Рост аварийности, травматизма, ущерба, высокая степень износа подвижного состава, угроза актов незаконного вмешательства в работу автотранспорта мешают устойчивому развитию транспортного комплекса России, при котором обеспечивается необходимый уровень безопасности. Об этом шла речь на конференции "Современные проблемы организации безопасности автоперевозок", прошедшей в рамках первого Международного Автотранспортного Форума.
Сегодня самым опасным видом транспорта в Российской Федерации является автомобильный, по количеству аварий и жертв опережающий иные виды транспорта. Размер ущерба от дорожно-транспортных происшествий, по некоторым экспертным оценкам, достигает 4 - 5 % ВВП России.
Количество погибших в ДТП в год в расчёте на 1 тыс. автомобилей в России больше, чем в США, в 8 раз, чем в Японии - в 5 раз, чем в странах ЕС - в 2 - 3 раза. С учётом того, что пассажирооборот на автомобильном и железнодорожном транспорте сопоставим, а на железнодорожном транспорте существенно больше, чем на автомобильном, очевидна экстраординарность причин аварийности и ущерба в автотранспортной сфере.
Тенденция изменения показателей транспортной безопасности за последние 5 лет также позволяет сделать вывод о том, что основные резервы повышения уровня транспортной безопасности в Российской Федерации кроются в автомобильном транспорте. Именно эта сфера и требует наибольших государственно-управленческих усилий.
Если на автотранспорте с 2000 г. ежегодный прирост количества крушений и аварий в России составил в среднем 6,4 %, то на воздушном, водном и железнодорожном транспорте отмечалось уменьшение этого показателя соответственно на 12,5 %, 1,7 % и 10 %, Однако, угрозы транспортной безопасности продолжают существовать.
Ситуация обусловливает определённый спрос на системы безопасности, который в различных областях России неодинаковый. В наибольшей степени рынок развит в бога-
тых перспективных регионах, где сконцентрированы крупные объекты автотранспортной инфраструктуры, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса. Возможности региона в сфере применения систем безопасности определяются уровнем его экономического совершенствования, Как только экономика области начинает быстро развиваться, сразу возрастает спрос на средства безопасности.
В этой связи рынок систем безопасности значительно фрагментирован. По оценке экспертов Ассоциации индустрии безопасности, около 60 % его объёма приходится на два крупнейших мегаполиса России - Москву и Санкт-Петербург. Ведущие компании в области средств безопасности базируются именно в этих городах. В десятку основных фирм, представленных на российском рынке систем безопасности, не входит ни одно региональное предприятие.
Однако в последнее время ведущие компании всё более активно занимаются поставками современных систем безопасности в регионы через свою дистрибыоторскую сеть. С этих позиций ведущее положение занимает Центральный федеральный округ, на который, по данным специалистов агентства "РосБизнесКонсалтинг", приходится около 40 % объёма рынка. Это стало следствием повышенной по сравнению с общероссийскими показателями концентрации промышленных и государственных объектов, большого числа финансовых организаций, высокой покупательной способности предприятий и населения. К тому же в состав этого федерального округа входит Москва, на которую приходится % объёма рынка Центрального ФО. Вторым по значению является Уральский федеральный округ (23 %), в котором также имеется большое количество промышленных предприятий. Вслед за ними с определённым отставанием следуют Северо-Западный (16,1 %) и Сибирский (11,7 %) ФО. Остающуюся часть рынка делят между собой Приволжский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.
Требования к системам безопасности значительно отличаются в зависимости от регионов. Это обусловлено спецификой условий их построения и эксплуатации, на которую оказывают влияние различные факторы, в том числе климатические и географические.
В свою очередь, региональный рынок отличается в ценовом отношении от рынков в мегаполисах. В Москве и других крупных городах России преобладают высокотехнологичные решения и дорогое оборудование.
В регионах же, как правило, отдают предпочтение экономичному оборудованию среднего качества. Вместе с тем в последнее время и там повышается востребованность дорогих систем, прежде всего в связи с интенсивным строительством современных объектов, что в немалой степени связано с совершенствованием элементов автотранспортной инфраструктуры.
Сейчас остро стоит вопрос об обеспечении взрывобезопасности автотехники во время её движения в автотранспортных тоннелях. Ведь взрывоустойчивость самих тоннелей может пострадать только при взрывах очень большой энергии, осуществление которых можно затруднить, если представители правоохранительных органов обеспечат тщательный досмотр автомобилей.
I Ешболее опасны взрывы в протяжённых тоннелях, поскольку в них взрывная волна может поразить очень большое количество машин и людей. Поэтому в Москве уделяется пристальное внимание обеспечению взрывобезопасности наиболее протяжённых автотранспортных тоннелей, таких как Кутузовский и Лефортовский.
Использование опыта, накопленного в горной промышленности, в этих условиях возможно лишь отчасти и в основном касается применения и проверки расчётных формул, полученных в условиях распространения ударных волн в горных выработках. Связано это с тем, что сечения горных выработок значительно меньше сечений городских автотранспортных тоннелей. К тому же в горных карьерах отсутствуют интенсивные транспортные потоки, присущие крупным городам.
Таким образом, решение проблемы взрывобезопасности автотранспортных тоннелей практически начинается с весьма незначительного предварительного научного задела. Хотя уже имеются примеры возведения очень протяжённых тоннелей (Сен-Готтардский, тоннель под Ла-Маншем, Северо-Муйский и др.), вопросы взрывобезопасности при строительстве практически не рассматривались.
Обеспечение взрывобезопасности городских автотранспортных тоннелей значительной протяженности может потребовать внесения серьёзных изменений и дополнений в практику тоннелестроения, в конструкцию указанных сооружений. В частности, речь идет об оборудовании тоннелей системами датчиков и исполнительных механизмов, организации особого режима проезда через них и т. д.
Современные научные и технические достижения в этой сфере, в том числе полученные в Московском государственном строительном университете (МГСУ), позволяют уменьшать ущерб от взрывов в десятки и даже сотни раз. Такого эффекта можно достигнуть лишь при условии организации правильного учёта всех факторов, влияющих на динамические нагрузки при дефлаграциониом или детонационном взрыве газопаровоздушной смеси.
В настоящее время остро стоит вопрос о создании и применении новых предохранительных противовзрывиых конструкций на основе современных материалов, обеспечивающих в случае внутреннего взрыва неразрушающие нагрузки на взрывоопасные сооружения и наряду с автотранспортного комплекса и этим способных обеспечить защиту при внешних террористических взрывах. Следует заметить, что в МГСУ уже ведётся работа над созданием таких устройств, что позволит в перспективе значительно повысить взры-воустойчивость объектов. Головые показатели безопасности на транспорте в Росши (в среднем за последние пять лет)
Paw опасности I II Ш IV V
Видтраиспорта Автомобильный Воздушный Промышленный Водный Железнодорожный
Количество крушений наварим 182360 30 1150 27 13
Количество погибших 33240 126 37 17 14
Стоит подробнее остановиться на особенностях российского рынка систем охранной и пожарной сигнализации, широко применяемых на объектах автотранспортной инфраструктуры. Указанные секторы рынка не случайно объединяют в один раздел, поскольку во многих случаях используется охранно-пожарная аппаратура, которая должна соответствовать требованиям обоих сегментов рынка.
Практически во всех сегментах рынка охранной и пожарной сигнализации по мере его роста и развития обостряется конкуренция. Лидирующее положение среди нриёмно-контрольных приборов пожарной сигнализации на крупных объектах пока удерживает импортное оборудование, зарекомендовавшее себя как "системы, надёжно работающие с большим числом шлейфов". Здесь наиболее известны иностранные фирмы ESMI, Aritech Honeywell, Siemens, Securitonn др.
В секторе средних и небольших объектов российские производители фактически полностью вытеснили зарубежную продукцию. При этом к числу наиболее видных участников относят "Аргус-Спектр", "Бастион", "Болид", "Детекторе", "ИРСЭТ-Центр", "Контакт", "Рубеж", "Риэлта", "Сибирский Арсенал", "Сигма-ИС".
Последние годы характеризуются бурным развитием электронных систем пожарной безопасности. Появляются новые производители, расширяется номенклатуры выпускаемой продукции. Обострение конкуренции вынуждает производителей применять новейшие достижения микроэлектроники, технологии монтажа электронных схем, шире использовать новые подходы к идеологии функционирования приборов. Значительное влияние на рынок оказывают и нормативные документы в области пожарной безопасности, определяющие применение технических средств.
Одной из заметных тенденций в данном секторе рынка является изменение соотношения объёмов продаж дымовых и тепловых пожарных извещателей. Характерной особенностью российского рынка долгое время был массовый выпуск недорогих тепловых извещателей. Объём же выпуска дымовых составлял всего лишь 10 - 15 % от количества тепловых. На Западе это соотношение прямо противоположно - там объём выпуска тепловых извещателей составляет около 15 % по отношению к дымовым.
Многие эксперты указывают на такие аспекты, как инертность мышления некоторых потребителей, недостаточно высокое качество продукции некоторых компаний, а также необоснованное вмешательство со стороны государства и чиновников. Весьма серьёзным препятствием на пути развития рынка остаётся криминализация бизнеса.
Задание;
1. Рецензия статьи.
2. Какие проблемы развития транспортного комплекса России описаны?
3. Какие меры вы можете предложить по решению указанных проблем?
4. Сегментируйте потребителей услуг транспортного комплекса России.
Кейс 2 по теме семинара 6:
VALTRA СБОРКИ ЧТЗ
На Челябинском тракторном заводе в ближайшее время планируется освоить сборку колёсных экскаваторов-погрузчиков Valtra. Этот вопрос в ходе рабочего визита в Финляндию обсуждался генеральным директором ЧТЗ Валерием Платоновым с руководителями компаний Sisu Diezel и Valtra, входящих в состав американского холдинга Agco Corporation,
Холдинг Agco Corporation контролирует 30 % мирового сельскохозяйственного машиностроения и заинтересован в расширении своего присутствия на российском рынке. Компания Sisu Diezel производит 430 модификаций шести типов дизельных двигателей для инженерной техники. В перспективе челябинские тракторостроители могли бы комплектовать финские инженерные машины агрегатами своего производства для последующей реализации через собственную сбытовую сеть.
Задание:
1. Какие преимущества дает производство экскаваторов-погрузчиков Valtra обеим сторонам?
2. Какой вариант сервиса наиболее приемлем в этой ситуации?
3. Предложите систему сервисных мероприятий для данной техники.
Кейс 3 по теме семинара 6:
ЕДИНЫЙ СЕРВИС МАЗ И "АВТОДИЗЕЛЯ"
![]() |
Минский автомобильный завод совместно с ОАО "Автодизель" планирует усовершенствовать систему гарантийного и послегарантийного обслуживания силовых агрегатов ЯМЗ. Улучшение качества сервиса этих машин основывается на планомерной реализации "Концепции развития сервисного обслуживания автомобильной техники РУН "МАЗ" в Республике Беларусь, РФ и Украине".
На совместном совещании в Ярославле достигнута договорённость об образовании и
развитии единой сервисной сети, включающей предприятия технического обслуживания, созданные на базе дилеров РУП "МАЗ" и ОАО "Автодизель".
Сервисные центры, заключившие договор с ОАО "Автодизель", получат необходимую техническую литературу, каталоги, руководства по эксплуатации и ремонту, программное обеспечение. Кроме того, ярославские специалисты будут организовывать обучение сотрудников службы технического сервиса в своём учебном центре, содействовать информационному обмену.
Прошедшее на Ярославском моторном заводе совместное совещание представителей МАЗа, "РусПромАвто", ОАО "Автодизель", ОАО "ЯЗДА", ОАО "ТМЗ" и сервисных предприятий открыло новые перспективы совместной деятельности. Ведь по его итогам было принято решение открыть представительство ОАО "Автодизель" в Республике Беларусь, а также полноценный склад запасных частей для ярославских моторов на РУП "МАЗ" и в Сервисно-сбытовом центре МАЗ. В дальнейшем планируется расширение единой сервисной сети до 135 предприятий.
Задание:
1. Перечислите известные варим ггы сервиса.
2. Распределите указанные в кейсе мероприятия по видам сервиса.
3. Какие преимущества и недостатки даст расширение единой сервисной сети до 135 предприятий?
Семинар 7. Маркетинговые коммуникации в промышленной среде
Цели:
• дидактическая; обобщение и систематизация изученного материала по разделу 1;
• воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения;
• развивающая: развитие памяти, интереса к специальности, творческого мышления;
• сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний студентов по разделу 1 курса «Промышленный маркетинг».
Структура семинара:
• оргмомент;
• вступительное слово преподавателя, нацеливание на занятие, ответы на вопросы студентов по материалу темы 7;
• повторения материала по теме 7, включая вопросы:
1. Какие элементы маркетинговых коммуникаций, на ваш взгляд, наиболее эффективны на рынке В2В?
2. Какие особенности формирования рекламного текста о товарах промышленного назначения вы можете назвать?
3. Какие средства распространения рекламы целесообразно использовать для про-
движения ППТН-средств труда и ППТН-предметов труда?
4. В чем Вам видится целесообразность организации централизованной деловой переписки?
5. Какие виды промышленных каталогов Вам известны? В чем преимущества каждого вида?
6. Каталоги: цели издания, виды, подготовка каталогов, распространение каталогов.
7. Какие еще специальные методы коммуникаций в промышленной среде Вы можете озвучить?
8. Каковы особенности и значение организации выставочно-ярмарочного мероприятия на предприятии?
• тестирование по теме 7 (по приведенному далее тесту для самоконтроля студентов);
• выставление баллов по результатам тестирования;
• индивидуальная беседа в разрезе тем раздела 1 и одновременное выполнение задания кейса «Деньги требуют осторожности...»,
• подведение итогов.
Приемы активизации: опора на изученный материал по теме семинара и темам раздела 1 в целом, вопросы.
Задание на следующий семинар: Подготовка к защите рефератов.
Кейс по теме семинара 7:
ДЕНЬГИ ТРЕБУЮТ ОСТОРОЖНОСТИ...
Компания "ДИСА" выпустила новую модель бронированного по третьему классу защиты спецавтомобиля, для перевозки ценных грузов - "ДИСА-4903". В сфере обращения наличных денежных средств и ценностей их перевозка неизменно привлекает к себе особое внимание. Бронеавтомобили гражданского назначения на улицах городов уже не экзотика, а неизбежная реальность. Среди огромного их числа одно из ведущих мест занимают бронеавтомобили "ДИСА". Эта фирма, основанная в декабре 1990 года как инженерный центр по разработке конструкций спецавтомобилей (в том числе и бронированных), сегодня занимает одно из ведущих мест в России но их производству.
Новый бронеавтомобиль построен на базе девятитомника КАМАЗ-4308 с колёсной формулой 4x2 (кстати, победителя конкурса "Коммерческий транспорт: Северные звёзды-2005" в номинации "Лучший отечественный грузовик"). Машина оснащена соответствующим требованиям Евро-2 шестацилиндровым 5,9-литровым 178-сильным дизелем Cummins B5.9 180 C1V-0 с турбопадувом, грузоподъёмностью 4175 кг. В базовой комплектации броневик оснащён броневой защитой кабины, топливного бака и аккумуляторной батареи, двумя бойницами в дверях кабины, кондиционером, системой пожаротушения моторного отсека, дополнительным замком водительской двери и дополнительными механическими запорами в дверях кабины.
В список опций включены: переговорное устройство "салон-улица", звуковая и световая сигнализация открытия задних дверей фургона, сигнализация открытия дверей фургона, электроблокировка замка двери, электромеханический замок. За дополнительный обзор (сферическое зеркало правой боковины фургона, наружные зеркала заднего вида с электрорегулировкой и обогревом, дополнительное зеркало заднего вида левого борта в отделении охраны) инкассаторам тоже придётся платить дополнительно.
■
Задание:
1. Просегмситировать рынок бронеавтомобилей. Указать принцип сегментации.
2. Предложить Компании «ДИСА» комплекс мероприятий коммуникативной политики.
3. Разработать рекламный буклет для продвижения данного спецавтомобиля.