Методические рекомендации. Изучение первого вопроса плана поможет сформировать представление об экологической




Изучение первого вопроса плана поможет сформировать представление об экологической культуре.

Под культурой обычно понимается сложный общественный феномен, включающий материальные и духовные ценности, являющиеся продуктом деятельности общества, отчуждаемые от человека и присваиваемые человеком в непрерывном единстве с самой деятельностью.

С социальных позиций культура выступает как система ценностей, выработанных человечеством, сохраняемых и транслируемых им из поколения в поколение. Культура в качестве социального явления может быть определена как проявление сознательной деятельности, т. к. она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости.

В рамках деятельностного подхода культура выступает как способ, мера и результат созидательной деятельности человека и общества, основой которых является нравственный императив.

С личных позиций культура – это результат саморазвития индивида, проявляющийся в характере его деятельности и поведения.

В системе «человек-общество-природа» культура выступает регулятором, способствующим гармонизации их отношений. В процессе социогенеза они видоизменяются, приобретают новые черты, а вместе с ними видоизменяется и культура, наполняется новым содержанием каждая ее подсистема. В современном мире каждый человек должен решить для себя, как ему относиться к природе и окружающему миру, т.е. выработать в себе «экологическую культуру».

Экологическая культура – мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности.

Как система экологическая культура состоит из следующих взаимосвязанных подсистем:

– экологических знаний, которые отражают единство человека и природы, пространственно-временную панорамность их отношений (глобального, регионального, локального, личностного);

– экологического мышления, которое характеризуется комплексностью, диалектикой, прогностичностью, творческим характером, гуманизмом;

– экологической этики, предполагающей признание универсальной ценности всех природных основ жизни, приоритет экологического над экономическим, приоритет экологического императива, то есть, экологически обусловленных границ потребления;

– экологически оправданной деятельности, согласованной с возможностями природного окружения.

В процессе интеграции мирового сообщества особое значение приобретают функции экологической культуры: адаптивно-творческая, прогностическая и коммуникативная.

Определение экологической культуры как важнейшей предпосылки и реальной возможности выхода человечества из глобального экологического кризиса неизбежно подводит к анализу механизмов ее формирования.

Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. В мировой практике используется две основных взаимодополняющих друг друга стратегии такого образования:

· введение в содержание образования на различных уровнях отдельного предмета «экология»;

· экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер.

Однако развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования оказывается недостаточно эффективным.

Необходима концентрация усилий специалистов по комплексной разработке стратегии формирования экологической культуры на основе идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды, а именно:

§ создание и распространение новых форм и методов эколого-образовательной деятельности;

§ соотнесение содержания образования с реальными потребностями и интересами самих обучающихся;

§ достижение применения людьми экологических знаний в практической деятельности;

§ активизация общественного экологического движения.

Такой подход предполагает активное включение различных групп населения в сферу формирования экологической культуры посредством действия соответствующих организационных инструментов и институтов.

При рассмотрении второго вопроса особое внимание следует уделить истокам экологического сознания.

Проблема экологического сознания является сравнительно новой, стоящей на перепутье экологии, философии и социологии. В научной литературе феномен экологического сознания исследуется с различных точек зрения. Согласно определению, данному в научной работе А. Л. Крайнова: «Экологическое сознание – одно из проявлений сознания человека, ориентированное на жизненное пространство человека, направляющее его деятельность на сохранение данного пространства в состоянии экологической стабильности, улучшение его экологической обстановки и предотвращение экологического кризиса».

Максимально глубоко исследуется проблема экологического сознания в синергетическом и образовательном подходах. Синергетический подход представлен работами Н. Н. Моисеева, Е. Н. Князевой, А. А. Кузьминой, рассматривающих природу и человека как две взаимосвязанных равновесных самоорганизующихся системы с нелинейными процессами, находящимися в состоянии конфликта и равновесия.

Взаимоотношения человека с природой, развиваясь поэтапно, порождали различные типы экологического сознания. Периоду включения человека в природу и полной зависимости от неё присущ гармонический тип, индустриальному обществу и техногенной цивилизации соответствует технократический тип, наконец, коэволюционную стадию взаимоотношений человека со своим жизненным пространством олицетворяет натуралистический тип экологического сознания.

Идеальная модель экологического сознания личности включает в себя:

- владение целостной картиной современного мира и осознание места человека в ней;

- владение системой принципов, позволяющих выполнять основные социальные функции человека в соответствии со своей экологической позицией в обществе;

- требования к личности, которая в экологическом отношении сформирована разносторонне, гармонично, целостно, имеющей экологические приоритеты над экономическими.

Исходя из этого можно выделить четыре типа отношения человека к природной среде:

a) осознанная экологическая деятельность – экологическая деятельность, основанная на экологическом сознании, целью которой является предотвращение экологического кризиса и формирование экологической культуры;

b) стихийная экологическая деятельность – данная деятельность хотя и не основана на экологическом сознании, но её результаты совпадают с результатами, получающимися при осознанной экологической деятельности;

c) осознанное нанесение вреда окружающей среде – стремление человека полностью подчинить себе природу, основанное, главным образом, на техногенном сознании;

d) стихийное нанесение вреда окружающей среде – универсальный и всеобщий тип взаимоотношения человека с природой, не имеющий четких временных границ и проявляющийся в любое время, в любом месте.

В идеальную модель экологического сознания также входит приоритет экологических ценностей, а именно: воплощение в жизнь разумной организации взаимодействия общества и природы, отказ от стихийного, хищнического отношения к ней. По словам Н.Н.Моисеева «Нам необходимо точно знать, что Обществу запрещено Природой, что может нарушить стабильность биосферы, разрушить условия, при которых люди могут жить и строить свою цивилизацию». Так складывается представление об «экологическом императиве», или «запретной черте», переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. По представлениям Н.Н.Моисеева: «Экологический императив – совокупность условий таких – уже недопустимых – нарушений природы, которые могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы…» [Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990].

Экологический императив складывается из нескольких условий, назовем, в частности, следующие:

во-первых, - это запрет войн. Расчеты ученых показали, что даже одного процента существующего ныне ядерного арсенала достаточно, чтобы не только уничтожить человека на Земле, но и погубить все высшие животные и растения. Произойдет полная перестройка климата и всех прочих условий жизни на планете, места для Разума в новой биосфере уже не окажется;

во-вторых, - это сохранение неизменными основных характеристик биосферы. Непрерывное загрязнение Мирового океана, к примеру, может привести к тому, что он покроется мономолекулярной пленкой нефти, что приведет к разрушению обмена энергией и влагой между океаном и атмосферой, а такой обмен – основа земного климата;

в-третьих, - скорость изменения состояния окружающей среды должна быть очень медленной и постепенной для того, чтобы общество могло адаптироваться к новым условиям жизни;

в четвертых, - не только биосфера в целом, но и любой обитаемый участок Земли должен сохранить свои свойства, позволяющие людям жить.

Таким образом, экологический императив – это один из основных законов, с помощью которых удается сохранить целостность экологической системы. В феномене экологического сознания акцент должен быть сделан на двойственности человеческой природы – синтезе социального и биологического в ней.

Третий вопрос семинарского занятия направлен на изучение основ учения о ноосфере В.И. Вернадского.

Ноосфера (сфера разума) – это живая оболочка Земли, охваченная сознательной, гуманной деятельностью людей и обеспечивающая прогресс человечества. Понятие ноосфера неотделимо от научной картины мира, сложившейся в ХХ столетии. Создатели концепции ноосферы – палеонтолог Эдуард Леруа, философ-теолог Пьер Тейяр де Шарден и ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский одинаково подходили к оценке человеческой истории и выделяли эту сферу в качестве особой организации разумной жизни на планете.

Французский философ Эдуард Леруа (1870 – 1954) в своей книге «Происхождение человечества и эволюция разума» указывал, что написание данной работы стало возможным под влиянием лекций В. И. Вернадского о биосфере Земли и биогеохимических процессах, слушателем которых он оказался. Э. Леруа пишет, что он принимает учение Вернадского о биосфере, но делает акцент на современном влиянии человеческой деятельности, вводя понятие ноосферы: «Если мы хотим включить человечество во всеобщую историю Жизни, не искажая его роль и не дезорганизуя ее, то совершенно необходимо поместить Человека на самом верху предшествующей природы в положении, когда он над ней господствует, но не вырывать из нее, и это сводится к тому представлению, что выше животного уровня биосфера последовательно продолжается в человеческой сфере мысли, свободного и сознательного творчества – собственно мышления; короче, в сфере сознания или Ноосфере ».

Естествоиспытатель и священник Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) в своем творчестве объединил идеи творения с идеями эволюционного процесса. Мир, в понимании Тейяра де Шардена, предстает как живой организм, пронизанный Божеством и устремленный к совершенству. Это стремление проявляется в эволюции Универсума, вершиной которой оказывается Человек. В качестве основания такого стремления выступает «внутреннее» начало, «радиальная энергия», которая направляет материальный мир к усложнению.

В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет четыре ступени или этапа:

1 этап. Преджизнь («В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее, беспредельно распространяющейся преджизни) – этап геогенеза;

2 этап. Жизнь (появление биосферы как одной наиболее высокой ветви «среди других менее прогрессивных или менее удачных порождений преджизни») – этап биогенеза и психогенеза;

3 этап. Мысль (с этого момента берет начало процесс трансформации, затрагивающий «состояние всей планеты») – этап, или эра ноогенеза;

4 этап. Сверхжизнь («Жизнь – делающая скачок вперед под воздействием коллективного мышления»).

Тем самым Тейяр де Шарден выдвигает гипотезу о присущей материальному миру тенденции к усложнению, о направленности эволюционного процесса. Сегодня эта гипотеза, выражаясь языком В. И. Вернадского, является «научно-эмпирическим обобщением». Тейяр де Шарден приводит различные доказательства в пользу существования направленности развития в сторону все менее и менее вероятностных структур. «Изгибаясь под действием мышления, цепи замыкаются и ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними». Опорная, стержневая линия ствола эволюционного процесса приводит к ноосфере – «мыслящей оболочке планеты», существующей «вне биосферы и над ней».

В. И. Вернадский приходит к идее ноосферы в результате глубокого исследования эволюционного процесса Земли, объединяющего космические, геологические, биогенные и антропологические процессы. В своей книге «Биохимические очерки», завершенной в начале 1930-х годов, он отмечает, что создание ноосферы непрерывно осуществляется человеческими цивилизациями последние 5-7 тысяч лет.

В текстах его работ можно встретить утверждение о том, что ноосфера начинается с момента возникновения человечества, что она возникает в настоящий момент и что утверждение ноосферы видится в отдаленном будущем – на высшем уровне планетарного сознания и деятельности человека. В ряде работ В. И. Вернадский отмечает следующие черты развития ноосферы: достижение единства человеческого рода и единства человека и биосферы; гуманизация, демократизация социальных процессов; рост научного знания и широкое внедрение его в жизнь; планомерность и рациональность управления социоприродными процессами. В своих работах В. И. Вернадский рассматривает ноосферу не просто как сферу разума (от греческих noos – разум и sphaira – шар), а как многоуровневое понятие и как сложное явление, раскрывает его по многим параметрам и направлениям – этимологическому, хронологическому, генетическому, антропогенному, прогностическому.

Ноосфера представляет собой такое единство природы и общества, в котором человек и его разум, а также деятельность являются доминирующими, становятся геологическим фактором в эволюционном процессе. Этот фактор предполагает значительное усиление разумного аспекта человеческой деятельности, ответственности за все принимаемые решения. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте». Становление ноосферы, таким образом, предполагает возрастание роли каждого отдельного человека. Важнейшим делом жизни мыслящей личности Вернадский видит сознание необходимости постоянного поиска научного понимания окружающего мира.

Связывая дальнейшую эволюцию биосферы прежде всего с развитием человеческого общества и его производительных сил, Вернадский пишет: «Человек своим трудом – и своим сознательным отношением к жизни – перерабатывает земную оболочку – геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу» [Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. С.480].

Однако В. И. Вернадский не раз писал о том, что совместное согласованное развитие с Природой потребует создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. По мнению В. И. Вернадского, ноосфера, – это не просто общество, существующее в определенной среде, служащей пассивным поставщиком вещества и энергии, и не сама по себе отдельно взятая среда, хотя бы и подвергшаяся сильному воздействию социальной жизни. Это нечто единое целое, в котором сливаются развивающееся общество и изменяемая им природа, взаимодействующие самым тесным образом. Можно с уверенностью сказать, что здесь действуют особые закономерности, в которых сложнейшим образом переплетаются законы неживой и живой природы, законы общества и законы человеческого мышления. О наличии таких интегральных законов мало что известно, и их отыскание – задача огромной трудности. Трудность усугубляется еще и тем обстоятельством, что сам объект, в котором действуют такие закономерности, формируется, можно сказать, на наших глазах и еще полностью не обрел, вероятно, всех своих отличительных специфических черт. Однако поиски этих законов имеют колоссальную не только теоретическую, но и сугубо практическую важность. Таким образом, ноосфера – это целостное единство общества и природы, осознанно и целесообразно изменяемой человеком.

Рассмотрим условия, необходимые для становления и существования ноосферы, выведенные В. И. Вернадским.

1. Заселение человеком всей планеты.

Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.

Данное условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

Это условие можно считать выполняющимся. Возникшая после Второй мировой войны Организация Объединенных Наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г. Идея об объединении всего человечества становится реальностью только в наше время… Ясно, что создание такого единства есть необходимое условие организованности ноосферы и к нему человечество неизбежно придет.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

Это условие также можно считать выполненным. Человек стал геологической силой планетарного масштаба, преобладающей над теми естественными процессами, которые мы называем геологическими, но именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

В работах последнего десятилетия своей жизни В. И. Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии.

Данное условие выполнено. Человечество получило в свое распоряжение очень мощный источник энергии – энергию атомного распада.

7. Равенство людей всех рас и религий.

Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

8. Возрастание роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Это условие соблюдается в странах с развитой демократией.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной мысли.

В России совсем еще недавно наука находилась под колоссальным гнетом философских и политических настроений. Однако в большинстве развитых и даже развивающихся стран наука от таких давлений совершенно свободна, а государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния населения.

О выполнении этого условия трудно судить объективно, так как на планете существуют страны, стоящие на пороге голода и нищеты. Однако В. И. Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправленно, что на этом пути временные отступления неизбежны. Поэтому можно рассматривать обстановку, сложившуюся сейчас в некоторых странах как явление временное и преходящее.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине ХХ века несомненно начали осуществляться. К примеру, всемирное экологическое движение за выживание.

12. Исключение войн из жизни общества.

Это условие В. И. Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Оно еще не выполнено.

Таким образом, многие из сформулированных В. И. Вернадским условий перехода от биосферы к ноосфере сейчас реализованы; многие, но далеко не все.

В ХХ столетии качественный скачок в образовании ноосферы связан с появлением биотехносферы – экологической сферы, создаваемой людьми на основе синтеза живой природы и технических систем. Используя достижения биологических и технических наук, кибернетики и экологических знаний, развитые страны разрабатывают модели стойких экосистем на урбанизированных и техногенных территориях.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем связь экологии и культуры?

2. Что включает в себя понятие экологическая культура?

3. Из каких взаимосвязанных подсистем состоит экологическая культура?

4. Какие существуют функции экологической культуры?

5. Какова роль экологического образования и воспитания?

6. Кому принадлежат истоки термина ноосфера?

7. Путь эволюции мира в концепции Тейяра де Шардена?

8. В чем состоит концепция ноосферы Вернадского?

9. Каковы условия, необходимые для становления и существования ноосферы, выведенные В. И. Вернадским?

10. Как соотносится понятие «Ноосфера» и концепция коэволюции?

 

Семинарское занятие №9

Социальная экология и устойчивое общественное развитие

 

ПЛАН

1. Концепция устойчивого экологически безопасного развития.

2. Проблема перехода от парадигмы человеческой исключительности в науке и человеческой деятельности к новой социально-экологической парадигме.

3. Переход к новой социально-экологической парадигме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: