Философия Сократа и Платона. Учение об эйдосах. Гносеологические, космологические и социально-политические воззрения Платона




Философия Сократа: Сократ – одна из самых ярких фигур в истории философии. Сократ никогда ничего не писал, полагая, что написанный текст не способен отразить процесс философствования. Свою философскую систему он раскрывал в беседах с учениками и в выступлениях-диспутах на улицах и площадях его родных Афин. Идеи Сократа дошли до нас в записях его учеников, прежде всего Платона. Тем не менее его влияние на современников и на все дальнейшее развитие философии огромно.

Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе (от объективизма натурфилософов) к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии) – другими словами, от материализма к идеализму. В центре философских воззрений Сократа находятся проблема человека, а также вопросы этики и познания.

Позиция Сократа в вопросах познания противоположна софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. С точки зрения Сократа, строение мира и природа вещей непознаваемы; человек может знать только самого себя. Он го­ворил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Другой любимый девиз Сократа: «Познай самого себя». Отсюда высшей задачей философии становилось не теоретическое мудрствование, а искусство жить.

Согласно учению Сократа, знание есть мысль, понятие об общем. Понятия раскрываются через определения, а обобщаются через индукцию. Сократ оставил образ­цы определения и индукции этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия должна предшествовать беседа, в ходе которой собеседник путем последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Выявление противоречий позволяет устранить мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает к поискам подлинной истины. Свой метод познания Сократ назвал диалектикой (искусством спора). Диалектика, по Со­крату, является искусством рассуждать. Диалектик — тот, кто умеет ставить вопросы и находить ответы. Отправной точкой этого метода Сократ избрал иронию, при этом сам философ занимал позицию невежды, прося объяснений у своего собе­седника. Путем вопросов и шуток Сократ подводил оппонента к осознанию того, что в действительности он ничего не знает, после чего начинался совместный поиск истины.

В центре философии Сократа — человек познающий, но при этом нравственный, поскольку, по его мысли, познание неотделимо от морали. Задачей философа является не раз­мышление о мире, а познание человека и поиск пути жить и поступать одновременно и целесообразно, и нравственно. В учении Сократа добродетель практически тождественна мудрости. Наличие зла в мире Сократ объясняет неверными средствами достижения благих целей.

Роль государства, по Сократу, заключается в том, чтобы реализовать на практике общее понятия о справедливости.

Философия Платона: Платон был одним из учеников Со­крата, сохранившим для потомков философские воз­зрения своего учителя. Его настоящее имя Аристокл; прозвище «Платон» («широкий») было дано ему за атлетиче­ское телосложение. Платон развил ряд идей Сократа и стал родоначальником объективного идеализма.

Онтология и теория познания Платона. Платон под­разделял все существующее на два мира: мир идей, постигаемый умом, и мир вещей, постигаемый чувствами. Идея («эйдос») существует в своем мире независимо от вещей и является как бы прообразом, моделью вещи. Вещь возникает при соприкосновении соответствующей идеи с материей — не воспринимаемой чувствами субстанции, необходимой для формирования вещей. Подлинным бытием обладает именно мир идей, а вещественный мир является его отражением.

Понятие о душе. Согласно Платону, между миром идей и душой человека существует тесная связь. Бестелес­ная и бессмертная душа существует вечно. Она при­ходит на землю из мира идей и переселяется из одного тела в другое в течение десяти тысяч лет — мирового года, после чего вновь отправляется в мир идей, где созерцает идеальные сущности. Исходя из этого Платон объяснял процесс познания как анамнезис (воспоминание): познание — это вспоминание душой тех сущностей, которые она созерцала до снисхожде­ния на землю. Это относится и к таким понятиям, как благо, справедливость, красота, которые не могут быть выработаны на основе чувственно воспринимаемого. Если человек об­ладает представлениями об этих понятиях, значит, его душа познакомилась с ними в истинном мире идей. Оказавшись в теле, душа все забывает, поэтому задачей человека является вспомнить прежние знания с помощью разума.

Душа делится на три части, имеющие свою иерархию:

1) разум (высшую часть);

2) волю и благородное желание (среднюю часть);

3) влечение и чувственность (низшую часть).

В зависимости от преобладания одной из частей человек имеет склонность либо к возвышенному и благородному, либо к дурному и низкому. Если наибольшее влияние имеет разум и он поддерживается волей и благородными устремлениями, то такая душа способна продвинуться на пути припоминания дальше, чем остальные.

Концепция идеального государства Платона. Платон первым из греческих мыслителей создал систематиче­ское учение о государстве и обществе. Согласно его воззрениям, государство возникло вследствие естественной тяги людей к объединению для облегчения своего существо­вания: когда отдельный человек не может удовлетворить свои потребности, он привлекает для этого других людей. «Испы­тывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государ­ства...» — писал Платон.

Ему принадлежит концепция идеального государства. В ее основе лежит соответствие структур идеального мира, госу­дарства и человеческой души.

В государстве и в душе каждого отдельного человека име­ются одни и те же начала. Трем началам человеческой души: разумному, волевому и вожделеющему — в государстве со­ответствуют совещательное, защитное и деловое начала. Каждый член идеального государства выполняет функции, определяемые его преобладающей частью души. Так созда­ются три сословия: философы-правители, воины-защитники и производители — земледельцы и ремесленники. У философов доминирует разумная часть души, у воинов — воля, у ремес­ленников и земледельцев — чувственность и влечение, которые должны быть управляемыми.

Три сословия в государстве соотносятся с тремя основны­ми добродетелями: мудрость — это добродетель правителей-философов, храбрость — воинов, а умеренность—добродетель народа. Четвертая, наивысшая, добродетель — справедли­вость — олицетворяется самим идеальным государством.

Государство может быть идеальным лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет свои задачи и не вмешивается в дела других.

Согласно Платону, в государстве возможны три формы правления: монархия, аристократия и демократия. Каж­дая из этих форм может быть законной и незаконной. Законная монархия — это власть просвещенного царя; неза­конная монархия — тирания; власть немногих просвещенных людей — аристократия; власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия также может быть законной и незаконной.

Все существовавшие в его время формы государственного устройства Платон подразделял на приемлемые и регрессив­ные (упадочные). Наиболее приемлемой формой правления после идеального государства он считал аристократическую республику.

К регрессивным формам государственности относится тимократия (власть военных), примером которой может служить Спарта (V—IV вв. до н.э.). Ниже тимократии, по иерархии Платона, находится олигархия — власть богатых.

Еще ниже располагаются демократия и тирания. Демокра­тия — это власть толпы, в которой низменные инстинкты массы торжествуют над разумом. Тирания представляет собой го­сподство интересов и пороков одного человека над интересами государства и справедливостью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: