Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Факультет искусств
Кафедра кинофотоискусства
Л.Б.Познякова. И.М.Феоктистов
Журналистика
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению «Режиссура кино и телевидения», профиль «Режиссер неигрового кино и телефильма».
Санкт-Петербург
СПбГИК
УДК | Получается в библиотеке автором | |||
ББК | Получается в библиотеке автором | |||
Здесь должен стоять авторский знак | ||||
Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № _ от ______________ в качестве ______________ | ||||
Рецензенты: | ||||
Здесь пишется автор издания | ||||
Здесь должен стоять авторский знак | Учебно-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Журналистика» адресованы студентам, проходящим обучение по направлению «Режиссура кино и телевидения» по профилю «Режиссер неигрового кино и телефильма». | |||
Здесь пишется аннотация учебного издания | ||||
УДК | Получается в библиотеке автором | |||
ББК | Получается в библиотеке автором | |||
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019 | ||||
Оглавление
Введение. 4
1. Рекомендации по освоению основных этапов «жизненного цикла» аудиовизуального произведения. 5
1.1. Формат и техническое задание. 6
1.2. Сценарная заявка и синопсис. 9
|
2. Рекомендации по изучению темы литературно-режиссерский сценарий. 12
2.1. Рекомендации по выполнению творческого задания. 16
Заключение. 21
Словарь основных терминов. 22
Список рекомендованной литературы.. 26
Приложение 1 (формат телеканала) 28
Приложение 2 (техническое задание) 30
Приложение 3 (сценарии телефильмов) 34
Введение
Методические рекомендации по дисциплине «Журналистика» адресованы студентам, обучающимся по направлению «Режиссура неигрового кино и телефильма».
Профессиональная деятельность режиссера неигрового кино и телефильма во многом связана с журналистской деятельностью, т.к. в процессе создания аудиовизуальных произведений он зачастую выполняет и роль автора, и интервьюера, и исследователя. Изучение основ творческой деятельности журналиста и основ журналистского мастерства призваны способствовать развитию личности обучающегося, а также будут способствовать его более успешной профессиональной работе.
Дисциплина «Журналистика» направлена на формирование у обучающихся базовых представлений о теории и практике работы журналиста на различных медиа платформах, на развитие навыков работы с источниками информации, сбора, анализа, структурирования информации при подготовке журналистских материалов для неигрового кино, печатных СМИ, ТВ, радио и Интернет-изданий, а также на формирование базовых умений по созданию информационных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов и визуальному оформлению данных при помощи различных программных средств.
Целью изучения дисциплины является формирование необходимых знаний о сущности и специфике роли журналистики в социокультурном и политическом контексте, понимание психологических особенностей журналисткой деятельности, получение представления о составляющих процесса создания журналистского материала от планирования до публикации на различных платформах (печатные и электронные СМИ, радио, ТВ) и особенностях работы журналистов в рамках различных функциональных ролей в различных производственных циклах, а также о специфике наиболее распространенных форматов представления информации.
|
В данных методических рекомендациях сделан акцент на подготовку обучающихся (в ходе их самостоятельной работы по подготовке к семинарским занятиям и исполнении творческих заданий) на реальный практический аспект журналисткой деятельности на телевизионных каналах.
В данных методических рекомендациях приведены планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения и для самоконтроля; приложения состоят из примеров журналистских практических телевизионных работ, приводится список рекомендованной литературы по дисциплине.
Рекомендации по освоению основных этапов «жизненного цикла» аудиовизуального произведения
В данных рекомендациях основной акцент сделан на теме «жизненный цикл» аудиовизуального произведения вне зависимости от жанра – это может быть и специальный репортаж, и разовая телепрограмма или телефильм, и рекламно-презентационный видеопродукция, и рассчитанная на длительный показ цикловая программа.
|
Под «жизненным циклом» аудиовизуального произведения подразумеваются профессиональные этапы подготовки, производства и архивирования данной продукции, начиная от технического задания, замысла, синопсиса, сценарной заявки, полноценного литературного сценария до съемочного процесса, постпродакшена и сдачи готового произведения телеканалу (или заказчику), а также оформлению необходимой документации.
По теме «телевизионная журналистика» существует достаточное количество учебной и теоретической литературы (см. приложение), однако, …
Говоря об особенностях журналистской работы на телевидении, необходимо иметь ввиду довольно общеизвестное положение, характеризующее суть журналистской профессии в целом. Журналистика – это синтез общественно-политической деятельности и творчества, предполагающий необходимый уровень профессионального мастерства. Первое определяет выбор проблем и тем, понимание социальной значимости журналистского материала и уровень ответственности за возможные социальные последствия. Это как бы суть, содержание профессии. Второе влияет на форму ее реализации – выбор жанра и необходимых изобразительно-выразительных инструментов. Как и в любом другом явлении, содержание и форма диалектически неразрывны. Беспредельно гениальная идея может потерпеть крах, если ее автор не владеет формальной стороной профессии, и, наоборот, безупречное владение техникой профессии вряд ли спасет проект, слабый в творческом плане.
Понимание особенностей технологии производства, причем далеко не только «технических» его аспектов, но и организационных, и творческих, сможет стать базой для обучающегося в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Для того, чтобы выпускник понимал, что его ждет в начале его трудовой деятельности на телеканалах, видеостудиях, интернет-платформах и т.д., в данных рекомендациях мы рассмотрим основные составляющие принципиально важных этапов создания аудиовизуального произведения, а именно:
- составление технического задания;
- создание сценарной заявки;
- написание логлайна, синопсиса, аннотации;
- особенности телевизионного сценария;
- телевизионный формат – требования и ограничения.
При изучении каждой темы обучающийся должен самостоятельно проделать определенную работу, а именно:
- изучить и проанализировать предложенную учебную литературу;
- просмотреть по обозначенному списку телевизионные проекты;
- выполнить творческие задания.
Самоподготовка- важнейший этап при изучении данной дисциплины, потому что восприятие лекционного материала, участие в семинарах, знание видеоматериала, выполнение творческих заданий является базисом для освоения курса.