Образование групповых норм и ценностей




Формирование групповых норм является сложным процессом. Условно можно выделить несколько этапов формирования норм с момента создания проивзодственной группы:

1. Члены группы предварительно усваивают организационные нормы и традиции, высказывают свои суждения по какому-либо событию, факту, определенным образом ведут себя. Это создает ориентировочную основу для формирования внутригрупповых ценностей и правил поведения.

2. Практически одновременно с предыдущим этапом происходит образование социально-психологической структуры (неформальных подгрупп и не включенных в них членов, отношений между ними) и появления неформального лидерства. Внутри неформальных подгрупп усиливаются единообразные мнения и позиции по поводу важных аспектов жизни группы и организации в целом, представления относительно способов поведения в тех или иных ситуациях. В разных подгруппах они могут иметь общие и отличительные особенности. Неформальные подгруппы также могут отличаться по позиционированию себя в группе, в том числе с точки зрения активности и влияния на нее.

3. Дальнейшее формирование ценностей и норм может происходить по нескольким направлениям: а) если в группе возникнет одна активная и доминирующая подгруппа, то ее нормы и ценности будут навязываться всем членам группы и постепенно становится общими для всей группы; б) если в группе несколько влиятельных подгрупп, то в ней будут устанавливаться нормы, являющиеся общими для этих подгрупп, а также нормы, регламентирующие отношения между ними; в) если в группе нет влиятельных и активных подгрупп, то ценности и нормы группы, скорее, будут создаваться под влиянием ценностей и представлений неформального лидера или нескольких лидеров.

4. Происходит усиление однозначности в оценке событий, фактов и поведения, так что нормы и ценности приобретают относительно устойчивый характер и разделяются всеми или большинством членов группы.

Таким образом, групповые нормы представляют результат синтеза внешних (организационных) и внутренних (обусловленных групповыми процессами) норм и ценностей.

Как правило, общую канву поведения людей в производственной группе составляют формальные и неформальные нормы организации, в которую она включена. Однако эти нормы не абсолютны с точки зрения постоянства своего действия, а актуализируются в тех случаях, когда активность членов непосредственно соотносится с целевой функцией группы.

Поведение индивида часто определяется нормами и ценностями не столько группы, сколько подгруппы, к которой он принадлежит или которая является для него референтной. Наиболее отчетливо это проявляется в процессе взаимодействия между подгруппами, особенно в ситуациях конкуренции и конфликта.

Влияние общегрупповых норм на индивида возрастает тогда, когда имеет место дезинтеграция группы с внешней средой, например, межгрупповая конкуренция или межгрупповой конфликт. В частности, актуализируется норма объединения общих усилий для получения позитивного исхода взаимодействия.

Типология норм

Групповые нормы могут быть очень разнообразны, а потому их надо как-то классифицировать. Во-первых, институциональных нормы можно разделить на четыре типа: правила границы, правила аггрегации, правила позиции и правила информирования. Правила границы определяют членство в группе, проницаемость групповых границ (в какой мере индивиды могут «входить» в группу или «выходить» из нее) и особенности внешнего взаимодействия группы (кто с кем может работать или взаимодействовать, и каким образом). Например, если любой человек может присоединяться к группе в любое время, то групповое членство является постоянно изменяющимся, а групповая идентичность будет слабо выражена.

Правила аггрегации определяют процедуру или процесс, посредством которого группа принимает коллективное решение. Может быть несколько правил (схем) группового решения. Правило «побеждает большинство» утверждает, что во многих случаях группа выберет ту позицию, которая первоначально была поддержана большинством ее членов. Обсуждение в группе служит в основном для того, чтобы подтвердить или укрепить наиболее популярную точку зрения. Правило «побеждает истина» предполагает, что правильное или окончательное решение появляется тогда, когда его правильность признается большинством членов. Правило «двух трети» гласит, что решение принимается как коллективное в том случае, если две трети состава группы склоняются к нему. Правило «первого смещения» выражается в том, что группа принимает решение, которое согласуется с первым высказанным мнением кого-то из членов группы. Разные правила в разных условиях и применительно к разным задачам работают более или менее успешно. Например, правило «побеждает истина» относится прежде всего к группам, которые занимаются решением трудных когнитивных задач и продвижением сложных проектов. Правило «побеждает большинство» лучше всего предсказывает групповой процесс относительно задач по вынесению приговора присяжными или оценочных, поведенческих, эстетических суждений, для которых не существует однозначно правильного решения.

Правила позиции определяют, кто имеет власть или преимущества позиций, кто может действовать авторитарно, в любом месте и в любое время. Например, во многих производственных группах допускается авторитарность одних по отношению к другим, что обуславливает статусную иерархию в группе. Различные права, привилегии и ответственности характеризуют позиции лидерства и организационную структуру.

Правила информирования определяют, какая информация и кому является доступной. Информационные потоки могут варьироваться от полного до одностороннего информирования и, даже, полного отсутствия. В последних случаях, речь идет об асимметричной информации, которая является одним из важных способов получения и усиления власти некоторыми индивидуальными и коллективными субъектами. Сокрытие информации является механизмом контроля других и самозащиты.

Во-вторых, нормы могут быть ситуативными (распространяться на ситуацию в целом) и ролевыми (регламентировать поведение в рамках той или иной существующей в группе роли), могут признаваться большинством или незначительной частью группы, могут различаться по степени и широте допускаемой ими девиантности и соответствующему ей диапазону применяемых санкций за несоблюдение норм. Кроме того, одни нормы распространяются прежде всего на сферу основной совместной деятельности группы, а другие – на сферу общения.

В-третьих, нормы могут распространяться на сферу производственной деятельности (определяют то, как и сколько работать, к каким результатам стремиться), распределения ресурсов (как и кому, в каком объеме распределять ресурсы, например, денежное вознаграждение), общения членов группы (как общаться друг с другом в процессе работы, как вести себя в нерабочих ситуациях), внешнего вида работников(как выглядеть и одеваться).

Нормы деятельности

Эти нормы регламентируют производительность работы группы и отдельных ее членов, а также отношение работников к средствам производства. На производственно-экономическую эффективность группы конкретно оказывают действие неформальная норма продуктивности, нормы, связанные с соревнованием, объединением усилий и нацеленностью на общий результат и др.

Так, на роль норм в деятельности группы, в том числе в производительности работы в свое время обратил внимание Э. Мэйо (Mayo, 1949). В ходе экспериментов он установил, что в группах формируется своя особая «мораль». Например, группы сами определяли для себя норму выработки и регламентировали её соблюдение, используя при этом различные способы взаимодействия и воздействия на своих членов. Такая норма часто была ниже той, которую устанавливало руководство предприятия. Эти факты показали, что производительность труда каждого работника зависит не только от его профессиональных навыков, оплаты и условий труда, но и от системы групповых ценностей и норм, особенностей неформальных отношений в группе.

Со временем был выделен конструкт «норма продуктивности» (НП), который в общих чертах представляет собой принятый в группе и разделяемый большинством ее членов некий неформальный стандарт, негласная «планка» выполнения индивидуальной и совместной деятельности. Эта норма не зафиксирована в каких-то нормативных документах. Она может отличаться от нормативов, которые руководство задает группе относительно объема, качества, темпа или других показателей выполнения работы. Если принятая в группе НП ниже официально установленных нормативов, то группа будет показывать не высокую производственно-экономическую эффективность. Кроме того, НП формируется не только в группе, но и в каждой существующей в ней неформальной подгруппе. Причем эта норма в подгруппах в среднем выше, чем в группе в целом.

Достаточно определенно можно сказать следующее. Во-первых, НП сильнее связана с объективными, чем субъективнми показателями производственно-экономической эффективности группы. Во-вторых, действие этой нормы на соответствующую эффективность сильнее в условиях совместно-взаимодействующей и совместно-последовательной, чем совместно-индивидуальной формы организации деятельности группы. В-третьих, НП действует на воспринимаемую членами производственно-экономическую эффективность в сочетании с некоторыми другими характеристиками группы, прежде всего, сплоченностью. В-четвертых, НП также оказывает влияние на социально-психологическую эффективность (удовлетворенность членов группой и результатами ее деятельности, психологический комфорт членов в группе и содействие группы развитию своих членов). Более того, она делает вклад в этот вид эффективности не только сама по себе, но и во взаимодействии со сплоченностью.

Позитивное действие некоторых групповых норм на те или иные показатели эффективности группы возможно тогда, когда эти нормы принимаются и признаются важными всеми сотрудниками и соответствуют реальной ситуации жизнедеятельности группы.

Ценности и нормы общения

Они регламентируют отношения между индивидами внутри неформальных подгрупп и в группе в целом, между подгруппами в группе, отношения членов группы со своим руководством, а также с другими группами. К групповым ценностям общения относятся: корректность или наглость в общении, сочувствие или безразличие к другим, приоритет собственных интересов или интересов группы, готовность прощать или наказывать других за их ошибки, открытость или подозрительность и т.д.

Групповые нормы общения могут выражаться в таких постулатах, как «один за всех и все за одного» или «каждый сам за себя», «будь как все» или «прояви себя», «не доноси на товарищей» или «стучи, когда это выгодно», «не причиняй вреда никому без дела» или «эксплуатируй слабых», «не перекладывай своей вины на другого» или «найди козла отпущения», «иди на компромисс» или «действуй в собственных интересах», «уважай силу» или «чти порядочность» и т.д. В качестве групповых норм общения принимаются только те модели поведения, которые обеспечивают более успешное выживание группы, повышают предсказуемость поведения членов, помогают избежать неловких ситуаций в межличностном общении или выражают важнейшие идеи группы.

В разных группах ценности и нормы общения могут сильно отличаться по составу и социальной направленности. Кроме того, в неформальных подгруппах, по сравнению с группой в целом, чаще преобладают просоциальные ценности и нормы общения.

Отдельные нормы общения оказывают действие на совместную деятельность группы и ее эффективность. Например, развитая норма взаимопомощи позитивно влияет на функциональные связи между работниками, увеличивает взаимозависимость и кооперацию членов бригад, а следовательно, действует на процесс и результата совместной деятельности рабочих. Одной из основных норм внешнего общения группы/подгруппы является норма открытости (НО). Эта норма отображает меру и содержание готовности группы/подгруппы взаимодействовать с другими группами и руководством организации. От нее зависит успешность процесса адаптации потенциального новичка в группе/подгруппе. Относительно высокий уровень открытости группы способствует более конструктивному ее взаимодействию с руководством и другими группами, обеспечивает более успешную адаптацию в ней новичков. Разные группы могут существенно отличаться по степени открытости. Кроме того, в большинстве групп неформальные подгруппы сильно различаются между собой по уровню открытости.

Несмотря на то, что НО прежде всего связана с отношением группы/подгруппы к внешнему социальному контексту и отдельным его представителям, она может непосредственно или опосредованно действовать на эффективность данных совокупных субъектов. А именно: эта норма прямым образом влияет на социально-психологическую эффективность группы и неформальной погруппы. Причем на уровне подгруппы НО связана с численным составом подгруппы, оказывая совместно с этой количественной характеристикой вклад в такой параметр социально-психологической эффективности как психологический комфорт членов в подгруппе. НО также действует на воспринимаемую членами производственно-экономическую эффективность, но только во взаимодействии с предметно-деятельностной сплоченностью и нормой продуктивности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: