Натуральный обертоновый звукоряд определяет собой и некоторые иные специфические стороны инструментальной музыки.
Так, духовые инструменты симфонического оркестра в той или иной мере используют свойства натурального звукоряда. Различные звуки в них оказываются возможными благодаря эффекту передувания, т. е. усиления столба воздуха с тем, чтобы он разделился на равные части и самостоятельно зазвучала его половина, треть, четверть и т. д., производя соответствующий звук натурального ряда. Затем, если в инструменте есть дополнительные кроны (трубки), клапаны (вентили) или кулиса, этот натуральный тон корректируется в ту или иную сторону на определенный интервал. А поскольку натуральные трубы и валторны не имели этих дополнительных приспособлений и, следовательно, могли воспроизводить только звуки натурального звукоряда, то в период их распространения использовалось много разновидностей этих инструментов, отличающихся друг от друга своим основным тоном. Последствием такого положения дел стало наличие большого числа транспонирующих инструментов, обеспечивающих возможность использования единой аппликатуры при различном их строе.
Многие инструменты могут создавать эффект флажолетов, когда основной тон приглушается и звучит только обертон, тембр которого обладает особой характерностью. Наиболее часто используются флажолеты у струнных смычковых инструментов, но возможны они и у щипковых — арфы, гитары и др. Позднее и сравнительно редко используются флажолеты на фортепиано — первым их ввел Шуман: в «Карнавале» при переходе пьесы «Паганини» к теме «Немецкого вальса» во время последнего звучащего аккорда ff sf беззвучно нажимаются клавиши, меняется педаль и звучит доминантсептаккорд тональности As-dur, целиком состоящий из флажолетов:
|
Пример 4
Таковы акустические системные свойства музыкального звука, определяющие собой и многие типические черты эстетических контекстных свойств.
Системы эстетических свойств звука
Именно эстетические звуковые системы выходят на первый план в музыке европейской традиции. При этом, однако, далеко не все свойства музыкального звука образуют системы одинаковой полноты и организованности. Наиболее значимыми становятся звуковые системы, в которых определяющими факторами становятся высотность и длительность музыкального звука. Другими параметрами, которые определяют собой характер и функционирование звуковых систем, являются те, которые определяются сферой их развертывания: временем или пространством.
Эти два измерения, в которых существует музыкальная ткань и в которых реализуются ее отдельные свойства, в самом первом приближении можно охарактеризовать как горизонталь и вертикаль.
Горизонталь — это некая линия, совокупность звуков или созвучий, звучащих последовательно, один (одно) после другого, т. е. разворачивающаяся линейно, во времени. Горизонталью можно назвать любую мелодию (иногда так и говорят:
мелодическая линия). Но это не только мелодия — это всякая последовательно изложенная, развернутая во времени (т. е. занимающая каждым своим элементом все новое время) цепочка ••элементов музыкальной ткани.
Вертикаль — это, напротив, совокупность звуков или других элементов музыкальной ткани, которые звучат одновременно, т. е. все компоненты которой занимают каждый свое место в пространстве, но не во времени. К числу простейших (и наиболее известных) таких совокупностей относятся гармонический интервал, созвучие и аккорд. Но в вертикальные соотношения вступают и многие иные элементы (связи, взаимодействия) музыкальной ткани, о которых речь пойдет в свое время.
|
Коль скоро заходит разговор о наиболее системных свойствах музыкального звука — его высоте и длительности, которые разворачиваются и по горизонтали, и по вертикали (т. е. но времени и в пространстве), то рассмотрим основные системы, в которых эти свойства определяют собой типический контекст (схема 2);
Схема 2
Может показаться странным, «несимметричным» преобладание горизонтальных систем над вертикальными. На самом же деле ничего удивительного в этом нет: ведь музыка — искусство в основе своей временное, не существующее вне времени. Кроме того, вертикаль непременно связана с музыкальным пространством, тогда как пространственные характеристики отнюдь не всегда реализуются именно в вертикали. Так, например, основная тема I части Третьего фортепианного концерта С. В. Рахманинова (пример 5а) по охватываемому пространству (оно называется диапазон, или амбитус) равна в основном октаве (b1 — b2; лишь однажды цепляется звук с3, превышающий этот интервал на секунду), в то время как побочная тема из I части Седьмой симфонии С. С. Прокофьева (пример 56) охватывает почти 3 октавы (c' — b3); заметим, что сопоставлены две лирические, протяженные мелодии русских композиторов, чем обеспечена единая плоскость сравнения. Понятно, что диапазон, охватываемый первой из этих двух тем, в три раза менее объемен, чем то пространство, на котором «размахнулась» вторая. Таким образом, пространственные параметры обнаруживаются и в горизонтально развертывающихся системах.
|
Пример 5а
Пример 5б
В схеме 2 указаны только те системы, элементом которых является одиночный, отдельный звук, образующий с другими звуками то структурированное единство, которое, собственно, и является звуковой системой. Эти системы можно было бы обозначить как первичные. На основе некоторых из них образуются системы более сложного уровня, элементами которых являются уже не отдельные звуки, но их комбинации, совокупности. Как правило, такие системы включают и пространство, и время в качестве необходимого условия своего существования, т. е. являются пространственно-временными. Таковы музыкальный синтаксис, гармония и ряд других.
Из схемы также видно, что в разных системах общее для них всех понятие «музыкальный звук» заменяется иным, более точно указывающим то место, которое оно занимает в каждой данной системе: звук может быть ступенью лада, тоном аккорда, ритмической длительностью, метрической долей. Это место определяется и той функцией (ролью), которую элемент выполняет в данной системе и благодаря которой существует сама система как упорядоченное единство устоев/неустоев, понимаемых, как уже говорилось, широко — не только как факторов лада, но как центров тяготения и его периферии в любой системе.
Наконец, следует иметь в виду, что звуковые системы могут существовать и в качестве конкретных компонентов музыкальной ткани (аккорд, конкретная ритмическая фигура и т. п.), но есть и такие, которые, будучи ее основой, растворены в ней, но вне музыкальной ткани не существуют, являясь 11 каком-то смысле исследовательскими абстракциями (лад).
ВОПРОСЫ
1. Откуда происходит слово «флажолет», что оно первоначально обозначало и почему вошло в обиход как название обертона?
2. Какие вы знаете музыкальные инструменты, в которых натуральный звукоряд является основой их звучания?
3. Какие транспонирующие инструменты вам известны? Назовите их с указанием транспорта.
4. В каком соотношении находятся понятия «звук», «тон», «нота»?
5. Из каких элементов складывается система интервалов? Какую функцию могут выполнять эти элементы?
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. — М., 1991.—С. 89-107.
Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. — М., 1988. — С. 12-54.
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. — М., 1988.