Рационалистическая традиция в философии Нового времени. Философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница




Период XVII – XVIII вв. в Западной Европе носит наименование Нового времени. В этот исторический отрезок активно формируется капитализм, идет бурное разви­тие науки и техники, вырабатывается новое мировоззрение. Возникает потребность в новом видении мира. Развитие промышленности, мореплавания, торговли, мно­гочисленные географические открытия расширили кругозор европейских ученых. Множество глобальных научных открытий сформировали новое естествознание, в основе которого находится заранее спланированный эксперимент, описанный математическим языком. Бурно развиваются механика, физи­ка, химия, экспериментальная биология. Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от предыду­щих теорий. Это еще и новое представление о знании, о науке. Изменяется сам образ науки. Научные идеи социализируются. Накопление научных знаний и постановка новых научных про­блем требуют создания общей методологии познания.

Ведущими направлениями философии Нового времени являются рационализм, который основное внимание уделяет логическим основаниям науки, и эмпиризм.

Основное положение рационализма: главным источником знания являются идеи, т.е. мысли и понятия, врожденные чело­веку. Вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное зна­ние об окружающем мире, рационализм оставляет без ответа.

Наиболее видные представители рационализма: Рене Де­карт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632—1677) и Готфрид Лейбниц (1646—1716).

Эмпиризм декларирует, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Однако остается неясным, как возникают на­учные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.

Представители эмпиризма: Френсис Бэкон (1561 —1626), Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632— 1704).

Для философии Нового времени характерна острая борьба материалистических взглядов и идеалистиче­ских воззрений. Мыслители-материалисты Нового вре­мени опирались на достижения естествознания. Наибольшее развитие в этот период получили математика, механика и фи­зика, которые были необходимы для развития производства. Это отразилось в философском видении мира, получившем название механицизма.

Механицизм — теория, в соответствии с которой все явления полно­стью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат суще­ствования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения.

Основными методами естествознания в эпоху Нового времени были эксперимент и анализ. Благодаря их использованию состоялись многие великие открытия. Однако аналитический метод односторонен. Использование только аналитического метода, без синтеза, привело к рассмо­трению явлений природы разобщено, т.е. не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в фило­софии преобладало метафизическое мышление.

ФИЛОСОФИЯ Р. ДЕКАРТА: Рене Декарт (1596— 1650) — французский философ, физик, физиолог и математик, родоначальник рациона­лизма. Философское учение Декарта в истории науки получило название картезианства. Философские взгляды Декарта дуалистичны.

По мысли Декарта, человек состоит из тела и души, об­ладающей мышлением и волей. Дуализм Декарта противопо­ставляет друг другу тело (материю) и дух. Тело представляет собой сложный механизм, способный к движению вследствие механического воздействия на него. Взаимодействие тела и души совершается посредством особого органа — шишко­видной железы. Душа с телом соединены Богом, что отличает человека от животных; животные не имеют души и не обладают сознанием. Материальная и духовная субстанции конечны, бесконечна лишь божественная субстанция.

Декарт создал доказательства бытия Бога:

· наличие самой идеи Бога в человеческом разуме пред­полагает существование источника этой идеи;

· реальность предполагает существование объекта, свойством которого она является, т.е. Бога.

Большое значение Декарт придавал вопросу о методе познания.

В качестве предварительного методического приема Де­карт применил сомнение в истинности общепризнанного зна­ния. Сомневаться можно во всем: в существовании внешнего мира и собственного «Я»; единственное, что, безусловно, су­ществует, — это само сомнение. Сомнение есть один из актов мышления: я сомневаюсь, поскольку мыслю; следовательно, я существую. Этот метод получил наименование метода ра­дикального сомнения.

На основании формулы «Я мыслю — следовательно, я су­ществую» Декарт устанавливает критерий достоверности: наше самосознание дает нам идеи мышления и бытия, пости­гаемые эмпирически. Все дальнейшие рассуждения должны опираться на этот критерий достоверности. Ведущее значение в процессе познания отводилось синтезу и дедукции.

Учение о познании Декарта коренится в логическом характере математического знания. Согласно его мыс­ли, математические истины обладают совершенной достоверностью, вытекающей из самой природы интеллекта. Поэтому ключевым методом познания Декарт считает дедук­цию, которая из небольшого числа достоверных исходных положений (аксиом) выводит достоверные логические вы­воды и следствия. Достоверность аксиом разум определяет интуитивно.

Дедукция — метод мышления, при котором частные по­ложения выводятся из общего.

Для получения достоверного знания необходимо руко­водствоваться рационалистическим методом, опи­рающимся на следующие правила:

следует допускать в качестве истинных только те поло­жения, которые представляются ясными и не вызывают сомнений в их истинности;

сложную проблему нужно раскладывать на составные, частные проблемы и задачи;

познание происходит от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

не следует допускать никаких пробелов в логических звеньях исследования.

Философские идеи Декарта оказали большое влияние на последующее развитие физики и философии, причем как идеализма, так и материализма: учение о непо­средственной достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противополож­ности материального и идеального явилось опорой для идеа­лизма; учение о природе и всеобщий механистический метод Декарта использовались материалистами.

ФИЛОСОФИЯ Б. СПИНОЗЫ: Бенедикт Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ-рационалист, взгляды которого сформиро­вались под влиянием Декарта.

Основу философии Спинозы составляет учение о субстан­циях.

Субстанция — то, что «существует само по себе и представляется само через себя».

Субстанция одна, она является всем существующим. Вся природа — это единая вечная и бесконечная суб­станция, которая является причиной самой себя. Суб­станция неделима. Бог, также являясь субстанцией, не является личностным существом; он безличностная сущность. По сути, природа и Бог отождествляются.

Основное положение метафизики Спинозы: Бог, или суб­станция, или природа есть причина самой себя.

Все отдельные вещи — проявления единой субстанции, ее модусы. Неотъемлемым свойством субстанции яв­ляется атрибут.

Атрибут — фундаментальное свойство, сущность субстан­ции. Атрибуты не зависят друг от друга и не влияют один на другой. Субстанция имеет бесконечно много атри­бутов, но человеку доступны только два: протяжение и мышление.

Протяжение — определяющий признак тела, охватывающий все физические характеристики вещей.

Мышление — процессы сознания, свойственные субстан­ции. Поскольку все есть субстанция, вся природа обладает мышлением.

На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу. Сложность души соответствует сложности тела. Тело и душа автономны, но между ними есть соответствие, поскольку они являются атрибутами одной субстанции.

Основополагающий принцип бытия — причинность. Все имеет свою причину, ибо «ничто не происходит из ничего». Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в совокупности составляют одно­значную необходимость.

Для человека принцип причинности означает отсутствие свободы воли.

Познавательная деятельность в учении Спинозы имеет три уровня:

1) чувственное познание, или мнение;

2) понимание, состоящее из рассудка и разума;

3) интуиция — фундамент достоверного знания.

В центре этической концепции Спинозы находится по­нятие аффектов, или эмоций.

Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела.

Основных аффектов, переживаемых человеком, три:

1)удовольствие;

2)неудовольствие;

3) желание.

Естественные желания порабощают человека. Избавление от рабства страстям ведет к осознанию абсолютного рабства Богу, что и является свободой. Свободный человек руковод­ствуется в своей деятельности исключительно разумом.

ФИЛОСОФИЯ Г. ЛЕЙБНИЦА: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — немец­кий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном он разработал основы дифференциального и инте­грального исчисления; первым предложил идею машинизации мыслительного процесса.

Лейбниц был не согласен с теорией «чистой доски» Локка и считал, что душа изначально, до получения первого опыта, име­ет свои индивидуальные особенности, которые и определяют восприятие внешних впечатлений. Лейбниц создал концепцию «малых восприятий», разделив понятия психики и сознания. Центральным понятием философии Лейбница является монада.

Монада — простая неделимая духовная сущность, суб­станциальная единица.

Все в мире есть монады. Монады неделимы, не имеют частей и не зависят одна от другой. Каждая душа — это уникальная монада. Каждое явление природы, каждая монада неповторимы. Монады постоянно изменяются; они способны к страданию, восприятию и сознанию. Мир монад строго иерархичен. Низшие монады обладают неясными пред­ставлениями; они составляют неорганический и растительный мир. У животных представления достигают ступени ощущений, а у человека — ясного понимания, осмысленности, разумности. Исчерпывающая полнота представления, ясное знания всего и, как следствие этого, максимум активности свойственны вер­ховной монаде — Богу. Такая теория бесконечного множества независимых духовных сущностей получила название идеали­стического плюрализма.

Лейбниц — автор четвертого закона логики — закона тождества (достаточного основания).

Закон достаточного основания — всякая мысль признается истинной, если она имеет для этого достаточное основание.

Лейбниц первым разработал реляционную концепцию пространства и времени. Пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

Пространство — порядок взаимного расположения индивидуальных тел, существующих вне друг друга.

Время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

Согласно концепции Лейбница, невозможно говорить о протяженности отдельного тела безотносительно к другим. Пространство есть отношение, применимое лишь ко многим телам, к ряду тел. Можно говорить только об относительном размере данного тела в сравнении с размерами других тел. То же можно сказать и о длительности: понятие длительности применимо к отдельному явлению постольку, поскольку оно рассматривается как звено в единой цепи событий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: