В какой-то момент мы должны признаться себе, что не способны понять эту жизнь. Признаться, что по умолчанию нет в этой жизни всеобщего блага, справедливости и любви. Нет в ней истины, на которую можно опереться и пройти с ней до конца жизни. В какой-то момент мы должны понять и принять это. А потом сказать себе: «Да, ничего этого нет и никогда не было. Но у нас есть мы. У человека есть человек. И вопреки безмолвию вселенной мы можем и должны стремиться к благу, справедливости и любви!».
Кто-то увидит в этом действии лишь трагедию, где люди ведут борьбу с неизбежным. Я же вижу в этом действии непрерывное возрождение. Возрождение любви, справедливости и блага вопреки безмолвному миру, где отсутствуют эти понятия. И пусть я тоже со временем уйду во тьму, но проживу жизнь на своих условиях, в своем стиле, под свою музыку, в окружении близких и во всеобщих с ними устремлениях.
О любви
Спустя тысячелетия физиология человечества не сильно изменится. Это не столь большой срок для серьёзных эволюционных изменений. Вполне вероятно, что мир по-прежнему будет местами противоречивым и конфликтным, но более сложным и быстротечным. Люди по-прежнему будут искать свое место во вселенной, хоть и, возможно, с большим размахом и жадностью.
Однако причины этих поисков и возможности их прекращения останутся прежними и будут таиться в глубинах нашего сознания. В течении истории человек приходил к этому разными путями, потому и названия у этого феномена были и будут разными. Кто-то видит это, как обретение себя, кто-то, как единение с природой, кто-то, как обретение бога, кто-то, как просветление, кто-то, как реализацию своего потенциала, кто-то, как обретение смысла, кто-то, как осознанную саморегуляцию мозговых отделов восприятия, кто-то, как что-то иное, что нельзя объяснить. Мы можем долго спорить о том, как это называть, но это не имеет смысла. Если назвать дерево по-другому, оно не перестанет расти. Так же и жизнь, как бы мы её не называли и какими бы смыслами не наделяли, не перестанет с нами происходить.
|
Однако у этого многогранного феномена, о котором я упомянул выше, есть одна общая основа, которая проявляется во всех его гранях. И эта основа есть «Любовь». Любовь к близким, любовь к творчеству, любовь к познанию, любовь к развитию, любовь к труду, любовь к просвещению, любовь к родине, любовь к миру - все это способно привести нас к нашей заветной цели. Тут уже, как говорится, к чему у вас душа лежит. Для этого не надо рождаться на тысячу лет раньше или позже, потенциал любви уже есть в нашем сознании.
Человек, познавший подлинную любовь, способен сохранить и реализовать свою суть. Но суетной, конфликтный и противоречивый мир нередко заставляет нас забывать об этом. И, к сожалению, мы можем становиться его частью, погружая в забвение и невежество не только себя, но и окружающих. Однако там, где существует забвение, есть и путь к избавлению от него. И каждому из нас каждый день даётся возможность либо сделать шаг навстречу любви, либо ещё глубже погрузиться в забвение.
О привыкании
Пожалуй, возможность привыкнуть к повседневной жизни является и невероятной роскошью, и невероятной глупостью. Сегодня эта возможность доступна многим из нас. Однако она сродни смерти. Если человек привыкает к жизни настолько, что начинает переживать по мелочам, изводить себя по поводу бытовых конфликтов или терзаться о счастливом будущем, к которому он обязательно должен когда-то прийти, то такой человек и не живёт толком. Какое ему дело до оттенков неба, до запахов времени года, до вкуса пищи, до улыбок и тепла близких, если нет его здесь и сейчас? И, к сожалению, современные веяния жизни как раз располагают к тому, чтобы не быть здесь и сейчас. И порой это пугает.
|
Так уж получилось, что я с юности часто посещал медицинские учреждения, где были тяжелобольные люди самых разных возрастов. Волею судеб встречал я в жизни немало людей, чей век был короток и на чью долю выпадало немало тяжких испытаний. И всех этих людей объединяло одно - неимоверная жажда к жизни. Жажда, которой в суете дней мы спешим пренебрегать. И понятно почему. Ведь даже кратковременное неведение способно внушить надежду, что все будет хорошо. Однако эта надежда лишает нас жажды к жизни и возможности познать её в глубину. Мы погружаемся в день сурка, начинаем жить выходными, праздниками и отпусками, а будни и вовсе теряют всякий смысл.
По этой причине я нередко корю себя за то, что даже сквозь призму пережитого мой разум иногда желает вновь забыться. Желает вновь окунуться в обыденную повседневность и жить, как ни в чём не бывало. Он ищет спасения в сладком забвении. И, пожалуй, с точки зрения инстинктивного существования в этом нет ничего плохого. Но в то же время я понимаю, что разум способен поистине познать счастье и полноту жизни лишь в те моменты, когда сопряжён с моментами темной стороны своего бытия.
|
И потому каждый день я стремлюсь проживать как одну маленькую жизнь. Не ради больших амбиций, не ради денег или самообмана. А ради глубины жизни, которую я могу почувствовать и неким образом передать своим близким. Преисполняясь в труде, творчестве, познании и любви. Ведь лучше прожить короткую, но глубокую жизнь, ежедневно испытывая к ней жажду, и уйти с этой жаждой во тьму, чем дождаться момента, когда жизнь эта станет привычной, наскучит и станет подобна смерти.
О разуме
Воспроизводство и распределение материи в нашей вселенной происходит таким образом, что каждый из нас содержит часть молекул, которые ранее принадлежали миллиардам людей, что жили до нас, а также бесчисленному количеству живых существ, растений и микроорганизмов. В то же время эти люди, живые существа, растения и микроорганизмы содержали в себе производные геологических массивов, которые в свою очередь берут своё начало в недрах множества звёзд.
Мы непостоянная и самоорганизующаяся материя в непрерывно изменяющемся мире. Проблема лишь в том, что, когда мы появляемся на свет, мы не можем знать и помнить об этом. Однако, благодаря феномену сознания, нам дана возможность сохранять, приумножать и передавать знания о нашей подлинной природе последующим поколениям. В этом случае коллективное сознание представляет из себя некую относительно надёжную переменную в этом динамичном мире.
По этой причине важно понимать, что наличие разума даёт нам возможность жить не только по воле инстинктов, которые присущи всем живым организмам, но и в качестве вселенной, которая способна познавать сама себя. И от того, как мы распорядимся нашим сознанием, может зависеть не только качество нашей индивидуальной жизни, но и жизнь на планете в целом.
Об эволюции
Попробуйте представить себе древо с миллионами стволов, миллиардами ветвей и триллионами веток поменьше. Это древо бесконечно растет и вширь, и вдаль, непрерывно видоизменяясь и адаптируясь. Корни этого древа уходят к самым истокам, когда еще даже пространство и время не существовали в привычном для нас виде. Примерно так можно абстрактно представить процесс эволюции, частью которого являемся и мы с вами. Где-то среди триллионов веток расположился наш вид.
Однако присущая нам особенность, которая именуется сознанием, позволяет нам быть более вариативными и оказывать существенное влияние на другие ветви. Наши современные возможности накладывают на нас определенную ответственность, так как мы можем быть и разрушителями, и созидателями.
Мы можем всю жизнь беспечно вести потребительский образ жизни, не задумываясь, какое влияние мы оказываем на экосистему. Можем жить в выдуманном мире, непрерывно конфликтовать и бороться за владение ресурсами, все больше отдаляясь друг от друга и лишая себя возможности вести осознанный образ жизни. А можем узнать больше о нашей природе, нашем происхождении и жить соразмерно этим данным. Увидеть себя частью чего-то большего, чем просто одного вида, который не может поладить сам с собой. Направить свой взгляд к звездам. Направить свой взгляд вглубь пространства. Направить свой взгляд в суть бытия. И увидеть в этой картине шанс на спасение.
О прошлом
Если бы я мог отправить послание самому себе на десять лет назад, чтобы что-то передать наивному семнадцатилетнему юноше, который только начинает интересоваться буддизмом и другими мировоззрениями, то я бы написал следующее:
«Не идеализируй буддизм. Не идеализируй ни одно мировоззрение настолько, чтобы оно сковывало твою волю в познании своей природы простым и понятным для тебя языком. Все мировоззрения основаны на человеческих чувствах и переживаниях. И именно в чувствах и переживаниях кроется то, что способно нас разделить или объединить. Людям нужны понятные и открытые человеческие чувства, а не бездумное потребление. Людям нужна понятная и открытая деятельность, а не пустые обещания.
Не заморачивайся о смысле жизни, а просто живи. Живи, не стесняясь говорить правду о своих чувствах, не стесняясь заводить разговоры, не стесняясь совершать ошибки, не стесняясь их признавать, не стесняясь чувствовать боль, не стесняясь любить. Потому что все это по итогу и создаёт всю нашу жизнь, а не то, что мы обо всем этом думаем.»
И в то же время я сомневаюсь, что стоит отправлять послание себе в прошлое, даже имея такую возможность. Ведь именно незнание жизни, незнание чего-либо и при этом желание разобраться во всем этом через свои личные ошибки, переживания, достижения и потрясения создает из нас полноценных людей. Людей со шрамами и опытом от боли. Людей с радостью и улыбками от любви. И потому пускай же все идет своим чередом.
Краткие измышления
1. Иной раз реальность видится похожей на безразличную мясорубку, которая перемалывает все человеческие чувства, будь то хорошие или плохие, оставляя их в прошлом и без возможности вновь пережить их во всей полноте. Что же в этом случае нам остается? Рождать все новые и новые чувства? Ловить их в этом призрачном настоящем? А когда придет время, стать лишь еще одним воспоминанием для других людей? Да, похоже, что в этом наша участь. Но, пока этого не произошло, у нас есть неуловимое настоящее. Тут мы и пребудем вовек.
2. Вопрос лишь в том, насколько крепко я смогу удержать свои теплые чувства и остаться человеком наряду с тем, что от меня требует порой абсурдный и жестокий мир.
3. Пожалуй, имеет смысл пожелать тебе, чтобы трудные моменты ты видел, как почву для творчества. А любовь между тобой и твоими близкими наполняла тебя кислородом, чтобы ты мог и дальше продолжать эту борьбу. Ведь ничего иного, кроме борьбы и возможности ценить обыденность в перерывах от нее, нам не дано.
4. Человек бежит от противоречивых чувств, хотя именно они указывают на подлинную суть бытия. Он не видит взаимосвязь горя и радости, одиночества и единства, любви и ненависти. Однако все это есть одно целое, что разнится лишь тогда, когда мы предпочитаем сами изолировать свой разум от истины. И за это нас трудно судить.
5. И можно влюбляться, ругаться, бороться, мириться. Главное, чтобы было с кем.
6. В какой-то степени меня обнадеживает чувство, что часть меня осталась где-то в прошлом, вместе с моей возлюбленной. Будто сейчас от меня осталась какая-то оболочка, которая уже была счастлива, а сейчас доживает свои дни в надежде присоединиться к ней. В надежде разделить с ней неизбежное и стать одним целым в бездне небытия. И пусть мое тело так же, как и ее, продолжит дрейфовать в этом мире в виде базовых элементов, моё сознание впадет в тот же самый океан безмолвия. В океан, где мы станем вновь едины.
7. Запомни, дружок. Философом и мыслителем человек чаще всего становится по трагичной нужде, которая выбила его из колеи счастья. Будь человек по-настоящему счастлив на протяжении всей жизни, не пристало бы ему заниматься такими глупостями. Потому и тебе, мой мальчик, не стоит пренебрегать счастьем, если оно заглядывает в твоё окно. Найди в себе смелость искренне любить, неустанно творить и наивно мечтать. Стать несчастным властителем дум ты всегда успеешь. Жизнь, увы, к этому часто располагает.
8. Мы с тобой знали, во что это выльется. Понимали, что ничто не вечно. И, несмотря на это, мы выбрали быть вместе друг с другом. Выбрали наивную надежду, что это продлится долго. Ведь, если бы не было этой детской наивности в наших отношениях, то и отношений бы не было. Если бы мы думали только о том, что все непостоянно, мы бы не пошли друг другу навстречу. Мы приняли решение побыть наивными детьми вопреки жестокому, абсурдному и несправедливому миру. И на какое-то время у нас это получилось. Какое-то время мы были безумно счастливы. Какое-то время мы пребывали в вечном забвении любви. На какой-то миг время останавливалось. И это того стоило...
9. Многие не могут смириться с тем, что с возрастом из них тоже будет сыпаться песок. Однако, благодаря возможности в душе всегда оставаться детьми, мы можем сделать так, чтобы этот песок сыпался весело и с задором. А для всякого рода внуков вы и вовсе можете стать целой песочницей, чтобы у вас не было времени думать о подобных глупостях.
10. Все идеальное и совершенное мертво по той причине, что идеальное и совершенное не нуждается ни в чем, в чем нуждается человек. И потому события и вещи, что близки к совершенству более уместны и близки человеку, чем события и вещи таковым совершенством являющиеся. Человек же нуждается в идеальном и совершенном лишь по той причине, чтобы был смысл к нему стремиться. Завладев же таковым, он не будет знать, что с этим делать.
11. Если люди начинают верить и доверять свою жизнь тем, кого не знают ни они, ни их близкие, то либо эти люди слишком наивны, либо они в отчаянии.
12. Из страха и недоверия к любви люди выбирают гордое одиночество или ограничиваются лишь плотскими утехами. По схожим мотивам из страха и недоверия к истине люди ударяются в слепую веру или ограничиваются лишь теми знаниями, которые защищают их выдуманную реальность.
13. В странные времена мы живём. Во времена, где так называемые «безбожники» способны быть более искренними и сопереживающими, чем люди религии. Вероятно, от того, что за религией сегодня многие лишь прячут свои чувства от посторонних и боятся брать на себя ответственность. А безбожник не хочет ничего скрывать и от чего-то бежать. Он чувствует и говорит о своих чувствах. Говорит: «Вот он я, сомневающийся во всём. Один перед безразличной и жестокой вселенной. Но это не помешает мне жить, творить, познавать мир и любить моих близких.» И потому в его переживающем сердце сегодня больше бога, чем в тысячах сердец тех, кто этого человека осуждает.
14. От неустанных страданий спасает либо бездна смерти, либо океан любви, либо глубина сосредоточения. Все это есть одно и то же. Просто одно предназначено для бренного тела, второе - для переживающего сердца, а третье - для суетного разума.
15. Возможно, разум и дан нам для того, чтобы охватывать просторы вселенной и пытаться познать мир в ширину. Однако чувства и переживания позволяют нам нырнуть в глубину реальности, сделать жизнь насыщенной до такой степени, что всякая ширина и масштабность вселенной на какой-то момент перестаёт иметь значение. Возможно, лишь чувствами и переживаниями мы, будучи еще живыми людьми, можем уйти от неизбежности и слиться с самой вечностью.
16. И пусть мир дальше будет несправедливым, но мы хотя бы будем знать, почему. Мы пожмем друг другу руки, а после снова встанем на свои места. Так как иначе не можем.
17. В трудовых буднях по-настоящему ценишь моменты беззаботности и обыденной жизни. Будучи голодным, по-настоящему ценишь вкус пищи. В расставании понимаешь важность близости. Таков человек. Без противоречий и противоположностей нам не дано познать жизнь. Главное, не потерять рассудок на своем пути и не стать жертвой крайностей.
18. Везде я ныне ищу баланс. И даже в том, чтобы преследовать баланс ровно настолько, чтобы его преследование не мешало мне чувствовать жизнь.
19. Вот и думаешь, почему так? Нередко люди, что пришли в этот мир с любящим сердцем и жаждой жизни, по итогу уходят столь рано. А иные, что часто прожигают свою жизнь лишь в низменных потребностях и невежестве, все еще здесь. Возможно от того, что люди любящие и переживающие умудряются сделать свою жизнь такой глубокой, что их мимолетные годы вмещают в себе тысячи жизней тех, кто решил просто прозябать. И, пожалуй, я тоже предпочту выбрать глубину жизни в противовес её продолжительности.
20. Если ты недооценил жизнь, привык к ней и начал скучать, то ты уже умер. Просто при этом ты продолжаешь ходить. Однако, пока бьется твое сердце, еще не поздно вновь ожить.
21. Будда не был буддистом. Важно понимать это по той причине, что в названиях, одеяниях и обрядах нет никакого смысла, если вы не пришли к ним осознанно и не понимаете, для чего вы ведете соответствующий образ жизни. Сознательный выбор и оценка позитивных изменений на практике ведут к полноценному раскрытию своего потенциала. Тогда как слепой выбор мировоззрения, которое не находит отклик внутри вас, ведет лишь к заблуждениям и страданиям.
22. Если я не способен применять результаты моих размышлений на практике, то и таким размышлениям грош цена. Уж лучше пусть философия будет простой, но действенной. Покуда действия таят в себе больше опыта и полноты жизни, нежели одни размышления.
23. Мы страдаем либо от нехватки, либо от избытка.
24. Материализм не должен вытеснять базовые человеческие ценности. В противном случае вещи заменяют людей, а люди заменяют вещи. Худшей жизни и придумать трудно.
25. Завис сегодня в деревне. Сгонял в баню, погрузился в бездну звёздного неба. Преисполнился масштабами вездесущего хаоса, что породил жизнь и позволил человеческому сознанию познать красоту, любовь, боль и отчаяние этого мира. Старый телик, контрастируя с современной цифровой приставкой, крутит фильм «Бегущий по лезвию 2049». Чувствую себя адептом киберпанк культуры, погруженным в природную глушь. Не знаю, о чем там мечтают вечно недовольные люди в больших городах, но после таких впечатлений я готов умереть.
26. Ты воспринимаешь смерть, как событие, которое должно настигнуть тебя как будто бы из внешнего мира. Но на деле ты уже мертв, но просто продолжаешь ходить. Смерть родилась вместе с тобой. Со временем она лишь все крепче обнимает тебя. Не страшись же её. Прими её в качестве непрерывного спутника, который позволяет тебе чувствовать жизнь. Уходя во тьму, не суетись. Твой спутник поможет тебе. И ты станешь частью того, что никогда не рождалось и не умирало.
27. Окончательная и завершенная мысль может заключаться лишь в том, что ни одна мысль не должна быть окончательной и завершенной. В противном случае мышлению придет конец.
28. Разум способен принять смерть. Тело же будет бояться смерти до самого конца. И это нормально. Так или иначе, природа сделает свое дело.
29. Мертвым всегда легче, чем живым. Поскольку мертвые не обременены крайностями чувств. До рождения мы не испытываем никаких неудобств и после смерти возвращаемся в это состояние безмятежности и безмолвия.
30. Нам нужна внутренняя опора для разума, чтобы двигаться вперёд. И эта внутренняя опора есть любовь, которая дарует единение и поддержку. С любовью внутри мы готовы бросать вызов этому миру. Без нее же мы словно дерево без корней, которое растет в никуда…
31. Подумать только, жизнь преодолевает миллиарды лет сквозь рождение и смерть, чтобы люди на короткий миг познали любовь. Этот короткий миг не значит абсолютно ничего для безмолвной вселенной. Но в тоже время для чувствующего человека он значит абсолютно всё. И, раз уж мы сами являемся частью безразличной вселенной, то и выходит, что этой вселенной не всё равно. Такой вот каламбур.
32. Без чувств мы бездушные машины. Без разума мы невежественные животные. В переплетении переживаний и рассуждений заключена наша природа.
33. Жизнь есть череда чувств, что сменяют друг друга. За возможность ощущать счастье мы платим ощущением горя. За возможность ощущать удовольствие мы платим ощущением боли. Все наши чувства связаны и являются нашими ориентирами в пространстве и времени. Мы можем менять взгляды на мир, предпочтения и мотивы, но природа наших чувств остаётся прежней.
34. Достойная жизнь определяется тем, насколько мы отважны духом, хладнокровны умом, горячи сердцем и крепки телом.
35. Я боюсь бездны своего разума. Ведь в нем найдется место всему: горю и радости, удовольствию и боли, одиночеству и единству, надеждам и страхам. И потому я скрыто желаю, что с угасанием разума ничего из этого более не будет иметь значение.
36. Моменты отчаяния и горя, от которых мы бежим и прячемся, нередко оказываются самыми важными в нашей жизни, так как заставляют пересмотреть наши ценности и избавляют от иллюзий.
37. Если вы постоянно ждете от жизни чего-то особенного, то подождите еще немного. А потом еще и еще. Пока не поймете, что ожидать глупо. А потом наконец можете начать жить, если еще осталось время.
38. Все то, от чего мы так бежим, породило то, к чему мы так стремимся. Удаляясь от одиночества, мы обретаем общность. Уходя от ненависти, мы приходим к любви. Избегая боли, мы испытываем удовольствие. В свою очередь переизбыток общности побуждает стремление к одиночеству. Неразделенная любовь порождает ненависть. Утраченное удовольствие обнажает боль. Все эти крайности связаны гораздо сильнее, чем нам кажется. И, похоже, что круговорот этих крайностей и делает нас людьми.
39. Наша жизнь по-прежнему эволюционный процесс. Поскольку, будучи даже наделёнными разумом, мы движемся или из страха, или из дискомфорта, что присуще всем живым существам.
40. Я перестал бояться. Но не потому, что поборол страх. А потому, что всё, чего я так боялся, случилось. Я не питаю надежд. Но не потому, что так решил. А потому, что жизнь лишила меня всякой надежды. Я стал свободен от надежд и страхов. Однако цена этой свободы оказалась слишком высока. Неудивительно, что многие из нас добровольно избегают подобной свободы. Ведь вместе с избавлением от иллюзий мы взваливаем на себя тяжкую ношу осознания хрупкости и непостоянства всего, что нас окружает. А там, где все хрупко и непостоянно, некому и не на что опираться…
41. За хороший жизненный опыт мы, как правило, платим болью. А за мудрость и откровение бытия мы платим невыносимыми страданиями. Но, если мы не воспользуемся нашим рассудком, чтобы вынести для себя что-то важное, то и боль, и страдания, станут напрасными.
42. Глубина погружения в жизнь пропорциональная интенсивности переживаний. Чем больше вовлеченность, тем сильнее крайности наших чувств.
43. Ты неизбежная и любимая часть жизни, которую я познал во всей полноте и от того безумно страдаю от нашей разлуки. Я смогу ощущать ментальную близость с тобой только в том случае, если буду видеть тебя и себя, как единый процесс бытия и видоизменения. В этом будет мое спасение.
44. Все значимое в нашей жизни есть лишь спектр биохимических реакций и процессов. Мы – люди. И потому принимаем правила этой игры.
45. Беспристрастно познавать жизнь в контексте науки довольно сложно. Гораздо проще выдумывать небылицы и заниматься самообманом. Поэтому подлинная наука всегда остается уделом меньшинства, поскольку она преисполнена сомнениями и кропотливым трудом. Конечно, важно порой на какое-то время перестать сомневаться, отвлечься и погрузиться в жизнь. В этом нам помогают любовь и творчество. А невежество лучше оставить мракобесам…
46. Сомневаюсь, что мне удалось и когда-либо удастся окончательно избавиться от страданий. Нам просто приходится жить с этим. Иногда бывают светлые дни, иногда нет. Абсолютное избавление от страданий, скорее всего, к нам приходит лишь со смертью. Мы люди и без чувств жизнь лишается для нас всяких красок. Но за возможность чувствовать всегда есть своя цена, которую мы рано или поздно платим. И даже осознание, что все это временно и непостоянно, не способно целиком и полностью избавить нас от переживаний.
47. Наше бытие, которое является удивительным процессом и платформой для любого вида деятельности, в то же время не может целиком и полностью нас удовлетворять. Поскольку, если в какой-то момент мы испытаем полное и окончательное удовлетворение от жизни, то таковой жизни настанет конец. И потому наш удел метаться от временной неудовлетворённости чем-либо к временной удовлетворенности чем-либо. Это есть качели нашего сознания и всей нашей жизни.
48. Не всем по зубам жить в понимании отсутствия какого-то глобального смысла и сохранить при этом здравомыслие и достоинство. Некоторым людям нужен BDSM элемент в плане мировоззрения. И потому на какой-то период они выбирают узконаправленные проявления религии или политики. И за это их трудно винить. Во всяком случае до тех пор, пока они не начинают небрежно навязывать свои взгляды окружающим.
49. В том то и дело, что любовь не нуждается ни в каких идеологических, политических и экономических ярлыках. Подлинная любовь самодостаточна, открыта и понятна. И потому ей всегда будет чуждо все, что ей не является.
50. Многим людям довольно непривычно принимать тот факт, что отсутствие глобального смысла жизни несёт в себе бесконечно больше потенциала, чем его наличие. Поскольку, в виду отсутствия четкого ориентира, жизнь является колоссально вариативной и не замыкается сама в себе. Кто-то однажды сказал: «В бесконечности царит безразличие, невозмутимость и всеналичие». Пожалуй, этот поэтичный взгляд на мир наиболее точно отражает суть, которую мы по неведению или кратковременной нужде бытия спешим заключить в различные формы.
51. Разве мы не единая звездная пыль, что просто по прихоти физики разделилась на части и устроила карнавал, где мы можем встречаться и расставаться?
52. Грань между здравомыслием и безумием зиждется на возможности осмыслить жизненные трудности таким образом, чтобы остаться гуманным. Если объем жизненных трудностей больше ресурсов мозга для их осмысления, то человек становится безумным и лишенным сострадания. Если объем ресурсов мозга позволяет осмыслить жизненные трудности и сохранить гуманность, тогда человек становится мудрым и сопереживающим.
53. Вполне эффективный способ избавить себя от страданий после утраты близких заключается в том, чтобы заблаговременно уйти самому. Но этот же способ обрекает ваших близких на эти страдания. Ведь часть вас продолжает жить в их разуме и причинять им боль. И выходит, что цикл замыкается и круговорот страданий неизбежен. Утешением же здесь является осознание того, что все временно. И страдания не исключение.
54. По итогу любовь есть самое главное. Если человек рядом, но нет к нему любви и теплых чувств, то и человека этого для нас будто не существует. Но, если есть любовь и теплые чувства, но человека вдруг не оказывается рядом, он все равно по-прежнему и до конца времён существует в наших сердцах. Вот и выходит, что любовь есть вечная жизнь, что переходит из сердца к сердцу.
55. Самые тяжелые для разума моменты есть моменты наедине со своей душевной болью. Эти моменты могут быть плодотворны, но лишь до поры. И потому эти моменты должны быть в меру краткими, чтобы не свести с ума, и в меру долгими, чтобы научиться понимать и принимать эту боль. Надеюсь, что моя боль не лишена этой меры. А если и лишена, то безумие станет моим спасением.
56. Нам никогда не дано целиком познать боль другого человека без личного опыта переживания этой боли. Но это не должно нам мешать проявлять сострадание. Иначе этот мир обречен.
57. Мир стремительно меняется, хоть и остается прежним в своем непостоянстве.
58. Временами становится не по себе от мысли, что я, будучи еще в утробе, подписал негласный контракт эволюции о том, что я буду испытывать теплые эмоции и чувства по отношению к другим живым существам, а потом буду платить за это болью и разочарованием. Но, раз уж я не выбирал то, кем, где и когда родиться, то остается только достойно прожить столько, сколько отмерено природой.
59. Эмоции и переживания породили сознание. Они же подливают топливо в работу нашего разума. Поскольку без эмоциональных мотивов разум не будет функционировать. И даже любопытство и потребность в познании вызвана либо дискомфортом от незнания чего-либо, либо удовлетворением от получения новой информации.
60. Нет никакого линейного времени. Есть лишь непрерывное настоящее. Будущее - это иллюзия, которую формирует наш мозг для адаптации к реальности. А прошлое – это информация, которая нужна нам, как некий опыт. И только непостоянное, неуловимое настоящее находится в нашем распоряжении, да и то лишь на какое-то время.
61. Мы уже родились, просто еще не прошло достаточно времени, чтобы это понять. Мы уже встретились, просто еще не прошло достаточно времени, чтобы это понять. Мы уже расстались, просто не прошло достаточно времени, чтобы это понять. Мы уже умерли, просто еще не прошло достаточно времени, чтобы это понять.
62. Люди одинаково улыбаются на всех языках. Одинаково чувствуют радость во всех странах. Одинаково переживают боль во всех нациях. Одинаково имеют возможность любить. Разве это не повод стать чуть более сострадательными друг к другу?
63. Человек не стремится ценить время, а уже хочет бессмертия. Человек не учится грамотно использовать природные ресурсы, но уже грезит о вечном двигателе. Человек не желает отказываться от рабских привычек, но кричит о свободе. Человек неспокоен умом и конфликтует с собой, но мечтает о мире. Человек желает сделать гигантский скачок в технологиях, но не готов идти к цели усердно и последовательно. Человек не познал саму жизнь, но уже наделяет ее смыслом и навязывает этот смысл другим. Нужен ли такой человек самому себе?
64. Человечество превратило бога из понятной, согревающей и объединяющей любви в алчное и невежественное нечто, которому нужны тысячи дорогих храмов, сотни тысяч властных наместников и миллионы суеверных невежд. И потому сегодня многие так называемые «безбожники», отрицая церковь в современном своём проявлении, оказываются ближе к богу, чем поборники этой церкви. Потому что для безусловной любви и человеческой заботы этим «безбожникам» не нужна религиозная мишура. Минуя ненужных посредников, эти люди становятся оплотом подлинной веры, которая дает надежду на новое и светлое будущее.
65. Лучший храм – это храм любви в нашем сердце. Поскольку этот храм способен согреть и внушить надежду даже в самые темные времена.
66. Чувства и переживания всегда были и будут более близки реальности, чем слова, которые являются лишь следствием этих чувств и переживаний. Однако мы можем подобрать слова таким образом, чтобы неизменно донести хоть что-то из того сокровенного, что творится в нашей душе. И потому способность быть простым и искренним в своих словах не должна недооцениваться.
67. Все мы лишь пассажиры в автобусе под названием жизнь. Мы зрители нашего подсознания. Мы смотрим на сменяющие друг друга пейзажи и общаемся с людьми, которым с нами по пути, и никогда точно не знаем, где наша остановка. Вполне возможно, что не так важно, куда и откуда мы движемся, и лучше сосредоточиться на том, как и с кем мы путешествуем. Ведь никогда не знаешь точно, когда и кому из нас предстоит покинуть транспорт, да и в такие моменты человеку нужен человек, а не какое-то там «куда-то».
68. Мы не обладаем телепатией. Однако мы можем просто не скрывать своих чувств и быть искренними. Наши зеркальные нейроны и способность к сопереживанию могут творить удивительные вещи. И порой этого достаточно, чтобы почувствовать единство с окружающим миром.
69. Легко защищать свои убеждения и судить других людей в привычной для себя обстановке. И лишь в моменты трудностей и лишений появляется возможность увидеть, насколько достойным является человек по своей сути.
70. И даже в те моменты, когда жизнь покидает пределы нашего тела, наше тело не покидает пределов жизни.
71. Человеку трудно ужиться с мыслью, что он дитя несправедливого и абсурдного мира, которому безразлично добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Для мира все это есть части одного бесконечно долгого танца, который и привел к появлению сознания. Поэтому человек обречен понимать, что его моральные притязания по отношению к миру никогда не будут исполнены в полной мере. Однако ему дана возможность достойно прожить эту жизнь хотя бы по отношению к своим близким и самому себе.
72. Быть ли мне благодарным вселенной за то, что она породила жизнь, сознание, любовь и радость? Или же мне стоит винить вселенную за то, что она породила смерть, невежество, отчаяние и горе? И что в таком случае думать, если без одного не может существовать иное? Разве не будет тогда мудрым решением принять тот факт, что мир выходит за рамки нашего двойственного мышления? Но принять его не с той целью, чтобы опустить руки, а для того, чтобы обрести мудрость. Ибо эта мудрость дает спокойствие принять то, что изменить мы не в силах, дает мужество изменить то, что мы можем изменить, и дает возможность отличить одно от другого.
73. Восприятие человека ограничено его физиологией. И даже мыслительные процессы человека нередко бывают весьма противоречивыми, будучи неспособными познать собственную природу. И потому странно было бы надеяться, что человеческое восприятие сможет познать реальность целиком и полностью. По этой же причине понимание, что мы всегда будем не знать и не понимать гораздо больше, чем знаем и понимаем, несет в себе больше смысла, чем что-либо иное. Это понимание есть вечный двигатель сознания до тех пор, пока оно существует.
74. Нелегкое это занятие - знать, что мир нередко бывает жестоким и несправедливым, но вопреки этому миру и посредством его же продолжать стремиться к любви, счастью и достойной жизни.
75. Если принимать бога, как состояние сознания, с помощью которого человек обретает умиротворение, становится способен получать радость от простых земных благ и начинает заботиться об окружении, то такому богу можно только порадоваться. Если же определять бога, как набор суеверий и неправильно истолкованных знаний, с помощью которых человек преследует личные, корыстные цели, безудержно присваивая простые земные блага и распространяя невежество, то такому богу не место в этом мире.
76. Способны ли мы представить девяносто миллиардов нейронов? Ведь примерно столько их содержится в мозге каждого из нас. Способы ли мы почувствовать каждый из этих нейронов? Что уж тогда говорить о возможности целиком и полностью осознать себя? Сознание — это иллюзия, что построена из мириад маленьких искр в нашей голове. И было бы глупо пытаться схватить её и удержать. Пожалуй, в этом понимании и заключается возможность осознать себя настолько, насколько это возможно.
77. Не стоит переоценивать психоделический опыт осознания иллюзорности нашей реальности. Поскольку это не отменяет саму реальность. Мы по-прежнему люди и по-прежнему живем в человеческом обществе. Это наш физиологический удел и постоянно избегать его было бы глупо.
78. В конечном итоге у меня нет выбора рождаться или нет. У меня нет выбора умирать или нет. Все, что у меня есть, это выбор того, насколько достойно я смогу прожить эту жизнь, не смотря на тягости и лишения этого бренного мира.
79. Человек никогда не сможет взять под контроль свой мозг, потому что контролировать некому и нечего. Сознание это разветвленный процесс нейрогенеза, где нет определенного центра, отвечающего за все биохимические процессы. Максимум, который мы можем сделать, это гармонизировать этот процесс, избежав некоторые крайние проявления. На это и ра