– А дым от костра не поднимается вверх,(6) а на землю ложится.




Прочитайте текст.

 

(1)Антошка с мамой сидели на брёв­нышке у самого озера и смотрели на за­кат. (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

– (3)Интересно, какая завтра погода будет? – задумчиво спросила мама, любуясь закатом. (4)Не­ужели опять, как сегодня, целый день будет идти дождь?

– (5)Сейчас узнаем!

(6)Антошка, решив не откладывать это дело, слазил в палатку за справочником туриста и сно­ва расположился на бревне.

–(7) Так, почитаем, какие приметы обещают хорошую погоду и на что нужно обращать внимание... (8)«Вечером звонко и ча­сто поёт зяблик». (9) Что-то зяблика не слыхать...

–(10) А к плохой погоде что делает зяб­лик? – заглянула мама в справочник. – (11)Ага, «зяблики скрипят». (12)Стоп! (13)Кто-то скрипит! (14)Уж не зяблик ли?

– (15)Какой там зяблик? – раздался из кустов голос папы. –(16) Это я байдарку ремонти­рую!

–(17)Хорошо, папа, что это ты, а не зяб­лик! – обрадовался Антон. –(18)Смотрим следующую примету к хорошей погоде: «пауки плетут паутинку». (19)Ура! (20)Вон, смотрите: уйма паутинок, они повсюду!

–(21)Это, конечно, радует, – улыбнулась мама. – (22)Только вот смотри: рыбка вы­прыгнула из воды, схватила мошку. (23)А это, по сведениям из справочника, к плохой погоде.

–(24)Ну, подумаешь, одна какая-то не­нормальная рыбка выпрыгнула, но ос­тальные же не выпрыгивают! (25)Зато ту­ман, стелющийся по земле, к хорошей погоде!

–(26)А дым от костра не поднимается вверх, а на землю ложится. (27)К плохой!

–(28)Да, здесь явно не хватает живот­ных, – вздохнул Антон. – (29)Чтобы точно определять погоду, нужно было взять в поход кур, лошадей и других домашних животных, используемых, оказывается, вместо гидрометеоцентра. (30)Смотри: «к плохой погоде куры в пыли валяются, скот жадно ест траву, лошади фыркают и храпят». (31)А у нас только папа похрапывает, когда спит. (32)Причём похрапывает в лю­бую погоду. (33)Разве тут что-нибудь пой­мёшь?

(34)Антон было загрустил и, несильно размахиваясь, начал бро­сать камешки в воду.

– (35)Интересно, а если одна курица ва­ляется в пыли, а другая, не обращая на первую никакого внимания, ведёт себя при­лично? (36)Одна лошадь фыркает, а другая и в ус не дует? – спросила мама, тоже подбросив камешек. –(37) Как тогда определить погоду?

–(38) Или, к примеру, лягушки! – под­хватил Антон. – (39)Здесь написано, что к плохой погоде они, выбравшись из болота, хрипло квакают. (40)А если это делают не все, а только самые простуженные? (41)Ос­тальные же сидят себе в болоте и квака­ют звонко.

–(42) Да разве тут разберёшься, – подал голос папа. –(43) Голова кругом идёт. (44)Сам, пожалуй, заквакаешь.

–(45) И вообще, если сразу все приметы и к хорошей, и к плохой погоде, что тог­да произойдёт? – спросила мама.

–(46)Наверное, конец света, – сказал папа. (47)Он залез в палатку и быстренько захрапел, не до­жидаясь конца света.

(48)Мама с Антошкой тоже устроились в тёплых спальниках, и тут по брезенту забара­банил дождь.

–(49)Ничего, – успокоил Антон. – (50)За ночь весь выльется, и погода распогодит­ся!

–(51)Укладывайся, сынок, спать, – сказала мама. – (52) Под шум дождя лучше всего спится.

(53)Рано утром Антон проснулся. (54)На ули­це моросил дождь, по низкому небу спе­шили тучи, дул холодный ветер и мокла в кустах починенная папой байдарка.

(55)Но в палатке было тепло и уютно. (56)Мирно похрапывал, как всегда, папа, чему-то улыбалась во сне мама.

(57)И тогда Антон придумал новую, самую верную народную примету: «Если ря­дом папа с мамой, любая погода хоро­ша!»

494 слова. (По М. Дружининой)

 

Выполните задания 1 – 16. Правильный ответ отмечайте знаком ۷ в соответствующей клетке таблицы (1, или 2, или 3, или 4).

 

1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

 

1) В течение того дня, вечером которого Антон и его мама обсуждали приметы, была дождливая погода.

2) По сведениям из справочника туриста, поднимающийся дым костра предвещает хорошую погоду.

3) Ненастная погода обычно бывает вызвана влиянием циклона.

4) После того как Антон и его мама обсудили приметы, пошёл дождь.

 

Задание 1
       
       

 

 

2. На какой вопрос в тексте нет ответа?

 

1) На основании каких данных составляется прогноз погоды?

2) Как ведут себя перед ненастьем домашние животные?

3) Удалось ли папе Антона починить байдарку?

4) Почему Антон не расстроился, когда утром снова пошёл дождь?

 

 

Задание 2
       
       

 

 

3. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему Антон обрадовался, когда понял, что скрип издаёт его папа, ремонтирующий лодку, а не зяблик?»

 

1) (10)– А к плохой погоде что делает зяб­лик? – заглянула мама в справочник. – (11)Ага, «зяблики скрипят».

2) – (15)Какой там зяблик? – раздался из кустов голос папы. –(16) Это я байдарку ремонти­рую!

3) (3)– Интересно, какая завтра погода будет? – задумчиво спросила мама, любуясь закатом.

4) –(18)Смотрим следующую примету к хорошей погоде: «пауки плетут паутинку».

 

Задание 3
       
       

 

 

4. В каком значении используется в тексте слово «под­хватить» (предложение 38)?

 

1) перебить

2) поддержать

3) возразить

4) не сдержаться

 

Задание 4
       
       

 

 

5. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

 

1) –(18)Смотрим следующую примету к хорошей погоде: «пауки плетут паутинку».

2) (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

3) (36)Одна лошадь фыркает, а другая и в ус не дует? – спросила мама, тоже подбросив камешек.

4) (54)На ули­це моросил дождь, по низкому небу спе­шили тучи, дул холодный ветер и мокла в кустах починенная папой байдарка.

 

 

Задание 5
       
       

 

 

6. Какое сочетание слов из предложения 52 является словосочетанием?

1) лучше всего

2) под шум

3) всего спится

4) под шум дождя

 

Задание 6
       
       

 

 

7. В каком варианте ответа правильно выписаны все словосочетания из предложения 26?

1) дым от костра; не поднимается вверх; ложится на землю

2) дым не поднимается; не поднимается, а ложится; дым от костра

3) не поднимается вверх; не вверх, а на землю; не поднимается от костра

4) дым не поднимается, а ложится; не поднимается вверх; ложится на землю

 

Задание 7
       
       

 

 

8. Какое словосочетание из предложения 6 построено на основе согласования?

1) это дело

2) слазил в палатку

3) решив не откладывать

4) сно­ва расположился

Задание 8
       
       

 

 

9. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 6?

1) решив не откладывать

2) не откладывать дело

3) Антошка слазил

4) Антошка слазил и расположился

 

Задание 9
       
       

 

 

10. Сказуемое какого предложения является составным именным?

 

1) (1)Антошка с мамой сидели на брёв­нышке у самого озера и смотрели на за­кат.

2) (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

3) (55)Но в палатке было тепло и уютно.

4) (4)Не­ужели опять, как сегодня, целый день будет идти дождь?

 

Задание 10
       
       

 

 

11. В каком предложении есть прямое дополнение?

 

1) (1)Антошка с мамой сидели на брёв­нышке у самого озера и смотрели на за­кат.

2) (16) Это я байдарку ремонти­рую!

3) (32)Причём похрапывает в лю­бую погоду.

4) (41)Ос­тальные же сидят себе в болоте и квака­ют звонко.

 

Задание 11
       
       

 

 

12. В каком предложении есть несогласованное определение?

 

1) (6)Антошка, решив не откладывать это дело, слазил в палатку за справочником туриста и сно­ва расположился на бревне.

2) (2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес.

3) (8)«Вечером звонко и ча­сто поёт зяблик».

4) (53)Рано утром Антон проснулся.

Задание 12
       
       

 

 

13. Какое предложение является определённо-личным?

 

1) (5)– Сейчас узнаем!

2) (9)Да, что-то не слыхать...

3) (16) Это я байдарку ремонти­рую!

4) (44)Сам, пожалуй, заквакаешь.

 

Задание 13
       
       

 

 

14. Какое предложение является простым двусоставным неполным?

 

1) (13)Кто-то скрипит!

2) (32)Причём похрапывает в лю­бую погоду.

3) (33)Разве тут что-нибудь пой­мёшь?

4) (41)Ос­тальные же сидят себе в болоте и квака­ют звонко.

 

Задание 14
       
       

 

 

15. В каком предложении есть однородные сказуемые?

 

1) (29)Чтобы точно определять погоду, нужно было взять в поход кур, лошадей и других домашних животных.

2) (31)А у нас только папа похрапывает, когда спит.

3) (34)Антон было загрустил и, несильно размахиваясь, начал бро­сать камешки в воду.

4) (48)Мама с Антошкой тоже устроились в тёплых спальниках, и тут по брезенту забара­банил дождь.

 

Задание 15
       
       

 

 

 

16. В каком предложении есть однородные обстоятельства?

 

1) (8)«Вечером звонко и ча­сто поёт зяблик».

2) (41)Ос­тальные же сидят себе в болоте и квака­ют звонко.

3) (47)Он залез в палатку и быстренько захрапел, не до­жидаясь конца света.

4) (55)Но в палатке было тепло и уютно.

 

Задание 16
       
       

 

 

 

Выполните задания 17 – 32. Правильный ответ записывайте цифрами или словами на отведённой строке.

 

17. Из предложения 48 выпишите словосочетание со связью примыкание.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

18. Замените словосочетание «за справочником туриста» (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

19. Среди предложений 29 – 35 найдите простые предложения. Выпишите номера этих простых предложений.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

20. Среди предложений 1 – 9 найдите простые односоставные предложения. Выпишите номера этих предложений.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

21. Среди предложений 31 – 37 найдите простое односоставное безличное предложение. Выпишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

22. Выпишите грамматическую основу предложения 33.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), которая(-ые) разделяет(-ют) однородные члены.

 

– Ну,(1) подумаешь,(2) одна какая-то не­нормальная рыбка выпрыгнула,(3) но ос­тальные же не выпрыгивают! Зато ту­ман,(4) стелющийся по земле,(5) к хорошей погоде!

– А дым от костра не поднимается вверх,(6) а на землю ложится.

Ответ: __________________________________________________________

24. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при обособленном определении.

 

–Да,(1) здесь явно не хватает живот­ных,(2) – вздохнул Антон. –Чтобы точно определять погоду,(3) нужно было взять в поход кур,(4) лошадей и других домашних животных,(5) используемых,(6) оказывается,(7) вместо гидрометеоцентра.

Ответ: __________________________________________________________

 

25. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

– Интересно,(1) а если одна курица ва­ляется в пыли,(2) а другая,(3) не обращая на первую никакого внимания,(4) ведёт себя при­лично? Одна лошадь фыркает,(5) а другая и в ус не дует? – спросила мама,(6) тоже подбросив камешек.

 

Ответ: __________________________________________________________

26. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

 

– Это,(1) конечно,(2) радует,(3) – улыбнулась мама. – Только вот смотри: рыбка вы­прыгнула из воды,(4) схватила мошку. А это,(5) по сведениям из справочника,(6) к плохой погоде.

Ответ: __________________________________________________________

27. Среди предложений 1 – 7 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

28. Среди предложений 25 – 34 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

29. Среди предложений 21 – 29 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

Ответ: __________________________________________________________

 

30. Среди предложений 38 – 44 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

31. Среди предложений 11 – 20 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

32. Замените предложение синонимичным предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите получившееся предложение.

 

(2)Солнце медленно опускалось за виднеющийся на дальнем берегу кружевной лес. – _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант II

Прочитайте текст.

(1)Самая нужная в доме вещь – это, ко­нечно, магнит! (2)Чего только не сделаешьс помощью магнита, чего только не придумаешь! (3)Собрать иголки-булавки, рассыпанные по всему полу? (4)Пожалуйста! (5)Они так и подскакивают к магниту, словно всю жизнь о нём мечтали! (6)И миниатюрные машинки из моей коллекции тоже мчатся к магниту, как сумасшедшие! (7)Причём без всякой верёвочки!

(8)А здоровенный магнит-подкова, как у нас, – ещё и отличная ручка для пере­носки металлических предметов с места на место. (9)Попробуйте – не пожалеете!

(10)Вот такой магнитной переноской я и занимался, когда мама ушла в магазин. (11)И вдруг из ванной донёсся странный звук, что-то вроде короткого «му-му».

(12)«Неужели это опять Кирюшка?» — подумал я. (13)Есть у моего младшего брата одно, на его взгляд, интересное развлечение. (14)Залезет он в раковину, прикреплённую специально для него пониже, усядется по-турецки и, приложив ладошки ко рту, кри­чит: «Ку-ку!»

(15)Он вообще бойкий братик. (16)Может та­кое иногда натворить, что даже трудно себе представить! (17)То Кирюшка по пиани­но бегает, то он в шкафу прячется... (18)Час­тенько братик выводит всех нас из се­бя. (19)Но мама не даёт его в обиду, постоянно убеждая нас с папой, что нужно быть с Кирюшей, даже не на шутку расшалившимся, ласковыми, что нужно всё ему спокойно объяснять, и тогда он в конце концов перестанет делать то, что не надо. (20)А криком и шлепками, по мнению мамы, ничего не до­бьёшься.

(21)Итак, в ванной, в раковине, действи­тельно оказался Кирюша. (22)Но рот у него был чем-то набит, щёки раза в три тол­ще обычного, поэтому и получалось «му-му» вместо «ку-ку». (23)Я стащил братца с насиженного места и поинтересовался:

– (24)А что это у тебя во рту?

(25)Кирюша в ответ невразумительно промычал и показал пальцем на валяющуюся рядом жестя­ную банку. (26)Я похолодел. (27)Банка была пуста! (28)А ведь в ней лежали шарики от подшипника!

–(29)Кирюша, у тебя во рту шарики? – поинтересовался я как можно ласко­вей, помня мамины наставления.

(30)Кирюша радостно закивал. (31)Мне стало жарко.

– (32)Выплюни их, пожалуйста!

(33)Братец решительно замотал головой.

(34)Я ласково и даже нежно попросил ещё раз. (35)Никако­го впечатления! (36)Тогда я сказал очень-преочень ласково, но с намёком:

– (37)Если отдашь шарики, я тебе не вре­жу как следует! (38)Понял?

(39)Кирюша бодро закивал, но губы сжал крепче,а для верности закрыл рот ла­дошками.

(40)Я уже еле сдерживался. (41)«А врежу-ка я ему, действительно, как следует! (42)Хватит с ним цацкаться!»

(43)Но тут я сообразил, что он заревёт и нечаянно проглотит какой-нибудь шарик. (44)Доста­вай потом!

(45)Что делать?! (46)И ласково ничего не получа­ется, и неласково нельзя – наверняка проглотит!

(47)В сердцах я пнул ногой злополучную банку.

(48)Металлическая банка отлетела и – надо же – прицепи­лась к магниту! (49)И тут меня осенила бле­стящая идея. (50)Я схватил магнит.

–(51) Кирюшенька, – произнёс я ласково-преласково, – шарики за щёку запих­нуть – это любой дурак может! (52)А вот та­кая супержелезяка влезет в рот только настоящему супермену! (53)Я пробовал – всё без толку. (54)Может, у тебя получится? (55)Вон у тебя ротик какой огромненький! (56)А ну-ка... – (57)И я осторожно поднёс магнит к Кирюшкиному личику...

(58)Кирюша, конечно, нисколько не со­мневался, что он настоящий супермен, и решительно открыл рот. (59)И... р-раз! (60)Все шарики мгновенно вылетели и при­липли к магниту. (61)От изумления Кирю­ша разинул рот ещё шире, да так и ос­тался стоять.

(62)И тогда я, вытирая со лба проступившую за время «переговоров» с братом испарину, устало сказал ему уже без всякой там ласки: «Закрой рот, балда!»

(По М. Дружининой)

 

Выполните задания 1 – 16. Правильный ответ отмечайте знаком ۷ в соответствующей клетке таблицы (1, или 2, или 3, или 4).

 

 

1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

 

1) Рассказчик чувствует ответственность за младшего брата.

2) При определённых условиях магнит может утратить некоторые свои свойства.

3) Мама мальчиков никогда не наказывает младшего сына.

 

4) Старший брат старается пользоваться советами мамы по поводу отношения к младшему брату.

 

Задание 1
       
       

 

 

2. На какой вопрос в тексте нет ответа?

 

1) Как развлекались братья, пока их мама была в магазине?

2) Почему рассказчик старался ласково разговаривать с младшим братом?

3) Удалось ли рассказчику убедить брата выплюнуть шарики?

4) В каких единицах измеряется величина магнитного поля?

 

Задание 2
       
       

 

 

3. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему младший брат рассказчика всё-таки решил открыть рот, полный металлических шариков?»

 

1) (32)– Выплюни их, пожалуйста!

2) (34)Я ласково и даже нежно попросил ещё раз.

3) (37)– Если отдашь шарики, я тебе не вре­жу как следует! (38)Понял?

4) (52)А вот та­кая супержелезяка влезет в рот только настоящему супермену!

 

Задание 3
       
       

 

 

4. В каком значении используется в тексте слово «невразумительно» (предложение 25)?

 

1) неразумно

2) сердито

3) неохотно

4) непонятно

 

Задание 4
       
       

 

 

5. В каком предложении средством выразительности являются фразеологизмы?

 

1) (5)Они так и подскакивают к магниту, словно всю жизнь о нём мечтали! 2) (14)Залезет он в раковину, прикреплённую специально для него пониже, усядется по-турецки и, приложив ладошки ко рту, кри­чит: «Ку-ку!»

3) (19)Но мама не даёт его в обиду, постоянно убеждая нас с папой, что нужно быть с Кирюшей, даже не на шутку расшалившимся, ласковыми, что нужно всё ему спокойно объяснять, и тогда он в конце концов перестанет делать то, что не надо.

4) (62)И тогда я, вытирая со лба проступившую за время «переговоров» с братом испарину, устало сказал ему уже без всякой там ласки: «Закрой рот, балда!»

 

Задание 5
       
       

 

 

6. Какое сочетание слов из предложения 11 является словосочетанием?

 

1) вдруг из ванной

2) донёсся звук

3) вдруг донёсся

4) что-то вроде

 

Задание 6
       
       

 

 

7. В каком варианте ответа правильно выписаны все словосочетания из предложения 1?

1) самая нужная в доме; самая нужная вещь

2) самая нужная; нужная в доме; нужная вещь

3) самая нужная; нужная в доме; нужная вещь; это магнит

4) самая нужная в доме; самая нужная вещь; это магнит

 

Задание 7
       
       

 

 

8. Какое словосочетание из предложения 57 построено на основе согласования?

1) осторожно поднёс

2) поднёс магнит

3) поднёс к личику

4) к Кирюшкиному личику

 

Задание 8
       
       

 

 

9. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 31?

1) мне стало

2) мне стало жарко

3) стало

4) стало жарко

 

Задание 9
       
       

 

 

10. Сказуемое какого предложения является составным именным?

 

1) (1)Самая нужная в доме вещь – это, ко­нечно, магнит!

2) (13)Есть у моего младшего брата одно, на его взгляд, интересное развлечение.

3) (18)Час­тенько братик выводит всех нас из се­бя.

4) (40)Я уже еле сдерживался.

 

Задание 10
       
       

 

 

 

11. В каком предложении есть прямое дополнение?

 

1) (25)Кирюша в ответ невразумительно промычал и показал пальцем на жестя­ную банку, которая валялась рядом.

2) (33)Братец решительно замотал головой.

3) (57)И я осторожно поднёс магнит к Кирюшкиному личику...

4) (60)Все шарики мгновенно вылетели и при­липли к магниту.

 

Задание 11
       
       

 

 

12. В каком предложении есть обстоятельство причины?

 

1) (18)Час­тенько братик выводит всех нас из се­бя.

2) (39)Кирюша бодро закивал, но губы сжал крепче, да ещё и ла­дошками закрыл рот для верности.

3) (47)В сердцах я пнул ногой злополучную банку.

4) (58)Кирюша, конечно, нисколько не со­мневался, что он настоящий супермен, и решительно открыл рот.

 

Задание 12
       
       

 

 

13. Какое предложение является простым односоставным безличным?

 

1) (20)А криком и шлёпками, по мнению мамы, ничего не до­бьёшься.

2) (32)– Выплюни их, пожалуйста!

3) – (24)А что это у тебя во рту?

4) (54)Может, у тебя получится?

 

Задание 13
       
       

 

 

14. Какое предложение является простым двусоставным неполным?

 

1) (38)Понял?

2) (2)Чего только не сделаешьс помощью магнита, чего только не придумаешь!

3) (42)Хватит с ним цацкаться!

4) (44)Доста­вай потом!

 

Задание 14
       
       

 

 

15. В каком предложении есть однородные сказуемые?

 

1) (5)Они так и подскакивают к магниту, словно всю жизнь о нём мечтали! 2) (2)Чего только не сделаешьс помощью магнита, чего только не придумаешь!

3) (17)То Кирюшка по пиани­но бегает, то он в шкафу прячется...

4) (60)Все шарики мгновенно вылетели и при­липли к магниту.

 

Задание 15
       
       

 

 

16. В каком предложении есть однородные обстоятельства?

 

1) (8)А здоровенный магнит-подкова, как у нас, – ещё и отличная ручка для пере­носки металлических предметов с места на место.

2) (14)Залезет он в раковину, прикреплённую специально для него пониже, усядется по-турецки и, приложив ладошки ко рту, кри­чит: «Ку-ку!»

3) (34)Я ласково и даже нежно попросил ещё раз.

4) (43)Но тут я сообразил, что он заревёт и нечаянно проглотит какой-нибудь шарик.

Задание 16
       
       

 

 

 

Выполните задания 17 – 32. Правильный ответ записывайте цифрами или словами на отведённой строке.

 

 

17. Из предложения 43 выпишите словосочетание со связью управление.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

18. Замените словосочетание «металлическая банка» (предложение 48), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

19. Среди предложений 15 – 20 найдите простые предложения. Выпишите номера этих простых предложений.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

20. Среди предложений 12 – 20 найдите простое односоставное предложение. Выпишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

21. Среди предложений 31 – 42 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Выпишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

22. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

Ответ: __________________________________________________________

 

23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), которая(-ые) разделяет(-ют) однородные члены.

 

Тогда я сказал очень-преочень ласково,(1)но с намёком:

– Если отдашь шарики,(2)я тебе не вре­жу как следует! Понял?

Кирюша бодро закивал,(3)но губы сжал крепче,(4) а для верности закрыл рот ла­дошками.

Я уже еле сдерживался. «А врежу-ка я ему,(5) действительно,(6) как следует!

 

Ответ: __________________________________________________________

24. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при обособленном определении.

 

Но мама не даёт его в обиду,(1) постоянно убеждая нас с папой,(2) что нужно быть с Кирюшей,(3) даже не на шутку расшалившимся,(4) ласковыми,(5) что нужно всё ему спокойно объяснять,(6) и тогда он в конце концов перестанет делать то,(7) что не надо.

Ответ: __________________________________________________________

 

25. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Есть у моего младшего брата одно,(1) на его взгляд,(2) интересное развлечение. Залезет он в раковину,(3) прикреплённую специально для него пониже,(4) усядется по-турецки и,(5) приложив ладошки ко рту,(6) кри­чит: «Ку-ку!»

 

Ответ: __________________________________________________________

26. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

 

А криком и шлепками,(1) по мнению мамы,(2) ничего не до­бьёшься.

Итак,(3) в ванной,(4) в раковине,(5) действи­тельно оказался Кирюша. Но рот у него был чем-то набит,(6) щёки раза в три тол­ще обычного,(7) поэтому и получалось «му-му» вместо «ку-ку».

Ответ: __________________________________________________________

27. Среди предложений 12 – 20 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

28. Среди предложений 15 – 22 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

29. Среди предложений 1 – 10 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________________________

 

30. Среди предложений 13 – 20 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: ____________________________________________________________

 

31. Среди предложений 51 – 62 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________________________________

 

32. Замените предложение синонимичным предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите получившееся предложение.

 

(25)Кирюша в ответ невразумительно промычал и показал пальцем на валяющуюся рядом жестя­ную банку. – ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщённый план итоговой контрольной работы

№ задания Тип задания Проверяемые элементы содержания Проверяемые умения
1 – 3     С выбором ответа   Текст как продукт речевой деятельности. Адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения
  Лексическое значение слова. Уметь определять лексическое значение использованного в тексте слова.
  Выразительность русской речи. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Уметь опознавать основные выразительные средства языка, использованные в художественном тексте.
  Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Отличать словосочетания от сочетаний слов, словосочетаниями не являющихся: предложно-падежной формы, составной формы будущего времени глагола, грамматической основы предложения и др.
  Словосочетание и его основные признаки. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения.
  Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Определять вид подчинительной связи в словосочетании.
9, 10 Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Опознавать (находить) грамматическую основу простого предложения, Определять виды сказуемого и способы его выражения.
11, 12 Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Определение согласованное и несогласованное; дополнение прямое и косвенное; обстоятельство времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять второстепенные члены предложения и их виды.
  Односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности. Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные. Разграничивать двусоставные неполные и односоставные предложения. Опознавать односоставные предложения; определять их виды.  
  Предложения полные и неполные. Разграничивать предложения полные и неполные, двусоставные неполные и односоставные предложения.
15, 16 Предложения с однородными членами. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Опознавать предложения с разными типами сочетаний однородных членов.
17, 18   С кратким ответом Словосочетание и его основные признаки. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Распознавать (выделять) в составе предложения словосочетания с заданным видом связи. Моделировать синонимичные по значению словосочетания.  
  Предложения простые и сложные. Распознавать простые и сложные предложения.
20, 21 Односоставные предложения, их виды. Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные. Опознавать односоставные предложения; определять их виды. Распознавать в тексте простые односоставные предложения заданной группы.  
  Грамматическая основа предложения. Опознавать (находить) грамматическую основу простого предложения.
23, 27 Предложения с однородными членами. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Опознавать предложения с разными типами сочетаний однородных членов. Опознавать однородные члены и средства их связи.
24, 25, 28, 29, 32 Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Понимать сущность обособления, общие условия обо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: