор источников информации для маркетинговой деятельности;
· анализ внешних и внутренних (по отношению к предприятию) факторов, которые влияют на обеспеченность потребности в персонале и определяют направления маркетинговой деятельности;
· разработка маркетинговых мероприятий в области персонала (формулирование планов маркетинга персонала);
· реализация намеченных мероприятий.
Основными источниками информации для разработки маркетинговых мероприятий в области персонала являются:
· аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости;
· информационные сообщения центров занятости;
· специализированные издания, посвященные вопросам управления персоналом и занятости населения;
· рекламные материалы других предприятий и организаций, особенно организаций-конкурентов;
· проведение совместных мероприятий с учебными заведениями;
· учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях и различных центров обучения.
Результаты мониторинга рынка труда можно получить через:
а) обзор зарплат труда по специальностям, должностям, которые составляют и предоставляют консалтинговые компании;
б) данные Белстата (по запросу компании);
в) сбор данных по запросам через рекрутеров, соискателей (особенности мотивации);
г) периодические издания (газеты, профессиональные журналы).