ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора.................................................……………………………………………………..…………………............. 5
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. МУЗЫКОЗНАНИЕ: ВИД С ВЫСОТЫПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА......………………………………….. 7
§ 1. Музыкознание и музыкальная деятельность.......…………....…………………………………………………….7
§ 2. Музыкознание и естественные науки........…………………………………………………...…………..….......... 9
§ 3. Музыкознание в кругу гуманитарных наук.………………………………………………..……………............ 10
Глава 2. МУЗЫКОЗНАНИЕ: ЧЕРЕЗ ВЕКА И СТРАНЫ…………………………….…………………….…… 13
§ 4. Музыкознание в начальный период...............…………………………………………………………………….13
§ 5. Звук и число.......................………………………………………………….................………………................. 14
§ 6. Звук и душа........................…………………………………………………...........………………....................... 16
§ 7. Музыкознание: этапы становления. Средние века.………..…………………………………………………... 17
§ 8. Музыкознание: этапы становления. Возрождение………...…………………………………………………... 19
§ 9. Музыкознание: этапы становления. Просвещение. XIX в...........................…………………………………... 21
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Глава 3. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ЗВУК........................……………………………………………………............. 24
§ 10. Звук. Акустические свойства....................…………………………………………………………….............. 24
§ 11. Звук. Эстетические свойства.....................…………………………………………………………….............. 28
§ 12. Звук: реальный и воображаемый..............…………………………………………………………….............. 31
Глава 4. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ЗВУКОВЫЕ СИСТЕМЫ……………………………………………............. 33
§ 13. Система: типические контекстные свойства...………………………………………………………….......... 33
|
§ 14. Система акустических свойств звука.............……………………………………………………………........ 35
§ 15. О чем еще может рассказать натуральный звукоряд…………………………………………………………. 38
§ 16. Системы эстетических свойств звука....................……………………………………………………………. 39
Глава 5. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ЛАД. ТОНАЛЬНОСТЬ...........……………………………………………….. 42
§ 17. Лад. Звукоряд лада. Лад как система....................…………………………………………………………….. 42
§ 18. Лады и звукоряды современной музыки. Целотонный лад............................………………………………. 46
§ 19. Лад и тональность..............................................………………………………………………………………... 50
§ 20. Тональности: история, характеристики, приоритеты. Цветной слух............……………………………….. 51
Глава 6. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: РИТМ. МЕТР.......................…………………………………………………... 57
§ 21. Ритм в жизни и в искусстве.................................………………………………………………………………. 57
§ 22. Ритм в музыке. Ритмическое тяготение................…………………………………………………………….. 58
§ 23. Естественные акценты........................................……………………………………………………………….. 60
§ 24. Анализ ритмической ткани.................................………………………………………………………………. 62
§ 25. Сильное (тяжелое) и слабое (легкое) время............…………………………………………………………... 69
Глава 7. ПОЛИФОНИЯ.........………………………………………………............................................ 79
§ 2б. Общее представление. Контрапунктическая, имитационная и контрастная полифония..............………79
§ 27. Фуга. Строение. Разновидности...........................………………………………………………………... 85
§ 28. Подголосочная полифония..................................……………………………………………………….... 87
|
§ 29. Полифония как наука.........................................………………………………………………………….. 89
Глава 8. ГАРМОНИЯ.....................................................………………………………………………... 93
§ 30. Смысл термина. Гармония как система................………………………………………………………….. 93
§ 31. Мажор и минор как основа мелодических тяготений....................................................…………….…...... 95
§ 32. Мажор и минор. Гармонические тяготения......…………………………………………………………..... 97
§ 33. Основные и переменные функции аккордов......………………………………………………………….. 101
§ 34. Теория модуляций........................................……………………………………………………………..…. 105
§ 35. Гармония в условиях современного многоголосия………………………………………………………. 110
§ 36. Гармония как отрасль музыкознания.................…………………………………………………………... 113
Глава 9. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ………………………………………………..... 115
§ 37. Что значит анализировать музыку?.................…………………………………………………………......115
§ 38. Зачем анализировать музыкальные произведения?..............................................………………………...117
§ 39.. Целостный анализ. Анализ как наука………..............……………………………………………………. 120
§ 40. Некоторые закономерности формирования типических структур...……………..................................... 123
Глава 10. ИСТОРИЧЕСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ....……………………………………………….............. 128
§ 41. История и теория музыки: общее и раздельное………………………………………………………....... 128
§ 42. Основные жанры музыкально-исторических исследований...........................................……………....... 131
|
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Глава 11. МУЗЫКА КАК ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫМУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ. 136
§ 43. Музыкальная эстетика как наука.......................………………………………………………………………. 136
§ 44. О чем говорит музыка?...................................…………………………………………………………………. 140
§ 45. О музыкальной семантике.................................……………………………………………………………….. 152
§ 46. Музыка из музыки.......................................…………………………………………………………………..... 161
§ 47. Музыка как диалог..............................………………………………………………………………………..... 167
§ 48. Содержание и форма.....................................………………………………………………………………....... 177
§ 49. Синтактика как мышление. Анализ тематического становления................................................………....... 181
§ 50. Мир и композитор. Проблема рода в музыке....…………………………………………………………….... 192
§ 51. Интонация. У границ тайны творчества...........……………………………………………………………......199
§ 52. Интерпретация музыки. Слово о музыке..........……………………………………………………………..... 208
§ 53. Вместо заключения. Музыка: наслаждение и понимание.................................................…………………...212
ОТ АВТОРА
«Введение в музыкознание» — курс, который хотя и читается в высших музыкальных учебных заведениях (у музыковедов — под названием «Введение в специальность»), но пока не обрел четкого статуса и содержания. Как представляется автору, курс действительно необходим, причем именно с тем наполнением, которое диктуется предложенным названием: это должно быть первое знакомство с музыкознанием как совокупностью научных и учебных дисциплин.
Однако даже поверхностная экскурсия по всем музыковедческим дисциплинам требует большого внимания и никак не укладывается в отведенное для курса время — один семестр. Поэтому приходится ограничиться общим представлением о музыкознании и путях его развития, а также об основных идеях и положениях только тех дисциплин, которые в процессе дальнейшего обучения будут освоены более полно и основательно. Для ознакомления с другими дисциплинами, тем более для глубокого их изучения понадобится самостоятельная работа, впрочем, не столь уж сложная при наличии подлинного интереса.
Более пристальное внимание отведено проблемам музыкальной эстетики. Это диктуется следующими соображениями. Рассматривая музыкознание как совокупность дисциплин, изучающих — каждая — особую сторону музыкального искусства, необходимо на каком-то этапе рассмотреть музыкальное искусство как целостную художественную систему. Музыка и внемузыкальная действительность, соотношение формы и содержания в музыке, музыкальные жанры и роды музыкального искусства, проблемы понимания музыки — без рассмотрения этих и ряда других, связанных с ними вопросов музыкознание может быть воспринято как набор инструментов, цель применения которых остается не вполне ясной. Для будущего учителя музыки, который должен в своей практике подчинять весь музыковедческий аппарат главной цели — обеспечить контакт между музыкой и своими питомцами, целостное представление о музыкальном искусстве является просто необходимым.
В то же время, поскольку музыкально-эстетическая проблематика исчерпывается в процессе обучения данным курсом, его изложение должно быть достаточно полным и обстоятельным.
В учебном плане курс «Введение в музыкознание» размещен в первом семестре. Желательно, чтобы его изучение шло параллельно или предшествовало первому разделу курса «Гармония», который должен быть посвящен теории элементов музыкальной речи («Элементарной теории музыки») и который совершенно необходим, если музыкальное образование первокурсников ограничено музыкальной школой.
Курс «Введение в музыкознание» — лекционный. Семинары в нем не предусмотрены. Однако было бы весьма полезно, если бы освоение курса не ограничивалось изучением настоящего пособия и лекционных конспектов, но включало и самостоятельные действия студентов: чтение дополнительной литературы (ее список помещен в конце каждой темы), наблюдения над практикой музицирования, размышления по затронутым проблемам. К этому, по замыслу автора, должны побуждать вопросы, которыми завершается изложение каждой темы. Последняя тема, ввиду ее не столько технологического, сколько философского характера, завершается не вопросами, а конкретными заданиями, которые должны способствовать усвоению этого материала в практической деятельности.
Поскольку курс «Введение в музыкознание» впервые оказывается оснащенным отдельным учебником, автор будет благодарен любой конструктивной критике и заранее признателен всем тем, кто возьмет на себя труд высказать свои соображения.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. МУЗЫКОЗНАНИЕ:
ВИД С ВЫСОТЫПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА