Возрождение – возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Для этого периода характерны антропоцентризм и светский характер культуры.
Эпоха Возрождения произвела переворот в системе ценностей Средневековья. Высшей ценностью стал человек и его потребности (антропоцентризм). Как следствие возвеличивания человека, для Возрождения характерны индивидуализм (декларация ценности человека как личности) и гуманизм (благо человека – главная цель социального и культурного развития).
Для эпохи Возрождения характерен интерес к изучению античных текстов, в искусстве активно использовались языческие сюжеты. Тем не менее, религия по-прежнему оставалась самым влиятельным фактором в духовной жизни общества.
Особенности философии Возрождения:
· антисхоластическая направленность;
· формирование пантеистической картины мира, выразившейся в отождествлении Бога и природы;
· антропоцентризм.
Первым гуманистом Возрождения был Франческо Петрарка. Он первым противопоставил средневековой схоластике новое мировоззрение – гуманизм.
Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
В своем трактате «О невежестве собственном и многих других» он подчеркивал абсолютную бесполезность схоластики в реальной жизни и призывал к переосмыслению античного наследия. Именно там Петрарка нашел мировоззрение, в центре которого находился не Бог, а человек.
Петрарка и его последователи сформировали новые принципы понимания природы и сущности человека, в основу которых легло понятие деятельности. Человек теперь оценивается не по социальному или имущественному статусу, а исключительно по своим личным заслугам.
Другой видный деятель Возрождения Эразм Роттердамский (1467—1536), оказавший большое влияние как на современников, так и на последующее развитие философии и богословия, активно выступал против схоластики, положив основание научному богословию. Он также проповедовал свободу воли человека и основное значение уделял воспитанию и образованию.
НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: На основе крупных научных открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается натурфилософия (философия природы), которая оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
Николай Кузанский — первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Согласно воззрениям Кузанского, Бог существует не вне мира, а охватывает все сущее, содержит мир в себе. Мир не способен существовать вне Бога. Мир не бесконечен, однако безграничен; Земля не является центром мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Теоцентризм Кузанского лучше всего выражается его изречением: «Бог во всём, и всё в Боге».
Применительно к пониманию природы Николай Кузанский высказал ряд диалектических идей: единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.
Николай Кузанский утверждал, что познание вещей возможно на основе чувств, разума и интеллекта. Чувственное восприятие имеет утвердительный характер; разум подтверждает или отрицает; интеллект использует принцип совпадения противоположностей в интуиции — познавательном акте более высокого порядка. Мышление подчиняется закону противоположностей.
Кузанский выдвинул концепцию «ученого незнания». «Ученое незнание» — это несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к познанию которой он стремится. В своей мыслительной деятельности философ должен исходить именно из своего «незнания», из несоизмеримости объекта познания и прилагаемых к нему понятий и определений.
Учение Джордано Бруно представляет собой вершину натурфилософии Ренессанса.
На смену идее бесконечного Бога Джордано Бруно выдвинул идею бесконечной Вселенной, никем не сотворенной, вечной и безграничной в пространстве. Бесконечное могущество Бога, согласно его мысли, не может ограничиваться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога у Бруно превратились в бесконечность природы. Вся материя является одушевленной (панпсихический материализм). Мир является неким единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц. Единое, или материя, — вот потенциальная причина всего существующего. Целью познания Бруно видел не Бога, а природу, которая является «Богом в вещах», познание ее закономерностей. Чувственное познание само по себе недостаточно; познание является бесконечным процессом, потому что бесконечен его предмет.
В центре философских исканий Леонардо да Винчи находится гносеология.
Гносеология (греч. gnosis — знание, познание) — теория познания, его истоков и форм.
Заявляя, что «всё наше познание начинается с ощущений», мыслитель решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание. Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной. Помехой для истинного знания является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.