Философская мысль Западной Европы эпохи Возрождения




Возрождение – возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Для этого периода характерны антропоцентризм и светский характер культуры.

Эпоха Возрождения произвела переворот в системе ценностей Средневековья. Высшей ценностью стал человек и его потребности (антропоцентризм). Как следствие возвеличивания человека, для Возрождения характерны индивидуализм (декларация ценности человека как личности) и гуманизм (благо человека – главная цель социального и культурного развития).

Для эпохи Возрождения характерен интерес к изучению античных текстов, в искусстве активно использовались языческие сюжеты. Тем не менее, религия по-прежнему оставалась самым влиятельным фактором в духовной жизни общества.

Особенности философии Возрождения:

· антисхоластическая направленность;

· формирование пантеистической картины мира, выразившейся в отождествлении Бога и природы;

· антропоцентризм.

Первым гуманистом Возрождения был Франческо Петрарка. Он первым противопоставил средневековой схоластике новое мировоззрение – гуманизм.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

В своем трактате «О невежестве собственном и многих других» он подчеркивал абсолютную бесполезность схоластики в реальной жизни и призывал к переосмыслению античного наследия. Именно там Петрарка нашел мировоззрение, в центре которого находился не Бог, а человек.

Петрарка и его последователи сформировали новые принципы понимания природы и сущности человека, в основу которых легло понятие деятельности. Человек теперь оценивается не по социальному или имущественному статусу, а исключительно по своим личным заслугам.

Другой видный деятель Возрождения Эразм Роттер­дамский (1467—1536), оказавший большое влияние как на современников, так и на последующее развитие философии и богословия, активно выступал против схоластики, положив основание научному богословию. Он также проповедовал свободу воли человека и основное значение уделял воспита­нию и образованию.

НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: На основе крупных научных открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается натур­философия (философия природы), которая оказала определяющее влияние на развитие философии и естество­знания Нового времени.

Николай Кузанский — первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрожде­ния. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Согласно воз­зрениям Кузанского, Бог существует не вне мира, а охватывает все сущее, содержит мир в себе. Мир не способен существо­вать вне Бога. Мир не бесконечен, однако безграничен; Земля не является центром мира, а так называемая сфера неподвиж­ных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Теоцентризм Кузанского лучше всего выражается его изречением: «Бог во всём, и всё в Боге».

Применительно к пониманию природы Николай Кузанский высказал ряд диалектических идей: единство противополож­ностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Николай Кузанский утверждал, что познание вещей воз­можно на основе чувств, разума и интеллекта. Чувственное восприятие имеет утвердительный характер; разум подтверж­дает или отрицает; интеллект использует принцип совпадения противоположностей в интуиции — познавательном акте более высокого порядка. Мышление подчиняется закону противо­положностей.

Кузанский выдвинул концепцию «ученого незнания». «Уче­ное незнание» — это несоответствие между конечностью че­ловеческого разума и бесконечностью, к познанию которой он стремится. В своей мыслительной деятельности философ должен исходить именно из своего «незнания», из несоиз­меримости объекта познания и прилагаемых к нему понятий и определений.

Учение Джордано Бруно представляет собой вершину натурфилософии Ренессанса.

На смену идее бесконечного Бога Джордано Бруно вы­двинул идею бесконечной Вселенной, никем не сотворенной, вечной и безграничной в пространстве. Бесконечное могуще­ство Бога, согласно его мысли, не может ограничиваться соз­данием конечного мира. Бесконечные свойства Бога у Бруно превратились в бесконечность природы. Вся материя является одушевленной (панпсихический материализм). Мир является неким единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц. Единое, или материя, — вот потен­циальная причина всего существующего. Целью познания Бруно видел не Бога, а природу, кото­рая является «Богом в вещах», познание ее закономерностей. Чувственное познание само по себе недостаточно; познание является бесконечным процессом, потому что бесконечен его предмет.

В центре философских исканий Леонардо да Винчи находится гносеология.

Гносеология (греч. gnosis — знание, познание) — теория познания, его истоков и форм.

Заявляя, что «всё наше познание начинается с ощущений», мыслитель решительно отверг иное, не опирающееся на не­посредственное изучение природы, знание. Знание, не опи­рающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание исти­ной. Помехой для истинного знания является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным на­блюдением и опытом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: