Деловая карьера - поступательное продвижение работника в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.
Различают несколько видов карьеры. Внутриорганизационная карьера означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития в стенах одной организации. Эта карьера может специализированной и неспециализированной. Межорганизационная карьера означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.
Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Неспециализированная карьера основана на утверждении, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Карьера вертикальная – вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная – вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре. Также к горизонтальной карьере можно отнести расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Карьера ступенчатая − вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным. Карьера скрытая – вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации, однако уровень его оплаты существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
|
Выделяют ряд основных конфигураций служебной карьеры.
«Трамплин» - длительный подъем по служебной лестнице с постепенным ростом потенциала, знаний, опыта и квалификации работника. Затем «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.
«Лестница» - каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность. Верхняя ступенька достигается в период максимального потенциала, а потом начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях.
«Змея» предусматривает перемещение горизонтальное работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, т. е. ротация.
|
«Перепутье» предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫПО РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА
Развитие персонала - совокупность мероприятий органов управления и должностных лиц, направленных на достижение постоянных качественных изменений в трудовой деятельности и философии поведения персонала организации.
Основными задачами развития персонала являются следующие:
1. Повышение квалификации для улучшения качества работ при производстве новой продукции или услуг, подготовка и переподготовка
кадров в соответствии с новыми требованиями, обучение современным технологиям.
2. Выработка способностей к коммуникации, работе в группе.
3. Осознание работниками значения возрастающей роли трудовой, технологической, финансовой, производственной дисциплины, выработка творческого отношения к труду, стимулирование его участия в оптимизации процессов производства.
4. Формирование социальной ответственности как обязательного качества современного работника, включая и руководителей.
5. Стимулирование постоянного самостоятельного развития персоналом своих профессиональных навыков и знаний.
Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия и организационного развития обусловлено следующими тремя факторами.
|
· Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации.
· Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации.
· Без современного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным.
Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.
Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, специалистов, руководителей и т.п.