I. Самостоятельная работа по теме «Предложения осложнённой структуры»




Самостоятельная работа проводится по усмотрению учителя. Тексты самостоятельной работы в тестовой форме распечатываются в соответствии с количеством учеников.

Самостоятельная работа проводится на основе текста в упражнении 504 учебника.

 

Прочитайте текст.

 

(1)Произведения Фёдора Александровича Васильева, выдающегося русского пейзажиста, не перестают удивлять каждого, кто соприкасается с его творчеством. (2)Весёлый, остроумный, темпераментный юноша, он был болен неизлечимой в то время болезнью – чахоткой, поэтому прожил на свете всего двадцать три года.

(3)Живописец долгое время жил в Крыму и любовался буйной ярко­стью природы. (4)Цветущие деревья, окутанные розовой и сиреневой дымкой, дальние горы – вот предмет пристального внимания Василье­ва. (5)На берегу моря он часами изучал рисунок бесконечно бегущих одна за другой волн.

(6)Но душа его тянулась к родным местам: к перелескам, к широкой заснеженной равнине, к побуревшему от наступившей оттепели снегу, исчёрканному тёмными санными колеями, к старой заброшенной мельнице, спрятавшейся в тени вековых деревьев.

(7)Пейзажи Васильева похожи на лирические стихотворения. (8)Поэт в стихах рассказывает о собственных чувствах и переживаниях, и каждый не только понимает чувства и переживания поэта, но и разде­ляет их, отзывается на них сердцем. (9)Картины Фёдора Васильева тоже имеют свой голос, и мы слышим голос художника. (10)И каждому чудится, будто именно для него создавался этот пейзаж.

(11)В Крыму Ф. Васильевым была написана и картина «Мокрый луг», ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. (12)На ней нет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазур­ного моря. (13)Мы видим всего лишь омытый дождём мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

... (14)Уходит гроза, но небо ещё кипит и бурлит. (15)С грозной торопли­востью несутся и сталкиваются косматые тучи, ещё слышны раскаты грома. (16)Всё в картине полно движения, всё живёт и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подёрнутая рябью вода, и небо... (17)Именно небо! (18)Оно в полотнах Ф. Васильева всегда играет значитель­ную роль, а в «Мокром луге» небо является едва ли не главным сред­ством выражения поэтической мысли художника. (19)Оно живёт, дышит и меняется на глазах.

(20)Мокрая трава. (21)Мокрые деревья вдали. (22)Даже воздух мокрый, он ещё не напитался солнцем, только что проглянувшим из-за облаков. (23)Поблёскивает вода в огромной ­ дождевой луже. (24)Ветер, прогнавший тучу, проводит бороздки на гладком зеркале воды. (25)И лёгкая тень от тучи бежит вслед за нею вдаль по мокрой траве...

(По Н. Иониной)

Вариант I

 

Выполните задания 1 – 8. Правильный ответ записывайте цифрами или словами на отведённой строке.

 

 

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые разделяют однородные члены.

 

Поэт в стихах рассказывает о собственных чувствах и переживаниях,(1) и каждый не только понимает чувства и переживания поэта,(2) но и разде­ляет их,(3) отзывается на них сердцем. Картины Фёдора Васильева тоже имеют свой голос,(4) и мы слышим голос художника. И каждому чудится,(5) будто именно для него создавался этот пейзаж.

 

Ответ: _______________________________________________________

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

 

Но душа его тянулась к родным местам: к перелескам,(1) к широкой заснеженной равнине,(2) к побуревшему от наступившей оттепели снегу,(3) исчёрканному тёмными санными колеями,(4) к старой заброшенной мельнице,(5) спрятавшейся в тени вековых деревьев.

Ответ: _______________________________________________________

 

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.

 

Произведения Фёдора Александровича Васильева,(1) выдающегося русского пейзажиста,(2) не перестают удивлять каждого,(3) кто соприкасается с его творчеством. Весёлый,(4) остроумный,(5) темпераментный юноша,(6) он был болен неизлечимой в то время болезнью – чахоткой,(7) поэтому прожил на свете всего двадцать три года.

Ответ: _______________________________________________________

 

4. Среди предложений 17 – 25 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

5. Среди предложений 3 – 10 найдите предложение, в котором есть однородные члены с обобщающим словом при них. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

6. Среди предложений 14 – 25 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________________________________________

 

7. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________________

 

8. Замените предложение синонимичным предложением, осложнённым обособленными определениями, выраженными причастным оборотом. Напишите получившееся предложение.

 

(16)Всё в картине полно движения, всё живёт и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подёрнутая рябью вода, и небо...– ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вариант II

 

Выполните задания 1 – 8. Правильный ответ записывайте цифрами или словами на отведённой строке.

 

 

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые разделяют однородные члены.

 

Уходит гроза,(1) но небо ещё кипит и бурлит. С грозной торопли­востью несутся и сталкиваются косматые тучи,(2) ещё слышны раскаты грома. Всё в картине полно движения,(3) всё живёт и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья,(4) и подёрнутая рябью вода,(5) и небо...

Ответ: _______________________________________________________

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Именно небо! Оно в полотнах Ф. Васильева всегда играет значитель­ную роль,(1) а в «Мокром луге» небо является едва ли не главным сред­ством выражения поэтической мысли художника. Оно живёт,(2) дышит и меняется на глазах.

Мокрая трава. Мокрые деревья вдали. Даже воздух мокрый,(3) он ещё не напитался солнцем,(4) только что проглянувшим из-за облаков. Поблёскивает вода в огромной ­ дождевой луже. Ветер,(5) прогнавший тучу,(6) проводит бороздки на гладком зеркале воды.

Ответ: _______________________________________________________

 

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.

 

Произведения Фёдора Александровича Васильева,(1) выдающегося русского пейзажиста,(2) не перестают удивлять каждого,(3) кто соприкасается с его творчеством. Весёлый,(4) остроумный,(5) темпераментный юноша,(6) он был болен неизлечимой в то время болезнью – чахоткой,(7) поэтому прожил на свете всего двадцать три года.

Ответ: _______________________________________________________

 

4. Среди предложений 1 – 5 найдите все предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

5. Среди предложений 11 – 19 найдите предложение, в котором есть однородные члены с обобщающим словом при них. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

6. Среди предложений 3 – 10 найдите предложения с обособленным(-ыми) распространённым(-ыми) определением(-ями). Напишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________________________________________

 

7. Среди предложений 14 – 22 найдите предложение с двумя необособленными распространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________________

 

8. Замените предложение синонимичным предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите получившееся предложение.

 

(5)На берегу моря он часами изучал рисунок бесконечно бегущих одна за другой волн.– ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к самостоятельной работе по теме «Предложения осложнённой структуры»

№ вопроса Ответы
  I вариант II вариант
  2, 3 4, 5
  3, 4, 5 4, 5, 6
  1, 2, 6 1, 2, 6
    2, 3, 4
     
  22, 24 4, 6
     
  Всё в картине полно движения, всё живёт и дышит: и деревья, гнущиеся под порывами ветра, и вода, подёрнутая рябью, и небо... На берегу моря он часами изучал рисунок волн, бесконечно бегущих одна за другой.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: