Однако, как уже упоминалось, в основном в качестве смежной по отношению к музыкознанию выступает совокупность наук, образующих гуманитарное направление познания мира, т. е. такое, которое связано с миром человека, с его сознанием (подсознанием), с его историей и культурой.
Наиболее близка к музыкознанию область искусствоведения, т. е. совокупности наук, исследующих как искусство в целом, так и некоторые свойства каждого вида художественного творчества в отдельности. Не случайно на «карте» искусствоведение обладает наибольшей «валентностью»: к нему сходятся стрелки из всех четырех основных сфер музыкознания.
Искусствоведение, подобно музыкознанию, включает такие разделы, как философия, история и теория искусства, оно также рассматривает взаимоотношения искусства профессионального и созданного в гуще народных масс — фольклора. И разумеется, сведения, которые присутствуют в этих сферах музыкознания, являются необходимым материалом для познания искусства в целом как особой формы духовной жизни человека и человечества.
Искусствоведение тесно соприкасается с более широким по диапазону комплексом дисциплин, в центре которых находится культура как понятие более объемное, включающее искусство в качестве одного из компонентов. К этой области знания непосредственное отношение имеет и музыкознание, но только в части истории музыки и этномузыкознания. Понятно, что этномузыкознание, в свою очередь, представляет собой один из компонентов более широкой области знаний — фольклористики и еще более широкой — этнографии, так же, как музыкальная эстетика входит в качестве составной части в общую эстетику, психология музыки — в психологию искусства, музыкальная семиотика — в семиотику художественной речи. Несколько менее наглядны и очевидны связи теории музыки, а точнее одной из дисциплин этой сферы — анализа музыкальных произведений — с лингвистикой (наукой о языке и его конкретных проявлениях) и семиотикой (наукой о знаках и знаковых системах). В дальнейшем, когда пойдет речь об одной из сфер семиотики — синтактике, эта взаимосвязь будет аргументирована. Пока же достаточно будет обратить внимание на тот факт, что и лингвистика и семиотика в качестве одной из точек приложения имеют словесную (ее иногда называют вербальной) художественную речь, т. е. ту разновидность речи, которая присуща произведениям литературы — поэзии и прозы. Между музыкальной речью и речью, которая составляет само существо произведений словесного художественного творчества, существует довольно много общего, и это общее и оказывается объектом, исследуемым лингвистикой и семиотикой.
|
Как это показано на «карте», между эстетикой, психологией искусства, лингвистикой и семиотикой также существуют соединяющие их «тропинки», которые, в частности, проявляются в существовании промежуточных дисциплин, например, психолингвистики или семиотики искусства.
Таково окружение музыкознания — «местности», которая в дальнейшем будет в центре нашего внимания. Как это видно, она весьма обширна и включает четыре сферы, в которые входит определенное количество дисциплин. Границы этих сфер весьма относительны — как это показано на схеме, они могут взаимопроникать друг в друга, и не только по смежности, но и дистантно: существуют прочные связи между теорией музыки и этномузыкознанием; точно так же с этномузыкознанием и историей музыки вступают в соприкосновение музыкальные эстетика, психология и семиотика. Но в то же время каждая дисциплина в этих сферах обладает известной самостоятельностью: собственным объектом наблюдений и присущими прежде всего ей методами его изучения.
|
ВОПРОСЫ
1. Назовите известные вам имена композиторов-исполнителей. Назовите имена композиторов, которые не были концертирующими исполнителями.
2. Каких вы знаете выдающихся исполнителей и музыковедов, которые занимались сочинением музыки?
3. Какие вы можете назвать виды музыкальной деятельности, помимо перечисленных?
4. Какие научные и учебные дисциплины, помимо перечисленных на «карте», могут войти в сферу теории музыки, в сферу истории музыки?
5. Как вы думаете, почему некоторые из дисциплин, обозначенных на «карте», выделены курсивом?
ЛИТЕРАТУРА
Келдыш Ю. В. Музыковедение // Музыкальная энциклопедия. — М., 1976. — Т. 3. — Стлб. 806-830.
Неклюдов Ю. И. Музыковедение // Музыка: Большой энциклопедический словарь. — М., 1998. — С. 362-364.
Глава 2. МУЗЫКОЗНАНИЕ: ЧЕРЕЗ ВЕКА И СТРАНЫ