Развитие материалистической философии в России и СССР




Развитие материалистической философии в России и СССР проходило в несколько этапов:

1 этап: с середины XIX века – философские взгляды революционных демократов и народников: Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Бакунин. Они были последователями материализма Фейербаха.

2 этап: возникновение русского марксизма в конце XVIII – 1917 г. Плеханов, Ленин. Русские марксисты были сторонниками социалистической пролетарской революции в России. Основное разногласие между Плехановым и Лениным: О революции.

Ленин сформулировал новое определение: Материя – это не только вещество. Материя – это объективная реальность, которая отражается органами чувств человека. Ленин разрабатывал проблему истины. Основные свойства истины – объективность, конкретность, абсолютность, относительность.

Концепции истины:

1. Корреспондентская (теория соответствия)

2. Прагматическая (субъективная)

3. Когерентный подход (непротиворечивость и последовательность информации)

3 этап: эпоха сталинизма

4 этап: возрождение философских дискуссий в 60-80 гг XX в.

ПРЕДМЕТ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ: О предмете материалистической философии в учебниках по философской науке периода СССР повторяется определение Ф. Энгельса: «наука о наиболее общих законах движения, развития природы, общества и мышления»!

Это определение предмета материалистической философии несовершенно! Во-первых, движения чего? Движения вне форм материи не бывает! Во-вторых, развитие является способом движения, поэтому можно было сказать, «движения природы, общества и мышления». Правда, есть еще способ движения форм материи, и есть естественные пути, по которым происходит это движение. Но все эти способы движения не могут существовать без форм материи. В-третьих, что представляет собой природа и что представляет собой общество? Это пока недоступно россиянам и трактуется ими как высшая материя, которую невозможно понять вообще! Невозможно понять, потому что все относится к непонятной философии, которая недоступна уму россиян. Слово «мышление» в приведенной фразе понятно.

Материалистическая философия – наука о наиболее общих законах организации форм материи, о связях между формами материи и движении форм материи в пространстве и времени!

Это определение предмета материалистической философии является совершенным.

Наиболее видными представителями материализма и диалектики XIX в. были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Их объединяли не только общие философские принципы, но и ненависть к любым формам угнетения человека, революционный демократизм; не только теоретическое, но и практическое отстаивание своих идей, интенсивность общественной деятельности.

Александр Иванович Герцен (1812–1870) – философ, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России.

Философские взгляды Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможностью ее практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал как «алгебру революции». Одним из первых Герцен провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и естествознания подробно рассмотрен в «Письмах об изучении природы». Он считал, что философия может сыграть роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. Отвергая агностицизм, Герцен считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, – это единство опыта и умозрения. Герцен постоянно говорит, что познание – не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в «человеческом деянии» и должен действовать в своем месте, в своем времени.

В философии истории Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.

Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в 1850—60-е гг. развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Он утверждал, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Для этого необходимо просвещение народа и его приобщение к идеям социализма. Представления Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России.

 

Западная философия XIX века. Позитивизм О.Конта и Г.Спенсера. Иррационалистическое направление в западной философии XIX в. Философские взгляды Ф.Ницше и З.Фрейда

Постклассическая философия XIX в. — этап развития философской мысли, непосредственно предшествую­щий современной философии. Одним из философских течений этого периода является иррационализм.

Иррационализм — философское направление, приписы­вающее главенствующую роль в познании, поведении лю­дей, мировоззрении и истории не разуму, не рациональному началу, а иррациональному (бессознательному).

Ведущее внимание уделяется таким аспектам духовной жизни, как воля, чувство, интуиция, бессознательное, вооб­ражение, инстинкт и т.п. Представители иррационализма — Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше и др.

Другое философское направление данного перио­да — позитивизм.

Позитивизм базируется на утверждении, что источником подлинного (положительного), «позитивного» знания слу­жат конкретные (эмпирические) науки.

Основателем позитивизма является Огюст Конт. Это на­правление возникло в противовес гегелевскому идеализму. По­зитивисты считали, что философия не может самостоятельно исследовать реальность. Они стремились усилить эмпирико-научный аспект философии вплоть до растворения ее в «пози­тивных» науках. Философские предметы и философские мето­ды исследования позитивисты заменили конкретно-научными. Они отрицали весь предшествующий период развития фило­софии.

Еще одно крупное философское направление конца XIX — начала XX вв. — философия жизни. Его основ­ные представители — Фридрих Ницше, Анри Берг­сон, Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер. Философия жизни сводила основное понятие и предмет фило­софии к понятию жизни как органической целостности и твор­ческой динамики бытия.

Жизнь — это непрерывный процесс становления живого. Она не может быть познана рациональными научными мето­дами, а только интуитивно. Жизнь не имеет целесообразности, а потому не имеет и объективных законов.

Человек находится в спонтанном потоке жизни, который является предметом переживания. Человек не способен управ­лять жизнью, однако стремится выйти за границы своего бы­тия, прежде всего социального, возвыситься над собственной судьбой.

ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ: Фридрих Ницше (1844—1900) — создатель само­бытного философского учения, имеющего неакаде­мический характер и поэтому получившего широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. В отличие от представителей классической философской традиции Ницше не стремился создать целостную философскую систему. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психоло­гии, социологии и т.д.

В творчестве Ницше различают следующие этапы:

· ранний (1872— 1876) — находился под влиянием идей А. Шопенгауэра;

· второй этап (1877—1882) — интерес к проблемам естествознания;

· третий (1883—1888) — разработка концепции «воли к власти».

На раннем этапе творчества Ницше обращается к миру Античности. На ее примере он выделяет два принци­па — дионисийский и аполлонический. Дионисийский принцип — это принцип подлинной, герои­ческой жизни. Он дает человеку почувствовать себя Богом. В V—IV вв. до н.э. «дух Диониса» вытесняется «духом Апол­лона»: место священного экстаза занимает холодный расчет. Античная культура, по мысли Ницше, была разрушена по­пытками ее познания рациональными и логическими средства­ми. Переход к рационализму в культуре и искусстве приводит к разрушению художественной целостности искусства.

На втором этапе развития философии Ницше в нее вхо­дят понятия «мир», «жизнь», «становление», «человек». Основополагающим понятием выступает «становле­ние» — не имеющий цели и конца поток вечного круговорота и возвращения. Становление нельзя познать или конкретно представить, так как это остановило бы процесс становления. Движущей силой этого становления является воля.

Другое ведущее понятие философии Ницше — «жизнь»: во­ля к власти, инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда происходит понимание человека как биологического, подчи­няющегося инстинктам, бессознательного и иррационального существа.

На позднем этапе Ницше выступил с учением о кризисе современной культуры, о воле и власти, которая при­ведет к появлению сверхчеловека.

Человек — только переход к сверхчеловеку, который и является главной целью развития человечества. Сверхчело­век — личность, стоящая по ту сторону добра и зла, носитель новой морали. Существующая мораль является моралью рабов. С появлением сверхчеловека образуется новая каста господ", которые не будут знать жалости и справедливости.

Свое предназначение Ницше видел в возвещении о на­ступлении этой эпохи. Человечество следует облагородить, для чего нужно беспощадно истребить все, что вырождается и паразитирует.

Ницше называл себя первым аморалистом в истории — человеком, который объявил всю прежнюю культуру, мораль и религию заблуждениями.

Этические взгляды Ницше. Равенство людей перед Богом, которое провозглашает христианство, — самая большая ложь. Равенство противоестественно чело­веческой природе. Взамен устаревшей христианской морали Ницше предложил новую здоровую мораль, которая вырас­тает из самой жизни и подчинена ей, — мораль Сверхчеловека. Для того чтобы человек обрел свободу, следует убить Бога: теперь очередь человека творить моральные ценности. Но­вая мораль станет результатом осуществления воли к власти, власти над собственной жизнью, что является высшим про­явлением высшей морали.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: