Музыкознание в кругу гуманитарных наук




Однако, как уже упоминалось, в основном в качестве смеж­ной по отношению к музыкознанию выступает совокупность наук, образующих гуманитарное направление познания мира, т. е. такое, которое связано с миром человека, с его сознанием (подсознанием), с его историей и культурой.

 

Наиболее близка к музыкознанию область искусствове­дения, т. е. совокупности наук, исследующих как искусство в целом, так и некоторые свойства каждого вида художе­ственного творчества в отдельности. Не случайно на «карте» искусствоведение обладает наибольшей «валентностью»: к нему сходятся стрелки из всех четырех основных сфер му­зыкознания.

Искусствоведение, подобно музыкознанию, включает такие разделы, как философия, история и теория искусства, оно так­же рассматривает взаимоотношения искусства профессиональ­ного и созданного в гуще народных масс — фольклора. И разу­меется, сведения, которые присутствуют в этих сферах музы­кознания, являются необходимым материалом для познания искусства в целом как особой формы духовной жизни челове­ка и человечества.

Искусствоведение тесно соприкасается с более широким по диапазону комплексом дисциплин, в центре которых находит­ся культура как понятие более объемное, включающее искус­ство в качестве одного из компонентов. К этой области знания непосредственное отношение имеет и музыкознание, но толь­ко в части истории музыки и этномузыкознания. Понятно, что этномузыкознание, в свою очередь, представляет собой один из компонентов более широкой области знаний — фольклористики и еще более широкой — этнографии, так же, как музыкальная эстетика входит в качестве составной части в об­щую эстетику, психология музыки — в психологию искусства, музыкальная семиотика — в семиотику художественной речи. Несколько менее наглядны и очевидны связи теории музыки, а точнее одной из дисциплин этой сферы — анализа музыкальных произведений — с лингвистикой (наукой о языке и его конкретных проявлениях) и семиотикой (наукой о зна­ках и знаковых системах). В дальнейшем, когда пойдет речь об одной из сфер семиотики — синтактике, эта взаимосвязь будет аргументирована. Пока же достаточно будет обратить внимание на тот факт, что и лингвистика и семиотика в каче­стве одной из точек приложения имеют словесную (ее иногда называют вербальной) художественную речь, т. е. ту разно­видность речи, которая присуща произведениям литерату­ры — поэзии и прозы. Между музыкальной речью и речью, которая составляет само существо произведений словесного художественного творчества, существует довольно много об­щего, и это общее и оказывается объектом, исследуемым лин­гвистикой и семиотикой.

 

Как это показано на «карте», между эстетикой, психологи­ей искусства, лингвистикой и семиотикой также существуют соединяющие их «тропинки», которые, в частности, проявля­ются в существовании промежуточных дисциплин, например, психолингвистики или семиотики искусства.

Таково окружение музыкознания — «местности», которая в дальнейшем будет в центре нашего внимания. Как это видно, она весьма обширна и включает четыре сферы, в которые вхо­дит определенное количество дисциплин. Границы этих сфер весьма относительны — как это показано на схеме, они могут взаимопроникать друг в друга, и не только по смежности, но и дистантно: существуют прочные связи между теорией музы­ки и этномузыкознанием; точно так же с этномузыкознанием и историей музыки вступают в соприкосновение музыкальные эстетика, психология и семиотика. Но в то же время каждая дисциплина в этих сферах обладает известной самостоятельно­стью: собственным объектом наблюдений и присущими преж­де всего ей методами его изучения.

ВОПРОСЫ

1. Назовите известные вам имена композиторов-исполнителей. На­зовите имена композиторов, которые не были концертирующими исполнителями.

2. Каких вы знаете выдающихся исполнителей и музыковедов, кото­рые занимались сочинением музыки?

3. Какие вы можете назвать виды музыкальной деятельности, поми­мо перечисленных?

4. Какие научные и учебные дисциплины, помимо перечисленных на «карте», могут войти в сферу теории музыки, в сферу истории музыки?

5. Как вы думаете, почему некоторые из дисциплин, обозначенных на «карте», выделены курсивом?

ЛИТЕРАТУРА

Келдыш Ю. В. Музыковедение // Музыкальная энциклопедия. — М., 1976. — Т. 3. — Стлб. 806-830.

Неклюдов Ю. И. Музыковедение // Музыка: Большой энциклопе­дический словарь. — М., 1998. — С. 362-364.


Глава 2. МУЗЫКОЗНАНИЕ: ЧЕРЕЗ ВЕКА И СТРАНЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: