Общая характеристика развития философской мысли в России XVI-XХ вв. Русская религиозная философия.




Собственно русская философия как явление культу­ры возникла и развилась лишь в XIX в. По сравнению с философией других европейских стран русская фи­лософия — более позднее явление. Это, в частности, связано с тем, что Россия влилась в мировое русло культуры и циви­лизации позже других народов Европы.

Русская философская мысль длительное время носила исключительно религиозный характер. Важнейшие философско-мировоззренческие проблемы, связанные с уяснением и толкованием духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмер­тия и др., были в поле зрения как философии, так и религии.

Особенностью русской религиозно-философской мысли является то, что ее носителями были не церковные иерархи, а свободные светские мыслители — А.С. Хомяков, И.В. Ки­реевский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др. Светская мысль формировала христианскую философию, не оглядываясь на авторитет иерархов официальной церкви и официального богословия.

В развитии русской философии можно выделить сле­дующие основные периоды.

1. 1830— 1840-е гг. и середина XIX в. Характерные черты: влияние немецкой классической философии; дискуссии между западниками и славянофилами о пу­тях развития России, о том, должна ли Россия разви­ваться как самобытная страна со своей культурой или она должна вбирать в себя достижения европейской культуры и ориентироваться на западные ценности. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к сла­вянству) — течение в русской философии, основанное на убеждении, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи право­славия, могут предложить ориентиры для дальнейшего раз­вития человечества. Западничество — противоположное славянофильству те­чение русской мысли. Западники придерживались убеж­дения, что, только следуя за Западом, Россия может при­близиться к цивилизованному состоянию. Славянофилами были И.В. Киреевский, А.С. Хомя­ков, братья Аксаковы; западниками — П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен.

2. Последняя четверть XIX в. В центре философских дис­куссий находятся Вл. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Тол­стой и др.

3. Конец XIX — начало XX в. Российская философская мысль достигла пика исторического развития. Русские фило­софы, превосходные знатоки и исследователи зарубежной философии, были озабочены тем, чтобы не плестись в хвосте западной мысли, не быть ее запоздалыми пропагандистами, а взаимодействовать с нею на равных, вносить собственный вклад в мировую философскую культуру. И это начинало удаваться: русская философия активно входила в мировой философский процесс. Одновременно мыслители чувствовали приближающуюся катастрофу, предупреждали о ней, искали истоки захлестывавших страну революционных умонастрое­ний в противоречиях российской и мировой истории, в психо­логии русского народа, специфике отечественных религиозных ценностей. Основные представители — братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, Л. Шестов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве и др.

4. Период эмиграции — после 1917 г. В эмиграции оказа­лись почти все виднейшие представители русской религиоз­ной философии. Их философское творчество, обогащенное духовным опытом революции, расцвело в эмиграции новым цветом. Многие их произведения были переведены на ино­странные языки. Наибольшая известность выпала при этом на долю Н.А. Бердяева. В период эмиграции завершаются мно­гие религиозно-философские системы; русская религиозная философия окончательно оформляется в качестве особой шко­лы отечественной и мировой философской мысли и получает мировое признание.

Особенности русской философской мысли.

1. Русская философия строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа худо­жественной культуры, литературы, живописи, музыки, т.е. эмпирической базой русской философии была русская худо­жественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естествен­ные науки, а русская философия — на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская худо­жественная культура. Достоевский и Толстой — два титана русской культуры — были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.

2. Внимание к социальной проблематике. Русские мыс­лители разрабатывали проекты переустройства общества, стремились построить модель возможного развития страны. Эта особенность обусловлена спецификой историческо­го пути России: он не укладывался ни в западную, ни в вос­точную схемы смены общественных формаций. Социально-экономический строй России — своеобразное соединение элементов восточных, западных и собственных самобытных структур. Русская философия обращается к вопросам о смыс­ле истории и месте в ней России. Она связана не только с по­знанием и описанием мира, но и с его изменением.

3. Русской философии был свойственен человекоцентризм, или этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческо­го бытия, жизни и человеческих взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее слабость: ее предмет был ограничен (философия состоит из трех частей: учения о мире, учения о человеке и обществе и учения о разных фор­мах-методах человеческой деятельности). Для западноевро­пейской философии характерно отношение к этике как своего рода служанке процесса познания. Русские же философы в этике видят основу своего философствования. Возможность познания мира зависит от нравственных качеств человека: мир открывается лишь нравственно полноценной, духовной личности. Таким образом, понятие истины — не только гно­сеологическая, но и этическая категория.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: