Семинары 8 - 16 по разделу 2 «Отраслевой маркетинг»




Цели:

дидактическая: углубление и закрепление знаний, повторе­ние, систематизация;

воспитательная: воспитание культуры речи, навыков само­стоятельности, умения выступать перед аудиторией;

развивающая: развитие интереса к специальности, творческо­го мышления;

сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, полученных студентами самостоятельно.

Структура семинара:

• оргмомент;

• вступительное слово преподавателя, нацеливание на занятие, ответы на вопросы студентов по материалу темы, изученному са­мостоятельно;

• доклады студентов по выполненным рефератам;

• рецензирование доклада;

• подведение итогов.

Приемы активизации: обоснование темы, опора на изученный самостоятельно материал по теме семинара, приведение примеров из периодических изданий и собственного опыта, вопросы.

Задание па следующий семинар: Подготовка к защите рефератов.


Семинар 8 - 9: Особенности изучения конъюнктуры рынков сы­рья

Конъюнктурообразующие факторы, действующие на рынке сы­рья. Показатели изучения конъюнктуры рынков сырья. Особенно­сти анализа и прогнозирования рынков сырья.

Биржевая торговля сырьевыми товарами.

Семинар 10 - 11: Особенности изучения конъюнктуры рынков машин и оборудования

Факторы формирования конъюнктуры рынков машин и оборудо­вания. Показатели конъюнктуры, используемые при анализе и про­гнозировании рынков машин и оборудования. Особенности анализа и прогнозирования рынков машин и оборудования.

Обзор конъюнктуры рынка технологического оборудования.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком машин и оборудова­ния.

Семинар 12. Маркетинг металлов и металлопродукции

Особенности рынка металлов и металлопродукции.

Классификация металлов, сплавов, металлоизделий, основные потребительские свойства.

Факторы, обуславливающие качество металлопродукции. Харак­теристика номенклатура металлопродукции.

Обзор конъюнктуры рынка металлоизделий: анализ спроса, предложения, формирования цен.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком металлов и металло­продукции.

Семинар 13. Маркетинг строительных материалов

Особенности рынка строительных материалов.

Общие сведения и классификация. Номенклатура: природные ка­менные материалы и изделия, материалы на основе неорганических вяжущих веществ (цементы, асбестоцементы), бетоны и строитель­ные растворы, керамические материалы и изделия, битумные и дег­тевые материалы и изделия на их основе, санитарно-технические из­делия.

Обзор конъюнктуры рынка строительных материалов.


 




Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке цемента. Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке новых строительных материалов.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком строительных мате­риалов.

Семинар 14. Маркетинг промышленного топлива

Особенности рынков промышленного топлива. Особенности рынка угля, особенности рынка нефти.

Классификация топлива, его состав и теплотехнические характе­ристики.

Твердое топливо. Классификация, маркировка, область примене­ния, виды поставки, транспортирование.

Нефтепродукты, жидкое топливо, смазочные материалы: клас­сификации, маркировка, область применения, виды поставки, хра­нение, транспортирование.

Обзор конъюнктуры рынка промышленного топлива.

Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке угля. Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке нефти.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынками промышленного топлива.

Семинар 15. Маркетинг продукции неорганической и органиче­ской химии

Особенности рынков химической продукции.

Номенклатура продукции неорганической химии: кислоты, ще­лочи, соли, удобрения.

Принципы товарной классификации, область применения, пра­вила хранения и транспортировки.

Номенклатура продукции органической химии: органические полупродукты, красители, лаки и эмали, изделия из пластмасс, ре­зинотехнические изделия.

Полимерные материалы: классификация, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.

Резинотехнические изделия: свойства, классификация резин, но­менклатура и маркировка резинотехнических изделий, особенности


хранения.

Лакокрасочные материалы: классификация, состав, номенклату­ра и маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.

Обзор конъюнктуры рынка химической продукции.

Маркетинг на рынке минеральных удобрений.

Маркетинг на рынке пластических масс и полимерных материа­лов.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком химической продук­ции.

Семинар 16. Маркетинг лесных материалов и изделий

Особенности рынка лесных материалов и изделий.

Виды лесных материалов. Древесные сортименты.

Круглые лесоматериалы: классификация, маркировка, назначе­ние.

Пиломатериалы: классификация, маркировка, назначение.

Обзор конъюнктуры рынка лесоматериалов.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком лесных материалов и изделий.


 




Тесты для самоконтроля студентов

(с единственным верным ответом, характер вопросов - закрытые)

1. Тест по теме «Концепция промышленного маркетинга»

/. Маркетинг классифицируется на:

а) промышленный и потребительский;

б) международный и народный;

в) коммерческий и финансовый;

г) нет верного ответа.

2. Какие принципы не используются при классификации маркетинга на промышлен­
ный и потребительский:

а) вид товара;

б) стадии воспроизводства;

в) вид покупателя;

г) характер покупателя.

3. Какой подход базируется на том, что процесс маркетинга на промышленных пред­
приятиях практически одинаков, он проходит одни и те же этапы: исследование рынка,
серийное производство, проектирование товара, налаживание системы сбыта:

а) классификация по стадиям воспроизводства;

б) классификация по виду товара;

в) классификация по виду покупателя.

4. Если же покупатель оптовый и целью покупки является производственное потреб­
ление или перепродажа, то имеет место...

а) потребительский маркетинг;

б) промышленный маркетинг;

в) финансовый маркетинг;

г) региональный маркетинг.

5. Совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются
при производстве других товаров или услуг, продаются другим потребителям
- это...:

а) рынок товаров производственного назначения;

б) промышленный рынок;

в) промышленный маркетинг.

6. Товары производственного назначения не классифицируются по:

а) уровню принятия решения;

б) по величине стоимости;

в) быстроте потребления;

г) роли в производстве;

д) по способу реализации продукции.

7. Первичные товары для промышленности - это:

а) полуфабрикаты;

б) материалы;

в) сырье;

г) нет верного ответа.


8. Материалы делятся на:

а) основные и вспомогательные;

б) первичные и вторичные;

в) промышленные и потребительские;

г) все ответы верны.

9. Материалы, полностью участвующие в процессе производства и многие из них пол­
ностью входящие в готовое изделие, называют...

а) вспомогательными;

б) основными;

в) дополнительными;

г) все ответы верны.

10. Материалы, не входящие в состав готового изделия, использующиеся в процессе
производства полностью, способствуя работе оборудования, называют...

а) вспомогательные материалы;

б) основные материалы;

в) дополнительные материалы;

г) взаимозаменяемые материалы.

//. К....... относят: лес, различные руды, химическое сырье, промышленное топливо,

текстильные волокна, растительное и животное сырье.

а) полуфабрикатам;

б) сырьевым товарам;

в) материалам;

г) взаимозаменяемым деталям.

12. Болты, гайки, винты, скрепки, подшипники относят к:

а) полуфабрикатам;

б) комплектующим;

в) взаимодополняющим деталям;

г) комплектному оборудованию.

13. Оборудование делят на:

а) основное и вспомогательное;

б) первичное и вторичное;

в) промышленное и потребительское;

г) нет верного ответа.

14. К ППТН-предметам труда не относится:

а) сырьевые материалы;

б) капитальное оборудование;

в) вспомогательные материалы;

г) топливо.

15. Средства производства, проходящие сферу обмена и обращения, а также пред­
меты, представляющие собой общественную стоимость в непроизводственной сфере:

а) товары народного потребления (ТИП);

б) продукция производственно технического назначения (ППТН);

в) промышленная продукция;

г) промышленные услуги.



2. Тест по теме «Маркетинговые исследования промышленных рынков»

1. С точки зрения эк. теории продукт становится товаром в случае, когда:

а) обладает потребительской стоимостью;

б) способностью обмениваться на другие вещи;

в) а и б верно;

г) нет верных ответов.

2. Чем определяется привлекательность той или иной страны в качестве рынка сбы­
та?

а) средним уровнем дохода населения;

б) уровнем распределения доходов в стране и структурой хозяйства;

в) географическим расположением;

г) субъективным набором требований для сбыта конкретной продукции.

3. Мировой рынок - это:

а) совокупность региональных рынков;

б) национальный + региональный рынки;

в) внутренний + национальный;

г) нет верных ответов.

4. Национальный рынок включает:

а) внутритоварные операции;

б) экспортно-импортные операции;

в) а и б верно;

г) товарные операции, ограниченные гос. границей.

5. В состав мирового рынка входят:

а) открытый и закрытый сектор;

б) закрытый сектор и преференциальная зона;

в) открытый и закрытый сектор + преференциальная зона;

г) открытый сектор + преференциальная зона.

6. Чем отличается преференциальная от свободной экономической зоны?

а) ничем;

б) участникам преференц. зоны предполагаются различные льготы:

в) включают различные страны;

г) нет верных ответов.

7. Зачем нужны оффшорные компании?

а) отмывать капиталы;

б) для манипулирования контрактной ценой;

в) для работы на зарубежных и финансовых рынках;

г) б и в верно.

8. Что является основной особенностью рынков машин и оборудования?

а) производный характер спроса;

б) высокая эластичность спроса;

в) небольшое количество покупателей на рынке;

г) а и в верно.


9. Согласно какому классификационному признаку выделяется внутренний рынок?

а) по характеру конечного использования;

б) по территориальному охвату;

в) по характеру распределения и уровню доходов;

г) нет верных ответов.

10. Уровень дохода определяет спрос на:

а) продовольственные товары;

б) ТНП;

в) экспортные товары;

г) а и б.

11. Наилучшими рынками сбыта для оборудования для добывающей и перерабаты­вающей промышленности являются:

а) страны - импортеры сырья;

б) страны - экспортеры сырья;

в) промышленно развитые страны;

г) верно а и б.

12. Самым привлекательным рынком сбыта для большинства ППТН и ТИП является:

а) рынок стран с экономикой натурального хозяйства;

б) страны - экспортеры;

в) страны-импортеры;

г) промышленно развитые страны.

13. Сфера взаимоотношений по поводу товарообмена;ограниченная государственной
границей - это:

а) региональный рынок;

б) национальный рынок;

в) внутренний рынок;

г) мировой рынок.

14. Сфера обычной коммерческой деятельности практически неограниченного круга
продавцов и покупателей:

а) открытый сектор;

б) закрытый сектор;

в) оффшорная зона;

г) преференциальная зона.

15. Оптовый и розничный рынки выделяют в составе:

а) мирового рынка;

б) национального рынка;

в) регионального рынка;

г) внутреннего рынка.

16. Взаимоотношения в соответствии со специальными соглашениями, предполагаю­
щие предоставление участникам льгот:

а) открытый сектор;

б) закрытый сектор;

в) преференциальная зона;

г) оффшорная зона.


 




3. Тест по теме «Процесс закупки в промышленной среде»

1. Промышленные покупатели характеризуются по:

а) количеству занятых, товарообороту или валовому доходу, объему закупок ресурсов;

б) уровню квалификации персонала, репутации;

в) организационной структуре, сфере деятельности;

г) все перечисленное верно.

2. Модернизация, реновация, абсолютно новый спрос относятся к критериям сегмен­
тации по:

а) характеру причины спроса;

б) типу финансирования;

в) использованию продукта;

г) отраслям хозяйства.

3. Статус, умение убеждать, умение поставить себя на место других относятся к
факторам:

а) окружающей среды;

б) особенностей организации;

в) межличностных отношений;

г) индивидуальных особенностей личности.

4. Какой подход не используется при выявлении «рыночных ниш» неудовлетворенного
спроса:

а) обсуждение подобных вопросов с фирмами, предстоящими наиболее перспектив­
ные сегменты рынка;

б) промышленный шпионаж;

в) разработка перечня проблем, с которыми сталкивается компания;

г) анализ структуры требуемых качесгв и степени их наличия у постоянного продукта.

5. Какие факторы влияют на выбор поставщика при закупке товаров промышленного
назначения?

а) условия платежа, общая репутация поставщика, удобство заказа, доверие к продав­
цам;

б) приспосабливаемость к потребностям заказчика, предлагаемые технические услуги,
надежность продукта, цена, техническая спецификация;

в) простота действия или использования, соблюдение сроков поставки, простота со­
держания и ухода, послепродажное обслуживание;

г) все перечисленное верно.

6. Потребность в ритмичных, качественных поставках является особенно важной:

а) для компаний с современным технологичным производством;

б) заказчики крупных капитальных проектов, рассчитанных на длительный период;

в) для отраслей с непрерывным технологическим циклом:

г) верно а и в.

7. Повышенное внимание к уровню цен уделяется со стороны покупателей промыш­
ленных материалов, если:

а) данная покупка относится к накладным расходам;

б) затраты по приобретению таких материалов входят в прямые издержки производст-


ва готовой продукции;

в) данная покупка осуществляется при закупке части оборудования при осуществле­
нии крупного капитального проекта;

г) престиж поставщика может предопределить коммерческий успех продукции заказ­
чика.

8. На стадии выявления потребности главными лицами являются:

а) советники;

б) пользователи;

в) «фильтры»;

г) прескрипторы.

9. На стадии определения характеристик продукта/услуг не участвуют в принятии
решения:

а) пользователи;

б) советники;

в) снабженцы;

г) прескрипторы.

10. Критический анализ и поиск поставщиков осуществляют:

а) советники;

б) «фильтры»;

в) снабженцы;

г) все перечисленное верно.

11. Анализ предложений и предварительные переговоры не осуществляют:

а) «фильтры»;

б) пользователи;

в) решатели;

г) снабженцы.

12. Выбор поставщика осуществляют:

а) решатели и снабженцы;

б) советники и прескрипторы;

в) прескрипторы и «фильтры»;

г) нет верного ответа.

13. Оценку результатов покупки осуществляют:

а) советники;

б) прескрипторы;

в) «фильтры»;

г) нет верного ответа.

14. Прескрипторы -это...

а) крупные компании, применяющие передовую технологию;

б) лица, влияющие на выбор товаров и услуг при принятии решения о покупке;

в) все компании и организации, вступающие в отношения с производителями и про­
давцами, с целью приобретения товаров и услуг;

г) заказчики капитальных объектов в развивающихся странах, не имеющие достаточ­
ного опыта в выборе поставщиков и осуществлении инжиниринговых работ.


 




 


15. Модель, предполагающая рассмотрение трех ситуаций по целям закупки, соотне­сенных со стадиями процесса покупки носит название:

а) Байгрида;

б) Левитта;

в) Кардозо;

г) Шета.

4. Тест по теме «Товарная политика в промышленном маркетинге»

1. Какие характеристики продукта для промышленного покупателя не являются важными:

а) качество;

б) надежность поставки;

в) условия оплаты;

г) верного нет.

2. Возможности компании по созданию необходимого рынку продукта включают со­
четание двух составляющих:

а) цены и качества продукта;

б) ресурсов и структуры управления компанией;

в) НИОКР и передовых технологий;

г) нет верного ответа.

3. Рациональное, логическое построение, руководствуясь которым организация рас­
считывает решить свои маркетинговые задачи и которое включает в себя конкретные
стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг -
это...

а) стратегия маркетинга;

б) тактика маркетинга;

в) управление маркетингом.

4. Количество предлагаемых ассортиментных групп - это...

а) глубина товарного ассортимента;

б) ширина;

в) сопоставимость.

5. Что представляет собой ассортиментная позиция?

а) конкретную модель, которую предприятие предлагает потребителям;

б) марку продукции, которую предприятие предлагает потребителям;

в) типоразмер продукции, которую предприятие предлагает потребителям;

г) нет верного;

д) верно а, б, в.

6. Какие основные факторы лежат в основе изменения ассортимента продукции?

а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

б) неиспользованные мощности;

в) изменение в товарном ассортименте конкурентов;

г) верно все вышеперечисленное;

д) верно а, в.


7. На каком этапе планирования товарного ассортимента осуществляется создание
нового товара?

а) на первом этапе;

б) на втором этапе;

в) нет верного ответа.

8. Что не включает ревизия товарного ассортимента?

а) анализ показателей сбыта, валовой и чистой прибыли по каждому товару отдельно;

б) расчет доли рынка различных товаров;

в) исследование потребительских свойств нового товара;

г) исследование отношений клиентов к различным товарам.

9. Товары, требующие проведения значительных НИОКР, создаются в течение

с момента зарождения идеи:

а) 2 - 3 лет;

б) 3 - 5 лет;

в) 5-10 лет;

г) нет верного ответа.

10. Какими факторами определяется степень использования качества продукции?

а) квалификацией рабочих и управленцев;

б) достигнутым соотношением совокупного спроса и предложения и степени удовле­
творенности потребностей;

в) достигнутым соотношением цены и качества основных машин и оборудования;

г) верно а, б;

д) верно б, в.

/ /. По однородности характеризуемых свойств выделяют... показатели качества:

а) функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные;

б) единичные, комплексные, интегральные;

в) абсолютные, относительные, удельные;

г) нет верного ответа.

12. Как называются показатели, характеризующие взаимосвязь и взаимозависимость
двух разнородных свойств?

а) относительные;

б) удельные;

в) интегральные;

г) абсолютные.

13. К каким показателям относятся показатели, служащие для установления пара­
метрического или типоразмерногоряда продукции?

а) к классификационным;

б) к оценочным;

в) нет верного ответа;

г) ответы а и б верны.

14. К какой группе показателей относятся показатели технологичности?

а) к функциональным оценочным;

б) к ресурсосберегающим оценочным;


WP'........ " "! iipwwwwpipHWi..


в) к природоохранным оценочным;

г) к классификационным.

15. Какие факторы не относятся к факторам качества ППТН?

а) факторы, формирующие качество;

б) факторы, стимулирующие качество;

в) факторы, позволяющие оценить качество;

г) нет верного ответа.

5. Тест по теме «Ценовая политика в промышленном маркетинге»

1. Какие цены не входят в группу цен производителя:

а) прейскурантные;

б) текущие;

в) контракт ые;

г) расчетные.

2. Цены, установленные на незначительную величину выше или токе округленной -
это:

а) психографические;

б) демофафичеекие;

в) округленные;

г) психологические.

3. Денежное выражение стоимости товара - это:

а) цена;

б) спрос;

в) предложение;

г) нет верного ответа.

4. Вид экономической деятельности бизнес-единицы на основе использования совокуп­
ности параметров спроса и предложения, методов, правил и регламентов по установле-
нию рыночной цены
- это:

а) товарная политика;

б) ценовая политика;

в) политика продвижения;

г) сбытовая политика.

5. Лимитированные цены означают установление:

а) предельных уровней цен как верхних, так и нижних;

б) предельных уровней рентабельности;

в) предельных отклонений от определенного установочного уровня цены;

г) все ответы верны.

6. К техническим приемам установления цены не относится:

а) формирование цены в зависимости от потребительской выгоды;

б) назначение скользящих контрактных цен;

в) установление цены путем аукциона на повышение или понижение;

г) а и б.


7. Цены купли-продажи определяются:

а) условиями поставки, обусловленными в контракте;

б) справочными ценами;

в) маркетинговой политикой компании;

г) производственными затратами.

8. Формирование цены по схеме «средние затраты t прибыль» относится к... прие­
мам:

а) техническим;

б) технологическим;

в) психологическим;

г) социологическим.

9. Сезонные скидки предоставляются:

а) покупателям, берущим на себя определенные функции;

б) покупателям, приобретающим товары в межсезонье;

в) всем оптовым покупателям;

г) нет верного ответа.

10. Неокругленные цены, в сравнении с округленными, воспринимаются как:

а) менее обоснованные;

б) более обоснованные;

в) не обоснованные;

г) воспринимаются так же как и округленные.

//. Продажную цену путем аукциона на повышение или понижение устанавливает:

а) покупатель;

б) производитель;

в) цена устанавливается автоматически;

г) продавец.

12. В рыночные цены входят:

а) мировые и монопольные;

б) мировые и оптовые;

в) картельные и предложения и спроса;

г) верно айв.

13. Снижение продажной цены клиенту при условии, что он за определенный отрезок
времени купит товар в объеме свыше договорного предела - это:

а) кумулятивная скидка;

б) некумуля гивная скидка;

в) престижная скидка;

г) сезонная скидка.

14. Фиктивные скидки означают, что:

а) продажная цена изначально устанавливается выше реальной, а разница оглашается
скидкой;

б) продажная цена изначально устанавливается ниже реальной, а разница оглашается
скидкой;

в) покупная цена изначально устанавливается выше реальной, а разница оглашается


 




скидкой;

г) нет верного ответа.

15. Скидки за большой объем покупок бывают:

а) кумулятивными, некумулятивными, поощрительными и лестничными;

б) кумулятивными, некумулятивными, поощрительными и ступенчатыми

в) кумулятивными, некумулятивными, престижными и лестничными

г) кумулятивными, некумулятивными, престижными и ступенчатыми



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: