В XVII-XVIII вв. возникает довольно много трудов такого же — энциклопедического — типа, в которые включены проблемы теории, истории, эстетики в качестве разных аспектов общего взгляда на природу, свойства и технологию музыкального творчества и восприятия. Появляется и первый музыкальный словарь («Dictionnaire de musique», 1703) С. Броссара, вслед за ним словари И. Г. Вальтера и И. Маттезона. Известность приобрел и «Музыкальный словарь» («Dictionnaire de musique», 1768), составленный Ж.-Ж. Руссо из его же статей в знаменитую французскую «Энциклопедию».
В XVIII в. появляются и первые труды, посвященные отдельным сферам музыковедения, знаменуя собой начало его разделения на самостоятельные дисциплины. Первый такой труд принадлежит Ж.-Ф. Рамо. Это «Трактат о гармонии» («Traite de l`harmonie», 1722), действительно посвященный проблемам гармонического многоголосия, в котором впервые была дана теория основных гармонических функций. Почти сразу же, в 1725 г., появляется известнейший и популярнейший учебник полифонии, который свыше полутора веков был настольной книгой — «библией» — всякого музыканта, пытавшегося сочинять музыку: «Gradus ad Parnassum» («Ступень к совершенству») И. Фукса. Тогда же, в XVIII в., издаются
и первые труды по истории музыки: «История музыки», т. 1-3 («Storia della musica», 1757-1781) Дж. Б. Мартини и «Всеобщая история музыки» в 4 т. («General History of Music», 1776-1789) Ч. Бёрни. В основном, труды по истории музыки, число которых множилось довольно активно, рассматривали исключительно европейскую музыку, однако среди них были и такие, в которых затрагивалась музыкальная культура и неевропейских народов (например, «Очерк старой и новой музыки» Ж.-Б. Лаборда, 1780). Появляются также публикации документальных материалов по истории музыки: М. Герберт издает несколько средневековых трактатов (1784). Ч. Бёрни выступил не только в качестве историка музыки, но и положил начало музыкальной критике: много путешествуя, общаясь с крупнейшими музыкантами своего времени, присутствуя на многих премьерах и иных крупнейших музыкальных событиях, он сумел в своих трудах представить широкую панораму музыкальной культуры в знаменитых, переведенных на многие языки трудах «Современное состояние музыки во Франции и Италии» (1771) и «Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах» (1773).
|
Ко второй половине XVIII в. относятся и первые работы, посвященные проблемам музыкальной формы. Эмансипация анализа как учения о формах началась еще в процессе кристаллизации самих этих структур классической музыки, т. е. где-то в середине XVIII в., когда анализ воспринимался как совокупность правил практического сочинения. Уже тогда был обнаружен собственный объект исследования и использованы специфические методы изучения этого объекта. Но если работа Хр. Циглера «Введение в музыкальную композицию» («Anleitung zur musikalischen Composition», 1739) так и осталась в свое время в рукописи, то трехтомный труд Г. X. Коха «Опыт введения в композицию» («Versuch einen Anleitung zur Composition») был издан, причем все три тома в XVIII в. (1782, 1787, 1793).
Столь бурно развивающийся процесс подразделения музыкознания на отдельные относительно самостоятельные области и дисциплины не мог не вызвать к жизни попыток их систематизации, установления в них каких-то общих параметров, с одной стороны, и определенных границ между ними — с другой. Начало этих попыток относится к XIX в. (немецкий ученый Гвидо Адлер выдвинул первую такую классификацию в 1884 г.), а их продолжение представляет собой, можно сказать, текущую проблему. Появляются все новые отрасли музыковедения (из последних — социология музыки, музыкаль
|
ная семиотика), которые находят свое, только им принадлежащее место на общей «карте».
ВОПРОСЫ
1. Каким ладом в современном понимании является древнегреческий дорийский?
2. Как вы понимаете различие между метром и ритмом (по Августину)?
3. Что вам удалось узнать о жизни Гвидо из Ареццо? Что такое «гвидонова рука»? Что такое сольмизация?
4. Когда была написана первая биография И. С. Баха? Кто ее автор? Какие еще работы принадлежат этому автору?
5. Как называются труды Ч. Бёрни в переводах на русский язык? Если вы их прочли, то что на вас произвело наибольшее впечатление?
ЛИТЕРАТУРА:
Античная музыкальная эстетика / Вст. очерк и собрание текстов проф. А. Ф. Лосева. — М., 1960. Золтаи Д. Этос и аффект. — М., 1977. Ливанова Т. Н. Из истории искусствознания // Ливанова Т. Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. — М., 1981. — С. 103-180.
Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступ. статья В. П. Шестакова. — М., 1966. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. — М., 1975.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ