Социальная экология ее предмет, место, принципы, законы




 

ПЛАН

1. История развития науки «социальная экология».

2. Объект, предмет и задачи социальной экологии.

3. Социальная экология в системе других наук.

4. Законы и принципы социальной экологии.

 

Темы рефератов и докладов

1. Биосфера и экология.

2. Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия.

3. Взаимосвязь систем: «Человек — техника», «Человек — природа».

4. Законы и принципы социальной экологии.

5. Локальные, региональные и глобальные уровни экологической проблемы.

6. Особенности экоподхода: «Центральный объект» и «Окружающая среда».

7. Отношение социальной экологии к другим экологическим наукам.

8. Роль информатики в решении экологических проблем.

9. Рациональное природопользование — путь к сотрудничеству человека и природы.

10. Социальная экология: ее предмет и метод.

11. Социальная экология: задачи и объекты, функции и значение.

12. Социальная функция экологии.

13. Социально-демографические процессы в регионе.

14. Социально-экологическая ответственность.

15. Социальная экология и перспективы экоразвития.

16. Социальная экология в системе наук.

17. Экология человека.

18. Экология животных.

19. Экология микроорганизмов.

20. Экология растений.

 

Ключевые слова: окружающая среда, природная среда, среда обитания человека, техносфера, человек разумный, социальная экология, экология человека, инвайронментальная социология, экология.

 

Список рекомендуемой литературы

Волков Ю. Г. Социология: Учебник / Юрий Григорьевич Волков. - 4, перераб. и доп. - Москва: Альфа-М; Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2012. - 464 с. - ISBN 978-5-98281-290-2: Б. https://znanium.com/go.php?id=339969

БганбаВ. Р. Социальная экология: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Высш. шк., 2004. - 308, [4] с.

Гольдфейн М.Д., Иванов А.В., Кожевников Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности и эколого-экономические проблемы природопользования: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2008.

Горелов А.А. Социальная экология: учеб. пособие / А. А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Моск. псих.-социал. ин-т [изд.]: Флинта, 2004. - 600 с.

Калинникова М.В. Экологическое общество: проблемы становления (социологический анализ). - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2003.

Малофеев В.И. Социальная экология: учеб. пособие / В. И. Малофеев;. - М.: Издат.-книготорговый центр "Маркетинг", 2002. - 256, [4] c.

Маркович Д.Ж. Социальная экология.- М.: Изд-во РУДН, 1997. – 436с.

Общая и социальная экология: учеб. пособие / А. Д. Урсул [и др.].; под ред. А. Д. Урсула; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2006. – 405с.

Устойчивое социоприродное развитие [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Урсул, Ф. Д. Демидов; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 327с.

 

Интернет-ресурсы

https://www.levada.ru/ - Аналитический центр Юрия Левада

https://ecsocman.hse.ru/- Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

https://journal-labirint.com/ - Журнал социально-гуманитарных исследований

https://sociologica.hse.ru/ - Журнал «Социологическое обозрение»

https://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН

https://www.isras.ru/socis_numbers.html - Журнал Социологические исследования

https://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html - Социологический журнал

https://www.gumer.info/ - Электронная библиотека гуманитарного направления

https://soc.lib.ru/ - Электронная библиотека «Социология. Психология. Управление»

https://fom.ru/ - Фонд общественного мнения

https://cyberleninka.ru/ - научная электронная библиотека

https://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

https://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

 

Методические рекомендации

Цель первого семинарского занятия состоит в выявлении особенностей предмета социальной экологии как науки, изучающей связь общественных структур и личности с природной и социальной средой, а также краткой истории возникновения, становления и развития социальной экологии.

Изучение первого вопроса плана поможет сформировать представление о процессе возникновения и становления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины и основных элементах ее развития.

Экологическая социология как самостоятельная научная дисциплина возникла в конце XX столетия как ответ на необходимость создания общей теории сбалансированного взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.

Экологическая социология в зарубежной литературе получила свое оформление в рамках социологической науки в начале 20-х годов ХХ века в работах американских социологов Чикагской школы. Труды Р.Э. Парка, Э.У. Берджеса, Р. Маккензи положили начало направлению «social or human ecology» («социальной или человеческой экологии»), обозначив в качестве объекта исследования новой дисциплины поведение человеческой популяции в условиях урбанизированной среды. После чикагской школы социально-экологическая концепция использовалась в основном как метод, ее развитию и становлению как самостоятельной дисциплины способствовала разработка концепции «экологического сообщества» А. Хоули и теории «экологического комплекса» О.Дункана и Л. Шноре. В дальнейшем социально-экологический подход на Западе трансформировался в инвайронментальную социологию, в центре внимания которой находилось взаимодействие социальных образований со средой обитания. Как о научном направлении, об экологической социологии в России заговорили лишь в 60-е годы ХХ века. В этот период экологическая социология формируется как субдисциплина социологии города, изучающей сознание и поведение людей в городской среде (А. Ахиезер, Л. Коган, О. Яницкий). Источником формирования экологической социологии в этот период стала «непрофессиональная социология» - социологические концепции и эмпирические исследования ученых естественников (экологов, биологов, геологов, медиков) и других пограничных с социологией наук (экономики, истории, философии). Все это были попытки ученых преодоления своих узких дисциплинарных рамок и выхода в сферу междисциплинарных исследований. Кроме того, участие советских социологов в разработке международных экологических программ позволило им сформулировать развернутую программу социально-экологических исследований. В 80-е годы организационные основы этого направления сложились на первой Всесоюзной конференции, прошедшей в г. Львове в 1986 году. Однако только к началу 90-х гг. экологическая социология обрела статус особой дисциплины, что нашло выражение в создании в 1992 г. Международной социологической ассоциации Исследовательского комитета «Среда и общество».

При рассмотрении второго вопроса особое внимание следует уделить анализу объекта исследования социальной экологии, который представляет собой систему «человек-общество-техника-природа», а также ее предмету, изучающему закономерности функционирования и развития данной системы. При этом важно подчеркнуть, что на определение предмета исследования социальной экологии повлияли, прежде всего: сложные отношения человека с окружающей средой; обострение глобального экологического кризиса; влияние плотности населения на поведение людей; изучение механизмов социального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды и многое другое.

Таким образом, социальная экология изучает закономерности взаимодействия общества с окружающей средой обитания. Социальная экология рассматривает взаимоотношения в системе «общество – природа», специфическую роль человека в системах различного ранга, отличие этой роли от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природопользования.

Затем следует выяснить вопрос о задачах социальной экологии, которые заключаются: - в органическом вплетении исторического развития общества в русло всего эволюционного процесса; - в изучении совместимости человеческого общества с особенностями окружающей его природной среды; - в выявлении глубинных предпосылок коэволюционного развития человека и окружающей сред; - в рассмотрении проблем, связанных с различными практическими жизненными ситуациями.

Переходя к рассмотрению третьего вопроса следует помнить, что непременным условием рассмотрения явлений в социальной экологии является комплексность и междисциплинарность. Целесообразно при этом привести классификацию видов социально-экологического знания, исходя из которой, следует, что социальная экология тесно связана е только с общей экологией, но также с комплексом социальных (культура, экономика, социология, демрография), естественных (биология, химия, география, геология), прикладных наук (природопользование, энергетика) и учебных дисциплин. Такое положение социальной экологии среди других наук требует использования качественно новых типов законов, отражающих взаимосвязь человеческого общества со средой обитания.

Четвертый вопрос семинарского занятия посвящается изучению социально-экологических законов и принципов, сформированных к настоящему времени. Их особенность заключается в том, что они призваны определить необходимость условия устойчивого развития социоэкосистем различного уровня.

Среди социоэкологических законов, сформулированных разными авторами к настоящему времени, наиболее яркую формулировку получили четыре экологических закона-«афоризма» Б. Коммонера:

1) все связано со всем; 2) природа знает лучше; 3) все должно куда-то деваться; 4) ничто не дается даром.

Данные законы получают свое научное обоснование в принципах социоэкологии, выведенных Э.В. Гирусовым:

1) принцип оптимального соответствия общества и среды обитания;

2) принцип необходимости поддержания естественного равновесия;

3) принцип компенсации соответственно значениям меры производимых у природы изъятий;

4) принцип экологической чистоты человеческой деятельности;

5) принцип комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений.

Максимально широкую классификацию социоэкологических законов дал русский эколог Н.Ф. Реймерс:

закон социально-экологического равновесия; закон культурного управления развитием; правило социально-экологического замещения; закон социально-экологической необратимости; закон ноосферы В.И. Вернадского.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется социальной экологией?

2. Раскройте задачи, объект и предмет исследования социальной экологии.

3. Назовите причины возникновения социальной экологии и трудности ее становления в России.

4. Какие вопросы являются основными для понимания путей развития человеческого общества?

5. Как называется период в развитии общества, когда человек стал действовать «как мощная геологическая сила»?

6. Что послужило причинами возникновения социальной экологии на Западе?

7. С какими трудностями связано становление социоэкологии в России?

8. Кто из ученых оказал основное влияние на формирование социальной экологии?

9. Каковы задачи социальной экологией?

10. Перечислите экологические законы Коммонера Б.?

11. В чем смысл социально-экологических законов Н. Реймерса?

12. Каковы социально-экологические принципы Гирусова?

13. Что является объектом и предметом социэкологии?

14. Какое место занимает социальная экология в системе экологических наук?

15. В чем состоит связь между общей экологией и социальной экологией?

16. Какое влияние оказывают частные экологии (экономическая экология, экология человека, экология растений и др.) на объект и предмет социальной экологии?

17. В чем состоит связь между глобальной экологией и социоэкологией?

18. Что общего в задачах экологической этики и социальной экологией?

19. В чем различие между вопросами решаемыми экологией человека и социальной экологией?

20. По каким критериям можно объединить экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов и социоэкологией?

 

Семинарское занятие №2

Типы экосистем и биосферный подход к решению экологических проблем

 

ПЛАН

1. Естественные и социальные экосистемы.

1. Характеристика живого вещества биосферы.

2. Свойства биосфера как глобальной экосистемы.

 

Темы рефератов и докладов

1. Биосфера как сложноорганизованная глобальная система.

2. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

3. Самоорганизация в живой и неживой природе.

4. Саморегуляция биосферы.

5. Единство биосферы и человечества в трудах В.И. Вернадского.

6. Функции живого вещества планеты.

7. Экосистемы. Функции биосферы.

8. Атмосфера и экопроблемы.

9. Гидросфера и экопроблемы.

10. Литосфера и экопроблемы.

11. Биосфера и экология.

12. Биосфера и экопроблемы.

13. Взаимосвязь систем «человек-техника», «человек-природа».

14. Разработка альтернативных путей развития социоэкосистем.

15. Системное представление о развитии общества и природы.

 

Ключевые слова: биосфера, живое вещество, экосистема.

Список рекомендуемой литературы

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / С. В. Белов. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 670с.

БганбаВ. Р. Социальная экология: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Высш. шк., 2004. - 308, [4] с.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера..- М.:Айрис-пресс, 2004.

Гольдфейн М.Д., Иванов А.В., Кожевников Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности и эколого-экономические проблемы природопользова-ния: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2008.

Добреньков В.И. Социология: Учебник / Владимир Иванович Добреньков, Альберт Иванович Кравченко. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2012. - 624 с. - ISBN 978-5-16-003522-2: Б. ц. https://znanium.com/go.php?id=341605

Николайкин Н.И. Экология: учеб. Для вузов / Н.И.Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехов. -М.: Дрофа, 2009, гл. 7.

Общая и социальная экология [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Урсул [и др.].; под ред. А. Д. Урсула; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2006. – 405с.

Основы экологии, безопасности жизнедеятельности экономико- правового регулирования природопользования: Учебное пособие/ Гольдфейн М.Д., Иванов А.В., Кожевников Н.В., Кожевникова Н.И. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2006.

 

Интернет-ресурсы

https://sociologica.hse.ru/ - Журнал «Социологическое обозрение»

https://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН

https://www.isras.ru/socis_numbers.html - Журнал Социологические исследования

https://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html - Социологический журнал

 

Методические рекомендации

Целью семинарского занятия является рассмотрение естественных и социальных экосистем, основных тенденций их развития, а также изучение основных свойств биосферы, как глобальной экосистемы планеты.

В основе биосферного подхода к решению экологических проблем лежит учение В.И. Вернадского о биосфере Земли. Формированию биосферы как области жизни на Земле предшествовала сложная длительная эволюция Земной материи. Само становление биосферы как сложноорганизованной глобальной системы происходило в ходе тесного взаимодействия и активного взаимовлияния живого и неживого вещества, во взаимодействии с вещественными, энергетическими и информационными процессами.

При рассмотрении первого вопроса плана следует обратить внимание на то, что весь окружающий нас мир можно представить как совокупность естественных и социальных систем.К естественным системам относятся: атмосфера, гидросфера, литосфера, растения, животные, микроорганизмы. При этом атмосфера, гидросфера и литосфера относятся к неживой природной среде, а растения, животные и микроорганизмы - к живой. Для тех отношений, которые складываются между живой и неживой природой в конкретном пространстве, принято употреблять понятие – «экосистема». Экосистема - основная функциональная единица в экологии, понятие экосистемы ввел английский фитоценолог А. Тенсли в 1935 г. Единство всех экосистем живой и неживой природы представляет единое целое (глобальную экосистему), называемую биосферой.Биосфера – это поверхностная оболочка вокруг Земли, где существует (вместе с человеком) весь живой мир. Что же касается социальных систем, то они созданы человеком в соответствии с определенными потребностями и целями; их структура, организация в ходе истории меняется; социальные системы состоят из особой социальной формы материи (а не из организмов, как естественные системы).

Рассмотрение второго вопроса должно помочь понять, что происхождение жизни на нашей планете фактически тождественно происхождению биосферы. Биосфера – сложная самоорганизующаяся система, которая выполняет различные геохимические функции. В связи с этим следует разобраться в таких понятиях как живое вещество (совокупность всех живых организмов), косное вещество (неживые тела или явления – газы, горные пород, химические элементы и т.д.), биокосное вещество (разнородные природные тела – почвы, поверхностные воды), биогенное вещество (постоянный поток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно). Следует иметь в виду, что живое вещество – основа биосферы, хотя и составляет крайне незначительную ее часть. Если его выделить в чистом виде и распределить равномерно по поверхности Земли, то это будет слой около 2 см или 0,01% от массы всей биосферы.

Живое вещество обладает уникальными свойствами, обуславливающими его крайне высокую преобразующую деятельность. К ним можно отнести следующие:

1. Способность быстро занимать (осваивать) все свободное пространство.

2. Движение не только пассивное, но и активное.

3. Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти.

4. Высокая приспособительная активность (адаптация) к различным условиям.

5. Феноменально высокая скорость протекания реакций.

6. Высокая скорость обновления живого вещества.

Всю деятельность живого вещества в биосфере можно, с определенной долей условности, свести к нескольким основополагающим функциям, которые позволяют значительно дополнить представление о его преобразующей биосферно-геологической деятельности: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная, деструктивная, транспортная, средообразующая, рассеивающая, информационная.

Третий вопрос посвящен изучению свойств биосферы, как глобальной экосистемы. Границы биосферы простираются примерно на высоту 25-30 км, фактически до озонового экрана, за пределами которого жизнь невозможна вследствие наличия губительных космических ультрафиолетовых лучей. По современным представлениям, вся толща Мирового океана, в том числе и самая глубокая Марианская впадина (11022 м), занята жизнью. В литосферу жизнь проникает на несколько метров, ограничиваясь в основном почвенным слоем, но по отдельным трещинам и пещерам она распространяется на сотни метров. Биосфера – система с прямыми и обратными (отрицательными и положительными) связями, которые в конечном счете обеспечивают механизмы ее функционирования и устойчивости. Биосфера – централизованная, открытая, саморегулирующаяся система, для которой характерна организованность (гомеостаз). Биосфера – система, характеризующаяся большим разнообразием. При этом, разнообразие рассматривают как основное условие устойчивости любой экосистемы и биосферы в целом. Важнейшее свойство биосферы – наличие в ней механизмов, обеспечивающих круговорот веществ и связанную с ним неисчерпаемость отдельных химических элементов и их соединений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие естественных систем от социальных?

2. Из каких агрегатных оболочек состоит биосфера?

3. Охарактеризуйте газовую оболочку Биосферы.

4. Дайте характеристику гидросферы Земли.

5. Дайте характеристику литосферы.

6. Как сформировалось понятие «биосфера»?

7. Каковы основные свойства биосферы?

8. Каковы границы биосферы?

9. Что означает термин «живое вещество», предложенный В.И. Вернадским?

10. Какие свойства живого вещества Вы знаете?

11. Какие функции живого вещества Вы знаете?

 

РАЗДЕЛ 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: