Гносеология, теория познания — раздел философии, изучающий особенности процесса познания взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Теория познания оперирует такими понятиями, как «знание», «познание», «сознание», имеющими существенные различия в смысле. Знание— это результат, а познание — процесс. Сознание человека имеет способность не только самопознания, но и познания особых процедур, образующих систему субъектно-объектных отношений. Сознание проявляется в различных аспектах, ступенях, формах.
Существуют различные формы взаимоотношения сознания и познания на разных исторических этапах. Чаще всего философами они воспринимались в качестве подручного средства, призванного оптимизировать познавательный процесс. Но сознание может выступать и в другой роли, выполняя функции основного регулятора познания и источника получения знания.
Гносеология изучает:
· структуру познавательного процесса (формы, ступени, уровни), которая зависит от структуры познаваемой реальности;
· систему соотношения объективного и субъективного в актах познания (проблема истины и заблуждения);
· особенность отражения в познании действительности исходя из ее проверяемости и ценностной определенности.
1. Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
|
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является И. Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
|
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
4. Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
|
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.