М.В. Калинникова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
М.В. Калинникова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Учебно-методическое пособие
Для самостоятельной работы бакалавров
Саратов
УДК 316.334.5:303.425.4
ББК 69.56
К 17
К17 | Калинникова М.В. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Социальная экология»: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы бакалавров. – Саратов: Изд-во ООО Издательский Центр «Наука», 2014. – 74 с. |
ISBN 978-5-9999-2217-5 |
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы бакалавров, изучающих дисциплину «Социальная экология». Оно включает в себя задания, методические рекомендации по их выполнению, библиографические списки к каждой теме семинарского занятия, обобщенные теоретические положения.
Для студентов социологического факультета.
Рекомендуют к печати:
кафедра социологии регионов социологического факультета
Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
доктор социологических наук, профессор О.Г. Антонова
Печатается по решению научно-методической комиссии социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
УДК 316.334.5:303.425.4 ББК 69.56 | |
© Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского | |
ISBN 978-5-9999-2217-5 | © Калинникова М.В., 2014 |
ВВЕДЕНИЕ
|
Экологическая проблема как неизбежный результат производства и потребления сопровождает общественное развитие на всем его протяжении. Перед человечеством сегодня стоит вопрос: «как изменить сознание людей и направить по конструктивному руслу решение глобальной экологической проблемы». Для того чтобы предотвратить глобальный экологический кризис человечеству необходимы: новое мировоззрение, новая система ценностей, новый образ жизни и программа конкретных действий на различных уровнях.
Наука «Социальная экология» вносит существенный вклад в процесс интеграции современного научного знания. Она существенно изменяет научное мышление, вырабатывая новые теоретические подходы, методологические ориентации у представителей различных наук, способствуя формированию нового экологического мышления.
«Социальная экология» изучает сложные и многозначные отношения в системе «человек-общество-природа», открывает общие законы взаимодействия и пути оптимизации и гармонизации всех ее элементов.
Целями освоения дисциплины «Социальная экология» являются изучение ведущих идей и концепций коэволюционного развития природы и общества, сформулированных в работах отечественных и зарубежных авторов; получение профессиональных знаний в вопросах социоприродного характера; формирование экологического мировоззрения и ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи курса состоят в выработке у обучаемых стремления к активной деятельности по охране окружающей природной среды; воспитание экологически грамотной личности, способной к разрешению проблемных ситуаций в отношениях человека и природы. При изучении данного курса особое значение имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое уважение ко всему живому и обращение к человечным гуманным принципам взаимоотношения личности с социоприпродным окружением.
|
Учебная дисциплина «Социальная экология» логически взаимосвязана такими дисциплинами как «Философия», «Демография», «Концепции современного естествознания», «Социология риска», «Социология безопасности» и др.
Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Учебный материал представлен учебной и научной литературой, содержащейся как в Научной библиотеке СГУ, так и в библиотеке социологического факультета (электронные формы и бумажные носители).
Данное учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров по направлению подготовки 040100 – «Социология» и 032200- «Регионоведение России» дневной и заочной формы обучения, реализуемой на социологическом факультете СГУ.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
№ | Тема лекции | Направление подготовки 032200 -регионоведение России | Направление подготовки 040100 - социология |
Предметная область социальной экологии. | |||
Социология как интегративная дисциплина. | |||
Социально-экологические системы. | |||
Природа и цивилизация. Место человека в биосферных процессах. | |||
Экологический кризис. Экологическая ситуация в современном мире. | |||
Социализация природы. | |||
Экологическая демография. | |||
Экологические проблемы урбанизации. | |||
Природные ресурсы, проблемы их исчерпаемости и загрязнение среды. | |||
Социально-экологическая политика. | |||
Система социально-экологического контроля. | |||
Экологическая культура. | |||
Проблемы формирования экочеловека. | |||
Социально-экологическое прогнозирование. | |||
ИТОГО | 18 часов | 18 часов |
|
ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
№ | Тема семинара | специальность 032301 – регионоведение | специальность 040201- социология |
Социальная экология ее предмет, место, принципы, закон. | |||
Типы экосистем и биосферный подход к решению экологических проблем. | |||
Природа и цивилизация. Место человека в биосферных процессах. | |||
Экологический кризис и возможности его развития. | |||
Взаимосвязь экологической и демографической проблем. | |||
Экология и урбанизация, современные проблемы и тенденции. | |||
Осуществление экологической политики в России и регионе. | |||
Формирование экологической культуры. | |||
Социальная экология и устойчивое общественное развитие. | |||
ИТОГО | 18 часов | 18 часов |
РАЗДЕЛ 1.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫКУРСА
Семинарское занятие №1