Генезис философии Востока. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая




Специфика философии как формы познания, ее функции и роль в обществе и культуре. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, антропология

Философия – это все единосущее, схваченное в мыслях; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества; это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.

Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.

Само слово философия буквально означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков.

Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Функции философии:

1. Мировоззренческая (в ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования. Мировоззрение – представление о мире)

2. Гносеологическая (способность философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания)

3. Методологическая (философия в состоянии выступать в качестве методологии, т.е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности)

4. Информационно-коммуникативная (характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании)

5. Ценностно-ориентирующая (философия, как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы)

6. Критическая (в рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека)

7. Интегрирующая (философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчинения)

8. Идеологическая (философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т.е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию)

9. Воспитательная (способность этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о нем, формирующее воздействие на интеллект человека)

10. Прогностическая (философия занимается прогнозированием, например многие философы прошлого выступали как пророки)

Философия существует и развивается не только в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

 

Генезис философии Востока. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая

Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии – философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений. К протофилософии, или предфилософии, можно отнести учения мудрецов Др. Востока, прежде всего Китая и Индии.

На Востоке развитие философской мысли шло по отличному от западного пути развития. Восточная философия занималась почти исключительно проблемами, касавшимися человека, и крайне мало внимания уделяла объективному миру – окружающей реальности. Ведущее место в ней занимала разработка этико-эстетической проблематики. Характерно, что восточные философские учения тесно связаны с религией. Зачастую они являются обоснованием системы нравственно-религиозных кодексов и норм. Само философское учение на Востоке выступает как завершенное знание, не требующее дополнительного обоснования.

Восточная философия включила в себя многие категории, присущие еще мифологии: смерть и жизнь, душу и физическое тело, вещество и дух, сознание и его состояния. Одновременно добавляются собственно философские категории, такие как движение, противоположность и единство, материя, сознание и др.

Восточная философия сосредоточена в первую очередь на самопознании. Актуальный для западной философии поиск универсальных методов познания остался за рамками ее интересов. Зато социальный аспект приобретает особую весомость: общечеловеческие ценности и добродетели рассматриваются как необходимое условие самосовершенствования и управления другими людьми.

Таким образом, вся духовная культура и философское мышление Востока обращены к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию, осуществляемым посредством ухода от материального мира.

Философия Др. Индии: Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. В развитии древнеиндийской философии выделяются три основных периода, которые соответствуют этапам социально-экономического развития Индии. Первым периодом является ведический, пришедшийся на время разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения; следующий – эпический, совпавший с закреплением системы хозяйственных, политических, нравственных и прочих связей и отношений в форме варно-кастового деления; третий – классический, который пришелся на развитие и закрепление феодализма.

Ведический период: Философское мышление в Индии изначально формировалось в тесной связи с брахманизмом.

Брахманизм – религия древних индусов, в основе которой лежали тексты Вед, написанные на языке древних ариев – ведическом санскрите.

Древняя ведическая мифология представляла собой дофилософскую форму мировоззрения.

Появление предфилософского и в дальнейшем собственно философского сознания было связано с кризисом родоплеменной организации общественной жизни.

Философия Упанишад. Вначале Упанишады буквально означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Впоследствии этим словом стали обозначать тайное эзотерическое учение. В Упанишадах обосновываются понятия сансары (круговорот жизни) и кармы (закон воздаяния). Учение о сансаре гласит, что человеческая жизнь является цепью бесконечного перерождения. При этом каждое следующее рождение определяется законом кармы: будущее определяется поступками, совершенными в предшествовавших воплощениях. Важнейшей задачей каждого индивида становится выход из бесконечного круга перерождений, для чего необходимы освобождение от вещественного мира и постоянное нравственное совершенствование.

Эпический период: индийская философия постепенно превращается в особую отрасль знания. Об этом свидетельствует текст Артхашастры.

Классический период: наиболее яркими философскими системами являлись чарвака, джайнизм и буддизм.

Чарвака – материалистическое и атеистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Последователи чарваки крайне негативно относились в Ведам и ведическому учению, не признавая ничего из них. Согласно чарваке, основой всего сущего является материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Все живое состоит из этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.

Джайнизм – дуалистическое учение, признающее одновременное существование духовного и материального начал. Философия джайнизма почитала весь мир одушевленным. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки (аджива). Эти духовные частицы могут переходить из одного физического вместилища в другое. Благодаря такому соединению души с любым, сколь угодно малым и удаленным телом становится возможным непосредственное, минуя чувства и разум, познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – духовное видение. Джива и аджива связаны между собой кармой, которая является тонкой материей. Соединение кармой дживы и адживы приводит к возникновению личности.

Буддизм – одна из значительнейших религиозно- философских традиций Индии. Согласно воззрениям буддизма, все сущее – это движение конечных и постоянно изменчивых особых элементов бытия – дхарм, их мгновенное взаимодействие, непостижимое для человека. И душа, и тело есть процесс мгновенного взаимодействия дхарм. Отсюда следует важный для буддизма вывод: душа и тело не образуют в сочетании чего –то постоянного и устойчивого. Собственно, буддизм отрицает не только бессмертие души, но и само ее существование.

Философия Др. Китая: все школы и течения китайской философии имеют единое происхождение. Их общим корнем является культура Дао. Различия между школами заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао. В древнекитайской философии существовало два основных течения: даосизм и конфуцианство.

Основоположником даосизма является древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосизм базируется на иньской составляющей Дао и образует его философскую парадигму. В своей мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен к родовому прошлому, в котором усматривает природно-социальный идеал. В центр Дао даосизм выдвигает своего ставленника – совершенномудрого человека. В его задачу входят умозрительное считывание в архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в человеческую Поднебесную. Лао-цзы оценивал настоящее как хаос. Его причину он видел в совершенном некогда цивилизацией нарушении естественного развития Дао. Главную задачу человека Лао-цзы видел в выведении мира из трагических границ цивилизации, возвращении к пустоте – Дао, чтобы оттуда снова пройти путь естественного развития, но уже без цивилизационных помех.

Вторым ведущим направлением древнекитайской философии является конфуцианство. Одна из основных проблем конфуцианства – проблема духовного качества природы человека. Сам Конфуций уклонялся от ответа на этот вопрос. Среди его учеников бытовали противоположные мнения: Мэнцзы считал, что природа человека добра; Сюньцзы, напротив, полагал ее злой, но подлежащей исправлению нормами ритуала и долга. Древние даосизм и конфуцианство оказали определяющее влияние на всю китайскую культуру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: