Могут быть разные причины снижения групповой сплоченности, соответственно которым должны подбираться те или иные способы их устранения (табл. 11).
Таблица 11. Причины снижения и способы повышения сплоченности
Причины снижения сплоченности | Способы устранения причин снижения сплоченности |
выраженные противоречия между общегрупповыми и индивидуальными целями (ПДС и СПС) | вознаграждение не только по индивидуальным, но и групповым результатам деятельности |
приоритет индивидуальных производственных показателей над групповыми (ПДС) | постановка задач и создание уловий для усиления совместностных усилий в выполнении работы |
вознаграждение не только по индивидуальным, но и групповым результатам деятельности | |
выраженная конкуренция между подгруппами или индивидами по поводу деятельности (ПДС), материального вознаграждения, морального поощрения, карьерного продвижения и др. (СПС) | создание конкуренции/соревнования группы с другими группами (ПДС) |
пространственное и функциональное объединение представителей противоборствующих подгрупп (ПДС и СПС) | |
учет и баланс интересов большинства членов и подгрупп, сглаживание противоречий между подгруппами | |
вознаграждение не только по индивидуальным, но и групповым результатам деятельности | |
объективность и справедливость в поощрении и продвижении членов группы | |
низкая согласованность действий; отсутствие навыков конструктивного взаимодействия относительно способов решения задач (ПДС) | изменение состава и композиции группы |
тренинг командоформирования | |
неудовлетворенность членов группой (ПДС и СПС) | повышение статуса группы в организации |
создание для группы ситуаций успеха в совместной деятельности | |
неудовлетворенность группы/подгруппы результатами своей деятельности (ПДС и СПС) | создание ситуаций успеха в деятельности группы |
постановка более сложных или разнообразных задач | |
плохая организация деятельности группы (ПДС) | изменение стиля руководства |
смена руководителя | |
многочисленный состав группы (ПДС и СПС) | уменьшение численности группы посредством ее разделения на две подгруппы (например, на два звена в бригаде) или две формальные группы |
неоптимальная коммуникативная сеть (ПДС) | создание оптимальной сети коммуникации с учетом задач и содержания деятельности |
пространственно-временная обособленность членов группы (ПДС и СПС) | объединение членов группы в пространстве и времени |
наличие доминирующей подгруппы, подавляющей остальную часть группы (СПС) | деструктурирование и разрушение подгруппы |
негативный стиль межличностных отношений (нетерпимость, несдержанность, зависть и др.) (СПС) | тренинг |
устранение из группы работников, навязывающих всем членам группы такой стиль отношений | |
расформирование группы и перераспределение ее членов по другим группам | |
поддержка, продвижение руководителем одних членов и подгрупп и игнорирование, притеснение других (СПС) | учет и баланс интересов большинства членов и подгрупп |
соблюдение объективности и справедливости в поощрении и наказании подчиненных | |
разнородность группы (по интересам, социальным установкам и др.) (СПС) | тренинг |
изменение состава и композиции группы посредством ее перформирования | |
низкая групповая идентичность (ПДС и СПС) | демонстрация позитивных отличий группы |
рекламирование успехов группы | |
организация межгрупповой конкуренции/ соревнования |
|
|
Поясним суть некоторых способов устранения той или иной причины снижения сплоченности. Так, межгрупповая конкуренция приводит, как правило, к усилению групповой сплоченности, но при условии, что группа будет более или менее успешна в продолжительной конкуренции. В противном случае усилится дезинтеграция в самой группе и ее результативность резко снизится. Если группа регулярно проигрывает в конкуренции, то это может быть следствием либо низкой ее включенности в соперничество, либо недостаточного опыта совместной деятельности и низкой согласованности действий, либо не высокой профессиональной квалификации членов группы. Поэтому надо мотивировать членов группы активно участвовать в конкуренции (соревновании), при необходимости содействовать развитию группы и ее членов, создавать для нее ситуции успеха. Ситуации успеха в деятельности группы целесообразно создавать тогда, когда группа демонстрирует невысокую результативность, но старается хорошо работать и быть успешной. Пространственно-функциональное объединение представителей разных подгрупп предполагает их территориальную близость в рабочем пространстве и/или совмещение их функций и коммуникации в процессе совместной деятельности.
Сглаживание актуальных и ярко выраженных противоречий между подгруппами осуществляется посредством полного или частичного устранения их источников (оснований).
|
Изменение состава и композиции группы предполагает перераспределения членов нескольких групп таким образом, чтобы в каждой группе были люди, обладающие характеристиками, необходимыми для образования психологического единства и согласованности действий. Это рекомендуется делать, прежде всего, в случае совместно-взаимодействующей формы организации деятельности группы.
Повышение статуса группы может быть достигнуто посредством создания более благоприятных условий работы и ситуаций успеха, регулярного информирования руководства об ее успехах (существенных и незначительных), более частых, но достаточно обоснованных поощрений группы по сравнению с другими группами и т.д.
Если группы демонстрирует неплохие результаты деятельности, но не удовлетворена ими, то постановка перед ней более сложных или разнообразных задач повысит интерес к выполняемой работе и удовлетворенность её процессом и результатами.
Создание оптимальной сети коммуникации предполагает приведение коммуникативной сети в соответствие цели, задачам и особенностям совместной деятельности группы; четкое распределение функций между членами группы; отсутствие лишних звеньев и каналов, дублирующих функций. Это имеет первостепенное значение в случае совместно-взаимодействующей формы организации групповой деятельности.
Изменение статусно-ролевой композиции предполагает оптимальное с точки зрения результативности распределение ролей, например, организационно-деятельностных, особенно при совместно-взаимодействующей форме деятельности группы.
Деструктурирование и разрушение подгруппы может осуществляться посредством исключения её лидера из группы, разведения членов подгруппы в пространстве и времени, создания противоречий внутри подгруппы.
Демонстрация позитивных отличий группы осуществляется на основе выделения новых критериев сравнения ингруппы с аутгруппами и выбора новых групп для сравнения.