ВИД С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА




ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.................................................……………………………………………………..…………………............. 5

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. МУЗЫКОЗНАНИЕ: ВИД С ВЫСОТЫПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА......………………………………….. 7

§ 1. Музыкознание и музыкальная деятельность.......…………....…………………………………………………….7

§ 2. Музыкознание и естественные науки........…………………………………………………...…………..….......... 9

§ 3. Музыкознание в кругу гуманитарных наук.………………………………………………..……………............ 10

Глава 2. МУЗЫКОЗНАНИЕ: ЧЕРЕЗ ВЕКА И СТРАНЫ…………………………….…………………….…… 13

§ 4. Музыкознание в начальный период...............…………………………………………………………………….13

§ 5. Звук и число.......................………………………………………………….................………………................. 14

§ 6. Звук и душа........................…………………………………………………...........………………....................... 16

§ 7. Музыкознание: этапы становления. Средние века.………..…………………………………………………... 17

§ 8. Музыкознание: этапы становления. Возрождение………...…………………………………………………... 19

§ 9. Музыкознание: этапы становления. Просвещение. XIX в...........................…………………………………... 21

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Глава 3. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ЗВУК........................……………………………………………………............. 24

§ 10. Звук. Акустические свойства....................…………………………………………………………….............. 24

§ 11. Звук. Эстетические свойства.....................…………………………………………………………….............. 28

§ 12. Звук: реальный и воображаемый..............…………………………………………………………….............. 31

Глава 4. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ЗВУКОВЫЕ СИСТЕМЫ……………………………………………............. 33

§ 13. Система: типические контекстные свойства...………………………………………………………….......... 33

§ 14. Система акустических свойств звука.............……………………………………………………………........ 35

§ 15. О чем еще может рассказать натуральный звукоряд…………………………………………………………. 38

§ 16. Системы эстетических свойств звука....................……………………………………………………………. 39

Глава 5. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ЛАД. ТОНАЛЬНОСТЬ...........……………………………………………….. 42

§ 17. Лад. Звукоряд лада. Лад как система....................…………………………………………………………….. 42

§ 18. Лады и звукоряды современной музыки. Целотонный лад............................………………………………. 46

§ 19. Лад и тональность..............................................………………………………………………………………... 50

§ 20. Тональности: история, характеристики, приоритеты. Цветной слух............……………………………….. 51

Глава 6. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: РИТМ. МЕТР.......................…………………………………………………... 57

§ 21. Ритм в жизни и в искусстве.................................………………………………………………………………. 57

§ 22. Ритм в музыке. Ритмическое тяготение................…………………………………………………………….. 58

§ 23. Естественные акценты........................................……………………………………………………………….. 60

§ 24. Анализ ритмической ткани.................................………………………………………………………………. 62

§ 25. Сильное (тяжелое) и слабое (легкое) время............…………………………………………………………... 69

Глава 7. ПОЛИФОНИЯ.........………………………………………………............................................ 79

§ 2б. Общее представление. Контрапунктическая, имитационная и контрастная полифония..............………79

§ 27. Фуга. Строение. Разновидности...........................………………………………………………………... 85

§ 28. Подголосочная полифония..................................……………………………………………………….... 87

§ 29. Полифония как наука.........................................………………………………………………………….. 89

Глава 8. ГАРМОНИЯ.....................................................………………………………………………... 93

§ 30. Смысл термина. Гармония как система................………………………………………………………….. 93

§ 31. Мажор и минор как основа мелодических тяготений....................................................…………….…...... 95

§ 32. Мажор и минор. Гармонические тяготения......…………………………………………………………..... 97

§ 33. Основные и переменные функции аккордов......………………………………………………………….. 101

§ 34. Теория модуляций........................................……………………………………………………………..…. 105

§ 35. Гармония в условиях современного многоголосия………………………………………………………. 110

§ 36. Гармония как отрасль музыкознания.................…………………………………………………………... 113

Глава 9. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ………………………………………………..... 115

§ 37. Что значит анализировать музыку?.................…………………………………………………………......115

§ 38. Зачем анализировать музыкальные произведения?..............................................………………………...117

§ 39.. Целостный анализ. Анализ как наука………..............……………………………………………………. 120

§ 40. Некоторые закономерности формирования типических структур...……………..................................... 123

Глава 10. ИСТОРИЧЕСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ....……………………………………………….............. 128

§ 41. История и теория музыки: общее и раздельное………………………………………………………....... 128

§ 42. Основные жанры музыкально-исторических исследований...........................................……………....... 131

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Глава 11. МУЗЫКА КАК ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫМУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ. 136

§ 43. Музыкальная эстетика как наука.......................………………………………………………………………. 136

§ 44. О чем говорит музыка?...................................…………………………………………………………………. 140

§ 45. О музыкальной семантике.................................……………………………………………………………….. 152

§ 46. Музыка из музыки.......................................…………………………………………………………………..... 161

§ 47. Музыка как диалог..............................………………………………………………………………………..... 167

§ 48. Содержание и форма.....................................………………………………………………………………....... 177

§ 49. Синтактика как мышление. Анализ тематического становления................................................………....... 181

§ 50. Мир и композитор. Проблема рода в музыке....…………………………………………………………….... 192

§ 51. Интонация. У границ тайны творчества...........……………………………………………………………......199

§ 52. Интерпретация музыки. Слово о музыке..........……………………………………………………………..... 208

§ 53. Вместо заключения. Музыка: наслаждение и понимание.................................................…………………...212


ОТ АВТОРА

«Введение в музыкознание» — курс, который хотя и чита­ется в высших музыкальных учебных заведениях (у музыкове­дов — под названием «Введение в специальность»), но пока не обрел четкого статуса и содержания. Как представляется авто­ру, курс действительно необходим, причем именно с тем напол­нением, которое диктуется предложенным названием: это дол­жно быть первое знакомство с музыкознанием как совокупно­стью научных и учебных дисциплин.

Однако даже поверхностная экскурсия по всем музыковед­ческим дисциплинам требует большого внимания и никак не укладывается в отведенное для курса время — один семестр. Поэтому приходится ограничиться общим представлением о музыкознании и путях его развития, а также об основных идеях и положениях только тех дисциплин, которые в процес­се дальнейшего обучения будут освоены более полно и основа­тельно. Для ознакомления с другими дисциплинами, тем бо­лее для глубокого их изучения понадобится самостоятельная работа, впрочем, не столь уж сложная при наличии подлинно­го интереса.

Более пристальное внимание отведено проблемам музыкальной эстетики. Это диктуется следующими соображениями. Рас­сматривая музыкознание как совокупность дисциплин, изуча­ющих — каждая — особую сторону музыкального искусства, необходимо на каком-то этапе рассмотреть музыкальное искус­ство как целостную художественную систему. Музыка и вне­музыкальная действительность, соотношение формы и содер­жания в музыке, музыкальные жанры и роды музыкального искусства, проблемы понимания музыки — без рассмотрения этих и ряда других, связанных с ними вопросов музыкознание может быть воспринято как набор инструментов, цель приме­нения которых остается не вполне ясной. Для будущего учите­ля музыки, который должен в своей практике подчинять весь музыковедческий аппарат главной цели — обеспечить контакт между музыкой и своими питомцами, целостное представле­ние о музыкальном искусстве является просто необходимым.

 

В то же время, поскольку музыкально-эстетическая проблема­тика исчерпывается в процессе обучения данным курсом, его изложение должно быть достаточно полным и обстоятельным.

В учебном плане курс «Введение в музыкознание» разме­щен в первом семестре. Желательно, чтобы его изучение шло параллельно или предшествовало первому разделу курса «Гар­мония», который должен быть посвящен теории элементов му­зыкальной речи («Элементарной теории музыки») и который совершенно необходим, если музыкальное образование перво­курсников ограничено музыкальной школой.

Курс «Введение в музыкознание» — лекционный. Семина­ры в нем не предусмотрены. Однако было бы весьма полезно, если бы освоение курса не ограничивалось изучением настояще­го пособия и лекционных конспектов, но включало и самосто­ятельные действия студентов: чтение дополнительной литера­туры (ее список помещен в конце каждой темы), наблюдения над практикой музицирования, размышления по затронутым проблемам. К этому, по замыслу автора, должны побуждать вопросы, которыми завершается изложение каждой темы. По­следняя тема, ввиду ее не столько технологического, сколько философского характера, завершается не вопросами, а конкрет­ными заданиями, которые должны способствовать усвоению этого материала в практической деятельности.

Поскольку курс «Введение в музыкознание» впервые оказы­вается оснащенным отдельным учебником, автор будет благода­рен любой конструктивной критике и заранее признателен всем тем, кто возьмет на себя труд высказать свои соображения.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. МУЗЫКОЗНАНИЕ:

ВИД С ВЫСОТЫПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: