О желаниях и потребностях




Стоит различать желания и потребности. Потребности, как правило, представляют из себя базовые нужды, которые обеспечиваются с целью оптимального существования организма. По мере развития и совершенствования организма потребности могут усложняться, но при этом они не противоречат сами себе и человеческому обществу. Это могут быть потребности в пище, жилье, чистом воздухе, безопасности, социальных связях, совместной деятельности и другие.

Желания же в моем понимании распространяются сверх потребностей и нередко с ними конфликтуют. Это может быть желание быть богатым, иметь власть, желание быть популярным или все это вместе. Сами по себе богатство, популярность или власть не являются чем-то плохим, так как их можно использовать и во благо. Но, к сожалению, большинство людей становятся рабами своих желаний.

Так, например, политик, которому доверено заботиться об обществе, становится рабом желания быть богатым. И не с целью, чтобы помочь другим, а просто, чтобы быть богатым, ведь это так приятно. И вот, спустя некоторое время, он становится богатым, но ценой того, что люди в его регионе лишаются возможности полноценно удовлетворять свои базовые потребности. Или, например, сотрудник безопасности, который имеет определенную власть, но возжелал еще больше власти. Со временем он начинает давить на честные предприятия и производства с целью взять под контроль большинство из них. По итогу в месте его деятельности честный бизнес уходит в тень или вовсе перестает существовать.

Таких историй великое множество. И о большинстве из них мы никогда не услышим. Но истоки у них едины и заключаются в отсутствии человечности у тех, кто называет себя людьми. Маловероятно, что это можно как-то исправить. Однако мы можем работать над собой, чтобы ни мы, ни наши близкие не стали похожи на них. Мы можем идти от обратного. Стать ответственными, самодостаточными и открытыми. Чтобы, когда придет время, мы смогли сделать правильный выбор.

 

О природе Будды

 

Буддизм учит, что все живые существа уже обладают природой Будды или осознанностью, то есть имеют качества спокойствия, ясного ума, сострадания и нравственности. Необходимо лишь раскрыть эту природу в себе, избавившись от невежества и ложных концепций. Некоторые люди переиначивают это выражение, считая, что раз уж у нас есть природа Будды, то можно ничего не делать, так как она никуда не денется и ее нельзя потерять. Такой безответственный подход нередко оборачивается печальными последствиями. И на это есть свои причины.

В качестве примера можно привести случай, когда человек в течение длительного времени неправильно питался и вел малоактивный образ жизни, получив проблемы со здоровьем. Этот человек знает, если это не запущенный случай, что если он исправит свой подход к питанию и образу жизни, то все наладится. Так же человек имеет представление о том, что в его организме уже имеются все ресурсы, чтобы вновь ощутить себя здоровым. У него уже есть мышцы, которые будут работать лучше и станут более заметны по мере тренировок. У него уже есть легкие, которые со временем увеличат свой объем и устойчивость к нагрузкам. У него уже есть мозг, который сделает организм более работоспособным, а сознание ясным по мере получения полезных веществ и кислорода. Но все эти составляющие раскроют свой потенциал лишь тогда, когда приложены соответствующие усилия в работе над собой.

Такая же ситуация обстоит и с нашей осознанностью. Если мы не работаем над своими ошибками, не создаем необходимые условия для проявления своих лучших качеств, то в конечном итоге мы продолжаем вертеться в круговороте страхов, надежд и разочарований. При этом мы будем чаще причинять страдание и себе, и окружающим. Природа Будды при этом действительно никуда не денется, но будет сокрыта под слоем невежества и ложных ценностей.

 

О просветлении

 

В контексте психологии просветление означает реализацию человеческой возможности принять неизбежность кончины своего сознания, а также сохранить гуманность перед лицом абсурдного и противоречивого мира. Человеку вовсе не обязательно знать о буддизме и просветлении, чтобы реализовать эту возможность. И это очень важный момент.

Стойкими и гуманными людьми человеческая история и философия славились испокон веков, в том числе и в культурах, что были далеки от буддизма. Буддизм лишь одна из вариаций достижения этих качеств, что по сути признается и его адептами. К примеру, Дзонгсар Ринпоче в своих книгах и лекциях неоднозначно указывал, что даже такие явления, как перерождение и буддийские божества были созданы Сиддхартхой Гаутамой лишь для того, чтобы успокоить умы суеверных людей, которые могли развить качества стойкости и гуманности лишь через взаимодействие с понятными образами. Их разум просто не был готов воспринять секулярный, лишенный всяких домыслов подход. С таким же успехом сострадающий человек не стал бы говорить умирающей пожилой женщине, которая верит в жизнь после смерти, что рая не существует, и дал бы ей возможность уйти без излишних страданий и отчаяния.

Тем не менее, наш современный мир открыт новым знаниям, и это значит, что мы имеем возможность развивать наши лучшие качества без излишних терминов и суеверий. Это не значит, что мы должны насаждать свой подход тем, кто к нему не готов, уподобляясь ортодоксальным приверженцам религий. Однако мы можем создать благоприятную почву хотя бы для тех, кто ставит прагматизм превыше догматизма.

 

О личном опыте

Если мы голодны, то мы можем часами говорить о еде и представлять самые простые или изысканные блюда, но в итоге мы не станем сытыми. И голод по отношению к обретению себя не является исключением. Мы довольно часто попадаем в зависимость от слов, теорий и концепций. Наша речь и мышление, несомненно, удивительные инструменты для взаимодействия друг с другом и построения некой устойчивой картины мира, но определенно не стоит переоценивать их там, где они неуместны.

Мы можем часами говорить или спорить о некой истине и обретении себя. Можем строить теории и концепции, но все это остается теориями и концепциями. Поэтому так важна личная практика. Поэтому так важны наши личные чувства и переживания. Поэтому так важен наш жизненный опыт. И если на пути обретения этого опыта вам потребуется на какое-то время оставить всю сеть интернет, то не постесняйтесь сделать этого.

Сегодня сеть перенасыщена теориями и концепциями. Это хорошая опора для начала, которая со временем перерастает в преграду, так как теории и концепции не заменяют ваш личный опыт. В конечном итоге вы и только вы ответственны за обретение подлинного счастья. Так что не стоит стесняться взять на себя ответственность и пройти свой собственный путь.

 

 

О сожалениях

 

Единственное, о чем я жалею, это о том, что в сферу нашего образования не входит работа с собственными мыслями, эмоциями и переживаниями. Нас учат быть успешными, послушными, умными, но нас не учат как справляться с ментальными страданиями, как обрести баланс и гармонию. Как правило мы занимаемся этой проблемой тогда, когда она набрала критическую массу. То бишь профилактика не наша сильная сторона. К тому же мне кажется, что у многих из нас такой менталитет: копить всё внутри и не говорить о своих проблемах. А если мы не можем справиться с этими проблемами, мы сами становимся ходячей проблемой, делая мир вокруг менее приятным.

Если не подружиться с самим собой, можно быть богатым, знаменитым, успешным, но при этом быть очень несчастным. Более того, для внутренне нестабильных людей богатство, успех или популярность становятся настоящими испытаниями, которые нередко приводят к плачевным последствиям. Таких примеров сегодня немало. Поэтому, какими бы привлекательными ни казались внешние атрибуты нашей жизни, в приоритете всегда должно быть наше внутреннее состояние и баланс. Все остальное второстепенно и временно.

 

Об отсутствии выбора

 

Я не выбирал своего рождения в этом времени и в этой форме. Мое сознание стало следствием бесконечной череды физических, биохимических, физиологических и иных процессов, что проистекают в нашем мире согласно базовым законам природы и эволюции в целом. Но, раз уж я уже здесь, мне не остается ничего иного, как прожить эту жизнь ровно так, как ей отмерено природой. Что-то я могу сделать, что-то мне не подвластно.

В той же степени я не являюсь абсолютно обособленным и самостоятельным. И никогда таким не был. Во мне говорят знания моих родных, что научили меня этому языку. Во мне говорят рассуждения моих учителей, что сподвигли мое сознание мыслить и познавать. Во мне говорит любовь моих близких, которые дарят ее мне на протяжении всей моей жизни. Во мне говорит информация окружающего мира, что по счастливым обстоятельствам оказалась созидательной и практичной в поле моего зрения. И свободен я здесь лишь в той мере, что могу по своему усмотрению грамотно распоряжаться всем полученным. И жив сознанием я по-прежнему лишь в той мере, насколько живы во мне все те, кого я повстречал.

И на протяжении своей жизни я, как и другие, стремлюсь познать разницу между тем, что я могу изменить и на что могу повлиять, и тем, с чем мне должно просто смириться. И пусть этот мир будет жестоким и несправедливым в иные часы, но даже он способен указать важные ориентиры для нашего разума, выделив своим мрачным контрастом то, что нам действительно дорого и важно. Пускай я рано или поздно завершу свой путь согласно неписанным законам эволюции, но и это завершение я восприму, как финальный акт любви, встав в один ряд с теми, кто покинул эту человеческую форму раньше меня.

И я так же оставлю часть себя в тех, с кем я был близок, и кто продолжает свой путь после меня. В этом и таится бессмертие человека, что неведомой рукой знаний и любви тянется сквозь бесконечность. Мы можем забыть поколения, что были тысячелетия до нас. Однако их жизненный вклад по-прежнему устремляется дальше сквозь ныне живущих.

Чего же в этом случае страшиться? И от чего бежать?

Не проще ли к любви нам всем стремиться и всем добра желать?

 

О наличии выбора

Нелегкое это занятие - знать, что мир нередко бывает жестоким, несправедливым и равнодушным, но вопреки этому миру и посредством его же продолжать стремиться к любви, счастью и достойной жизни. Знать, что ежеминутно страдают миллионы человеческих душ, среди которых есть и я, и мои близкие, но продолжать вставать по утрам. Ведь это так легко - разочароваться в мире. Так легко сказать себе, что все бессмысленно и выхода нет. Легко отрастить шкуру потолще и замкнуться в себе, не оставив места тем, кто еще может быть рядом. Легко опустить руки. Легко стать циничным, равнодушным и злорадным по отношению к тому, что происходит вокруг. И если выбрать этот легкий путь, то приведет он лишь к еще большей жестокости, несправедливости и равнодушию. Выбирая этот легкий путь, мы лишаем светлого будущего и себя, и наших близких. И потому нам дан разум, чтобы в моменты трудностей и отчаяния у нас всегда был выбор: либо опустить руки и принять сторону падших, либо закалиться и продолжить борьбу во имя любви, счастья и достоинства. Изо дня в день нам дано делать этот выбор, чтобы по итогу сказать себе, какую жизнь прожили мы и какую жизнь оставили нашим потомкам.

 

Об осознанности

 

Под призмой осознанности все эмоции, желания и мысли становятся подобны маленьким уголькам, которые тлеют в нашем разуме. Нам же отводится роль зрителя, наблюдающего за ними. У нас появляется возможность либо разжечь их сильнее, либо проводить их взглядом и дать им истлеть, не превращая их в большое пламя.

Как правило, при отсутствии осознанности мы автоматически следуем за нашими мыслями, эмоциями и желаниями, замечая их разрушительное воздействие довольно поздно. Например, невольное воспоминание способно погрузить нас в печальные размышления или переживания, незначительный дискомфорт может перерасти в раздражительность и злобу, а неудовлетворенность способна породить кратковременные и сильные желания. Подобные биохимические комбинации, происходящие в нашем мозге, существуют в огромном количестве, и нам редко удается замечать момент, когда они набирают большую силу. Развитие осознанности как раз дает нам шанс исправить такое положение дел, реализуя огромный потенциал повышения роли непосредственного участия сознания в гормональных и иных биохимических процессах нашего организма.

Речь идет вовсе не о полном контроле или прекращении мыслительных и чувственных процессов в нашем мозге. Это невозможно и вовсе не нужно, так как текущее положение дел является частью нашей природы. Однако способность избегать крайностей и не становиться ведомыми лишь одними биологическими инстинктами и делает из нас людей. Добавьте к этому бонус в виде умения справляться с депрессиями, лишний раз не угнетать иммунную систему и видеть вещи такими, какие они есть, и вы получите неплохую такую суперспособность напрямую повышающую качество вашей жизни.

 

Об ответственности

 

Решение целиком и полностью взять ответственность за свою жизнь дается очень непросто. Перестать винить окружение и взять на себя ношу ежедневной работы над собственными заблуждениями, страхами и ожиданиями - это тяжелый труд, который нередко длится целую жизнь.

Человеку легко спрятаться за разнообразными ярлыками в виде социального статуса, вероисповедания, политических предпочтений и общественных течений. Зачем сомневаться в праведности своего пути, если можно просто следовать животным инстинктам и не отдавать себе отчета в происходящем? Зачем развивать в себе осознанность и человечность? Однако человек за все платит свою цену.

Если в человеке развиты благоприятные качества, то такие явления, как социальный статус, вероисповедание, политические предпочтения и общественные течения станут инструментами для эффективного проявления этих качеств по отношению и к самому себе, и к другим.

Если же в человеке не развиты благоприятные качества, то такие явления, как социальный статус, вероисповедание, политические предпочтения и общественные течения станут инструментами для заблуждения, а также их разрушительного использования по отношению и к самому себе, и к другим.

 

Об информации

 

Так уж получается, что живем мы в век информации. Но зачастую информация эта подается безответственно и не имея на то благих помыслов. Всюду пестрят новости о событиях, зачастую будоражащих и неприятных, на которые мы редко можем повлиять и которые тревожат умы спокойных людей. В такие моменты начинает преобладать мысль, что живем мы в ужасном и несправедливом мире, да и вот-вот с нами тоже что-то случится. Эта тревога, словно болезнь, распространяется на окружающих, что лишь добавляет суеты в наше общество.

Лев Николаевич Толстой однажды писал: «Один человек крикнет в наполненном народом здании: «Горим!» — и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей. Таков явный вред, производимый словом. Но вред этот не менее велик и тогда, когда мы не видим людей, пострадавших от нашего слова.» Со временем данное высказывание становится все актуальнее, поскольку информация становится все доступнее, но ответственности по ее распространению и осмыслению не становится больше. Тем не менее мы всегда можем внести свою лепту, взращивая спокойствие и осознанность в своем разуме. В этом случае мы уже приносим неоценимую пользу миру, поскольку не даем невежеству и беспокойству распространяться через нас.

 

 

О познании себя

Подобно тому, как человеческое ухо не может себя услышать, человеческий нос не знает собственного запаха, а язык не может почувствовать свой собственный вкус, так и человеческое сознание не может познать само себя, выстраивая разнообразные концепции.

Однако подобно тому, как человеческому уху не требуется себя услышать, человеческому носу нет необходимости ощутить свой запах, а языку не надо ощущать свой собственный вкус, так и нашему сознанию нет необходимости привязываться к концепциям, чтобы достичь реализации.

Более того, если бы наше ухо могло слышать себя, это бы мешало ему выполнять свою функцию. Наш нос тоже не смог бы ясно различать запахи, если бы постоянно ощущал свой. И язык бы терялся в круговороте вкуса своего и вкусов других. Так же и наше сознание блуждает в собственных концепциях о реальности, не будучи открытым к ней самой.

Все, что нам необходимо, это быть открытыми к происходящему, не привязываясь и не избегая его. Именно благодаря чистому видению реальность предстает перед нами такой, какая она есть, а наше сознание реализует себя, пребывая в осознанности.

Однако чистое видение не предполагает полное отсутствие мыслей и концепций, будто бы наша голова стала пуста от всего. Чистое видение не предполагает каких-либо сверхъестественных свойств и отрешенности от происходящего. Все, что оно из себя представляет, это взгляд, который не замутнен бушующими эмоциями и страстными желаниями. И, чтобы этот взгляд пребывал таковым, мы и тренируем воззрение, стараясь разглядеть эмоции и желания на стадии их зарождения, то есть до того, как они наберут силу и станут управлять нами. Если с течением времени нам это удается, мы становимся способны не допускать развития дурных мыслей, эмоций, желаний и поступков до разрушительных величин, либо осознанно их проживая, либо растворяя некоторые из них под оком молчаливого наблюдателя. В этот момент мы достигаем реализации, а наша практика дает свои плоды.

 

Об избытке

 

Чем большим избыточным количеством вещей владеет человек, тем больше у него забот, надежд и страхов относительно них. У таких людей поводов для переживаний и несчастий значительно больше, чем у тех, кто обрел свое богатство посредством природы, спокойствия и умеренности. Более того, так называемое «богатство» и чрезмерный достаток способны стать настоящим проклятием для невежественного человека. Это связано с тем, что такой человек, испытывая разочарование и неудовлетворение от имеющихся вещей, будет стараться спрятать свои чувства за приобретением чего-то нового. Так он становится марионеткой того, чем, по его мнению, он владеет. Поэтому многие люди не могут остановиться в своем накопительстве и приобретении даже под угрозой наказания, доставляя проблемы себе и окружающим.

В той же мере мир переполнен избыточной информацией. Написано достаточно слов и снято достаточно фильмов, чтобы разобраться в себе и вести осознанный образ жизни. Вместе с тем написано достаточно слов и снято достаточно фильмов, чтобы еще больше запутаться и чувствовать себя потерянным в современном мире. Благодаря средствам массовой информации из человека можно сделать кого угодно: от ученого, просветителя и первооткрывателя до марионетки, фанатика и маньяка. Многие из этих процессов происходят спонтанно и без полной воли с чьей-либо стороны. Однако наш разум позволяет внести свою лепту. У нас есть возможность стать кем угодно, найти свое предназначение и обрести любовь, если отсечь лишнее и разобраться в самом важном. Это отнюдь нелегко, но оно того стоит.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: