Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в философии США начала XX в. и в последующие годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова, означающего дело, действие.
Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г.
Сторонники этой философии нашлись и за пределами США. Прагматизм — это философия, сочетающая в себе идеи «второго позитивизма», «философия жизни» и имеющая в своем содержании и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Специфика прагматизма обнаруживается в понимании понятия научного языка. Так, для махистов как представителей «второго позитивизма» теоретические понятия представлялись лишь знаками, иероглифами для экономного описания и систематизирования фактов опыта, сводимых к ощущениям и комплексам ощущений. Ницше рассматривал в понятиях и законах средства для достижения целей познания. Бергсон полагал, что понятия, как и продуцирующий их интеллект, применимы к фиксации мира «твердых тел» и не пригодны для постижения движения и жизни. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия.
|
Разработчики философии прагматизма полагали, что их теория значения поможет выяснить подлинный смысл интересующих их проблем. Это позволит произвести реорганизацию, по мысли Джеймса, всей философии, или, по Дьюи, должна состоять в том, чтобы философия перестала исследовать проблемы, интересующие только философов, а обратилась к «человеческим проблемам». Для этого ей необходимо не просто созерцать и копировать реальность, а стать средством, помогающим людям в решении их жизненных проблем.
Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения. Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.
Американский прагматизм сыграл важную роль в становлении практической философии в США, реализация которой дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны.
Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.
|
Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).
Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.
Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).
Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:
· познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
· вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;
· следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.
Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:
|
· В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.
· Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.
· Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.
· Для позитивизма характерна вера в прогресс.
Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).
Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).
По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.
Согласно Конту, на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с ее бесконечной свободой сознания.
Идеи О. Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии и социологии.
Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».
Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел прожил долгую жизнь и написал много работ. В соавторстве с А. Уайтхедом он издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Позже он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.
Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.
Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа. В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.
Постпозитивизм: Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род. в 1922),
Абсолютизируя фактор относительной истинности знания, Поппер выдвигает положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное свойство научного знания.
Утверждая, что любая научная теория заинтересована в том, чтобы быть опровергнутой, Поппер абсолютизировал действительно присущую процессу развития науки характеристику. Он представляет собой не простое количественное накопление фактов в рамках одной-единственной теории, объясняющей законы мироздания или прибавление новых теорий к старым, а последовательный процесс смены теоретических конструкций, существенно отличающихся друг от друга, часто принципиально отвергающих предшествующие научные объяснения.
Основные понятия онтологии: бытие, субстанция, материя. Эволюция понятия материи. Современные представления о материи, ее строении и свойствах
Древнегреческий философ Парменид ввел в философию категорию «бытие». Он считал, что бытие вечно, не имеет ни конца, ни начала. Бытие, таким образом, обладает следующими свойствами: целостностью; неделимостью; статичностью; абсолютной устойчивостью и завершенностью.
Бытие, в понимании Парменида, совершенно неподвижно, не подвержено никаким изменениям, так как последние подразумевают движение, которое несет в себе начало и конец. Парменид предлагал образное сравнение сути бытия с шаром, сферой исходя из принципа их абсолютной замкнутости, завершенности.
Ряд других древнегреческих ученых, в том числе и Гераклит, делали попытки совместить понятия бытия и субстанции как основы мироздания. Однако отождествление данных понятий не представляется возможным, иначе бытие теряет свои основные характеристики статичности и завершенности. Категория бытия позволяет осмыслить вечность мироздания и конечность человеческого существования. В философии Платона бытие представляет собой существование идей. Они являются идеальными сущностями, формируют реальный мир и стимулируют к его познанию человеческий разум.
Для средневековой философии характерно тождественное восприятие категорий бытия и субстанции. Они соединялись в образе Бога, творца всего сущего.
Но в человеческом мире эти категории остаются разделенными и имеют свое содержание.
В Новое время происходит окончательное разделение понимания категорий субстанции и бытия. Первая отражает познавательную потребность человеческого разума.
В философии Гегеля понятие бытия остается неопределенным и слабо разработанным. Он развивал принцип тождественности бытия и мышления. В его философской системе особое внимание уделено учению о первоначале мира и его разнообразии.
Философия XX в. коренным образом изменила взгляд на проблему бытия. Особый вклад в развитие данной проблемы внесли немецкие философы Артур Шопенгауэр и Мартин Хайдеггер. Развивая идеи Ф. Ницше, Хайдеггер писал о том, что традиционная онтология утеряла свою суть. Вопрос о бытии должен быть пересмотрен. От абстрактных и умозрительных изысканий необходимо перейти к изучению конкретного бытия человека. Его мысли в дальнейшем развили экзистенциалисты. Они утверждали, что основными проблемами философии должны стать вопросы, касающиеся конкретного человеческого бытия, например, стоит ли человеческая жизнь того, чтобы быть прожитой.
КАТЕГОРИЯ «МАТЕРИЯ» В ФИЛОСОФИИ: Разработанное понятие материи характерно не для всех философских систем.
В античной философии изучение данного понятия вела натурфилософская школа. Ее основная черта — отсутствие разницы между философским и собственно научным подходами к исследованию.
Данная особенность была связана с тем, что научная система еще не сформировалась. Разрабатывая проблему субстанции, натурфилософская школа пользовалась методами научного мышления. Понятия материи и вещества были близки. В дальнейшем категории материи и субстанции в значительной степени изменились.
Платон понимал материю как абстрактный материал, потенциальную возможность без конкретных проявлений.
Аристотель считал материю пассивным началом, которое, сливаясь с формой (активное начало), формирует отдельные вещи.
Философия Нового времени воспринимает материю не как какой-то вид вещества, но как свойства вещей, такие как непроницаемость, протяженность, вес и т.д. Подобное понимание материи сохранялось долгое время.
Под материей философы этого периода понимали неизменные свойства вещества в его разнообразных проявлениях.
Такое восприятие материи характеризует ее как нечто пассивное и абстрактное. Свойства материи существуют объективно, и имеется возможность для их познания. Это привело к гносеологизации понятия субстанции. Хотя в материалистической философии XVII—XVIII вв. прочно утвердилась мысль о первичности материи, сама особенность возникновения сознания не разрабатывалась. Человек рассматривался как часть природы, а его сознание — как нечто выходящее за ее пределы.
Представление о материи как о неизменной первооснове мироздания подверглось критике на рубеже XIX— XX вв. Развитие науки свело на нет претензии философии на роль универсального познания. Наряду с понятием материи был поставлен под сомнение и философский субстанциализм.
Категория материи уходит из поля зрения философии в XX в. Значительное развитие она имела лишь в советской философии, став основной категорией марксизма.
В марксизме понятие материи имеет несколько значений: марксизм полностью очищает содержание понятия материи от малейшего оттенка натурфилософских притязаний; основное и единственное свойство материи — «быть объективной реальностью», существующей вне человеческого сознания; возможность материи быть познанной предполагает детерминацию сознания материей; атрибуты материи опосредствуют ее связь с вещами. Только раскрыв материю в ее атрибутах, можно понять, почему она познаваема.