ПЛАН
1. Воздействие человека на окружающую среду.
2. Степень согласованности деятельности человека с законами и принципами общей экологии.
3. Экологическая ниша человека и возможности ее изменения.
Темы рефератов и докладов
1. Место человека в биосферных процессах, отличие его от других живых существ.
2. Степень согласованности деятельности человека с законами и принципами общей экологии.
3. Экологическая ниша человека и возможности ее изменения.
4. Влияние живых организмов на окружающую среду.
5. Всемирный Банк в решении экопроблем.
6. Влияние человека на экосистемы.
7. Влияние хозяйственной деятельности людей на состояние популяций животных и растений.
8. Роль антропогенного фактора в природе.
9. Разработка альтернативных путей развития социоэкосистем.
10. Происхождение и становление человека как биологического вида социального существа.
Ключевые слова: экологические законы, деятельность человека, экологическая ниша.
Список рекомендуемой литературы
Гольдфейн М.Д., Иванов А.В., Кожевников Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности и эколого-экономические проблемы природопользования: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2008. – -405 с.
Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология:Учебное пособие._- М.:Гардарики, 2005.
Калинникова М.В. Экологическое общество: проблемы становления (социологический анализ). - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2003.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учеб. по спец. "Безопасность жизнедеятельности в техносфере" и "Безопасность технологических процессов и производств" направления "Безопасность жизнедеят... / Борис Степанович Мастрюков. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 331с.
|
Наука, власть и общество перед лицом экологических опасностей и рисков [Текст]: сб. науч. материалов / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского; ред.-сост.: Д. В. Михель, А. В. Иванов, Т. Ю. Гроздова. - Саратов: ИЦ "Наука", 2007. - 131с.
Общая и социальная экология [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Урсул [и др.].; под ред. А. Д. Урсула; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2006. – 405с.
Устойчивое социоприродное развитие [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Урсул, Ф. Д. Демидов; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 327с.
Интернет-ресурсы
https://www.levada.ru/ - Аналитический центр Юрия Левада
https://journal-labirint.com/ - Журнал социально-гуманитарных исследований
https://sociologica.hse.ru/ - Журнал «Социологическое обозрение»
https://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
https://www.isras.ru/socis_numbers.html - Журнал Социологические исследования
https://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html - Социологический журнал
https://www.gumer.info/ - Электронная библиотека гуманитарного направления
https://soc.lib.ru/ - Электронная библиотека «Социология. Психология. Управление»
https://fom.ru/ - Фонд общественного мнения
https://cyberleninka.ru/ - научная электронная библиотека
https://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения
https://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
Методические рекомендации.
Изучение первого вопроса поможет выяснить место человека в биосферных процессах и отличие его от других живых существ.
Основное воздействие человека на среду связывается с его орудийной деятельностью, энерговооруженностью, с умением накапливать, хранить и передавать поколениям информацию.
|
Человек начал использовать простейшие орудия около 3 млн. лет назад. С этим временем можно связывать зачатки его специфического влияния на среду. В дальнейшем орудийная деятельность человека совершенствовалась и суммарный эффект ее воздействия на среду увеличивался.
Энерговооруженность – это количество энергии, затрачиваемой на обеспечение среднестатистических потребностей человека. Для удовлетворения чисто биологических нужд человеку достаточно 2500-3000 ккол. энергии в сутки. Примерно такое количество энергии и расходовал человек для обеспечения своей жизнедеятельности в период собирательства. В настоящее время существование среднестатистического человека связано с использованием 80-100 тыс ккол. энергии в сутки, а в индустриально развитых странах она достигает 250-300 тыс ккол. Есть такое сравнение, что существование современного человека при переводе затрачиваемой энергии на мускульную силу обеспечивается трудом 80-100 рабов.
Умение накапливать, хранить и передавать последующим поколениям информацию является тем признаком, который отличает человека от других живых существ.
Второй вопрос помогает понятьстепень согласованности действий человека с законами и принципами общей экологии. Рассмотрим это положение на следующих примерах:
1. Изменение границ оптимальных и лимитирующих факторов. Человек способен изменять силу действия и число лимитирующих факторов, а также расширять или, наоборот, сужать границы оптимальных значений факторов среды. Например, снятие урожая неизбежно связано с обеднением почв минеральными элементами и переводом некоторых из них в категорию лимитирующих факторов. Также, мелиорация земель оптимизирует факторы окружающей среды, снимает их лимитирующий эффект.
|
2. Изменение факторов и механизмов регулирования численности человеческой популяции. Применительно к человеку абиотические (модифицирующие) факторы почти не сказываются на численности. Она практически не регулируется хищниками, паразитами, межвидовыми отношениями. Острота внутривидовых взаимоотношений снимается социальными и юридическими нормами поведения. И даже «болезни цивилизации (сердечно-сосудистые, онкологические, СПИД и др.)» заметно не изменяют экспоненциального роста численности вида. Применительно к человеку «не работает» принцип территориальности как фактор регулирования численности популяции. Регулирование плотности человеческой популяции осуществляется за счет осознанного воздействия на рождаемость, а не в ответ на имеющуюся численность, что характерно для биологических популяций.
3. Человек воздействует на функционирование экосистем.Отдельные экосистемы (степи, прерии) человек практически полностью уничтожил, в других он серьезно нарушает свойственные им процессы (цепи питания)и закономерности функционирования (динамика экосистем):
4. Влияние человека на функции живого вещества в биосфере. Рассмотрим некоторые нарушения механизмов функционирования живого вещества и его функций:
а). Константность (постоянство) живого вещества;
Происходит уменьшение объемов живого вещества (биомассы) на Земле в результате истощения почв, замены продуктивных экосистем (тропических) менее продуктивными. Антропогенным опустыниванием затронуто не менее 1/3 поверхности суши.
б). Транспортная и рассеивающая функции живого вещества;
Эти функции человек изменяет или дополняет, перемещая большие массы биологической продукции в пространстве, нарушая при этом круговороты.
Рассеивающая функция усиливается в результате всех видов использования человеком природных ресурсов. Только железа ежегодно рассеивается около 100-120 млн. тонн.
в). Деструкционная и концентрационная функции живого вещества.
Усиление человеком деструкционных (разрушительных) явлений в биосфере происходит в результате извлечения ресурсов из недр, а также использования поверхности литосферы. Только обработкой почв ежегодно разрушается и выносится в океан миллиарды тонн гумуса.
5. Несоответствие темпов развития технических и социальных структур, т.е. опережение первыми вторых. Для социальных и связанных с ними техногенных структур характерна низкая экологическая эффективность. Известно, что из ресурсов извлекается только 2-3 % нужного человеку продукта. Основная часть ресурсов составляет расходы. Это же относится и к сельскохозяйственной деятельности, и к одноразовому применению упаковочных материалов, тары и т.п.
6.Нарушение временного фактора развития биосферных процессов. Это приводит к несоответствию темпов изменения среды и адаптационных возможностей организмов. Следствием этого является нарушение в соответствии численности отдельных видов, снижение устойчивости и продуктивности экосистем, гибель некоторых видов.
7. Отчужденность человека от природы. Человек не находится в единстве ни с биоценозами, ни с биотопами, ни с экосистемами в целом. Если организмы биосферы формируют среду и одновременно приспосабливаются к ней, то деятельность человека проявляется в формирующей роли, подчинении природы своим интересам. Чаще всего человек выступает по отношению к экосистемам как внешний фактор. Что подтверждается возможностью существования экосистем без человека, но не наоборот.
Третий вопрос. Экологическая ниша человека и возможности ее изменения.
Под нишей в экологии понимается место вида в пространстве (адрес) и его жизненный статус (род занятий).
Понятие экологической ниши человека тесно связано с его разумной деятельностью. Благодаря разуму экологической нишей человека стала вся Земля, а в настоящее время в значительной мере и космос.
В чем особенности экологической нишей человека?
Во-первых, пищевые границы ниши предельно расширены. Человек может использовать все продукты, предоставляемые природой (ему это позволяют делать социальные и технические возможности). Человек постоянно расширяет объемы и спектр продуктов (это переработка ресурсов, химический синтез).
Во–вторых, экологическая ниша человека специфична по поведенческому статусу. Экологическая ниша человека обуславливается в большей степени социальными условиями (законы, правила, мораль), чем биологическими критериями и природными факторами.
Человек свел до минимума свою зависимость от природных условий. Практически не работают механизмы регулирования численности человеческой популяции (гомеостаз). Это модифицирующие (абиотические) и регулирующие (биотические) факторы, включающие хищничество, паразитизм, территориальность и др.
Другие механизмы гомеостаза – стрессовые явления, миграции – действуют в сильно смягченной форме. Они в значительной мере снимаются социальными условиями (достижения медицины, бытовые условия). И как результат этого – взрывной рост населения и связанные с ним проблемы.
Третья особенность – человек перешел в ранг уникального вида (гиперэврибионта), способного подчинять своим интересам другие виды, уничтожать их. Такие явления чужды видам, существующим в границах экосистем, занимающим определенное место в цепях питания, т.к. уничтожение других видов равносильно для них самоуничтожению. Это один из парадоксов развития человека как биосоциального существа.
Человек приобрел свою широкую экологическую валентность (или гиперэврибионтность) за счет технических средств и поэтому во многом утратил возможность биологических адаптаций. В результате человек находится в числе первых кандидатов на уход из жизни природы в результате им же вызванных изменений среды.
Вывод: если современная ниша человека прежде всего результат разумной деятельности, то, следовательно, разум должен выступать основной движущей силой ее изменения.
В связи с этим закономерен вопрос: может ли человек изменить свою экологическую нишу и как это сделать? Изменение ниши возможно за счет второй составляющей (см. определение «экологическая ниша») – образа действия или жизненного статуса. В двух словах – это отказ от подчинения природы себе и переход на сотрудничество с ней. За внешней простотой решения вопроса кроются большие трудности. Поэтому решение вопроса должно состоять в переходе на новые моральные принципы, к новому экологическому мировоззрению. Условиями его формирования являются:
1. глубокое осознание реальной экологической ситуации;
2. экологическое образование и воспитание;
3. научно-информационное обеспечение путей решения проблем на межгосударственном уровне.
Вопросы для самоконтроля
1. С чем связывается основное воздействие человека на окружающую среду?
2. Как связана деятельность человека с законами и принципами общей экологии?
3. Что следует понимать под экологической нишей человека и в чем ее особенности?
4. С чем связывается основное воздействие человека на окружающую среду?
5. Что следует понимать под термином «энерговооруженность»?
6. Как связана деятельность человека с законами и принципами общей экологии?
7. Перечислите основные 12 принципов и законов общей экологии, используемых в социальной экологии. Дайте им характеристику.
8. Дайте определение и характеристику экологической ниши человека. Отличается ли экологическая ниша человека от ниш других живых существ?
Семинарское занятие №4