Методические рекомендации. Цель семинара состоит в осознании необходимости появления в обществе новой




Цель семинара состоит в осознании необходимости появления в обществе новой экологической парадигмы – парадигмы единства человека, общества и изменяемой им природы.

Первый вопрос посвящен изучению основных положений концепции устойчивого развития современного общества.

Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем. В связи с их нарастанием впервые за все время существования жизни на Земле был остро поставлен вопрос о возможности дальнейшего выживания человечества.

В документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд) «устойчивое развитие» определяется как такое, которое, не приводя к существенным деградационным изменениям природной среды, способно обеспечить стабильный экономический рост и удовлетворить соответствующие потребности наших современников без ущемления потребностей последующих поколений землян.

С современными представлениями об «устойчивом развитии» тесно связаны идеи В.И. Вернадского, который утверждал, что человечество, вступившее в эпоху ноосферы, сможет решить все свои проблемы, лишь став единым целым. Еще недавно в условиях разобщенного, раздробленного, противостоящего друг другу человеческого сообщества, такая перспектива казалась лишь идеальной умозрительной конструкцией. Но объективное развитие ситуации и, прежде всего, угроза глобального экологического кризиса сделали свое дело.

В 1992 году в Бразилии в Рио-де-Жанейро состоялась крупнейшая в истории встреча глав государств и правительств 179 государств на Земле. Ее участники приняли важнейшие решения по развитию мировой экономики и обеспечению безопасного будущего человечества, предложили проект экономически, экологически и социально устойчивого развития мирового сообщества. В документах встречи, прежде всего, отмечалась пагубность лишь односторонних подходов к комплексным проблемам выживания человечества.

Однако ни конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992), ни последующие Специальные генеральные ассамблеи ООН (1997, 2002 гг) не привели к согласию относительно приоритетов по проблемам взаимодействия экодинамики и социально-экономического развития. Главную озабоченность ученых вызывает продолжающийся рост населения земного шара и обостряющиеся противоречия между производством и потреблением. В контексте идеи «устойчивого развития» очевидной становится необходимость смены общественной парадигмы с учетом мировой экодинамики и социально-экономического развития.

Второй вопрос направлен на изучение проблемы перехода от парадигмы человеческой исключительности в науке и человеческой деятельности к новой социально-экологической парадигме.

Новая экологическая парадигма – парадигма единства человека, общества и изменяемой им природы. Ее особенности – признание человечеством идеи ненасилия, ориентация на диалог и сотрудничество в отношениях между людьми, этносами и обществами, на снижение напряженности и агрессивности и внутри личности и в межличностных отношениях; поиск динамического равновесия между деятельностью человека и природными биогеоценозами.

Сложившаяся ситуация в практическом плане выдвигает перед обществом задачу перехода не только на новые вещественно-энергетические технологии, которые были бы способны поставить под контроль состояние природной среды и обеспечить ее жизнепригодность, но речь о смене мировоззренческой ориентации современного общества, подразумевающее коэволюционное развитие.

В настоящее время под коэволюцией, прежде всего, понимается сосуществование и соразвитие мира природы и мира цивилизации на Земле [Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. С. 108.].

Коэволюция – это одно из «начал» Природы, составляющих компоненту глобального эволюционного процесса. Можно сказать, что коэволюция имеет дело с отношениями между системами, с корреляцией эволюционных изменений. Отношения между системами могут быть самыми разнообразными, но коэволюционный подход выделяет те, которые сопряжены, взаимно адаптированы друг к другу. С.Н. Родин отмечает в своей монографии, что понятие «сопряженность» является центральным, поскольку сопряженность эволюционных изменений выполняет двоякую функцию – сохранения целостности системы и участия в становлении новой целостности. Сопряженность неразрывно связана с кооперативностью, с таким типом взаимодействия, который в человеческих взаимоотношениях называется сотрудничеством, взаимопомощью, солидарностью.

Понятие «коэволюция» подчеркивает взаимопроникновение биологического и социального, их взаимодополнительность в предельно широких масштабах. Коэволюция природы и общества – эта область исследований, которая уже не является собственно естественно-научной, что подтверждается современными научными концепциями глобального эволюционизма, претендующие на то, чтобы дать обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов.

Изучение коэволюции, то есть сосуществования и соразвития человека и природы, является и сегодня актуальным направлением исследований. Эти идеи получили интенсивное развитие в работах Э.В. Гирусова, Р.С. Карпинской, В.А. Кутырева, И.К. Лисеева, Н.Н. Моисеева и других. Коэволюционная стратегия нацеливает на глубинное осмысление путей совместной эволюции биосферы и ноосферы, природы и человеческой культуры. Идеи коэволюции ведут к новому осмыслению современного места человека в социальных и природных процессах.

Н.И. Моисеев называет обеспечение коэволюции, как совместного гармоничного развития Природы и Общества, центральной проблемой теории развития ноосферы. Основной такого развития, по его убеждению, должно стать постоянное соизмерение человеческой деятельности с возможностями окружающей среды.

Подводя итоги, следует отметить, что обострение глобальных экологических проблем в наши дни имеет свои конкретные, глубокие причины. Оно отражает глубинный кризис культуры, связанный с разрывом когнитивных и ценностных ориентиров человеческой деятельности. Это актуализирует конфликт между бурным развитием науки и техники и социальными условиями современного общества. Решение глобальных проблем требуют принципиальных изменений в сознании человека, его взаимоотношений с природой. Путь к этому – формирование нового экологического сознания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как определяется понятие «устойчивое развитие»?

2. На каком форуме была принята концепция устойчивого развития?

3. Как соотносятся между собой «стратегия устойчивого развития» и « концепция коэволюции»?

4. Каковы основные постулаты стратегии устойчивого развития?

5. Какова роль системы пропаганды, экологического образования и воспитания в осуществлении стратегии устойчивого развития в РФ?

6. В чем проявляется связь между экологией и культурой?

7. Каковы механизмы формирования экологической культуры?

8. В чем состоят основные черты модели идеального экологического сознания личности?

9. В чем состоит новая экологическая парадигма?

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

Абиотические экологические факторы ¾ факторы неорганической природы (свет, температура, влажность, давление, физиче­ские поля ¾ гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)

Адаптация ¾ приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптивность ¾ способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптивная стратегия ¾ способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.

Адаптивные факторы ¾ свойства окружающей среды, к воздействию которых человек вынужден приспосабливаться.

Адаптированность ¾ приспособленность организма к конкретным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.

Акклиматизация ¾ приспособление растений, животных и человека к жизни в новых, непривычных климатических условиях.

Активность ¾ всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Активность личности ¾ деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.

Антропоген ¾ одно из названий четвертичного периода; дано на том основании, что в начале этого периода появился человек.

Антропогенное воздействие на природу ¾ прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.

Антропоцентризм ¾ воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Артеприрода (третья природа по Н.Ф. Реймерсу) ¾ весь искусственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления, неизбежно начинающий разрушаться.

Атмосфера ¾ газовая, воздушная оболочка, окружающая зем­ной шар и связанная с ним силой тяжести.

Бедствие экологическое ¾ любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.

Биогеоценоз ¾ сложная природная система, совокупность однородных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и ми­ра микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена вещест­вом и энергией.

Биосфера ¾ область распространения жизни на Земле. Б. охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Биотические экологические факторы ¾ это прямые или опосредованные воздействия со стороны других организмов, населяю­щих среду обитания человека (животных, растений, микроорганизмов).

Биоценоз ¾ взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водо­ема, характеризуемая определенными отношениями между орга­низмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Бихевиоризм ¾ направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сво­дящее психику к различным формам поведения, понятого как со­вокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Болезнь ¾ состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процесса), направленных на его восстановление.

Болезни урбанизации ¾ группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнением окружающей среды.

Взрыв демографический ¾ резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэкологических условий жизни.

Вид ¾ совокупность популяций особей, обладающих сходными морфофизиологическими признаками, способных скрещиваться и иметь плодовитое потомство.

Воспитание экологическое ¾ воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к сово­купности природных и социальных благ.

Восприятие ¾ целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные системы организма.

Генофонд ¾ совокупность генов, имеющихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

Геоэкология ¾ наука о взаимодействии географических, биологических и социально-производственных систем. Особое внима­ние г. обращает на антропогенные процессы экологической дестабилизации и опустошения земель, разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.

Гидросфера ¾ водная оболочка Земли, включающая в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды.

Гомеостаз(ис) ¾ состояние подвижного равновесия (постоянного и устойчивого неравновесия) гео-, экосистемы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, постоянной функциональной саморегуляцией природных систем.

Гуманизм ¾ мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Даосизм ¾ одно из направлений древнекитайской философии, возникшее в IV¾III вв. до н.э., основное понятие «дао», в центре учения ¾ призыв к человеку освободиться от искусственных норм и предписаний и вернуться к жизни, близкой к природе.

Здоровье человека ¾ объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Зона экологического кризиса ¾ территории с сильным загрязне­нием (содержание загрязняющих веществ в 5¾10 раз выше предельно допустимой концентрации), с резким снижением продуктивности экосистем; деградация земель проявляется на 20¾50% площади территории; возможно лишь выборочное хозяйственное ее использование; структурно-функциональная целостность ландшафтов теряет устойчивость; нарушения носят труднообратимый характер.

Зона экологического риска ¾ территории с повышенным загрязнением (содержание загрязняющих веществ в 2¾5 раз выше предельно допустимой концентрации), с заметным снижением продуктивности экосистем; деградация земель захватывает 5¾20% территории; нарушения носят обратимый характер, ослабление антропогенных нагрузок может привести к улучшению экологической ситуации, повышению качества возобновляемых ресурсов, восстановлению структурно-функциональной целостности ландшафтов.

Индивид ¾ человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденных и приобретенных качеств, носитель индивидуального своеобразия черт.

Индуизм ¾ религия, в основе которой учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.

Ислам ¾ одна из мировых религий, главные принципы которой изложены в Коране, основной догмат ¾ поклонение единому Богу ¾ Аллаху и признание Мухаммеда посланником Аллаха.

Квазиприрода (вторая природа по Н.Ф. Реймерсу) ¾ все элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные людьми и характеризующиеся в отличие от собственно природной среды неспособностью к системному самоподдержанию (т.е. постепенно разрушающиеся без постоянного регу­лирующего воздействия со стороны человека).

Кислотные осадки ¾ любые атмосферные осадки (дожди, тума­ны, снег), кислотность которых выше нормальной.

Климат ¾ режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического положения.

Комфортность среды ¾ субъективное чувство и объективное состояние полного физического и душевного здоровья в данных условиях окружающей человека среды, включая природные и социально-экономические показатели.

Культура ¾ возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание ¾ исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Личность ¾ индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Ландшафт ¾ природный географический комплекс, определяемый как сравнительно небольшой специфичный и однородный участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами.

Литосфера (земная кора) ¾ верхняя твердая каменная оболочка Земли, ограниченная сверху атмосферой и гидросферой, а снизу ¾ поверхностью субстрата мантии, устанавливаемой по сейсмиче­ским данным.

Микроорганизмы ¾ мельчайшие, преимущественно одноклеточные живые существа различной систематической принадлежности (представляющие как растительное, так и животное царства), наблюдаемые только в микроскоп.

Монизм ¾ философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.).

Мониторинг ¾ наблюдение и контроль за изменениями состояния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности, предупреждение о явлениях, неблагоприятных для жизни, здоровья и производственной деятельности людей.

Мутаген ¾ любой фактор, вызывающий мутацию.

Мутация ¾ любое изменение наследственной информации организма, записанной в молекулах нуклеиновых кислот.

Нагрузка антропогенная ¾ степень прямого и косвенного воздействия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты и элементы (ландшафты, природные ресурсы, виды и т.д.).

Насилие ¾ это форма принуждения со стороны одной группы людей (со стороны одного человека) по отношению к другой группе (другому человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.

Ненасилие ¾ идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, с природой, с другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление способ­ности всего живого к позитивному самоуправлению.

Неоген ¾ геологический период, относящийся к самой молодой, кайнозойской эре; начался 25 млн. лет назад. Его начало сопровождалось резким обновлением наземной флоры и фауны; в этот период на Земле появились первые человекообразные обезьяны.

Неолит (новокаменный век) ¾ эпоха в истории развития человеческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шлифованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия ¾ переходом от присваивающей к производящей форме хозяйствования.

Ноосфера (сфера разума) ¾ гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.

Озоновый экран ¾ слой атмосферы с наибольшей концентрацией молекул озона О3 на высоте около 20¾25 км, поглощающий жесткое ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов. Разрушение о.э. в результате антропогенного загрязнения атмо­сферы таит угрозу всему живому, и прежде всего человеку.

Ойкумена ¾ совокупность областей земного шара, которые по представлениям древних греков были заселены человеком.

Окружающая среда ¾ среда обитания и производственной деятельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы. Складывается из природной среды и социосферы.

Палеолит (древний каменный век) ¾ эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отделкой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения. Различают ранний п. и поздний п.

Парниковый эффект ¾ разогрев приземного слоя атмосферы, вызванный поглощением длинноволнового (теплового) излучения земной поверхности. Главной причиной этого процесса является обогащение атмосферы газами, поглощающими тепловое излучение. Наиболее важную роль здесь играет повышение содержания углекислого газа (CО2) в атмосфере.

Пассионарность (по Л.Н. Гумилеву) ¾ непреоборимое стремле­ние людей (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности.

Пассионарный толчок ¾ быстрое повышение пассионарности.

Патогенность ¾ способность живых существ, прежде всего микроорганизмов, вызывать заболевания других организмов, в том числе человека.

Пестициды ¾ вещества, убивающие вредителей, например насекомых или крыс.

Пищевая цепь ¾ ряд видов или групп, каждое предыдущее звено в котором служит пищей следующему.

Поздний палеолит ¾ новый этап материальной культуры палеолита, связанный с деятельностью Человека разумного.

Популяция ¾ группа особей одного вида, занимающая определенное пространство.

Потребность человека ¾ состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) ¾ максимальная концентрация загрязняющих веществ, не влияющая негативно на здоровье людей настоящего и последую­щих поколений при воздействии на организм человека в течение всей его жизни.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) ¾ максимальный объем веществ в единицу времени, который не ведет к превышению их предельно допустимой концентрации.

Природная среда ¾ совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человека.

Ранний палеолит ¾ время материальной культуры, связанной с деятельностью Человека умелого и Человека прямостоящего.

Растения ¾ автотрофные (потребляющие органические вещества, полученные путем преобразования из неорганических) живые организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих обычно из целлюлозы.

Растительность ¾ совокупность растительных сообществ какой-либо территории.

Резистентность (устойчивость) ¾ свойство болезнетворных организмов или вредителей противостоять действию лекарств или пестицидов.

Рекреационная среда ¾ часть жизненной среды человека, организуемая и развиваемая в целях обеспечения условий преодоления утомления и усталости человека, а также восстановления его физического и психического здоровья.

Религия ¾ мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере существующего Бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Ресурсы возобновимые ¾ все природные ресурсы, включенные в биосферный круговорот веществ, способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека.

Ресурсы невозобновимые ¾ часть природных ресурсов, не способная к самовосстановлению в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятельности людей.

Рефлекс ¾ ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредованный нервной системой и проявляющийся в сокращении мышц, выделении секретов и т.п.

Скученность населения ¾ плотность населения, отрицательно влияющая на здоровье людей.

Сознание ¾ свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Социально-производственные факторы ¾ факторы воздействия на окружающую среду, связанные с промышленным и сельскохозяйственным производством, с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе.

Социальный детерминизм ¾ философская доктрина, утверждающая причинную обусловленность явлений природы и общества социально-экономическими факторами.

Социальная экология ¾ комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) и личности с природной и социальной средой.

Социально-бытовая среда человека ¾ часть жизненной среды, которая организуется и развивается в целях обеспечения необходимых условий существования, жизнедеятельности человека как биосоциального существа и поддержания его физического и психического здоровья.

Социально-трудовой потенциал (по В.П. Казначееву) ¾ способ организации жизнедеятельности человеческой популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяций создает оптимальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения.

Среда ¾ вещество или пространство, окружающее данный объект.

Среда обитания человека ¾ природные тела или явления, с которыми организм человека находится во взаимоотношениях; совокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.

Стихийные бедствия ¾ катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Стресс ¾ совокупность физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (агрессоров): холода, голода, физических и психических травм, облучения, инфекции ¾ или, наоборот, благоприятных: радости, полового возбуждения и т.д.

Субъект ¾ индивид или группа индивидов как источник познания и преобразования действительности.

Техносфера ¾ часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины и водохранилища и т.п.

Толерантность ¾ терпимость, устойчивость, способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо экологического фактора.

Тотем ¾ животное, растение, явление природы, которые у родовых групп людей служат объектом религиозного почитания, основанного на вере в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом.

Тотемизм ¾ поклонение тотему.

Тропизмы ¾ движения (рост) растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внеш­ней среды.

Трофический ¾ относящийся к питанию.

Устойчивое развитие ¾ развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Урбанизация ¾ рост и развитие городов.

Фауна ¾ совокупность видов животных.

Феноакклиматизация ¾ непосредственная реакция организма на новую среду, выражавшаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие.

Флора ¾ совокупность видов растений.

Фрустрация ¾ обман, расстройство, разрушение планов ¾ психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Христианство ¾ одна из трех мировых религий, имеет три ос­новные ветви: католицизм, православие, протестантизм, общим объединяющим признаком которых является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира; главным источником вероучения является Священное Писание.

Ценность ¾ положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Человек прямостоящий (Homo erectus) ¾ вид, образовавший около 1 млн. лет назад следующую, после Человека умелого, ступень эволюции биологического рода Человек (Homo).

Человек разумный (Homo sapiens; H. sapiens sapiens) ¾ вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.

Человек умелый (Homo habilis) ¾ вид, с которым связывают формирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн. лет.

Четвертичный период ¾ современный период в истории развития Земли продолжительностью, по разным данным, от 1,5 до 3,5 млн. лет. Ч. п. характеризуется неоднократным чередованием холодных и теплых климатических эпох. В холодные эпохи разви­вались мощные материковые оледенения.

Экологическая ниша ¾ совокупность всех факторов среды в ареале, при которых возможно существование определенного вида животных, растений или микроорганизмов.

Экологическая этика ¾ междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.

Экологические факторы ¾ условия среды как движущая сила жизнедеятельности организмов, на которые живое реагирует приспособительными реакциями. Различают э. ф. абиотические и биотические.

Экология ¾ наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ с абиотическими и биотическими экологическими факторами.

Экология социальная ¾ см. социальная экология.

Экология человека ¾ наука, рассматривающая биосферу как экологическую нишу человечества, изучающая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроиз­водство.

Экосистема ¾ комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией, информацией.

Эксцентризм ¾ воззрение, согласно которому природные объ­екты воспринимаются в качестве полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Для э. характерны ориентированность на экологическую целесообразность, непротивопоставление человека и природы.

Эмоции ¾ особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эрозия ¾ процесс разрушения земной поверхности водными потоками.

Этика ¾ философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

 

При составлении словаря использовались следующие источники: «Краткая философская энциклопедия» (1990); «Общая экология» (К.М. Петров, 1998); «Популярный биологический словарь» (Н.Ф. Реймерс, 1991); «Популярная медицинская энциклопедия» (1980); «Прикладная экология» (В.А. Вронский, 1996); «Психологический словарь» (под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, 1997); «Психология. Словарь» (под ред. А. В.Петровского, М.Г. Ярошевского, 1990); «Российская педагогическая энциклопедия» (в 2 т., 1993); «Советский энциклопедический словарь» (1985); «Современный словарь иностранных слов» (1994); «Среда нашего обитания» (П. Ревелль, Ч. Ревелль, 1995); «Философский энциклопедический словарь» (1983); «Экология. Школьный справочник» (А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина, 1998); «Энциклопедический словарь географических терминов» (1968); «Экология человека» (Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин, 1994).

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫКУРСА  
Семинарское занятие №1. Социальная экология ее предмет, место, принципы, законы  
Семинарское занятие №2. Типы экосистем и биосферный подход к решению экологических проблем.  
РАЗДЕЛ 2. ЭКОЛОГИЯ. ОБЩЕСТВО. СРЕДА.  
Семинарское занятие №3. Природа и цивилизация. Место человека в биосферных процессах.  
Семинарское занятие №4. Экологический кризис и возможности его развития.  
Семинарское занятие №5.Взаимосвязь экологической и демографической проблем  
Семинарское занятие №6. Экология и урбанизация, современные проблемы и тенденции.  
РАЗДЕЛ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  
Семинарское занятие №7. Осуществление экологической политики в России и регионе.  
РАЗДЕЛ 4.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЭТИКА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ  
Семинарское занятие №8. Формирование экологической культуры  
Семинарское занятие №9. Социальная экология и устойчивое общественное развитие  
ГЛОССАРИЙ  

 

Учебное издание

 

 

Калинникова Марина Викторовна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: