Кто бы мог подумать, что всепоглощающая пустота, что образуется внутри человека от самых тяжелых душевных травм, может быть такой привлекательной для человеческого разума? Множественные крупицы невыносимой тоски и боли устремляются туда, где когда-то было самое сокровенное. И получается так, что тоска и боль становятся указателями и ориентирами на пути к тому, что когда-то было так дорого для нас. И человеческий разум, руководствуясь этими указателями и ориентирами, нередко выбирает эту притягательную бездну. Поскольку она таит в себе возможность избавления от страданий, избавления от бремени быть сломленным человеком.
И можно ли тогда винить человека, что выбрал всепоглощающую пустоту? Разве бездна, что затянула его внутрь себя, не стала продолжением его природы, которая так жестоко с ним обошлась? Выходит, что сознательное окончание своей жизни, как и сознательное ее продолжение, являются равновесными решениями и не могут подвергаться осуждению. И все, что мы можем, как сознательные и чувствующие существа, это создать достойные условия и возможности для того, чтобы человек чаще выбирал продолжение жизни, но при этом не осуждать и не давить на того, кто выбрал иное по собственной воле. Ведь для некоторых жизнь в иные часы становится страшнее смерти.
О потребности в смысле
Важно понимать, где начинается потребность в смысле жизни и где она заканчивается. А начинается эта потребность там, где человеческий разум отдаляется от своих чувств и переживаний. Ведь именно в отдалении от чувств и переживаний разум ощущает их недостаточность для своего существования. Он начинает смотреть на них так же безразлично, как безразлично на нас смотрит вселенная.
|
В свою очередь потребность в смысле жизни заканчивается там, где разум растворяется в чувствах и переживаниях. Если вы влюблены, испытываете восторг или иные теплые чувства, которые не отдаляют ваш разум от себя, в этот момент ваша жизнь является полной и завершенной.
И удел человека заключается в том, что его разум метается из состояния единения с окружающим миром к состоянию обособленности от него. Вот и выходит, что потребность в глобальном смысле происходит из моментов одиночества. И чем чаще человек испытывает безраздельное единство, будь то с другим человеком или целым миром, тем меньше он нуждается в смысле. Испытать это единство можно посредством любви, творчества о участливости. Потерять же это единство можно посредством ненависти, разрушения и безразличия.
О запертых чувствах
Наши чувства заперты в нас самих. Мы можем лишь переживать их и доносить их отголоски до внешнего мира. И чем успешнее мы это делаем, тем более явственно до жути полыхает в нас жизнь. И хотя внешний мир является причиной этих чувств, мы не спешим присматриваться к нему. И хотя наши личные ожидания так же являются причиной этих чувств, мы и к ним присматриваться не спешим. И, когда не происходит ни того, ни другого, то все, что мы можем, это подлинно прожить и наиболее полно передать эти чувства посредством себя. А творчество и искренность здесь наши помощники.
И потому запертые чувства, что не находят отклика внутри нас, что творчески или чувственно не передаются дальше, превращаются в яд, отравляющий нашу человеческую суть. Ведь суть эта призвана переживать, творить и созидать.
|
О творчестве
Так уж получается, что мы не можем поменяться мозгами с другим человеком, чтобы лучше понять его чувства, переживания и устремления. И другой человек не может сделать то же самое по отношению к нам. Пожалуй, если бы мы могли это сделать, то все мировые конфликты и недопонимания изжили бы себя. Ведь помимо того, что мы смогли бы без слов понимать друг друга, мы бы ощущали себя одним целым. Но, к сожалению, подобного рода манипуляции нам не даны.
Однако нам дана обнадеживающая возможность быть искренними, слушать и стараться понимать друг друга. Открыто делиться сомнениями, чувствами и информацией. Если мы совместно используем эту возможность, то и мы, и окружающий нас мир становимся одним целым. В этот момент мы встаем на новую ступень жизни. И творчество является одним из инструментов такой искренности.
Более того, музыка, живопись и другие направления творческой деятельности нередко бывают более красноречивы, чем наши слова. Это отдельный язык, на котором нам нужно разговаривать, чтобы по-настоящему понимать друг друга. Слова можно понять и интерпретировать по-разному, но природа наших чувств едина.
О поэзии
Поэзия, как и любой другой творческий взгляд на мир, учит нас не спешить навешивать ярлыки на то, что нас окружает. Учит нас чувствовать и погружаться в этот бесконечный мир до того, как придать ему какие-то очертания. Посмотрите на дерево. Посмотрите на него до того, как вы назовёте его деревом. Поймите, что оно живое. Что оно есть целое существо, что растет и дышит в этом мире. Что оно расстилается в пространстве своим необычным узором. И вы увидите гораздо больше, чем обычно.
|
Как вы думаете, почему мы в детстве так ярко и необычно воспринимаем мир? Не потому ли, что груз размышлений и концепций ещё не давит на наше сознание? Я не говорю о том, что быть взрослым со своим уникальным жизненным опытом есть нечто плохое. Но, ради всего святого, сохраните в себе этот незамутненный детский взор, что способен наполнить теплом и жизнью ваше сознание. Узрите во всем живом некую тайну, некий сакральный смысл, что пока ещё не заперт в пространстве слов и концепций. И вы поймёте, что мы гораздо ближе друг другу, чем нам кажется.
О человеческой натуре
Иной раз думаешь, а не стать ли человеку натурой замкнутой, безучастной и бесчувственной. Случилось что-то с кем-то, а ты, вроде бы и не у дел. Не терзаешься горем, не пребываешь в отчаянии, не винишь себя вечерами, не сожалеешь о случившемся. И в то же время недоступно такому человеку тепло людских сердец, азарт совместных начинаний, единство родственных переживаний и сокровище всеобъемлющей любви.
Выходит, что человек замкнутый, безучастный и бесчувственный существует, уподобляясь смерти. А в уподоблении смерти мудрости мало, поскольку для смерти есть своё время и место, что уготованы каждому из нас. И случается смерть эта для нашего сознания раз и навсегда. Потому и наивные репетиции ни разу не отражают её суть. И выходит, что и судьба наша, если мы хотим по-настоящему жить, заключается в том, чтобы по мере наших сил и возможностей быть открытыми, участливыми и переживающими.
О покое и вкусе жизни
В определенный момент я осознал, что уже давно не ощущаю простого вкуса жизни. Я давно не наслаждался пищей, не отвлекаясь на информационный шум. Я давно не шел по улице, просто наслаждаясь прогулкой, не раздумывая о всякой ерунде и не пялясь в телефон. Я не слушал любимую музыку, не занимаясь посторонними делами. Я давно не наслаждался спокойствием. Казалось бы, что информационные технологии должны были упростить нашу жизнь и сэкономить время, оставив нам пространство для дел, которые действительно важны. В какой-то степени так и произошло, но, к сожалению, далеко не везде и далеко не со всеми.
И каким же странным было ощущение того, что дуновение ветра и шелест листьев могут дать гораздо больше, чем гул десятков мегаполисов. В нашей динамичной современной жизни так много информационных событий, но по факту они не несут в себе ничего фундаментально важного. Поэтому неудивительно, что большое количество растущих городов не гарантирует пропорциональное количество счастливых людей в них. Иногда даже наоборот. Тем не менее у каждого из нас есть возможность обрести покой, и это не может не радовать.
О переживаниях
В конечном итоге любые переживания благополучия, счастья, удовлетворенности жизнью и ее осмысленности заключаются в биохимическом процессе, который проистекает в нашем мозге. Все эти состояния и явления напрямую связаны с нашим мозгом, а также структурой, качеством и количеством его нейронных путей. В свою очередь структура, качество и количество нейронных путей определяется индивидуальным опытом носителя мозга.
Мы можем быть богатыми или бедными, верующими или атеистами, иметь стойкие политические позиции или быть полностью аполитичными, быть социально активными или избегать любых общественных связей. И в каждом из этих случаев мы можем быть счастливыми, если наш жизненный путь выстроил структуру мозга должным образом. Если же оказалось так, что наш жизненный опыт и связанные с ним обстоятельства негативно воздействовали на наш мозг, то в долгосрочной перспективе мы имеем большую вероятность стать несчастными. И от этого несчастья, если изменения набрали критическую массу, нас не спасут ни деньги, ни положение в обществе, ни что-то иное. Казалось бы, что все относительно понятно. Вот только дело в том, что сегодня большинство людей не владеет этой информацией.
Мы по-прежнему ставим себя в зависимость от денег, личного положения, социального статуса, обладания определенными вещами и принадлежности к определенным трендовым явлениям. Отчасти это и вправду помогает нам жить и приспосабливаться к окружающей действительности, но мы редко задаемся вопросом о том, что для нас действительно важно и правильно. А ведь именно этот вопрос и определяет нашу жизнь. И было бы действительно прекрасно разобраться со своей жизнью до того, как она закончится.
О собственной природе
Узнав правду о собственной природе, человек просто перестает суетиться и начинает жить. И это все. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, и будет прав. Но 99% проблем в этом мире человек создает просто по тому, что в какой-то момент своей жизни начинает хотеть быть особенным. Как будто до этого он не был таковым. Он начинает хотеть богатств, популярности, власти, «успеха», утешая себя, что тогда он наконец будет счастлив. Однако я не видел в этом мире никого, кто был бы счастливее, чем дети, которые еще не знают о том, что они должны быть богатыми, популярными, властными или «успешными». Я не видел более искренних и благополучных людей, чем взрослые, которым хватило смелости в душе остаться детьми. И это говорит о многом.
О спасении мира
Раньше мне это казалось странным, но со временем я лишь еще больше убедился в том, что мир не нуждается ни в каком спасении. У мира никогда не было проблем. Проблема — это только человеческое понятие и нередко весьма искаженное.
Мир изначально был довольно безразличен в своей жестокости. И наш вид пожертвовал триллионами жизней в своей эволюционной ветви, чтобы адаптироваться и наконец обрести сознание. При этом сам человек никогда не просил о сознании. Возможно, без него ему бы жилось даже легче. Тогда бы он не терзал себя ушедшим прошлым и не терялся бы в бездне неизвестного будущего. Но произошло то, что произошло.
И выходит так, что единственная проблема сознания, это его наличие. А наше пренебрежительное отношение к сознанию лишь добавляет масла в огонь. Мы можем говорить о проблеме нехватки ресурсов, но продолжать бесконтрольно размножаться, дабы успешно конкурировать друг с другом.
Можем говорить о боли и страданиях, связанных с жизнью, но не задумываться об их первопричине.
Недаром в буддизме существует метафора «более никогда не рождаться». Ведь до нашего рождения мы не испытывали никаких неудобств. И лишь невольно сформированное сознание подписывает негласный контракт об этом приключении. За возможность ощущать счастье мы платим ощущением горя. За возможность ощущать удовольствие мы платим ощущением боли. И это прекратится лишь тогда, когда прекратится сознание. И потому в смерти нет ничего предосудительного.
Распад и видоизменение стали причиной нашей эволюции. Они же являются и избавлением от страданий. Всё, что нам остаётся, это подготовить свой разум к этой неизбежной истине, попутно не боясь жить, творить и любить. Раз уж звёздная пыль сложилась в такой узор, то было бы странно не воспользоваться его потенциалом.
О золотой середине
Несомненно, языковые, литературные и научные подходы очень важны для описания и познания мира. Но не менее важно иметь возможность взглянуть на мир без этих посредников, то есть исходя из наших чувств и переживаний. Посмотреть на жизнь, как на откровение и погрузиться в неё без остатка. Безоглядно влюбиться, быть затянутым в процесс творчества и затеряться в потоке переживаний. Поскольку без всего этого всякие мысленные потуги мертвы и теряют свои корни.
Несомненно, возможность прожить жизнь, исходя из чувств и переживаний, очень важна, так как позволяет почувствовать полноту и вкус этой жизни. Но не менее важно иметь возможность познавать жизнь посредством языка, литературы и науки. Посмотреть на жизнь, как на вызов противоречивых чувств и переживаний, где ясность рассудка и четкость форм могут спасти нас от безумия перед бездной бесконечности. Поскольку без всего этого всякие чувства и переживания ведут лишь к невежеству и страданиям.
Я не в силах обнаружить и указать золотую середину между этими утверждениями. Поскольку этой середине суждено остаться непостоянной и неуловимой. От того она ещё более привлекательна. Однако нам дано осознать её ценность посредством крайностей, к которым способен привести беспокойный человеческий разум. И будет лучше, если мы будем знать о наиболее опасных проявлениях этих крайностей на примерах истории, а узнавать о наименее опасных из них, исходя из собственного жизненного опыта.
О мировоззрении
По факту все, что делает наше сознание в этом мире, это пытается найти оптимальное мировоззрение между отрешенностью, которая позволит не воспринимать жизненные трудности слишком близко к сердцу и сохранить рассудок, и вовлеченностью, которая позволит почувствовать вкус жизни и наполнит ее смыслом. Каждая идеология пытается нащупать эту неведомую грань. И потому возникновение каждой религии в свое время и в своем месте вполне закономерно. Относительный мир между каждым мировоззрением возможен в том случае, если каждый ее представитель владеет этой информацией и способен поставить человеческие переживания во главу угла, увидев в каждом инакомыслящем человека, с которым эволюция и судьба просто обошлись иначе.
Вполне возможно, что я весьма наивен в своей надежде об относительно хрупком, но все же глобальном мире, что зиждется на чувстве любви, осознанности и взаимопонимания. Тем не менее, осознание, что в нашем обществе есть хоть какое-то количество людей, которые разделяют мои помыслы, согревает мне сердце. Поскольку это вновь напоминает мне, что мы все являемся частью глобального процесса, который начался ещё тогда, когда даже самого времени не существовало. За нашими плечами миллиарды лет эволюции и бесконечность бездны безвременья. Но так как каждый из нас находится в своем теле, то нам кажется, что мы не часть одного целого. Каждый из нас сам будто бы по себе и удел наш таковым остаться навсегда. С видом от первого лица так и есть. Но по факту это иллюзия, которая просто позволяет нам жить так, как мы живём.
Однако само осознание того факта, что мы всё-таки одно целое, даёт мне силы продолжать. Меня обнадёживает тот факт, что и я, и моя жена, и мои близкие являемся частью одного непрерывного и постоянно изменяющегося процесса. Что мы звёздная пыль, которая смогла осознать себя посредством единения и разлуки. И пусть на какое-то время мы согласились побыть наивными детьми вопреки жестокому миру. По итогу эта наивность принесла свои плоды и раскрыла подлинное видение.
О непостоянстве мыслей
Наши мысли подобны временным пассажирам, ступающим на корабль под названием «Мировоззрение». Этот корабль, плавая по волнам времени, рано или поздно разбивается о камни реальности. Перед этим наши мысли могут пересесть в корабль покрупнее или покрасивее. Но итога это не изменит. Как правило, мы снова оказываемся в воде. Перед нами снова встает выбор: либо искать новый корабль, либо научиться плавать в океане реальности, не привязывая себя к новым ожиданиям и разочарованиям.
Мы можем построить целую плотину, соорудить огромный корабль и стараться не вспоминать об океане, подобно детям, которые думают, что мир исчезает, если закрыть лицо руками. Но это лишь временная мера. И чем сильнее мы закрываемся от действительности, тем больнее нам будет впоследствии. Именно поэтому так важно принять мир таким, какой он есть, и перестать бояться воды.
Нет смысла доказывать миру свою правоту. Нет смысла пытаться пересаживать людей на новые корабли. Но есть смысл в том, чтобы показать людям, что они могут научиться плавать.
О мудрости
Если бы мне пришлось выбирать между абсолютным знанием и простой мудростью, я бы выбрал мудрость. Поскольку именно мудрость определяет человеческое бытие, являя собой возможность правильно распорядиться любым даже самым ничтожным знанием. Само же знание, что сегодня предоставлено многим из нас в избытке, сковывает человеческую волю.
Становясь все более осведомленными, зачастую мы лишь нагромождаем собственный рассудок бесполезной информацией, после чего пытаемся увидеть истинную картину мира через этот запутанный калейдоскоп. Мы пытаемся понять друг друга через призму личных заблуждений и ожиданий, а в случае неуспеха способны обидеться на окружающий мир. В действительности же сам мир, так похожий на темный лабиринт, состоит из таких же, как мы, людей, которым нужен умственный покой. Поскольку именно в покое рождается мудрость.
О человеческих порывах
Одним из самых чистых человеческих порывов, если можно так выразиться, является потребность в непрерывном познании и изучении окружающего мира, которая присуща нам с рождения. Все мы исследователи и первооткрыватели, чье любопытство и воображение поглотили бытовые проблемы человечества. Однако некоторым из нас удается сохранить этот детский запал, пронеся его сквозь время, наполненное трудностями и лишениями. Такие люди не бросают творческую деятельность и не прекращают удивляться происходящему. Мир не давит на их плечи, их взгляд чист и устремлен в будущее. Не менее весом и тот факт, что эти люди способны пробуждать подобное стремление в других, даже в тех, чье сознание, казалось бы, уже давно угасло.
Когда же личности подобного рода находят друг друга, происходит нечто впечатляющее, так как из двух открытых типов сознания образуется удивительный мир, где переплетаются опыт, чувства и время. И чем больше таких людей встречают друг друга, тем ярче разгорается пламя осознанности, творчества и здравомыслия, что в нынешний век информационной переполненности, напряженности и недопонимания является бесценным. Поэтому не бойтесь быть открытыми и временами самостоятельно начинать диалог, ведь за излишнее дружелюбие вы всегда можете извиниться, а вот возможность расширить кругозор, просто помочь кому-либо или сделать мир чуточку лучше упускать не стоит. Не так ли?