Глава 5. СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУПП




 

Цели и задачи

Цель – субъектная характеристика группы и одновременно призна­к ее совместной деятельности. Групповые цели имеют несколько важных характеристик. Во-первых, разные группы выполняют определенные целевые функции, которые задаются организацией вместе с созданием самой группы.

Во-вторых, цель и содержание совместной деятельности является одним из системообразующих и интегрирующих оснований группы. То есть, в процессе воспроизводства совместной деятельности, направленной на определенную цель, происходит формирование группы как психологической общности.

В-третьих, групповые цели отражают социальную направленность группы как коллективного субъекта: просоциальную, асоциальную/антисоциальную или индифферентную. Просоциальная направленность предполагает соответствие целей группы общепринятым (декларируемым) в организации и обществе моральным и правовым нормам, а также использование социально допустимых средств для достижения этих целей. Кроме того, результаты деятельности группы по достижению ее цели делают вклад в функционирование и развитие организации. Асоциальная направленность означает несоответствие целей и деятельности группы общепринятым производственным и моральным нормам, их игнорирование, а также использование группой социально недопустимых способов достижения своих целей. Антисоциальная направленность предполагает противоположность целей группы правовым нормам общества. Индифферентная направленность выражается в том, что цели группы не противоречат принятым нормам, но не направлены на какой-то значимый для организации результат. Содержание социальной направленности можно рассматривать в качестве одного из критериев уровня развития группы.

Основная цель определяет задачи группы. В своей повседневной жизнедеятельности группы выполняют разные задачи, которые являются важными параметрами для анализа групповой активности. Есть несколько классификаций задач: а) инструментальные и социальные; б) максимальные и оптимальные; в) делимые и цельные, аддитивные, конъюнктивные, дизъюнктивные и компенсаторные; г) кратковременные и долговременные, в том числе в сочетании с длительностью существования группы – краткосрочное и долгосрочное; д) когнитивные, исполнительные и производительные; е) сложные и простые; ж) внутренние и внешние и др.

Инструментальные (деловые) задачи представлены в профессионально-трудовой сфере групповой активности и связаны с осуществлением целевой функции группы в организации. Эти задачи направлены на результативность совместной деятельности и являются одним из факторов, опосредующих влияние воспринимаемой членами эффективности группы на ее реальную успешность. Социальные (психологические) задачи представлены в сфере межличностных отношений и направлены на поддержание психологической целостности и стабильности группы. Решение социальных задач зависит от ряда факторов, например, кооперации членов группы, внутригрупповой коммуникации. Степень и оперативность решения таких задач влияет на субъективные показатели эффективности группы, главным образом, связанные с удовлетворенностью сотрудников и их восприятием групповой успешности. Кроме того, навыки успешного решения коммуникативных задач часто детерминируют объективные показателями продуктивности группы. Инструментальные и социальные задачи являются наиболее общими по отношению к другим видам задач.

Максимальные задачи подразумевают, в каком объеме и в какой срок что-либо должно быть сделано; например, производство рабочей бригадой требуемого количества продукции за неделю, месяц или квартал. Оптимальные задачи предполагают выработку группой правильного или оптимального решения; например, решение командой проблем повышения качества выпускаемой продукции, производительности труда и улучшения рабочей среды.

Делимые задачи можно разделить на части и распределить их между членами группы, а цельные задачи нельзя разделить. В свою очередь, цельные задачи подразделяются на четыре типа (аддиктивные, конъюктивные, дизъюнктивные и компенсаторные), в зависимости от того, как требования задачи связывают между собой индивидуальные ресурсы и потенциальную производительность группы. Аддитивная (соединительная) задача предполагает, что общий итог группы будет равняться сумме «вкладов» каждого ее члена (например, бригада грузчиков, которые совместными усилиями переносят тяжелый груз). Конъюнктивная (связующая) задача означает, что уровень производительности группы обязательно будет равняться уровню производительности самого некомпетентного ее члена, т.е. группа не может работать быстрее, чем самый медлительный ее участник (самоуправляемые рабочие группы и бригады на конвейере). Дизъюнктивная (разделительная) задача заключается в том, что группа должна выбрать лучшее решение или воспользоваться мнением наиболее опытного, компетентного члена группы (группа предложений и кружок качества). Компенсаторная задача предполагает свободу действий: члены группы сами решают, какой вклад вносит каждый из них (отдел кадоров и планово-финансовое управление).

Некоторые задачи, которые выполняют те или иные группы, оказываются комплексными и могут не вписываться в указанную выше классификацию. Так, во многих организациях создаются проектные команды, в которые включаются работники разных специальностей и из разных отделов, чтобы решать новую комплексную организационную проблему. Поскольку от этих команд ожидаются инновационные идеи и решения, качество работы приобретает особое значение. Стоящие задачи предполагают не столько правильные, сколько улучшающие тот или иной аспект деятельности решения. Причем их качество измеряется по целому ряду критериев, которые будут иметь разный вес относительно разных членов команды. Принимаемое командой решение может представлять собой сумму относительно автономных решений, предложенных всеми или большинством членов группы, или наилучшее решение, предложенное каким-то одним членом группы. При этом проблема содержит и аддитивные элементы, если речь идет об информационном поиске, и компенсаторные, когда предполагается оценка будущих процессов, и дизъюнктивные, если необходимо открытие новых альтернатив, и конъюнктивные, связанные с интеграцией различного знания в конкретной предметной области. Другой пример – самоуправляемые рабочие группы. Специфика их деятельности выражается в выполнении конъюнктивных заданий. Однако работа, связанная с планированием, контролем и принятием решения, делающая группу относительно автономной, также предполагает неэвристический дизъюнктивный и, иногда, компенсаторный элементы.

Кратковременные задачи предполагаютограниченное время взаимодействия членов группы по их выполнению, которое измеряется в минутах или часах, а долговременные – достаточнопродолжительное взаимодействие. В краткосрочных группах с кратковременными задачами люди больше фокусируются на завершении задачи и мало тратят времени на формирование и поддержание групповых норм. Способность индивидов решать конкретные задачи оказывает большее влияние на эффективность, чем их компетентность в межличностном взаимодействии. В то же время, высокие способности членов группы к решению задач в сочетании с развитыми навыками командной работы существенно повышают групповую производительность. В краткосрочных группах с долговременными задачами более важным предиктором групповой производительности и удовлетворенности оказываются навыки командной работы членов группы и определенность ролевой структуры в группе в сочетании с положительными взаимоотношениями сотрудников. Важность взаимопонимания возрастает в проектных командах, продолжительность существования которых составляет четыре месяца и более. В долгосрочных группах с долговременными задачами происходит развитие групповых норм, формирование четкой ролевой структуры группы и улучшение способностей к решению межличностных конфликтов. Это положительно влияет на групповую эффективность, мотивацию и взаимовлияние членов группы, а также на удовлетворенность сотрудников работой и собственным профессиональным развитием. Навыки командной работы оказывают большее влияние на производительность групп, чем умение членов группы использовать определенные алгоритмы решения задач. В долгосрочных группах с кратковременными задачами работники, как правило, обладают лучшими навыками по решению внутригрупповых конфликтов. Основными факторами групповой производительности и удовлетворенности сотрудников являются: решение внутригрупповых проблем, доверие и групповая поддержка, информирование и обучение в организации. Однако эти показатели чаще не влияют на оценку эффективности группы со стороны клиентов.

Когнитивные задачи связаны с решением сложных проблем и творческих задач на перцептивном уровне, исполнительные – с руководством, выполнением требований и оказанием услуг, а производительные – с созданием какого-то продукта. В свою очередь эти три типа задач могут быть дифференцированы на более частные задачи: интеллектуальные задачи, задачи планирования, психомоторные задачи, задачи соревнования, мотивационные задачи, задачи по решению когнитивных конфликтов и задачи оценивания. Такие задачи требуют различных способов координации индивидуальных усилий и работы группы в целом. Успешность их решения может зависить от ряда факторов, например, установки работников на решение задачи (на скорость, качество, наименьшее количество операций и др.), индивидуального стиля психомоторных или интеллектуальных действий.

Разновидностями когнитивных задач в условиях групповой деятельности операторов АСУ являются логико-детерминистские и интуитивно-вероятностные задачи. Логико-детерминистские задачи определяются жесткой логической последовательностью операций, однозначным выбором из имеющихся альтернатив. Они возникают в ситуациях, в которых управление осуществляется по жестким логически обусловленным алгоритмам, предусмотренным проектировщиком. Вероятностные задачи носят интуитивный характер, описываются вероятностными схемами случайного выбора в заданном диапазоне условий. Такие задачи актуализируются в ситуациях, в которых операторы действуют не предусмотренными при проектировании способами. Групповые решения логико-детерминистских задач по скорости и точности превосходят индивидуальные. Это наблюдается только при изначально равноправных отношениях в группе, когда стратегия решения каждого участника строится с учетом стратегий других партнеров по взаимодействию. Общее решение будет тем эффективнее, чем сильнее в структуре группового решения проявляются отношения, отражающие логику операционного состава деятельности. Эти когнитивно-информационные отношения служат основой формирования в группе механизма рефлексивного управления процессом принятия решения. При жесткой структуре «лидер – ведомый» и личной зависимости гибкость отношений нарушается, исчезают преимущества отдельных средств отображения информации. Таким образом, доминирующим при решении логико-детерминистских задач становится когнитивно-информационное общение, выполняющее информационно-коммуникативную функцию. Вместе с тем, группа хуже решает интуитивно-вероятностные задачи, чем совокупность индивидов, решающих их по отдельности. При решении таких задач доминирует общение, основанное на личных отношениях, что приводит к снижению качества групповых решений.

Задачи также различаются по степени их сложности в зависимости от уровня определенности и изменчивости ситуации, процессуальных требований и способов решения. Простые задачи хорошо определены, требуют небольшой интеграции данных и достаточно простых реакций и исполнительских действий. Сложные задачи содержат мало необходимой информации, требуют серьезной аналитической работы и сложных ответных реакций. Сложность задачи обуславлиает ресурсы, которыми группа должна обладать для успешного ее выполнения. Связь между степенью сложности задачи и эффективностью ее выполнения группой может быть опосредована рядом факторов, например, уровнем развития группы, мотивацией и установками членов группы. Так, было показано, что при решении простых задач производительного типа (испытуемые должны были собрать фигуры из фрагментов) уровень социально-психологического развития группы не имел существенного значения для успешности работы. При решении производительных задач средней трудности более развитые группы работали лучше, обнаруживая количественные преимущества перед слаборазвитыми группами. При особо трудных задачах, предполагающих длительную мобилизацию совместных усилий участников, высокоразвитые группы имели явное качественное превосходство перед слаборазвитыми группами.

С точки зрения разделения групповой активности на две сферы – внутреннюю и внешнюю – могут быть две категории задач. Внутенние задачи касаются различных внутригрупповых процессов, таких как формирование групповых норм, коммуникация членов группы, использование внутренних ресурсов, принятие группой решения и др. Внешние задачи ориентированы на внешнюю среду и связаны с взаимодействием группы с другими группами той же организации, группами других организаций и т.д. На первый взгляд может показаться, что внутренняя и внешняя активность совершенно отличаются друг от друга. В действительности, граница между ними часто размыта, так что они тесно переплетены друг с другом в повседневной жизни многих групп. Это связано с тем, что группа представляет собой относительно открытую систему и находится во взаимозависимости с внешней средой.

Помимо всех перечисленных типов групповых задач надо принимать во внимание их ключевые характеристики:

1) Определенность. Ставящиеся перед группой задачи должны быть понятны, а сложные задачи следует детализировать с точки зрения их составных частей и способов исполнения. Кроме того, надо четко указывать сроки и результаты выполнения заданий.

2) Приоритетность. Если задач несколько, то должна быть установлена их субординанция по важности, последовательности и долгосрочности исполнения.

3) Значимость. Члены группы должны быть уверены в том, что выполняемы ими задачи и их работа в целом важны для организации. Высокая организационная значимость и содержательность задач выполняемой деятельности часто определяет их личностную значимость, повышает индивидуальную и групповую мотивацию (при некоторых прочих позитивных условиях) и, посредством этого, оказывает позитивное действие на эффективность деятельности.

4) Умеренная сложность. Общая цель и конкретные задачи группы должны быть достаточно сложны и амбициозны, что нередко улучшает результативность групп, работающих по совместно-взаимодействующей форме организации деятельности. Наблюдения и исследования показали, что более высокие результаты демонстрируют группы, которым поставлены трудные задачи, чем группы, выполняющие заданные руководителем легкие задачи. Однако чрезмерная сложность цели и задач, требования которых значительно превыщают возможности группы и отдельных ее членов, наоборот, создает отрицательный эффект в производительности труда.

5) Взаимозависимость или относительная автономность. Цели и задачи могут предполагать как возможность членов группы обращаться, в случае необходимости, за помощью к своим коллегам, так и вынужденное самостоятельное их выполнение без возможности получить поддержку от других членов группы. Эта характеристика влияет на результативность индивидуальной и групповой деятельности и удовлетворенность работников этой деятельностью.

6) Вариативность. Члены группы должны иметь возможность выбирать разные типы задач и виды деятельности, которые они будут выполнять. Повышение вариативности задач: а) содержательно обогощает деятельность и, посредством этого, повышает трудовую мотивацию; б) создает предпосылку для профессионального развитие (формирования знаний, навыков умений), так как предполагает освоение новых видов работ, действий, операций; в) позволяет работникам подменять друг друга или действенно оказывать помощь в сложных ситуациях; г) дает возможность избегать эффекта «приедания» выполняемых операций в монотонных видах деятельности, а значит, уменьшать количество ошибок.

7) Целостность. Желательно, что бы цели и задачи характеризовались полной или относительной завершенностью по циклу ее выполнения группой. Целостность вместе с определенностью и значимостью целей и задач способствуют более глубокому их принятию и усвоению членами группы, что, в свою очередь, способствует более высокому вкладу в работу.

Таким образом, обеспечение руководителем этих характеристик целей и задач будет способствовать эффективности групп и команд. Помимо продуманного создания целей и задач, грамотной их постановки перед работниками руководителю необходимо обеспечить соответствующий контроль выполнения этих задач. Кроме того, ему надо четко идентифицировать индивидуальные вклады людей в совместную работу и оценивать их по операционализируемым, организационно значимым и понятным для работников показателям. Такая оценка должна сопровождаться последующим стимулированием. Все это вместе будет снижать мотивационные потери и способствовать большей отдачи от каждого члена группы.

Мотивация

Помимо общей цели и задач, члены группы должны иметь побуждение быть и осуществлять жизнедеятельность вместе,т. е. иметь общую мотива­цию. Групповая мотивация выражается в совместно разделяемом и единообразном отношении членов группы к единой цели и общим (цельным, неделимым, взаимосвязанным) инструментальным или социальным задачам. Мотивированность представляет собой активное, заинтересованное и действенное отношение к совместной деятельности. Она выражается в эмоциональном переживании потребности действовать вместе, а также в осознании необходимости совместной деятельности и увлеченном отношении к ней. Основным критерием мотивированности коллективного субъекта является уровень включенности его членов в совместную работу и иные аспекты жизни группы, удовлетворенность совместной деятельностью и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: